Вестник практической психологии образования
2023. Том 20. № 1. С. 5–7
ISSN: 2658-3100 (online)
От редакции
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Егоренко Т.А., Пятаков Е.О. От редакции [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 1. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2023_n1/from_editor (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Тематический номер «Психологические аспекты профессиональной подготовки педагога» журнала «Вестник практической психологии образования» посвящен обзору и анализу теоретических и практических подходов к подготовке педагогов для современной системы образования.
Стратегия развития современной системы образования диктует необходимость пересмотра подходов к обучению будущих педагогов. К современному учителю предъявляются серьезные требования, предполагающие не просто наличие высоких академических знаний, но и сформированность профессионально-важных качеств и психологической компетентности в педагогической деятельности. Учитывая высокую социальную значимость профессии педагога, условием успешной профессиональной деятельности будет являться яркая выраженность мотивации к работе с детьми, а также достижению высоких результатов в вопросах обучения, воспитания и развития учеников. Соответственно, одним из приоритетных направлений обучения будущих педагогов является формирование их психологической компетентности. Модернизация системы подготовки будущих педагогов ориентирована на профессионально-личностное становление в педагогической деятельности и создание условий, в которых оно происходит.
В номере рассмотрены актуальные аспекты организации профессиональной подготовки современного педагога, такие как:
- подходы к содержанию психолого-педагогической подготовки;
- современные технологии психолого-педагогической подготовки;
- проблемные зоны содержания и технологий психолого-педагогической подготовки.
Центральной задачей профессиональной подготовки будущего педагога является развитие у него качеств и компетенций, позволяющих быть профессионально и личностно успешным. В статье «Подходы к психологическим детерминантам профессионального становления педагога на этапе обучения в вузе» автор проводит обзор психологических подходов к понятию профессионального становления педагога на этапе обучения в вузе. Обозначаются векторы изучения процесса профессионального становления педагога, представлены психологические детерминанты процесса профессионально-личностного развития.
В статье Е.Г. Ожоговой представлен анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов начального общего образования. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональной деятельности педагога с позиции факторов психологической готовности, эмоционально-ценностного отношения и профессиональной идентичности.
С.П. Санина в своей статье «Формирование профессиональной готовности студентов к организации совместной учебной деятельности младших школьников» анализирует подходы к проблеме развития профессионально важной компетенции учителя начальных классов выстраивать взаимодействие с учащимися и учащихся между собой как совместной учебной деятельности. Особое внимание в статье уделено важному аспекту, как студенты осваивают способ проектирования уроков.
В совместной статье Е.В. Коротаевой и А.С. Андрюниной представлен опыт работы образовательной деятельности с будущими учителями в формате интерактивного обучения. Раскрывается содержание интерактивного подхода, который опирается на положения символического интеракционизма, в котором подчеркивается не только однонаправленный контакт, но и обратная связь. Демонстрируются позитивные результаты внедрения интерактивного подхода в обучении будущих педагогов.
Достижение предметных образовательных результатов обучающимися — одна из важнейших задач профессиональной деятельности педагога. Статья «Психолого-педагогические приемы работы над ошибками младших школьников при освоении математических понятий» В.Л. Соколова представляет результаты разрабатываемой методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий. В статье рассматриваются причины ошибок, допускаемых младшими школьниками при освоении математических понятий, описываются приемы работы над ошибками.
А.А. Адаскина в своей статье рассматривает особенности подготовки бакалавров — будущих учителей начальной школы к преподаванию литературы по системе развивающего обучения. В статье представлены читательские установки студентов, мешающие грамотному анализу художественных текстов и грамотному преподаванию литературного чтения. Автор анализирует формы работы в рамках изучения методики начального литературного образования, связанные с формированием установки на преподавание литературы как предмета эстетического цикла.
Одной из центральных задач педагогической деятельности является воспитание, направленное на достижение личностных образовательных результатов обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. В статье «Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников» М.А. Егоровой и А.М. Тереховой анализируются риски психологического благополучия в связи с нахождением в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, а также негативные последствия бесконтрольной цифровизации среды. Представлены преимущества системно-деятельностного подхода к организации воспитательной работы в школе.
Н.П. Мурзина и Е.В. Чердынцева в своей статье представляют решение проблемы проектирования средств оценки профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования по модулю воспитательной деятельности «Ядра высшего педагогического образования». Обозначаются перспективы дальнейшей деятельности по определению уровней сформированности компетенций модуля воспитательной деятельности у будущих учителей начальных классов на основе создания компетентностно-ориентированных профессиональных заданий.
Важной профессиональной компетенцией современного педагога является способность к организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья М.В. Енжевской содержит обзор принципов организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена компетентностная модель организации образовательного процесса в начальной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет исключить предикторы и триггеры микросоциальной эксклюзии.
Умение организовывать совместную учебную деятельность является значимой компетенцией современного учителя. В статье коллектива авторов И.В. Воронковой, М.Д. Расторгуевой и М.О. Енуковой представлены особенности коммуникативных компетенций, учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников, обучающихся в разных дидактических системах: в системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова и в системе традиционного обучения. Представленные в статье результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что система развивающего обучения в наибольшей степени позволяет создать условия для раскрытия возможностей младших школьников: на уроках создаются проблемные ситуации, включаясь в которые дети реализуют потребности в самостоятельном приобретении знаний и во взаимодействии как с учителем, так и со сверстниками.
Представленные в тематическом номере материалы достаточно подробно и многогранно освещают проблему психологического аспекта профессиональной подготовки педагога, надеемся, он вызовет интерес и будет полезен исследователям проблем современного образования, педагогам, методистам и педагогам-психологам образовательных учреждений.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 93
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 46
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0