Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации

83

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: доклад

Получена: 14.04.2024

Для цитаты: Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2024_n1/Rubtsov_Leonova (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

Сегодня Психологическая служба системы образования действует в условиях новых социальных рисков и вызовов. Они обусловлены:

  • значительным увеличением численности детей, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  • ростом числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-инвалидов, студентов с признаками ПТСР;
  • увеличением численности обучающихся, имеющих иностранное гражданство;
  • обучающихся, у которых выявлен высокий уровень вероятности проявлений рискового (в том числе, аддиктивного) поведения;
  • а также детей из числа семей участников СВО.

С учетом новых социальных рисков и вызовов можно обозначить наиболее острые проблемы, которые мешают эффективной работе Психологической службы в системе образования.

Во-первых, следует признать, что существующая модель Психологической службы в системе образования в полной мере не может сегодня обеспечить решение задач, обусловленных новыми социальными рисками и вызовами, и требует совершенствования.

Во-вторых, сложившаяся система ресурсного обеспечения специалистов психологической службы образования (нормативно-правового, финансового, кадрового, программно-методического, особенно система оплаты труда) затрудняет эффективное функционирование психологических служб в системе образования.

В-третьих, действующая система профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в системе Психологической службы образования не обеспечивает должный уровень формирования у них необходимых профессиональных и межпрофессиональных компетенций, что не может не сказываться на эффективности деятельности Службы.

Приведу некоторые данные.

Для изучения уровня профессиональной подготовки педагогов-психологов, работающих в системе образования Российской Федерации, в мае 2023 г. ФКЦ МГППУ провел мониторинг профессиональной подготовки педагогов-психологов, в котором приняли участие более 54 тыс. педагогов-психологов из 83 субъектов Российской Федерации и 4 вновь присоединенных территорий.

По результатам исследования 77% педагогов-психологов (41 796 чел.) осуществляют профессиональную деятельность на основании высшего профильного образования. Только 17% (8 965 чел.) имеют высшее педагогическое образование с профессиональной переподготовкой по психологии. На основании высшего непедагогического образования с профессиональной переподготовкой по психологии работает 3% педагогов-психологов (1 760 чел.). В то же время в системе Психологической службы образования работают педагоги-психологи, которые имеют только среднее профессиональное образование — 3% (1 595 чел.), что не отвечает требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

При этом специалитет окончили 44% (23 693 чел.) педагогов-психологов. Диплом бакалавра о высшем профильном образовании имеют 25% (13 615 чел.) педагогов-психологов; диплом магистра о высшем профильном образовании — 8% (4 488 чел.).

Мониторинг также показал, что педагоги-психологи регулярно повышают свой профессиональный уровень благодаря освоению программ повышения квалификации, предпочитают при этом краткосрочные курсы по заочной форме обучения.

Более половины специалистов не имеют квалификационной категории.

Примечательно, что только 8% педагогов-психологов являются кураторами и наставниками для менее опытных коллег, что актуализирует задачу развития системы наставничества для молодых профессионалов.

Также хочу сказать, что по заданию Министерства просвещения Российской Федерации в сентябре 2023 года проводился мониторинг уровня заработной платы педагогов-психологов (психологов в сфере образования). По результатам мониторинга получается, что средний уровень заработной платы педагогов-психологов в образовательных организациях Российской Федерации составляет 39 228 р. при средней заработной плате по России в 56 937 р. Причем в дошкольных образовательных организациях заработная плата у педагогов-психологов ниже, чем в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования.

Очевидно, что в условиях современных вызовов, угроз и социального напряжения уровень заработной платы педагога-психолога не сопоставим с объемом решаемых задач и его реальной нагрузкой.

Для решения обозначенных проблем и в целях реализации национальных целей развития Российской Федерации, создания условий повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений и развития профессиональной деятельности педагогов-психологов в настоящее время в системе образования и социальной сфере предпринимаются системные меры, направленные на совершенствование деятельности Психологической службы в системе образования России. Коротко обозначим основные направления этой важной работы, их четыре.

Направление 1. Актуализация Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года и плана ее реализации.

До настоящего времени, как известно, стратегия развития профессиональной деятельности педагогов-психологов в системе образования опирается на принятую до 2025 года Концепцию развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации и соответствующий План мероприятий по ее реализации (утвержден Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн).

Актуализация Концепции в версии до 2030 года направлена на решение новых задач. К ним относятся:

  • формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе общего образования, среднего профессионального образования, и что не менее важно, высшего образования;
  • реализация модели многопрофильной психологической службы системы образования, предоставление психолого-педагогической помощи на разных уровнях и видах образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;
  • выработка мер системного подхода к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью,
  • разработка модели инклюзивной образовательной организации, в том числе системы ресурсной поддержки образовательных организаций по обеспечению инклюзии (в рамках МКП);
  • разработка программ наставнической помощи молодым специалистам — педагогам-психологам (психологам в сфере образования);
  • закрепление нормативов штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;
  • совершенствование системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;
  • формирование региональных систем оказания психолого-педагогической, в том числе экстренной и кризисной, помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп.

Проект Концепции в настоящее время подготовлен, прошел широкое обсуждение и находится на этапе согласования.

Направление 2. Актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Разрабатывая актуализированную версию Профстандарта, эксперты и разработчики исходили из того, что необходимо предусмотреть в его структуре трудовые функции, которые позволят приобретать компетенции, необходимые для решения новых профессиональных задач, эффективно работать в новой социальной ситуации. Проблема решается за счет включения в структуру Профстандарта новых трудовых функций. Укажем, в чем их специфика.

  1. Необходимо сохранить целостный подход к системе психологического сопровождения всей линейки уровней образования, предусмотреть в структуре актуализированного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» обобщенной трудовой функции по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования. Содержание данной трудовой функции должно учитывать возрастную специфику обучающихся при реализации форм и методов психолого-педагогического сопровождения студентов, а также оказания необходимой психологической помощи и психологического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями, сопровождения профессионального самоопределения студентов, вовлечения их в волонтерскую деятельность.
  2. Следует учитывать особенности обучающихся и специфические задачи психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования и профессионального обучения, в том числе:
  • задачи трудовой адаптации,
  • подходы к оценке динамики развития общих компетенций,
  • особенности индивидуального учебного плана для ускоренного обучения, индивидуального образовательного маршрута для обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы,
  • задачи профилактики различного рода негативных проявлений среди детей и молодежи,
  • особенности постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Все это требует разработки и включения в актуализированный профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» обобщенной трудовой функции по психолого-педагогическому и методическому сопровождению реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования.

  1. При необходимости включения в Профстандарт обсуждаемых трудовых функций следует исходить из того, что запрос на оказание кризисной помощи требует владения методами и технологиями оказания экстренной психологической помощи различным категориям, пострадавшим в экстренной ситуации, супервизии, прогнозирования психологических последствий экстремальной и кризисной ситуации, оценки рисков возникновения повторных ситуаций. Это предполагает включение новой обобщенной трудовой функции «Оказание экстренной и кризисной психологической помощи субъектам образовательного процесса» на первичном и специализированном уровнях и их закрепление за педагогами-психологами / психологами образовательных организаций и ППМС-центров.
  2. Уровень сложности профессиональных задач педагогов-психологов / психологов ППМС-центров, психолого-педагогические особенности целевых групп детей и обучающихся, нуждающихся в такой помощи, ставят задачи четкого распределения трудовых функций, которые должен выполнять педагог-психолог / психолог ППМС-центра. Реализация данного положения возможна за счет включения в актуализированный профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» обобщенной трудовой функции по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях ППМС-центров. Должно быть предусмотрено описание требований к задачам психологической экспертизы программ и оценки психологической безопасности образовательной среды, консультированию по проблемам предотвращения случаев суицидов, профилактики буллинга, девиантного и противоправного поведения несовершеннолетних, профориентации обучающихся, имеющих ограничения в выборе профессионального пути, и др.
  3. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования, создание индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ, а также составление адаптированных образовательных программ, командное взаимодействие по организации ресурсного обеспечения инклюзивной образовательной среды ставят задачу определения в качестве отдельной обобщенной трудовой функции в структуре актуализированного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
  4. Работа педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждения должна соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и основываться на специфике работы педагога-психолога с детьми раннего возраста, дошкольного возраста, что ставит задачу включения в актуализированный проект профессионального стандарта обобщенной трудовой функции по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования.
  5. В целях формирования действий специалистов, их умений и знаний по использованию современных цифровых технологий, платформ, инструментов и сервисов для оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, а также психолого-педагогического и методического сопровождения реализации образовательных программ (предлагается также ввести) обсуждается вопрос о включении в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» трудовые функции, отражающие владение цифровыми компетенциями.

В семи названных позициях представлены особенности актуализированной версии Профстандарта.

Направление 3. Совершенствование системы профессиональной подготовки педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в современных условиях развития системы образования.

В самом общем виде новую стратегическую задачу подготовки специалистов (педагогов-психологов) можно обозначить как формирование междисциплинарных компетенций специалистов, позволяющих им успешно работать в командах и оказывать необходимую помощь различным категориям обучающихся. Ее решение, как показывает опыт работы ряда университетов и социально ориентированных НКО, в значительной мере достигается за счет освоения студентами метода выявления, оценки и применения лучших социальных (прежде всего, образовательных) практик, основанных на принципе доказательности.

При таком подходе для полноценного решения обозначенной проблемы подготовки специалистов ключевыми становятся следующие меры.

  1. Анализ, выявление и оценка лучших педагогических технологий (лучших практик), обеспечивающих формирование межпрофессиональных компетенций у студентов, необходимых для эффективного взаимодействия при работе с различными категориями обучающихся, включение этих практик в систему профессиональной подготовки специалистов.
  2. Создание Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования для специалистов психологических служб в образовании.
  3. Научно-методическое взаимодействие и сотрудничество в области стандартизации методов психологической диагностики и верификации коррекционно-развивающих и профилактических программ.
  4. Создание платформы оценки / самооценки квалификации педагогов-психологов и системы методического сопровождения, а также конструктора программ ДПО на основе выявленных профессиональных дефицитов.
  5. Формирование цифровой образовательной среды с доступом вузов к системе учебно-методических материалов, спецпрактикумов, симуляторов, визуальных лабораторий, библиотек видеокейсов.
  6. Разработка и сопровождение внедрения системы добровольной сертификации квалификации педагогов-психологов.
  7. Введение цифрового портфолио осваиваемых профессиональных компетенций для студентов и независимой оценки квалификации для выпускников (профессиональный / демонстрационный экзамен), системы наставничества и сопровождения молодых специалистов.
  8. Целесообразно также предусмотреть масштабирование проекта «Психолого-педагогические классы», создание условий для приоритетного поступления на психолого-педагогическое направление подготовки высокомотивированных на профессиональную деятельность выпускников школ. Включение в перечень направлений Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» направления «Психолого-педагогическое образование».

Реализация комплекса обозначенных мер уже в ближайшее время позволит преодолеть недостаточный уровень квалификации большей части работающих педагогов-психологов, необходимый для решения сложных профессиональных задач, и в целом — снизить известный дефицит педагогов-психологов в системах образования значительного количества субъектов РФ.

Направление 4. Новое направление совершенствования работы Психологической службы — проектирование и запуск цифровой платформы Психологической службы образования.

Цифровая платформа разрабатывается ФКЦ МГППУ совместно со специалистами Минпросвещения России в целях повышение доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений.

Приоритетными задачами в рамках разработки архитектуры платформы определены следующие.

  1. Оказание системы круглосуточной психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям) во всех субъектах РФ, включая:
  • психологическое консультирование;
  • психопросвещение;
  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию.
  1. Построение цифровой инфраструктуры психологической службы в системе образования, создающей возможность для:
  • сетевого взаимодействие специалистов Службы;
  • автоматизации процессов по ключевым направлениям деятельности педагога-психолога;
  • выработки единых стандартов оказания психологической помощи и формирования цифровых реестров инструментария педагога-психолога;
  • фиксации результатов психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
  • мониторинга качества и доступности психологической помощи.

На данном этапе уже разработаны:

  • личный профиль и кабинет педагога-психолога с ролью «Главный внештатный педагог-психолог»;
  • раздел консультирования и форма отчета педагога-психолога после аудио-, видеоконсультирования или чат-консультирования пользователя;
  • алгоритмы подбора педагога-психолога с помощью настраиваемых фильтров: тип консультации (аудио, видео, чат), категории, спектр проблем, язык общения и другие;
  • личные кабинеты пользователей, в которых имеется возможность работы с записями консультаций, результатами и рекомендациями;
  • критерии и формы оценки удовлетворенности качеством оказанной психологической помощи для пользователей;
  • критерии мониторинга качества и доступности оказания психологической помощи на платформе.

Кроме того:

  • дополняются и разрабатываются инструкции пользователей платформы, а также регламент работы на платформе;
  • разрабатывается контент-наполнение платформы как в текстовом, так и видеоформате, предоставляемые пользователю в зависимости от профиля — несовершеннолетние разных возрастных групп, родители (законные представители);
  • формируется реестр профилактических и коррекционно-развивающих программ с доказанной эффективностью.

Сейчас идет подготовка к предварительным испытаниям программного обеспечения и его опытной эксплуатации. В опытной эксплуатации ЦП «Цифровой психолог» примут участие ППМС-центры в Тюменской области, Санкт-Петербурге, Челябинской области и Новосибирской области, Алтайском крае, Хабаровском крае. В ходе опытной эксплуатации планируется дальнейшее расширение функционала и наполнение платформы контентом.

Вместе с тем, очевидно, что остается немало вопросов, связанных с введением ЦП. Принципиальными являются:

  • выработка этических норм оказания психологической помощи;
  • формирование доверия населения к возможности получения высокопрофессиональной психологической помощи на цифровой платформе.

По понятным причинам эти вопросы должны стать предметом особого внимания и широкого обсуждения.

Заключение.

Несколько слов о значении главных внештатных педагогов-психологов в деле совершенствования Психологической службы образования, их роли в развитии самого профессионального сообщества: сейчас становится все более очевидно, что значение этого профессионального института в структуре Службы трудно переоценить.

Так, в рамках координации взаимодействия главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации в 2023 году был проведен цикл стратегических сессий «О совершенствовании деятельности Психологической службы в системе образования Российской Федерации».

Достаточно только перечислить темы стратегических сессий, чтобы понять значимость тех проблем, решение которых взял на себя институт главных внештатных психологов. Это:

  1. «О системе экстренной психологической помощи: психологическая помощь в экстренной и кризисной ситуации», интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1780
  2. «Об актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: новые задачи и компетенции», интернет-ресурс: https://mgppu.ru/news/12245
  3. «О межведомственном взаимодействии при оказании психологической помощи», интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1830
  4. «О современной модели психологической службы и совершенствовании деятельности ППМС-центров», интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1885
  5. «О создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями», интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1893
  6. «О совершенствовании системы подготовки педагогов-психологов», интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1988

Этот перечень не заканчивается и будет продолжен.

В целях совершенствования работы при участии главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации только что разработан проект методических рекомендаций по вопросам организации деятельности главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации. Его реализация позволит:

  • привлекать кандидатуры главных внештатных педагогов-психологов в субъекте Российской Федерации из числа опытных и авторитетных специалистов, имеющих высокую мотивацию к созданию эффективной профессиональной психологической службы;
  • определить возможность получения главным внештатным педагогом-психологом в субъекте Российской Федерации статуса советника на общественных началах руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, его включение в составы коллегиальных органов, создаваемых для организации межведомственного взаимодействия;
  • формализовать требования к задачам главного внештатного педагога-психолога в субъекте Российской Федерации.

Такие меры, бесспорно, будут в целом способствовать эффективной работе Службы.

И еще несколько слов о Федерации психологов образования России.

В следующем году пройдет очередной съезд Федерации психологов образования России. Это — 20-летний юбилей. Сейчас это авторитетная профессиональная организация, которая объединяет психологов образования России (ФПОР). Осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития Психологической службы в системе образования Российской Федерации. В нашей организации зарегистрированы и действуют региональные отделения на территории 56 субъектов Российской Федерации в 8 федеральных округах.

Объединение специалистов региональных отделений и экспертов общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» в работе по выявлению и независимой оценке лучших практик работы с трудностями детей в обучении, созданию инклюзивной образовательной среды, а также обоснованию методов психолого-педагогического сопровождения позволило

на федеральном уровне:

  • организовать ежегодный конкурс лучших психолого-педагогических программ;
  • создать реестр рекомендованных психолого-педагогических программ;
  • обеспечить обсуждение и трансляцию полученных результатов в сетевом журнале «Вестник практической психологии образования» (включен в перечень ВАК);
  • получить полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

на межрегиональном уровне такое объединение позволило организовать:

  • разработку научно-образовательных продуктов методической направленности (для педагогов-психологов);
  • экспертизу по верификации профилактических, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных психолого-педагогических программ;
  • стандартизацию диагностического инструментария специалистов психологических служб.

Федерация психологов образования России совместно со специалистами МГППУ и многими экспертами Психологической службы является инициатором и разработчиком первой и последней версий профстандарта «Педагог-психолог», 3 профстандартов социальной сферы, имеющих межведомственный характер (профстандарт «Психолог социальной сферы» утвержден в 2023 г.).

Приоритетные направления развития позволили Федерации выступить организацией, объединяющей профессиональное сообщество в решении задач в области развития службы практической психологии в системе образования. Среди значимых мероприятий важно отметить:

  • участие в реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России»;
  • проведение Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде и ведение открытого реестра рекомендованных педагогических программ и технологий в образовательной среде по результатам конкурса;
  • победа в конкурсах президентских грантов, грантов мэра Москвы, «Москва — добрый город» и осуществление проектов «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей», «Просветительский проект “Студент+”», «Экосистема детства: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Оценивая сегодня деятельность и перспективы развития Психологической службы образования, я хочу поблагодарить:

  • своих коллег и соратников,
  • Федерацию психологов образования России,
  • Московский государственный психолого-педагогический университет,
  • команду главных внештатных психологов,
  • наших ближайших коллег — Российскую академию образования,
  • Национальный медицинский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации,
  • Центр экстренной психологической помощи МЧС России,
  • Агентство стратегических инициатив,
  • общественную организацию «Союз охраны психического здоровья»
  • и конечно, наш профильный департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (Л.П. Фальковская).

Поблагодарить всех тех, кто укрепляет Психологическую службу системы образования и является сегодня реальной опорой ее деятельности, основой эффективной работы в непростой социальной ситуации — в условиях новых социальных рисков и вызовов.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Координатор Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 771
В прошлом месяце: 187
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 83
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3