Культурно-историческая психология
2009. Том 5. № 2. С. 118
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Когнитивная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гальперин П.Я., Адмиральская И.С. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 2. С. 118.
Полный текст
П. И. Зинченко мы обязаны тем, что в своей фундаментальной монографии он первый начал систематическое изучение непроизвольного запоминания и показал его огромное, ведущее значение в жизни и в обучении. Наш опыт поэтапного формирования умственных действий и понятий принес много фактов, подтверждающих эти идеи П. И. Зинченко. Не имея сейчас возможности изложить самые факты, я кратко отмечу некоторые выводы (которые, собственно, и представляют основной интерес).
- Произвольное запоминание формирует умение точно воспроизводить индивидуальные черты материала как объекта дальнейшей, конкретно не намечаемой работы. В отличие от этого непроизвольное запоминание формирует умение воспроизводить материал обобщенно и как руководство к решению задач на это знание. Таким образом, произвольное запоминание имеет специальное назначение — восстановление документации как предмета исследования, а непроизвольное запоминание имеет гораздо более широкое, но определенное и, так сказать, практическое значение.
- Если бы непроизвольное запоминание можно было обеспечить по содержанию и степени обобщения, то оно лучше всего отвечало бы задачам обучения. Но считается, что именно непроизвольность это исключает, что непроизвольность равнозначна бесплановости, беспорядочности и неуправляемости; американские авторы так и называют непроизвольное запоминание «случайным». И оно, действительно, является таким — при господствующей методике усвоения нового материала. В этих условиях приходится строить обучение на произвольном запоминании, на заучивании.
- Но произвольное запоминание (которое нужно сохранить для специальных целей — документального воспроизведения индивидуального материала) нуждается в специальной методике для воспитания необходимого специального умения. Повторное воспроизведение материала с контролем по результатам, которым обычно пользуются в школах, для этого весьма недостаточно. Поэтому заучивание (произвольное запоминание) остается таким трудоемким и мало эффективным средством обучения.
- Методика поэтапного формирования умственных действий и понятий устраняет
«случайность» непроизвольного запоминания. Используя новое знание — без
предварительного заучивания — сразу для решения задач и подбирая их в диапазоне
желаемого обобщения, мы планомерно обеспечиваем усвоение намеченного содержания
нового материала в заданном качестве. При такой методике непроизвольное
запоминание становится управляемым.
- Так, организованное непроизвольное запоминание обладает рядом существенных преимуществ (по сравнению с предварительным заучиванием учебного материала).
- Знание усваивается в действии, в решении задач — здесь нет разделения «усвоения» и «применения» знаний, нет бездейственных знаний.
- Усвоение знаний происходит поразительно легко и быстро.
- Знания и умения оказываются более прочными, чем при усвоении в обычном порядке («сначала заучивание, потом применение»). После значительного перерыва достаточно небольшого числа упражнений, чтобы полностью восстановить усвоенное по объему, четкости и мере автоматизации.
- При известной организации и рациональном размещении знания на учебной карточке, предметом одновременного усвоения можно сделать обширный материал — целые разделы учебного предмета. Затем в процессе решения задач эта обширная информация усваивается одновременно и так же легко, как содержание отдельного понятия. Количество усваиваемого материала может быть при этом так велико, что открывает качественно новые возможности обучения.
С. 45—47
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4102
В прошлом месяце: 113
В текущем месяце: 91
Скачиваний
Всего: 786
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3