Культурно-историческая психология
2009. Том 5. № 3. С. 111–113
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
11 Европейский Конгресс по психологии Осло, 7—10 июля 2009 года
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зверева Н.В., Нартова-Бочавер С.К., Рощина И.Ф. 11 Европейский Конгресс по психологии Осло, 7—10 июля 2009 года // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 111–113.
Полный текст
С 7 по 10 июля 2009 г. в г. Осло (Норвегия) проходил XI Европейский Конгресс по психологии (ECP 2009), организованный Европейской федерацией психологических обществ (EFPA) и Норвежской психологической ассоциацией, под общим лозунгом «Стремительно меняющийся мир — вызов психологии».Конгресс собрал более 2500 участников — психологов разных направлений и специалистов смежных наук о человеке из большинства европейских стран, а также США, Канады, Японии, Китая и др. В настоящее время Европейская ассоциация психологических обществ объединяет психологические ассоциации 34 европейских стран и более 250 000 индивидуальных членов, ее возглавляет профессор Роал Ульрихсен (Roal Ulrichsen).
Участниками Конгресса были как ведущие специалисты европейской и мировой психологии, так и молодые специалисты и студенты из разных стран.
Российские участники представляли психологические сообщества разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Ростова-на-Дону, Кургана, Челябинска и др. В число российских участников Конгресса входили более 10 сотрудников и аспирантов МГППУ.
Работа проводилась в разных формах: ключевые лекции о положении дел (State of Art) в разных областях психологии; многочисленные симпозиумы и секции (более 500); постерные сессии (3 дня). От дельно были проведены Итальянские и Русские Дни, отражающие современные направления научных исследований в Италии и России. К большому разочарованию итальянских психологов, их мероприятия не переводились на английский язык; диски с переводами материалов поспешно раздавались еще не разъехавшимся участникам практически перед закрытием Конгресса. На Конгрессе работало несколько выставок, в том числе книжные выставки ведущих издательств психологической литературы (Wiley, Hogrefe и др.), а также выставки оборудования и методик, используемых в разных направлениях практической психологии.
Тематика Конгресса была чрезвычайно широкой и включала обсуждение классических и современных проблем общей, дифференциальной, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии; широко была представлена проблематика набирающей обороты в мировой науке психологии среды.
Лозунг Конгресса нашел свое отражение и в ключевой лекции, так называемой
«Лекции открытия» (Opening Lecture), которая была прочитана латышским
психологом —
профессором В.
Вике-Фрейбергой. Ее выступление сфокусировало многие проблемы современной
психологии:необходимость мультидисциплинарного сотрудничества в работе и
подготовке специалистов, стремление к унификации диагностических и
исследовательских средств в мировой науке, выраженная практическая
направленность психологии ХХI в. Психология должна оставаться психологией и
опираться на свою методологию, как в исследовательской работе, так и в
педагогической деятельности и практике психологического консуль
тирования. Неожиданной нотой в общем контексте выступления В. Вике-Фрейберги
прозвучали слова о карательной психиатрии как исключительной особенности
социального устройства СССР, также небесспорно ее утверждение о не возможности
развития психологической науки на постсоветском пространстве без поддержки
Запада. Формат выступления не предполагал дискуссий, поэтому диалога не
было.
Большая команда российских психологов имела разные варианты участия в Конгрессе. Материалы научных сообщений российских ученых были представлены на постерных сессиях, секциях, симпозиумах, в том числе в работе специального симпозиума — Русский день. Доклады на Русском дне были сделаны Л. Цветковой (ф-т психологии СПбГУ), В. Аллахвердовым (СПбГУ), Ю. Бабаевой (МГУ им. М. В. Ломоносова), Н. Батуриным (ЮУГУ, Челябинск), А. Леоновой (МГУ им.М. В. Ломоносова), С. Малыхом (ПИРАО, Москва). Большой интерес вызвали сделанные на высоком научном уровне доклады Анны Борисовны Леоновой «Исследование здоровья и профессионального стресса в России», а также Сергея Борисовича Малыха «Генетика поведения в России: традиции и перспективы».
Доклады Ю. Бабаевой и В. Аллахвердова показали, что до настоящего времени сохраняются различия московской и санкт-петербургской психологических школ в исследованиях мышления и сознания. Тепло были приняты находящиеся в самом мэйнстриме мировой науки, изложенные на хорошем английском языке выступления молодого поколения московских психологов Ф. Барского, С. Новиковой и других.
На Конгрессе мэтры мировой психологии делились своим опытом. Огромный интерес у участников вызвала лекция Филипа Зимбардо (Philip Zimbardo, СШA) «Путешествие от психологии дьявола к героизму», в которой автор хорошо известного «Стэнфордского тюремного эксперимента» предлагал свое видение процесса превращения обывателя в «Героя» или «Дьявола», иллюстрируя собственную позицию анализом современных событий в мире. Нужно отметить, что эта лекция была прочитана Ф. Зимбардо в МГУ несколько лет назад. Интересной оказалась дискуссия между Ф. Зимбардо и автором пятифакторной модели П. Костой относительно изменчивого и устойчивого в человеческой личности. Многие секции и симпозиумы были посвящены проблемам педагогической и возрастной психологии.
Конгресс, как и многие другие научные мероприятия подобного масштаба последних лет, акцентировал необходимость изучения переходных возрастных периодов (transition into adolescence, transition into adulthood). Продолжает вызывать интерес исследование позитивных феноменов психологии, в частности морального развития человека. Неожиданной была идея о том, что взгляд на психику как развивающееся явление, присущий возрастной психологии, уже обогатился признанием роли контекста и констатацией необходимости говорить не о нормах, а о вариантах и траекториях развития; теперь же настало время перейти от дифференциально-психологического понимания развития к темпоральному, т. е. фокусироваться на продолжительности воздействия в опыте индивидуума и отнесенности этого воздействия к той или иной возрастной стадии (Robert Roe, Нидерланды).
В психологии личности важное место было отведено проблемам экологической валидности, в частности необходимости более пристального взгляда на повседневные ситуации и возможности управления и совладания с ними, в отличие от искусственно созданных экспериментальных (Ole Dreier, Дания).
В то же время широко были представлены исследования самосознания, в частности, нарративов как историй о собственной жизни и ее отдельных событиях. Эти исследования, к сожалению, содержались в основном в постерных докладах преимущественно японских психологов.
Важное место занимали исследования средовой психологии в разных ее аспектах. Так, Robert Gifford (США) в традиции К. Лоренца обсудил десять причин, препятствующих развитию просредового поведения.
Разным проблемам психологии среды был посвящен отдельный симпозиум, на котором обсуждались перспективы экологического понимания детского развития. Чрезвычайно интенсивными и новыми были идеи симпозиума, посвященного проблемам психотерапии с использованием животных, что отвечает современной ориентации практической психологии на немедикаментозные воздействия и особенно актуально для клинической психологии.
Состоялось обсуждение насущных проблем клинической психологии. В формате постерных докладов были выделены специальные сессии по нейронаукам, психотерапии, вопросам психосоматики, изучения и лечения психической патологии и патологии личности. Много работ было посвящено теме исследования автобиографической памяти. Предлагались пути диагностики и использования ее материалов в психологическом консультировании и для коррекции разных видов нарушений. Проблемы психосоматики и качества жизни пациентов на разных стадиях заболевания (или после медицинского вмешательства) также были представлены в постерах и докладах. Вопросы суицидального, агрессивного и других форм отклоняющегося поведения у подростков обсуждались во многих работах, в том числе изучался семейный фактор, а также факторы среды.
Традиционные темы патопсихологии — методология исследований, вопросы симптомообразования — также обсуждались многими участниками.
Интересными оказались симпозиумы, в контексте которых были представлены результаты изучения формирования психопатологической симптоматики (на психологическом и нейрофизиологическом уровнях). Интерес вызвали работы португальских и испанских клинических психологов.
Участие в Конгрессе позволяет утверждать, что подобные научные форумы являются настоящей школой для молодых психологов, а также способствуют повышению квалификации зрелых специалистов. Отдельные научные мероприятия нередко пересекались во времени, что неизбежно для подобных масштабных событий; несмотря на невозможность посетить все выступления, возникло ощущение интегрированности отечественной психологии в мировой процесс, ценности ее самобытных идей и необходимости пропагандировать их за рубежом. Следует создавать условия, чтобы как можно больше отечественных психологов могли участвовать в таких международных мероприятиях.
Авторы выражают благодарность руководству МГППУ за поддержку их участия в Конгрессе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2514
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 644
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0