Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 3. С. 115–122
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Нить Ариадны в лабиринте психической жизни (комментарии к выступлению П. Я. Гальперина)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: действие, умственное действие, метод психологического исследования, теория планомерного и поэтапного формирования умственных действий и понятий, психика, история психологии
Рубрика издания: История науки
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Степанова М.А. Нить Ариадны в лабиринте психической жизни (комментарии к выступлению П. Я. Гальперина) // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 3. С. 115–122.
Полный текст
Обращение к научным архивам отечественных психологов выступает одним из широко распространенных методов историкопсихологического исследования и одновременно служит средством возвращения в отечественную науку работ, по тем или иным причинам не опубликованных при жизни ученого. Именно таким образом увидели свет труды Л. С. Выготского «Психология искусства» и «Исторический смысл психологического кризиса», без которых сегодня представить его культурноисторическую психологию практически невозможно. Публикации хранящихся в архивах монографий, статей и выступлений С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии позволяют получить дополнительные сведения как о становлении психологии советского периода в целом, так и о предпосылках и истории создания отдельных психологических теорий.
Научное наследие П. Я. Гальперина: архивные заметки к выступлениям
Что касается психологической концепции П. Я. Гальперина, то, по единодушному признанию его учеников, «он был нетороплив с публикациями» [13, с. 92], «необыкновенно требователен и даже суров к себе … всегда подолгу занимался шлифовкой своих рукописей, предназначенных к публикации» [18, с. 317]. Следствием такого отношения явилось то, что многое из написанного П. Я. Гальпериным находится в его научном архиве. Причем интерес представляют не только большие работы, которых не так много, но и черновые записи и наброски, позволяющие понять, в каком направлении менялись (если менялись) представления П. Я. Гальперина. В нашей науке опыт обращения исследователей к подобного рода архивным материалам имеется — иллюстрацией этого является публикация записных книжек Л. С. Выготского на страницах «Вопросов психологии» [12].
В последнее десятилетие некоторые из архивных материалов П. Я. Гальперина увидели свет на страницах отечественных периодических изданий. Так, только в 2009 г. в журнале «Культурноисторическая психология» опубликованы две его ранние работы: «Система исторической психологии Л. С. Выготского и некоторые положения к ее анализу (тезисы)» 1935 г. [8]1 и «Учение о памяти» 1938 г. [9]2.
Следует отметить, что выступление П. Я. Гальперина на Юбилейной сессии легло в основу последующей публикации в «Вестнике Московского университета», но в то время журнал выходил иначе: было всего три серии, в том числе «Серия экономики, философии, права», в которой и была напечатана статья П. Я. Гальперина «О формировании умственных действий и понятий» [4].
Кафедра психологии философского факультета Московского университета в 50—60-е годы XX века
Прежде чем говорить о содержательной стороне сделанного П. Я. Гальпериным доклада, необходимо восстановить некоторые объективные исторические факты.
Характеризуя развитие отечественной психологической науки в 50—60-е гг., А. А. Смирнов обращает внимание на такие события, как создание специального научного журнала «Вопросы психологии» (1955), организацию общества психологов СССР (1957) и проведение ряда всесоюзных совещаний и съездов. К числу наиболее важных и широко разрабатываемых в то время проблем А. А. Смирнов относит «воплощение в конкретных исследованиях принципа единства сознания и деятельности, активного характера отражения человеком объективной реальности» [20, с. 216]. Среди работ советских психологов, посвященных изучению принципа единства психики и деятельности, А. А. Смирнов называет в том числе цикл исследований П. Я. Гальперина и его сотрудников по формированию умственных действий.
Специального внимания заслуживает сложившаяся в 50-е гг. ситуация на кафедре психологии философского факультета. В те годы кафедрой психологии заведовал А. Н. Леонтьев, а П. Я. Гальперин с 1943 г. работал в должности доцента. По мнению биографов А. Н. Леонтьева, 50—60-е гг. прошлого века оказались для А. Н. Леонтьева самыми продуктивными [14], что нашло отражение не только в большом числе его собственных публикаций, но и в создании условий для организации и проведения фундаментальных исследований в различных областях психологии. Как отмечает А. Н. Ждан, принципами деятельности А. Н. Леонтьева были «концентрация исследований на нескольких важнейших направлениях…, единство теоретической концепции как их общего основания, в качестве которой выступала теория деятельности» [10, с. 71]. В это время на кафедре психологии разрабатывались такие направления: психофизиология сенсорных процессов под руководством Е. Н. Соколова, нейропсихологические исследования под руководством А. Р. Лурии, патопсихологические исследования под руководством Б. В. Зейгарник и изучение формирования умственных действий и понятий под руководством П. Я. Гальперина. Результаты этих исследований, положившие начало крупным научным школам, активно обсуждались на конференциях и совещаниях, о чем свидетельствуют материалы Юбилейной сессии 1955 г. Правда, что касается П. Я. Гальперина, то его научный путь оказался весьма тернистым — достаточно вспомнить трудности, с которыми он столкнулся при публикации своего основного труда «Введение в психологию», но это — предмет специального разговора.
Становление теории
Начало 50-х гг. ознаменовалось для П. Я. Гальперина рядом выступлений, что можно рассматривать как официальное представление его общепсихологической концепции. Впервые П. Я. Гальперин изложил свою теорию в июле 1952 г. на состоявшемся в Президиуме АПН РСФСР Всесоюзном совещании по психологии (совещание по вопросам перестройки психологической науки на основе труда Сталина по вопросам языкознания и в свете решений объединенной сессии АН СССР и АМН СССР). У П. Я. Гальперина не было запланированного доклада — он выступил в прениях и предложил принципиально иное понимание некоторых вопросов психологии [16]. По мнению П. Я. Гальперина, в психологии намечаются две линии: с одной стороны, предложенная автором выступления и имеющая небольшое число сторонников, и с другой — линия Института психологии АПН с громадным числом сторонников. «Но … вопросы истины не решаются голосованием. Истина отображает объективную действительность, а действительность себя покажет и сумеет постоять за себя» [16, с. 99]. В этом выступлении было сформулировано представление об ориентировочной природе психики и о том, что все психические функции представляют собой конечные продукты усвоения предметных действий.
Спустя год, в июле 1953 г. П. Я. Гальперин выступил с докладом «Опыт изучения формирования умственных действий у школьников» на Совещании по вопросам психологии, специально остановившись на подробной характеристике этапов обучения умственному действию и основным направлениям его изменения [6]3. В 1955 г. П. Я. Гальперин принимал участие сразу в двух мероприятиях: в Юбилейной научной сессии [3], о которой идет речь, и в июльском совещании по психологии [5]. Судя по архивным материалам, в эти годы научная позиция П. Я. Гальперина неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры психологии Московского университета. Например, в апреле 1954 г. П. Я. Гальперин подготовил выступление на тему «Экспериментальные исследования формирования психической деятельности».
О своей теории П. Я. Гальперин рассказывал не только в узком кругу профессионалов: так, в 1955 г. он выступал с докладом «Проблема усвоения» в Институте дефектологии АПН РСФСР (ныне — Институт коррекционной педагогики РАО).
Формирование умственных действий и понятий: единство теории и практики
Обобщая сказанное, можно утверждать, что выступление П. Я. Гальперина на Юбилейной сессии было одним из первых по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, поэтому его целесообразно рассмотреть не только как итог проведенных — причем весьма значительных — исследований, но и как обозначение перспективы будущей работы. Как уже говорилось, в 1957 г. на страницах журнала «Вестник Московского университета» появилась написанная по материалам данного выступления статья. Есть все основания утверждать, что П. Я. Гальперин неоднократно ее переделывал — такая судьба была уготована абсолютно всем его работам, — сохранившиеся в архиве записи, а также опубликованные к Юбилейной сессии тезисы лишь частично совпадают с текстом статьи.
В данном случае для нас представляет интерес обращение к сохранившимся в архиве вариантам выступления и тезисов по двум основаниям:
- Во-первых, по-видимому, именно они ближе всего по своему конкретному содержанию к сделанному в мае докладу, а статья представляет собой текст, в значительной степени переработанный;
- во-вторых, зная, как П. Я. Гальперин готовил тексты выступления — как правило, записи носили лаконичный, схематичный характер, — можно предположить, что в них нашли отражение самые важные положения, вынесенные для обсуждения на сессии.
Знакомство с данными материалами позволяет выделить те принципиальные позиции, которые легли в основу гипотезы, а впоследствии и теории поэтапного формирования умственных действий и понятий:
- представление об умственном действии;
- понимание метода формирования полноценного действия (в дальнейшем метод поэтапного формирования действия с заранее заданными свойствами);
- описание основных этапов формирования умственного действия;
- выделение характеристик, параметров действия пока что без деления их на первичные и вторичные (представления о параметрах действия претерпели существенные изменения, что станет очевидным после публикации хранящейся в архиве монографии 1985 г. «Общие основы психологии»);
- составление общей характеристики ориентировочной основы действия;
- объяснение психологического механизма образования понятия.
Эти, а также другие положения доклада П. Я. Гальперина на Юбилейной сессии 1955 г. получили всестороннее освещение в последующих устных и письменных выступлениях, однако в наиболее систематизированном виде они представлены в его докторской диссертации [7], защита которой состоялась спустя 10 лет в 1965 г.
Однако выступление П. Я. Гальперина на Юбилейной сессии не позволяет получить полного, точнее говоря, общепсихологического, представления о выдвигаемой им гипотезе, в частности, в докладе речь не идет о предмете психологии, в то время как именно этот вопрос П. Я. Гальперин называл «самым насущным, самым практическим и настоятельным вопросом нашей науки» [2, с. 11]. Следует напомнить, что проблема предмета уже поднималась им в выступлении 1952 г. Отмеченный факт, по всей вероятности, объясняется особенностями выбранной для доклада на сессии темы. В этой связи интересно отметить, что выступления С. Л. Рубинштейна и А. Р. Лурии также носили конкретный характер и были ограничены соответственно рамками тем «Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука» и «Речь и организация поведения». Л. Ф. Обухова в устных выступлениях приводит слова В. П. Зинченко, назвавшего П. Я. Гальперина «гением ограничения». Как показывает анализ выступления 1955 г., эти слова относятся не только к общепсихологической концепции П. Я. Гальперина, но и к стилю его научной работы в целом. К аналогичному выводу приходит В. П. Зинченко и в юбилейной статье, приуроченной к 90летию со дня рождения П. Я. Гальперина. Поставив перед собой задачу разобраться в причинах успеха школы Гальперина, он заключает: «Широта и глубина его научных воззрений … сочетались с узкой направленностью его собственной научноисследовательской проблематики и поисков» [13, с. 92]. Доказательством сказанному служат его не очень многочисленные публикации, подавляющее большинство которых посвящено одной проблеме — формирования умственных действий и понятий.
Также следует обратить внимание на заметный уже на самом первом этапе исследований умственных действий их практикоориентированный характер. Выступая с докладом на научной сессии, П. Я. Гальперин не замыкается в рамках общепсихологического значения полученных данных, а говорит о возможности их приложения к решению практических задач, в данном случае стоящих перед образованием, — обучения чтению, письму, арифметическим действиям. За 20 лет до Юбилейной сессии А. Р. Лурия в речи, произнесенной в память Л. С. Выготского в 1935 (!) году, подчеркивал, что психология должна стать «конкретной, практической наукой — наукой о воспитании и обучении … Только эта задача может превратить психологию в живую и нужную науку. Только это … подведет к созданию …живой и конкретной общей психологии, которая в равной степени нужна всем областям практики» [15, с. 280]. Построению живой общей психологии способствовали исследования по восстановлению движений руки после ранения под научным руководством А. Н. Леонтьева. Полученные данные обсуждались на специальной конференции в 1944 г., по итогам работы которой был подготовлен выпуск «Ученых записок» Московского университета [19]. И, наконец, в конце 40-х — начале 50-х гг. П. Я. Гальперин разворачивает цикл исследований по формированию умственных действий, имеющих непосредственное значение для практики. Неслучайно Ф. Е. Василюк, известный своими исследованиями в области практической психологии и психологической практики, сторонник психотехнического подхода, к числу образцов реализованного психотехнического подхода относил наряду с психоанализом З. Фрейда теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [1].
По воспоминаниям Л. Ф. Обуховой, девизом П. Я. Гальперина было: «Психолог должен уметь чтото делать!», а это «в свою очередь, требует исследования механизмов и причин психических явлений» [18, с. 312]. П. Я. Гальперину удалось приблизиться к пониманию природы психического, а обращение к его архивам позволяет нынешнему поколению психологов проследить за ходом мысли ученого, чтобы, следуя логике исследователя, подойти к решению практических проблем. Таким образом, теория П. Я. Гальперина, в частности анализ ее поступательного развития, выступает наглядной иллюстрацией, как реализуется сформулированный С. Л. Рубинштейном методологический принцип единства и взаимосвязи изучения психики и воздействия на нее [17].
«Что открылось нам сегодня…»
Со времени того выступления П. Я. Гальперина прошло 55 лет. Тогда П. Я. Гальперин рассказывал о первых полученных им и его учениками результатах исследований, которые позволяли ему «уловить конец ариадниной нити в лабиринте психической жизни», т. е. проникнуть в тайны психической жизни человека и животных. Сегодня мы с полным основанием можем утверждать, что созданная П. Я. Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий и понятий служит для нас ариадниной нитью не только в мире психологической науки, но и в мире человеческих проблем.
Обращение к научным архивам вызывает разные чувства, в том числе и собственной причастности к истории, к тому, как создавалась психологическая наука. В одном из интервью В. П. Зинченко с грустью обратил внимание на «… поразительный контраст между тем, как читают сегодня студенты и преподаватели, да и коллеги мои, и тем, что открылось нам сегодня и что можно читать» [11, с. 42]. В этой связи хочется выразить надежду: знакомство с ранее неопубликованными материалами и черновыми записями будет способствовать уменьшению обозначенного разрыва. Это нужно не столько авторам архивных публикаций — их заслуги хорошо известны, а прежде всего нам — современным психологам, чтобы лучше разобраться в хитросплетениях нашей науки.
1 – Публикация и комментарии М. А. Степановой.
2 – Публикация и комментарии А. Ясницкого.
3 – Название доклада 1953 г. и последующей публикации 1954 г. по материалам Совещания несколько отличаются.
Литература
- Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. №6.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Тезисы докладов философского факультета на Юбилейной научной сессии, посвященной 200-летию Московского университета 9-13 мая 1955 года. М., 1955.
- Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Вестник Моск. ун-та. Серия экономики, философии, права. 1957. №4.
- Гальперин П. Я. О формировании чувственных образов и понятий // Тезисы докладов на совещании по психологии 1-6 июля 1955 года. М., 1955.
- Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии 3-8 июля 1953 года. М., 1954.
- Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме "Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий». Доклад, обобщающий исследования П. Я. Гальперина, представленный на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ, представленных на тему этого доклада. М., 1965.
- Гальперин П. Я. Система исторической психологии Л. С. Выготского и некоторые положения к ее анализу (тезисы) // Культурно-историческая психология. 2009. №1.
- Гальперин П. Я. Учение о памяти // Культурно-историческая психология. 2009б. №2.
- Ждан А. Н. Психология в Московском университете в советский период // Психология в Московском университете: 1755-2005 / Науч. ред. А. Н. Ждан. М., 2007.
- Живой разговор. Интервью с Владимиром Петровичем Зинченко // Вопросы философии. 2008. №8.
- Завершнева Е. В. Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 1, №2.
- Зинченко В. П. Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об учителе //Вопросы психологии. 1993. №1.
- Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М., 2005.
- Лурия А. Р. Речь, произнесенная на траурном заседании в память Л. С. Выготского 6 января 1935 года // А. Р. Лурия. Психологическое наследие: Избр. труды по общей психологии /Под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. М., 2003.
- Материалы Совещания по психологии. Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Обухова Л. Ф. Петр Яковлевич Гальперин. Учитель из плеяды мудрецов // Выдающиеся психологи Москвы /Под общ. ред. М. Г. Ярошевского. М., 2007.
- Психология. Вопросы восстановления психофизиологических функций //Ученые записки МГУ им. М. В. Ломоносова. 1947. Вып. 111.
- Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3011
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 604
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1