Культурно-историческая психология
2020. Том 16. № 1. С. 78–87
doi:10.17759/chp.2020160108
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Символ как средство ориентировки в личностных задачах: персонологическая перспектива
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, персонология, символ, метафора, знаково-символическое опосредствование, опосредование, медиация, semiotic mediation, семиотика Я, ландшафтная аналитика, поэзис, задача развития, психологическое путешествие, психотерапия вне кабинета
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160108
Благодарности. Автор благодарит В.А. Петровского за ценные замечания и мудрые советы, а также А.М. Айламазян и участников семинара «Психология и практика искусства» — пространства, в котором в диалоге рождались многие мысли, вошедшие в статью.
Для цитаты: Белорусец А.С. Символ как средство ориентировки в личностных задачах: персонологическая перспектива // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 78–87. DOI: 10.17759/chp.2020160108
Подкаст
Фрагмент статьи
Культурно-историческая психология зиждется на понятии «знаково-символического опосредствования». Однако, используя терминологический аппарат Л.С. Выготского, само это понятие вернее было бы считать комплексом. Знак и символ в нем объединяются дефисом, как если бы это были две рядоположенные семиотические единицы.
Литература
-
Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. C. 70—80.
-
Бейтсон Г. Разум и природа. Nykoping: Philosofical arkiv, 2016. 216 c.
-
Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара: Универс групп, 2009. 109 с.
-
Веракса А.Н. Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 164 с.
-
Веракса А.Н. Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте // Культурно- историческая психология. 2009. № 4. C. 76—82.
-
Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 51—58.
-
Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ — методология субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3 (7). C. 89— 119.
-
Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. С. 5—90.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 151 с.
-
Гальперин П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение // Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.
-
Гребенюк Е.Г. Ритуал перехода и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. 2016. № 1 (24). C. 97—108. doi: 10.17759/cpp.20162401007
-
Ильенков Э.В. Идеальное // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 2. C. 17—28.
-
Калашникова Л.В. Метафора и миф. Метафорическое мышление // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 3 (1). C. 96—98.
-
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Т. 2. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 c.
-
Петровский В.А. Я: конфигурации артефакта // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 63—78.
-
Петровский В.А. Психофизическая проблема: «Кто» видит мир? (Эскиз концепции взаимоопосредования) // Методология и история психологии. 2018. № 1. C. 58—83. doi: 10.7868/S1819265318010053
-
Петровский В.А., Шарага Я.И. Построение проективной методики исследования динамики мотивации самопознания при решении интеллектуальных задач // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов и выступлений на Всесоюзной научно-практической конференции в г. Новосибирске. Новосибирск, 1985. С. 45—46.
-
Петухов В.В. Общая психология. Лекция 55. Воображение и творчество [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=h_3quW63Z9Y (дата обращения: 09.05.2018).
-
Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1991. 456 с.
-
Записные книжки Л.С. Выготского / Под ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2018. 608 c.
-
Casarett D. [и др.]. Can Metaphors and Analogies Improve Communication with Seriously Ill Patients? // Journal of Palliative Medicine. 2010. № 3(13). C. 255—260. doi: 10.1089/jpm.2009.0221
-
Havighurst R.J. Research on the Developmental-Task Concept // The School Review. 1956. № 5(64). C. 215—223. doi: 10.1086/442319
-
Koestler A. The Art of Creation. London: Hutchinson, 1964. 364 c.
-
Semiotic mediation: sociocultural and psychological perspectives / Под ред. E. Mertz, R.J. Parmentier. Ontario: Academic Press, 1985. 394 c. doi: 10.1016/C2009-0-21830-7
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1001
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 353
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3