Консультативная психология и психотерапия
1996. Том 4. № 4
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Девиантное материнское поведение
Общая информация
Для цитаты: Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., Исупова О.Г. Девиантное материнское поведение // Консультативная психология и психотерапия. 1996. Том 4. № 4.
Фрагмент статьи
Сидела белка-летяга в гнезде на дереве вместе со своими детенышами. Вдруг, откуда ни возьмись, – лиса, стала под деревом и говорит ей страшным голосом: «Если ты мне не отдашь одного детеныша, я на дерево заберусь, гнездо твое разорю и деток твоих съем». Испугалась летяга, думает: где мне с ней тягаться, отдам ей одного детеныша, зато и гнездо сохраню, и другие детки уцелеют. Отдала лисе детеныша. Лиса унесла его, потом, немного погодя, снова приходит (...) Так перетаскала лиса у летяги всех ее детенышей...
Трусливая летяга (народная сказка)
Пусть эта притча станет прологом к реальной жизненной истории, которую мы хотели бы вам предложить как повод для дискуссии о проблеме отказа матери от своего ребенка. С каждым годом растет число детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас в России их уже более 600 тысяч. Только в родильных домах города Москвы ежедневно один ребенок остается сиротой в связи с отказом от него матери. Не стоит, наверное, приводить данные медицинской и психологической диагностики, чтобы понять, что значит для развития ребенка ранний отрыв от матери. Для того, чтобы найти какие-то подходы к решению этой сложной социальной проблемы, требуется понимание причин такого отклоняющегося материнского поведения, которое, к сожалению, до сих пор остается малоизученным. Случай отказа от ребенка, представленный ниже, – один из типичных в повседневной практике работы психологов родильных домов Москвы. Мы попросили высказать о нем свое мнение некоторых специалистов – семейного психолога, клинического психолога, клинического психиатра и социолога. Существенное своеобразие данной проблемы определяется тем, что в ней тесно переплетаются два начала – с одной стороны, биологическое – то, что имеет отношение к инстинктивной сфере, неосознаваемым механизмам возникновения и развития привязанности, надындивидуальному смыслу деторождения и заботы о потомстве, а с другой – социальное – пласт культурных норм и ценностей, социальная ситуация развития, в которой происходит формирование материнского отношения, а также актуальная социальная ситуация, складывающаяся в ходе беременности и после родов. Чем можно считать отказ от ребенка с точки зрения биологических законов развития – генетической поломкой, нарушением глубинных механизмов продолжения рода, ведущим к вырождению человечества как вида? С социально-этической точки зрения в этом поступке можно увидеть кризис нравственных основ современного общества, когда оставить собственного ребенка становится легче, чем отказаться, например, от покупки нового автомобиля или выгодного бизнеса.
Литература
- Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие, Москва, 1994, 209 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, 480 с.
- Bonnet К. Geste d'amour. Paris, 1992.
- Macfarlane A. Marriage and love in England: Modes of reproduction. p.130-184. Oxford, Blackwell, 1986.
- Oppenheim Z. Zentr.f.d.g. Neurol.u.psich. 1919. Bd.45, S.1123-1135.
- Parsons T. and Beles R.F. Family socialization and interaction process. N-Y, Free press, 1955.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1383
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2914
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0