Нарративная психотерапия: от дебатов к диалогу

3258

Аннотация

Нарративную терапию создали и до сих пор развивают австралийские психотерапевты Майкл Уайт (Michael White) и Дэвид Эпстон (David Epston). За последние 20 лет она превратилась в при-знанный и довольно влиятельный подход в Европе и Америке. В течение этого времени даже в исполнении своих авторов она претерпела значительные изменения. Кроме того, разные терапевты восприняли нарративную метафору по-разному, и внутри подхода существуют значительные различия – одни терапевты заняты исследованием постмодернистского влияния на психотерапевтическую беседу; других больше интересуют постструктуралистские идеи; третьи стали называть себя дискурсивными терапевтами. Соответственно, большие различия существуют и в том, как различные терапевты воплощают свои идеи в практику. Учитывая, однако, общее для всех любителей нарративной метафоры релятивистское отношение к действительности, такое расхождение рассматривается ими как хороший повод для интереса друг к другу и ресурс для новых описаний психотерапии. В этой статье речь пойдет, в основном, о том варианте нарративной терапии, который на сегодняшний день пред-ставляют ее создатели.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия: от дебатов к диалогу // Консультативная психология и психотерапия. 2001. Том 9. № 3. С. 91–124.

Фрагмент статьи

Дульвич Центр (the Dulwich Center), директорами которого являются основатели нарративной терапии, описывает ее следующим образом:

Основная предпосылка нарративной терапии – это идея, согласно которой жизнь и отношения формируются:

– знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта, и

– определенными практиками Я и отношений, где способы жизни связываются с упоминавшимися выше знаниями и историями.

Нарративная терапия помогает людям разрешить проблемы:

– позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;

– помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые воспринимаются уже как довлеющие над ними, подчиняющие их, и

 – поощряя людей переписать свои истории жизни в соответствии с теми альтернативными историями их идентичности, которым эти люди отдают предпочтение, а также в соответствии с предпочтительными для них способами жизни*.



* Это определение взято с официального сайта Дульвич Центра. www.dulwichcentre.com.au

Литература

  1. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  2. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
  3. Кузнецов Сергей. Лекции по культурологии. РГГУ, 1995.
  4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
  5. Семейная психотерапия. С.-П., 2000.
  6. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
  7. Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., 2001.
  8. Эко Умберто. Заметки на полях “Имени розы” // Имя Розы. М., 1994.
  9. Anderson H. and Goolishan H.A. 1988. Human Systems as Linguistic Systems: Preliminary and Evolving Ideas about the Implications for Clinical Theory, Family Process, 27, 4: p.380
  10. Borges J.L. A New Refutation of Time. – in Borges J.L. Labirinth. Pengium Modern Classics. – Pengium Books, 1970, p.269
  11. Botella, Luis. 1997. Personal Construct Psychology, Constructivism, and Postmodern Thought. Deconstructing Psychotherapy. (1999).Edited by Ian Parker. Sage Publications Ltd. London. Thousand Oaks. Delhi.
  12. von Glaserfeld E. 1984. An introduction to radical constructivism. In P.Watzlawick (Ed.), The invented reality (pp.17-40). New York: Norton.
  13. Gleick J. (1987). Chaos. New York: Viking.
  14. Hart Bruce. Re-authoring the stories we work by: Situating the narrative approach in the presence of the family of therapists. // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 1995, vol.16, No 4, pp.181-189.
  15. Maturana Humberto R. The Nature of time. November 27, 1995.
  16. Maturana H.R., & Varela F.J. 1987. The tree of knowledge: The biological roots of human understanding. Boston: Shambhala.
  17. Perry W.G. 1970. Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Rinehart & Winston.  p.258..
  18. de Shazer and White. 1993. Viva la Difference. In: Gilligan S. and Price R. (eds.) Therapeutic Conversations. New York, WW Norton.
  19. Shotter John. (1990) Toward a third revolution in psychology: from inner mental representations to dialogical social practices. // First draft of chapter for David Bakhurst and Stuart Shanker (eds.) Culture, Language, Self: the Philosophical Psychology of Jerome Bruner, Sage Publications, London.
  20. Tomm K. 1989. Externalising The Problem and Internalising Personal Agency. Journal of Strategic and Systemic Therapies, 8, 1: p.58.
  21. VanderVen Karen. 1998. Play, Proteus, and Paradox: Education for a Chaotic and Supersymmetric World. // Play from birth to twelve and beyond: Contexts, Perspectives, and Meanings. Garland Publishing, Inc., NY & London.
  22. White M., & Epston D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton.
  23. White Michael. 'The process of questioning: A therapy of literary merit'. In The Selected Papers of Michael White. Dulwich Centre Publications, Adelaide: 1989.
  24. White  Michael. (1995) Re-Authoring Lives: Interviews and Essays. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1695
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3258
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0