Консультативная психология и психотерапия
2003. Том 11. № 2. С. 181–193
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Встречи с экзистенциально-гуманистической психотерапией: история и перспективы развития.
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Теория и методология
Для цитаты: Мазур-Марецкая Е.С. Встречи с экзистенциально-гуманистической психотерапией: история и перспективы развития. // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Том 11. № 2. С. 181–193.
Полный текст
Мне радостно, что, наконец, выходит специальный выпуск Московского психотерапевтического журнала, посвященный экзистенциальной психотерапии. Речь об этом выпуске шла уже очень давно и, видимо, именно сейчас пришло его время. И именно сейчас уже с уверенностью можно сказать, что в России существует и успешно развивается экзистенциальная терапия как одно из наиболее интересных и перспективных психотерапевтических направлений.
Моя профессиональная жизнь сложилась так, что я оказалась у истоков и во многом явилась инициатором распространения в нашей стране экзистенциально-гуманистической психотерапии, в частности подхода, развиваемого Джеймсом Бьюдженталем, его учениками и сотрудниками. История возникновения и роста данного направления в России подробно не была еще представлена в наших публикациях. Мне бы хотелось восполнить этот пробел, тем более что текущий год - особенный для экзистенциально-гуманистического подхода: в сентябре исполняется 10 лет его развития на нашей земле.
Моя первая встреча с экзистенциальной терапией состоялась в 1991 году на I Международной конференции по гуманистической психологии в Москве, где я познакомилась с Деборой Рохилли (Deborah Rahilly) и Керком Шнайдером (Kirk Schneider), экзистенциальными психотерапевтами из Сан-Франциско. Дебора провела ознакомительный семинар по экзистенциально-гуманистической психотерапии, опираясь на обучающую программу своего учителя Джеймса Бьюдженталя, называемую “Искусство психотерапевта”. Здесь же произошла презентация его книги с таким же названием (Bugental, 1987; Бьюдженталь, 2001), тогда еще у нас не известной. Эта книга показалась мне библией психотерапии, в которой можно найти ответы на все вопросы психотерапевтического искусства. Семинар прошел успешно. Воодушевленная гостеприимством, а также живой заинтересованностью российских психологов, Дебора приняла приглашение приехать через год и провести серию семинаров по экзистенциаль-
но-гуманистической психотерапии. В 1992 году после участия во II Международной конференции по гуманистической психологии Дебора Рохилли провела свои семинары, не только в Москве, но и в Туле, Киеве, Санкт-Петербурге. Они были посвящены практическим методам экзистенциально-гуманистической психотерапии. Работа Деборы поражала внимательным и заботливым присутствием с клиентом, умением пробуждать в нем глубокие переживания, а также поддерживать процесс его собственного поиска, направленного на разрешение тех забот и проблем, с которыми клиент обратился к терапевту. Мастерство Деборы создавало у участников семинаров мотивацию к более полному, серьезному и длительному освоению демонстрируемого психотерапевтического метода.
Организаторами этих первых семинаров были уже известные сейчас психологи и психотерапевты - Вячеслав Цапкин, Алла Холмогорова, Сергей Бондаренко, Сергей Братченко. Я же выступала в качестве непосредственного организатора “экзистенциального турне” Деборы и сопровождала ее во всех поездках, была ее гидом, переводчиком и другом. Во время этого тура у нас с Деборой Рохилли родилась идея о создании долгосрочной обучающей программы по экзистенциально-гуманисти-ческой психотерапии, которая могла бы продолжаться в течение нескольких лет и проводилась бы силами американских тренеров, учеников и последователей школы Джеймса Бьюдженталя. Эта идея нашла поддержку у американских коллег и на следующий год в Россию приехала уже целая группа экзистенциальных психотерапевтов.
В сентябре 1993 года в Москве и Санкт-Петербурге прошла Первая российско-американская конференция “Теория и практика экзистенциально-гуманистической психотерапии”. После конференции американские тренеры провели обучающие семинары по практике работы экзистенциального терапевта. Стоит отметить, что конференция проводилась вполне официально. Ее поддержали не только частнопрактикующие психотерапевты, но ряд российских и американских организаций, как государственных, так и негосударственных. Американские специалисты приехали по официальному приглашению Московского гештальт-института. Конференция, благодаря инициативе Дмитрия Леонтьева, проводилась на факультете психологи МГУ им. М.В.Ломоносова, что придало ей вполне академический характер. ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского предоставил базу для проведения практических семинаров в Клинической психиатрической больнице № 12, где состоялись также лекции о применении экзистенциального подхода в клинической практике. В Санкт-Петербурге конференция проходила в Государственном педагогическом университете им. Герцена, силами Сергея Братченко и Елены Кораблиной. Американские психотерапевты представляли не только под- 182
ход, но и организации, которые поддержали эту программу. Среди них были терапевты Ланиер и Паулина Клансе (Lanier and Pauline Clance, Ph.D) из Первой конгрегации экзистенциалистов в Атланте (The First Existentialist Congregation, Atlanta), Роберт Нейдер (Robert Nader) из Стенфордского университета (Stanford University), Дебора Рохилли и Дерек Сваффорд (Derek Swafford) из Сейбрукского института в Сан-Франциско (Saybrook Institute, San-Francisco).
На конференции звучали интересные доклады американских и российских участников, происходили живые дискуссии и даже споры. Обсуждались вопросы специфики экзистенциальной терапии, ее философских основ, а также наших отечественных корней экзистенциальной философии и возможностей применения экзистенциального подхода в реальности российской жизни. На практических семинарах американские психотерапевты отмечали удивительную вовлеченность российских участников в текущую работу, широту, способность раскрываться на уровне глубоких эмоциональных переживаний и называли нас “детьми Толстого и Достоевского”.
Эта первая конференция, действительно, явилась значительным событием, с точки зрения дальнейшего развития экзистенциально-гуманистической психотерапии в России. В результате конференции сформировалась группа российских и американских специалистов, которые в течение ряда лет сотрудничали в области экзистенциальной терапии. Поэтому сентябрь 1993 года с уверенностью можно считать началом развития экзистенциально-гуманистической психотерапии в России. Конференция завершила ознакомительный и открыла новый обучающий этап. Пост-конференционные тренинги положили начало первой долгосрочной обучающей программе, которая проводилась по разработанному Дж.Бьюдженталем курсу “Искусство психотерапевта”. Автор непосредственно поддерживал эту программу: пересылал в Россию свои методические материалы, консультировал тренеров, вел обширную переписку. В последующие годы базой российско-амери-канской программы по экзистенциальной терапии, куратором и организатором которой и была я, стал Московский гештальт-институт; ведущим тренером с американской стороны выступал Роберт Нейдер при поддержке Пацифик института (Pacific Institute, San-Francisco). Нейдер ежегодно преподавал в России, приглашая и других американских тренеров. Программа продолжалась шесть лет, вплоть до 1999г. В Москве в ее рамках прошло 9 базовых обучающих семинаров. Большая ее часть проводилась также и в Санкт-Петербурге. Каждый раз тренеры читали лекции и вели семинары, рассчитанные на более широкую аудиторию. Всего за шестилетний период состоялось свыше 15 семинаров и лекций, в которых приняло участие более 150 человек. Это была большая содержательная и организационная работа.
Нельзя обойти вниманием еще одну памятную веху. В 1997 году группа российских участников программы была приглашена в Сан-Франциско, где благодаря усилиям и инициативе Роберта Нейдера состоялась Российско-американская конференция и двухнедельная учебная тренинговая программа “Экзистециально-гуманитический подход в психотерапии”. Здесь произошла встреча непосредственно с создателем подхода и целым созвездием представляющих данную школу известных терапевтов и психологов. Среди них - Молли Стерлинг, Мертл Хиири, Виктор Ялом, Томас Грининг, Стенли Крипнер, Стенли Келеман, Ора Круг, Ричард Вайсман и другие.
Встреча была действительно экзистенциальной, и надо ли говорить, насколько сильное впечатление произвела она на участников. Это увлекательнейшее путешествие в экзистенциализм было подробно освещено в наших публикациях (Миронова, Братченко, 1997). Хочется лишь особо подчеркнуть, что нам была предоставлена уникальная возможность обучения экзистенциально-гуманистической терапии из рук самого Мастера и ближайших его последователей. Дж.Бьюдженталь читал лекции, делал демонстрации, обсуждал с участниками опыт выполнения упражнений. Поражало мастерство его работы: глубина присутствия, проницательное понимание находящегося перед ним человека и вдохновляющее ощущение жизни. Личность Бьюдженталя была живым воплощением его подхода. В общении ощущалась простота, естественность, деликатность этого человека и необыкновенное соприсутствие. Все называли его просто “Джим”.
Данное событие оказалось значимым не только для российских участников, но и для американских экзистенциальных терапевтов. Оно инициировало создание первого Экзистенциально-гуманистического института (Сан-Франциско).
Обучающие семинары и тренинги после конференции уже выходили за рамки базового курса и были посвящены более специальным темам. В мае 1998 года прошел семинар под руководством Джона Ингла (John Ingle, Pacific Institute, San-Francisco) на тему “Экзистенциальный подход в терапии психической травмы”. В октябре того же года - семинар под руководством Грега Ричардсона (Greg Richardson, California Institute of Integral Studies, San-Francisco), посвященный соотношению экзистенциаль
но-гуманистической терапии с другими психотерапевтическими подходами: “Экзистенциальная психотерапия, краткосрочная психотерапия и эриксоновский гипноз”. В октябре 1999 года Роберт Нейдер совместно с Богной Зимкевич-Ковальской из Варшавского университета провели тренинг на тему “Жизнь психотерапевта”, где экзистенциально-гуманистический подход сочетался с процессуальной работой в духе А.Минделла. Примерно в это же время появилась следующая обучающая 184
программа “Искусство психотерапевта”, которую под руководством Бьюдженталя проводили уже другие американские тренеры - д-р Мертл Хиири (Myrtle Heery, Ph.D) и ее коллеги из Международного института гуманистических исследований (The International Institute for Humanistic Studies, California). На базе этой двухгодичной программы, также сочетающей в себе семинары в России и Америке, выросли новые специалисты (среди них, прежде всего, стоит назвать Марию Павлову и Марину Юдину). Но в целом, как видно по тематике последних семинаров, программа в своем развитии стала выходить за рамки классического бьюдженталевского подхода. В октябре 1999г. Роберт Нейдер провел завершающий семинар по супервизии клинической практики. Эту дату можно считать не только годом завершения первой учебной программы, но и началом нового этапа развития экзистенциально-гуманистического подхода в России, а именно - самостоятельного применения и развития экзистенциального подхода в психологии и психотерапии силами самих российских психологов и психотерапевтов.
В эту группу психологов и психотерапевтов вошли Сергей Братченко, Эльмира Давыдова, Елена Калитеевская, Елена Кораблина, Дмитрий Леонтьев, Мария Миронова, Вячеслав Цапкин, Василий Чахава. Полученные ими знания и практические навыки начали использоваться в лекциях, на семинарах, в психотерапевтической практике, в обучающих тренинговых программах по экзистенциальной психологии и психотерапии. Стали публиковаться статьи, издаваться книги. Как справедливо отмечает С.Братченко, автор программы “Экзистенциальная психология глубинного общения”, “усилия не пропали даром”, “подход Дж.Бьюдженталя стал достаточно известен и уважаем” (Братченко, 2001, с.8). И это действительно так.
В апреле 2000 года московская группа специалистов интегрировалась в неформальное объединение - “Экзистенциальный институт”, который начал проводить семинары и обучающие программы.
Далее я хотела бы поделиться собственным опытом применения экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапевтической практике, а также преподавания образовательных программ по экзистенциальной психотерапии, и на этой основе - своим пониманием данного подхода и его возможностей.
Прежде всего, хочу отметить, что экзистенциальная психотерапия оказалась востребованной не только в столичных городах, но и в других культурных центрах России и СНГ. Экзистенциальные семинары были проведены в Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Туле, Харькове и других городах.
Экзистенциально-гуманистической подход, по словам его новых приверженцев, привлекает своей глубиной, человечностью, уважительным отношением к клиенту, а также возможностью помочь человеку в решении самых трудных вопросов, которые традиционно считаются “экзистенциальными”: совершение жизненного выбора, обретение свободы, независимости, преодоление страха смерти, ощущения изоляции и одиночества, разрешение жизненные кризисов и обретение новых смыслов жизни.
Часто участники программ стремятся найти некоторое новое, особенное, “экзистенциальное” знание о самих себе. Поначалу они воспринимают экзистенциальную терапию как непосредственное применение положений экзистенциальной философии к анализу самих себя и своей жизни. Однако это не то, чему учит экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бьюдженталя. Этот подход не стремится дать человеку объективное, привнесенное извне знание о самом себе и собственной жизни, а открывает для него путь внутреннего познания, которое является результатом субъективного уникального процесса внутреннего исследования. Это тот путь исследования, когда знание о себе открывается изнутри, нужно только научиться следовать процессам собственного субъективного переживания и осознавать их.
В процессе обучения экзистенциальной терапии студенты не только знакомятся с новой теорией и овладевают новыми психотерапевтическими навыками, но ощущают личностные изменения. Обучение происходит через посредство личностных процессов. Так, во время программной работы ее участники начинают понимать глубокие источники своих личностных проблем и принимают важные для своей жизни решения, которые не могли принять достаточно длительное время. Отмечая происходящие в них изменения, участники, прежде всего, признают, что учатся целиком и полностью включаться, или присутствовать, в своей собственной жизни, а также присутствовать со своими клиентами на очень глубоком интимном уровне переживаний. Многие из них впервые начинали ощущать, что значит “быть в настоящем”, переживать момент настоящего, - столь важный опыт для экзистенциального терапевта. Они оценивали экзистенциальную терапию как “экологически чистый метод”, где терапевт относится к клиенту с уважением, и в центре его работы находятся субъективные процессы клиента. Они отмечали также мягкость, гибкость и эффективность методов практической работы.
Далее мне хотелось бы остановиться на некоторых относительно спорных вопросах.
Нередко участники моих обучающих программ, а чаще коллеги, связавшие себя с другими психотерапевтическими подходами, задают вопросы, в которых звучат сомнения следующего рода: “А существует ли вообще экзистенциальная психотерапия? И психотерапия ли это? Имеет ли она собственную специфику, сравнительно с другими психотерапевтическими подходами, например, с гештальтом?”. Приходилось также слышать весьма резкие критические высказывания в адрес экзистенциально-гуманистической терапии со стороны представителей более молодого в России направления - экзистенциально-аналитической психотерапии. Но лично меня эта критика только лишний раз убеждает в силе и жизнеспособности экзистенциально-гуманистического подхода.
Опыт моей практической работы в области экзистенциально-гуманистической терапии позволяет с уверенностью утверждать, что она является абсолютно самостоятельным и независимым психотерапевтическим направлением, которое не может быть сведено ни к каким другим психотерапевтическим подходам. Джеймс Бьюдженталь, несомненно, создал свою школу в психотерапии, вооруженную специфической концепцией и методом работы. Сам Бьюдженталь, будучи основателем школы, воплощал эту концепцию собственной личностью и жизнью.
Специфика подхода нашла отражение, прежде всего, в том названии, которое автор дал своей терапии. Бьюдженталь называл ее не только экзистенциально-гуманистической, но и жизне-изменяющей. Эта психотерапия рассматривает не просто отдельные проблемы человека, которые некоторыми психотерапевтами относятся к разряду сугубо “экзистенциальных”, а жизнь человека в целом, его бытие. Именно жизнь человека, его бытие находятся в центре ее внимания. Бьюдженталь пишет, что его терапия раскрывает способ взаимоотношения человека с миром или систему конструктов “Я и Мир”. Соответственно, и направлена она не просто на решение отдельных проблем клиента, а, прежде всего, на изменение его способа взаимодействия с миром. Именно поэтому эта терапия способна привнести фундаментальные перемены в жизнь человека.
Данная психотерапевтическая школа имеет свою оригинальную систему понятий, которая заключает в себе специфическое содержание. Прежде всего, это понятия поиска, субъективности, присутствия, заботы. Понятие “поиска” особенно ценно и интересно. В экзистенциально-гуманистическом подходе ему отводится одно из центральных мест: поиск подразумевает раскрытие внутреннего мира клиента и субъективных процессов, необходимых для изменения. Концепция “уровней присутствия”, созданная Бьюдженталем, - краеугольный камень психотерапевтического искусства. Ее, безусловно, можно рассматривать как вклад данной психотерапевтической школы в мировую психотерапию. Концепт “присутствие” служит не только средством понимания переживаний клиента, но инструментом практической работы психотерапевта. Работать как экзистенциальный терапевт - означает быть способным находиться вместе с
клиентом на достаточно глубоком уровне присутствия, сопровождая его в процессе субъективных переживаний. Методы экзистенциальной терапии - это методы глубинной работы, способные раскрыть внутренний процесс самого клиента. Практически любая проблема может быть проработана на экзистенциальном уровне. Бьюдженталь вводит понятие “Я-процесса” как процесса переживания себя, своего внутреннего бытия, в ходе которого происходит обретение нового знания себя, своего внутреннего потенциала, столь важного для изменения. Бьюжденталь подчеркивал необходимость отличать внутреннее глубинное “знание себя” от внешнего поверхностного “знания о себе”.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия, безусловно, имеет и собственные методы, техники и практику работы. Если вам довелось наблюдать работу Бьюдженталя или его ближайших последователей на видео либо “вживую”, вы никогда не спутаете их почерк с почерком психотерапевтов других школ и направлений. Внешне экзистенциальный терапевт выглядит мало активным. Он просто внимательно слушает, иногда задает вопросы, бросает некоторые реплики. Любителям ярких эффектов такая работа может показаться даже скучной. Однако клиенты после сессии говорят о значительных внутренних изменениях. И это так. Бьюдженталь рассказывал случай, когда самым значительным для одной из его клиенток оказалась сессия, где он просто повторял: “и... и....”. В известной степени это, конечно, шутка, но лишь в известной степени. В целом используемые техники направлены на углубление уровня присутствия (как клиента, так и терапевта), на пробуждение внутренней работы самого клиента, на разворачивание процесса его внутреннего поиска, раскрытие и осознавание потока его субъективных переживаний.
Техники экзистенциально-гуманистического терапевта я бы назвала техниками внутренней процессуальной работы. На мой взгляд, именно к процессуальному аспекту в большой степени сводится искусство экзистенциального терапевта и, главным образом, благодаря этому аспекту его работа становится такой эффективной.
В практике экзистенциально-гуманистической терапии широко используется феноменологический подход, который заключается в способности терапевта наблюдать достаточно тонкие изменения, происходящие в клиенте, включая его чувства, переживания и телесные изменения, и давать относительно них обратную связь. Одна из таких техник получила название - “комментарии по процессу”.
Экзистенциально-гуманистическая терапия, безусловно, является психотерапией, а не просто анализом проблем клиента с точки зрения представлений экзистенциальной философии. Экзистенциальный терапевт стремится помочь клиенту восстановить утраченный контакт с его внут- 188
ренним бытием, с глубокими процессами его субъективных переживаний, и именно восстановление такой связи оказывается терапевтичным и целительным, позволяя клиенту вернуть свою жизнь и внести в нее необходимые изменения, сделать ее более подлинной и целостной. Таким образом, специфика экзистенциально-гуманистического подхода - в способности работать с внутренними субъективными процессами и в умении трансформировать их в изменения жизни клиента.
Бьюдженталь неоднократно подчеркивал, что клиент приходит в терапию не за новыми знаниями, а за новым опытом. Экзистенциальный терапевт предоставляет клиенту возможность пережить опыт получения этого внутреннего экзистенциального понимания себя и своей жизни. Джим говорил на своих лекциях, что экзистенциальная терапия открывает перед человеком возможность иного, эмоционального, интуитивного пути познания, в отличие от более привычного и более знакомого нам пути интеллектуального познания. Отсюда становится понятным акцент, который экзистенциально-гуманистическая терапия ставит на субъективных, внутренних переживаниях самого клиента.
Пока еще трудно подобрать соответствующие термины для подобной работы. Кажется, что слова освобождение или пробуждение в наибольшей степени отвечают ее духу.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия, пожалуй, как никакая другая, предъявляет повышенные требования к качествам личности психотерапевта. Рабочим инструментом экзистенциального терапевта является субъективность самого терапевта. Умение тонко чувствовать собственные переживания и их изменения, доверять им и вносить их в процесс психотерапевтической работы, быть аутентичным - необходимые профессиональные качества. И так же важно - быть “прекрасным резонатором”: внутренним чутьем угадывать изменение намерений клиента, даже если они только возникают... Искусство жизни, как считает Бьюдженталь, заключается в способности меняться. Для того, чтобы помогать клиентам меняться, терапевт должен сам обладать искусством изменения.
Если говорить о стиле экзистенциального терапевта, то его можно описать как мягкий, тонкий, не директивный. Однако способ взаимодействия с клиентом может быть различным - от внимательного слушания до, в ряде случаев, достаточно директивного требования. Способ взаимодействия зависит от того, что более всего необходимо с точки зрения развития в клиенте того внутреннего процесса, который Бьюдженталь называет поиском.
Из опыта собственной практической работы могу сказать, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия достаточно эффективна. После прохождения всего курса терапии клиенты говорят, что они начинают лучше чувствовать и понимать себя, различать тонкие процессы в самих себе, вести себя более свободно и “ощущать пространство внутренней свободы”, больше себе доверять. Они становятся менее ранимыми и чувствительными к критике, более стабильными, уверенными и независимыми. Мне не хотелось бы, чтобы у читателя создалось впечатление, что экзистенциальна терапия - это очень спокойный и безмятежный процесс, заключающийся в переживании тонких чувств и приводящий всегда к позитивным изменениям. Это далеко не так. Отдельные сессии могут быть очень эмоциональны и драматичны, сопровождаясь мощными эмоциональными всплесками - сильным гневом, раздражением или плачем. Эмоциональное познание - вещь достаточно сложная, требующая мужества и способности идти на риск, встречаться с неопределенностью, новым и неизведанным. В целом можно сказать, что экзистенциальная терапия обращена к духовности человека и пробуждает в нем духовные состояния.
Следует отметить, что, обладая собственной спецификой, экзистенциально-гуманистическая психотерапия в то же время достаточно близка другим психотерапевтическим подходам и направлениям. На мой взгляд, это определяется ее особенным местом среди остальных психотерапевтических школ. Дело в том, что экзистенциальную терапию можно отнести к мета-психотерапии. Не случайно поэтому, что под кроной экзистенциально-гуманистического подхода у нас иногда объединяют такие достаточно разные виды психотерапии, как роджерианская, телесно-ориентированная, гештальттерапия и др. Не думаю, что отдельные представители этих подходов согласились бы с таким объединением. На самом деле экзистенциально-гуманистическая психотерапия, конечно, не является общим названием для разных психотерапевтических подходов. Сам Бьюдженталь неоднократно подчеркивал, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия ни в коей мере не тождественна другим психотерапевтическим направлениям, не подменяет их и имеет среди них свое собственное место. Но вместе с тем, в качестве мета-психотерапии экзистенциальная - эксплицирует наиболее общие принципы психотерапевтической работы. На мой взгляд, психотерапия оказывается эффективной только в том случае, если терапевт следует этим базовым экзистенциальным принципам.
Бьюдженталь писал в одной из своих работ, что специфика экзистенциального подхода состоит в том, что он опирается на определенные философские положения и может служить основой для целого ряда других психотерапевтических школ. Экзистенциальная психотерапия предоставляет большой простор для творчества психотерапевта и открыта для психотерапевтов разных ориентацией: есть психотерапевты, которые считают себя экзистенциалистами и одновременно причисляют себя к психоаналитикам, юнгианцам, гештальтистам и др. В то же время все терапевты, следующие экзистенциально-гуманистическому подходу, разделяют некоторые общие принципы клинической практики. Обобщая эти принципы, я могу сказать, что психотерапия эффективна, если в своей практике терапевт основывается на безусловном уважении к уникальности личности клиента; работает с непосредственным опытом переживания настоящего, за внешним фасадом жалоб и предъявляемых клиентом проблем улавливает глубинные переживания и способствует развитию у своих клиентов осознавания внутренних процессов субъективных переживаний. Мой собственный опыт убеждает, и это хочется подчеркнуть специально, что принципы и навыки работы экзистенциального терапевта полезны для любого психотерапевта, независимо от той школы, к которой он принадлежит. Эти навыки отражают базовое искусство психотерапевта, и овладение ими необходимо каждому специалисту, который стремится к эффективной и осмысленной психотерапевтической работе.
Подводя итоги десятилетнему периоду развития экзистенциально-гуманистического подхода в России, можно сказать, что он уже достаточно прочно укоренился на почве отечественной психологии и психотерапии и завоевывает свое прочное место среди других психотерапевтических школ. Как показала Первая всероссийская научно-практи-ческая конференция по экзистенциальной психологии и психотерапии, состоявшаяся в 2001г. в Звенигороде, экзистенциальный подход содержит в себе достаточно большой потенциал и перспективы развития. Он является не только психотерапевтическим направлением, но и явлением культуры. Широко влияние экзистенциального подхода в философии, классической и современной литературе, в поэзии, в кинематографии.
Хочется выразить надежду, что экзистенциально-гуманистическая психотерапия в России стоит на пороге нового этапа своего развития. Следует продолжать уже существующие и создавать новые образовательные, а также исследовательские программы. Опыт первой образовательной программы уже указал перспективы будущего развития. Этот опыт убеждает, что экзистенциально-гуманистический подход может развиваться в контакте и диалоге с другими психотерапевтическими направлениями. Перспективной представляется возможность создания интегративных психотерапевтических подходов на базе экзистенциального. Примером может служить появление экзистенциально-процес-суальной психотерапии, которая успешно продвигается вперед усилиями Надера Шабаханги и Богны Зимкевич-Ковальской. Доказывает свою эффективность сочетание экзистенциального и соматического процессуального подходов при работе с психологическими травмами (см. статьи Питера Левина и о нем в МПЖ, № 1, 2003). Важность телесного измерения подчеркивают многие экзистенциальные терапевты. Обращение к телу дает возможность раскрывать достаточно глубокие внутренние процессы клиента. Развивается и направление, где экзистенциальный подход соотносится с осмыслением религиозного опыта. Говорят даже об экзистенциальной гештальттерапии, об объединении трансперсонального и экзистенциального направлений. Таким образом, совершенно отчетливо звучит потребность в диалогических интегративных экзистенциальных программах. Это отвечает не только духу времени, но и ситуации становления психотерапии в России, где она развивалась не на путях следования традиционным школам, а в разноцветной мозаике разнообразных подходов и направлений.
Несомненно, существует потребность в развитии уже существующих учебных программ по экзистенциальной психотерапии и в создании новых. Необходима разработка сертифицированных программ с определенными образовательными стандартами, учитывающими международный опыт. Эти программы должны быть включены в культурный российский контекст, опираться на экзистенциальные традиции российской психологии, философии, литературы. Они должны соединять в себе разные формы подготовки - не только серию тренингов, но и индивидуальную терапию, работу в малых группах, клиническую практику под наблюдением супервизора, супервизорские семинары.
Необходимо развивать также программы специализации по применению экзистенциального подхода в конкретных областях практики. Имеется в виду, например, экзистенциальная терапия детей и подростков, экзистенциальная терапия семьи и супружеских пар, экзистенциальная терапия невротических и психотических расстройств. Определенный шаг в этом направлении уже сделан. В 2002г. снова приезжали в Россию Падма Кетелл и Роберт Нейдер с серией семинаров по работе с семьей в экзистенциальной терапии. И, безусловно, необходимо продолжать сотрудничество с зарубежными терапевтами.
В заключение я хотела бы поблагодарить всех, кто внес свой вклад в развитие экзистенциально-гуманистического подхода в России и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество. Особую признательность я хочу выразить нашему общему учителю Джеймсу Бьюдженталю.
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1117
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1533
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 8