Система психологической помощи в кризисной ситуации (ЭПП в образовательной среде)

978

Аннотация

В центре статьи — проблемы, связанные с психологической безопасностью в современном мире. В статье рассматриваются основные принципы оказания и организации экстренной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи, которые за время, прошедшее с момента, когда они были обозначены впервые, претерпели известные изменения. Представлена также система межведомственного взаимодействия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Бурмистрова Е.В. Система психологической помощи в кризисной ситуации (ЭПП в образовательной среде) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. Том 14. № 4.

Полный текст

Обеспокоенность вопросами оказания психологической помощи в кризисной ситуации остро ощущается сегодня во многих странах мира. Это происходит не только потому, что мир меняется, и мы все чаще сталкиваемся с ситуациями насилия, но и благодаря осознанию тех реальных возможностей изменения ситуации, которые появляются благодаря возрастающим психологическим знаниям и умениям и которые открываются с новыми психологическими разработками. Участившиеся в последнее время случаи чрезвычайных и кризисных ситуаций различного характера (криминогенного, техногенного и др.) настоятельно ставят вопрос совершенствования моделей оказания психологической помощи населению и организации четкой системы межведомственного взаимодействия.

Принципы оказания специализированной помощи пострадавшим при ЧС

Ниже мы рассмотрим принципы экстренного психотерапевтического, психологического и психиатрического вмешательства в условиях чрезвычайной ситуации с целью их уточнения и расширения в соответствии с существующими ныне условиями. Таких принципов - девять.
Неотложность специализированной помощи. Несвоевременное выявление болезненных психопатологических проявлений и психологических расстройств, не достигающих болезненного уровня, а также неоказание или несвоевременное оказание специализированной помощи приводят к тому, что возникшие расстройства приобретают затяжное волнообразное, нередко инвалидизирующее течение.
Предвидение дальнейшего развития расстройств (патогенетический принцип). Динамика развития расстройств у пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций представлена в соответствующих разделах Международной классификации болезней (МКБ-10) .
Для пострадавших, у которых установлен диагноз, указывающий на сочетание психической травмы с соматическими повреждениями и заболеваниями, характерна дальнейшая динамика, при которой по мере стихания соматических проявлений все с большей настойчивостью выступают психопатологические последствия.
У сотрудников штабов, спасательных служб, медицинских работников, психологов и социальных специалистов, оказывающих помощь пострадавшим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и в лечебных учреждениях, нередко также развиваются пограничные психические расстройства невротического, психосоматического и поведенческого характера. Как правило, в начале эти расстройства остаются не замеченными, а со временем приобретают характер частично компенсированных. В отсутствие необходимых лечебных и немедицинских психокоррекционных мероприятий такого рода расстройства могут повлечь за собой нарушения профессиональной дееспособности этих специалистов и, в итоге, негативно отразиться на качестве помощи, оказываемой пострадавшим.
Пролонгированность (динамичность) специализированной помощи. Пролонгированная специализированная помощь и психологическое сопровождение пострадавших и членов их семей осуществляются учреждениями соответствующих городских служб и ведомств как непосредственно послечрезвычайной ситуации, так и в период ее отдаленных последствий.
Этапность и преемственность специализированной помощи. В соответствии с показаниями специализированная помощь пострадавшим и членам их семей осуществляется вплоть до их выздоровления (или достижения оздоровительного результата).
На определенных этапах рекомендуется перевод каждого конкретного пострадавшего из сферы компетенции одних специалистов в сферу ответственности специалистов смежных профессий. Общее направление специализированной помощи подчиняется логике преодоления болезни
и дезадаптации: «медицинская помощь и реабилитация» ^ «социальнопсихологическая помощь и реабилитация» ^ «социальная помощь и реабилитация». При ухудшении состояния пострадавшего он возвращается на предшествующий этап помощи (как непосредственно после ЧС, так и во время, относящееся к отдаленным последствиям).
Ведомственная компетенция и межведомственная координация. Специализированная помощь пострадавшим оказывается специалистами служб города в зоне ЧС и за ее пределами в соответствии с их специализацией и согласно следующим установлениям и условиям:
возможности доступа специалистов различных ведомств к работе на разных этапах ликвидации последствий ЧС в соответствии с законодательством РФ;
Оказание первой (в том числе психологической) помощи пострадавшим, вывод их из очага ЧС и препровождение к медицинским специалистам осуществляются сотрудниками и специалистами-психологами УВД иМЧС;
принадлежности пострадавших к персоналу тех или иных служб или к группам гражданского населения;
Специалисты каждого из ведомств работают с соответствующими контингентами пострадавших и персонала ведомств. При необходимости, когда специалисты одного из ведомств из-за массового количества пострадавших, включая, в частности, и персонал, не справляются с их потоками, оказание специализированной помощи может принять взаимную межведомственную форму;
характеру физических или психических травм, полученных пострадавшим;
Пострадавшие, которые нуждаются в стационарных условиях лечения, экстренно доставляются в городские и ведомственные больницы, где им оказывается помощь в полном объеме (в том числе - психотерапевтическая и медико-психологическая).
Амбулаторную медицинскую помощь оказывают специалисты медицинского профиля - врачи-психотерапевты, медицинские психологи, психиатры; при физической травме или соматическом заболевании - врачи службы скорой медицинской помощи или организованных на месте временных медпунктов, где работают оперативные бригады территориальных поликлиник.
Специализированная помощь тем, кто не нуждается в медицинском пособии, оказывается немедицинскими психологами в соответствии с характером личностных расстройств и возрастом пострадавших (дети, подростки; взрослое население; пожилые люди). Пострадавшие направляются к специалистам различной компетенции по результатам экстренной и продленной (периодической, повторной) медицинской «сортировки», выполняемой специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы.
Целесообразность. Необходимость сбора и привлечения к работе межведомственной бригады специалистов и ее численный состав определяются в зависимости от характера и масштаба ЧС (локальный - от 10 до 50 пострадавших, региональный - от 50 до 500 человек и более масштабные ЧС). При численности пострадавших менее 10 человек специализированная помощь пострадавшим оказывается в соответствующих учреждениях в соответствии с регламентом их работы.
Территориальность. Оказание специализированной помощи (в особенности на первых ее этапах) происходит в территориальных районах города, приближенных к зоне ЧС (за исключением оказания помощи пострадавшим, госпитализированным в городские и ведомственные стационары).
Очередность оповещения. Психологи ГУВД г. Москвы и ГУ МЧС РФ по г. Москве прибывают на место ЧС в составе оперативных штабов своих ведомств и первоначально оказывают психологическую помощь всем пострадавшим.
Затем, в соответствии с принципом целесообразности, руководители психологических служб ГУВД г. Москвы и ГУ МЧС РФ по г. Москве, по схеме, оповещают о факте ЧС других членов межведомственной координационной группы (Порядок межведомственного взаимодействия при оказании специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи при ЧС в городе Москве, 2006 год) и обеспечивают их проход на территорию, прилегающую к зоне ЧС, для оказания помощи пострадавшим.
Предупреждение негативных последствий для общего качества помощи, которые могут произойти в результате стрессовых расстройств и заболеваний среди специалистов. Решение о временном или окончательном отстранении специалиста от участия в спасательных и других работах в связи с его переутомлением или развитием постстрессового расстройства принимает руководитель группы специалистов каждого из ведомств, участвующих в оказании помощи.

ЭПП в образовательной среде

Потребности в безопасности и защите являются одной из базовых в человеческой психике (Хьелл, Зиглер, 1997). В широком смысле сюда относятся потребности в стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий и в относительной свободе от таких угрожающих факто-
ров, как болезнь, страх, хаос (там же, стр. 490). Отсутствие чувства безопасности делает человека тревожным и недоверчивым. Особенно важны безопасные и стабильные условия для развития детей, которые во многом зависят от взрослого, как в своих действиях, так и возможностях справиться с той или иной жизненной ситуацией.
Образовательное учреждение может сталкиваться с разными типами кризисных ситуаций. Одни из них локальны и касаются только учащихся и педагогического персонала (например, переживание утраты в связи со смертью одноклассника или любимого преподавателя); другие носят более глобальный характер (стихийные бедствия, катастрофы, условия войны и т.д.). Чрезвычайная ситуация может представлять угрозу физической безопасности учащихся, как это случается в условиях захвата заложников или обнаружения бомбы. К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для планирования действий. Одни бедствия случаются в стенах школы, другие - за ее пределами. Эти факторы влияют на реакцию, вызванную кризисной ситуацией. Но независимо от типа ЧС учитель сталкивается с необходимостью точного планирования действий в соответствии с характером происшествия, а также предвидением поведения учащихся.
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире, негативно повлиять на его представление о себе. Под угрозой может оказаться столь необходимое ребенку ощущение стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, психологических особенностей каждого ребенка, навыков, которые он приобрел в совладании с трудностями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает то негативное влияние, которое он (кризис) оказывает на обучение и психическое здоровье ребенка. Оно позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвращает появление психо-социальных проблем.
Обеспечение безопасности в образовательном пространстве включает три основных типа мероприятий: 1) подготовку и профилактику; 2) непосредственные действия в чрезвычайной ситуации и 3) после-кризис- ные меры. Американские специалисты выделяют три уровня кризисного вмешательства: меры, предпринимаемые для предотвращения кризиса, минимизация непосредственных последствий кризиса, долгосрочные программы для жертв, в наибольшей степени пострадавших от кризиса (Kennedy, 1999). Часто перспектива отдаленных последствий травматического события, которые могут затронуть как учащихся, так и педагогический персонал, недооцениваются школьной администрацией и даже психологическими службами. Между тем, охрана психологического здоровья детей предполагает проведение специальных программ, задача которых - отслеживание состояния детей, своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки.
Подчеркнем, что школьный кризис часто является частью регионального. Необходима координация работы с региональными анти-кризисными подразделениями. Когда общий план разработан, можно приниматься за «прорисовку» деталей (последовательность действий, ответственные лица, технические средства и пр.) [UCLA].
Возросшая частота экстремальных, чрезвычайных и кризисных ситуаций диктует необходимость создания служб экстренной психологической помощи. На наш взгляд, с учетом имеющегося мирового опыта (Израиль, Канада, США, Финляндия, Франция и т.д.), такая служба должна включать в себя три структурных элемента:
школьные бригады специалистов экстренной помощи (антикризисные школьные бригады), состоящие из сотрудников школы, прошедших обучение и имеющих заранее установленные обязанности и полномочия;
антикризисные подразделения на базе образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (группа, являющаяся посредником между региональной ресурсной группой и отдельной школьной антикризисной бригадой);
городской центр экстренной психологической помощи, основная деятельность которого направлена на научно-методическое сопровождение и координацию деятельности антикризисных подразделений.
Московская модель такой службы включает в себя Центр экстренной психологической помощи (Московский городской психолого-педагогический университет), научно-практический центр «Психология экстремальных ситуаций» (Психологический институт Российской академии образования), восемь антикризисных подразделений на базе существующих в городе психологических центров и формирующиеся школьные антикризисные бригады.
В любой кризисной ситуации ресурсы всегда ограничены. Некоторые школы могут ощущать отсутствие достаточных условий для создания собственной антикризисной бригады. Однако вряд ли сегодня школа может себе позволить не быть готовой к ЧС. Каждая антикризисная бригада должна быть готова осуществлять следующие функции:
выстраивать системы коммуникации и контролировать слухи;
оказывать первую помощь (медицинскую и психологическую);
проводить работу со СМИ;
квалифицированно помогать в эвакуации и перевозке пострадавших;
проводить индивидуальное и групповое консультирование;
работать с последствиями ЧС.
За каждую из указанных функций должны отвечать один-два участника бригады. Контактная информация антикризисной бригады должна быть доступна для учащихся и учителей, то есть расположена на видном месте - около телефона, на доске объявлений и пр. И, конечно, для эффективности действия необходима скоординированная работа специалистов и добровольцев. Этой цели могут служить совместные учения и тренинги.
Ядро такой бригады могут составлять собственные сотрудники школы, обладающие навыками и качествами, необходимыми для работы в команде (Pines, 2001). Надо заметить, что в условиях чрезвычайной ситуации только действий школьной антикризисной бригады может оказаться недостаточно, не говоря уже о том, что сами ее члены в первую очередь становятся жертвами ЧС. Именно поэтому важны связи с другими представителями служб практической психологии образования, располагающимися поблизости, а также с другими службами экстренного реагирования. Окружное антикризисное подразделение может помочь найти и мобилизовать ресурсы для такой помощи.
Осуществление подобного взаимодействия предполагает правовую поддержку. Таковая существует, например, в США и в Израиле (Калифорнийский образовательный кодекс, принятый в 1998, обязывает каждую школу разработать свой общешкольный план безопасности, отвечающий требованиям Стандартизованной Системы действия в ЧС). В рамках повышения экстремальной подготовленности с администрацией школ и школьным персоналом проводятся тренинги.
Очень важно планирование действий в ситуации кризиса. На наш взгляд, такая работа, кроме подготовки учителей и персонала, о необходимости которой говорилось выше, должна включать и многое другое. В частности, она предполагает согласование с планом действий, предложенным округом или городом; вовлечение служб милиции, пожарных, спасателей, медицинских работников, службы социальной поддержки; определение регулярности встреч, выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций, знание учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Создаваемая служба экстренной психологической помощи строится как полипрофессиональный комплекс и призвана внедрять в практику средства и методы, позволяющие повысить культуру безопасности жителей города.
Именно эта служба призвана обеспечить реагирование на наиболее острые проблемы, связанные с ЧС в городской среде. Все предпосылки для этого есть. Специалисты Службы имеют большой практический опыт помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и ликвидаторам их последствий. Вспомним взрывы и террористические акты в Москве, гибель АПК «Курск», работу в Чеченской Республике с детьми-сиротами и сотрудниками особого подразделения, работу в Республике Дагестан с пострадавшими от террористических актов и специалистами служб психологической помощи.
Особым направлением в деятельности служб экстренной психологической помощи, на наш взгляд, является профилактическая работа, направленная на предупреждение паники среди населения, организацию информационной поддержки всех групп населения, вовлеченных в экстремальную ситуацию. События, произошедшие в октябре 2002 года в Москве на Дубровке, показали правильность такого подхода. Благодаря работе бригад мобильной помощи (Центра экстренной психологической помощи МГППУ и окружных антикризисных подразделений), бригад, сформированных из школьных психологов и студентов психологических факультетов, удалось предотвратить панические реакции среди родственников, друзей и знакомых пострадавших, а также жителей домов, расположенных недалеко от театрального центра. Специалистами ЦЭПП были разработаны памятки с информацией о том, как справляться с горем и потерей, как поддержать близких в ситуации утраты, какие действия необходимы в экстремальной ситуации.
Основная задача, которую решали психологи образовательных учреждений (школьных антикризисных бригад) и бригады мобильной помощи при центрах ППМС (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) непосредственно после разрешения экстремальной ситуации, состояла в том, чтобы помочь одноклассникам, педагогам и родителям справиться с последствиями перенесенной стрессовой ситуации, выявить наличие и определить степень посттравматического стрессового расстройства.
Перед психологами службы экстренной психологической помощи в первую очередь стояла задача просвещения педагогов по вопросам выявления посттравматических симптомов у детей. Важно было дать информацию родителям и педагогам о том, на каких уровнях происходят изменения в случаях наличия ПТСР.
Реалии сегодняшней жизни говорят нам о том, что кризисные ситуации неизбежны, несмотря на все меры профилактики, а людям свойственны определенные способы реагирования. Именно поэтому важно помнить о том, что:
подготовка - неотъемлемая часть эффективного реагирования в ситуации кризиса;
не существует идеального плана и идеальной подготовки, который равно подходил бы всем школам и ситуациям;
каждая школа должна сформировать свой проект, чтобы быть готовыми к действию в кризисной ситуации.
С целью обеспечения психологической помощи в кризисных ситуациях необходимо четкое правовое разграничение деятельности различных ведомств и служб города, а так же определение порядка их взаимодействия.

Литература

  1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях — М., 2005.
  3. Хьелл Л., ЗиглерД. Ред. Теории личности. — СПб.: Питер, 2001.
  4. Kennedy, M. Crisis management: every school needs a plan // American school and University, 00030945, Jul. 99, Vol. 71, Issue 11.
  5. Pines, M. The School Crisis Intervention Team At Work. The Internet Journal of Rescue and Disaster Medicine, 2001.

Информация об авторах

Бурмистрова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования, Моско́вский госуда́рственный областно́й университе́т, Директор Центра экстренной психологической помощи МГППУ, член Русского психоаналитического общества, Москва, Россия, e-mail: katerina64@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1872
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 978
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4