Интеграция личности как цель психотерапевтической помощи верующим

1129

Аннотация

В статье обсуждаются перспективы и формы развития христиански ориентированного психологического консультирования и психотерапии. Обобщая свой опыт работы в этой области, автор указывает на центральное место проблемы интеграции личности в структуре психологической помощи, которую верующий специалист оказывает верующему клиенту. Автор также пытается проследить связь и соотношение между психологическими понятиями «личность», «личностная инте-грация» и богословскими понятиями «личность», «цельность», «духов-ная зрелость».

Общая информация

Ключевые слова: психотерапевтическая помощь

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гаврилова Т.П. Интеграция личности как цель психотерапевтической помощи верующим // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 3.

Фрагмент статьи

... Психотерапия верующих в духовном измерении представлена, по моему мнению, в публикациях В.В.Стома и А.Н.Шапкиной (священник Е.Левченко, Стома, 2006; Шапкина, 2005). Для меня эти публикации ин­тересны тем, как по-разному в каждом случае включено в психотерапию учение о страстях.

В.В.Стома описывает свою работу с пациентками с острыми психо­генными реакциями в традициях клинической психотерапии, фиксирует положительную динамику их состояний, а затем анализирует содержание их переживаний, состояний и реакций с точки зрения учения о страстях. Складывается впечатление, что перевод переживаний и состояний на язык страстей необходим самому психотерапевту и ничего не добавляет и не меняет в его профессионально проведенной работе. В данном случае по­нимание природы дефекта и его видение в духовном измерении не пересе­каются.

Работая с состоянием обиды, А.Н.Шапкина строит терапию на по­учениях Василия Великого о преодолении обиды и гнева. Она не объяс­няет клиенту смысл святоотеческого понимания греховности этих страс­тей, а помогает ему сосредоточиться на актуальном переживании, рас­крывает механизм преодоления обиды, перестраивает систему жизненных отношений клиента. Без соотношения переживания обиды с христианс­ким пониманием природы страстей, возможно, психотерапия была бы столь же успешной, но не была бы такой глубокой.

Несмотря на небольшое число наблюдений, рискну сравнить выше описанные виды психологической помощи верующим, обозначить, что между ними общего, и чем они отличаются друг от друга.

Возьмем случай, когда психолог, работающий с верующим в духов­ном измерении, и пастырский психолог - христиане, принадлежащие к одной конфессии. Они работают с благословения Церкви (по крайней мере, так принято в православной традиции), консультируют и проводят пси­хотерапию перед лицом Бога и с Божьей помощью, признают сверхзада­чей своей работы соработничество верующего клиента с Творцом. И тот, и другой воспринимают проблемы клиента неразрывно связанными с его духовной жизнью, соотносят используемые ими средства и психотехни­ки с христианскими ценностями. ...

Литература

  1. Антоний, митрополит Сурожский. Духовное путешествие. Размышление перед великим постом. - М.: Православный паломник, 1997.
  2. Антоний, митрополит Сурожский. О встрече. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999 (2).
  3. Антоний, митрополит Сурожский. Человек перед Богом. - М.: Паломник, 2000.
  4. Белорусов С.А. Православие и производные от него психотерапевтические пара­дигмы // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 3.
  5. Василиос Термос, свящ. В поисках личности // Московский психотерапевтичес­кий журнал. 2006. № 1.
  6. Василюк Ф.Е. Молитва и переживание. - М.: Смысл, 2006.
  7. Воловикова М.И. Проблемы духовно-ориентированного диалога на семинарах Т.А.Флоренской // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1.
  8. Габриель Бунге, иеромонах. Акедия. Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии. - Рига: ФиАМ, 2005.
  9. Грюн А. Раздирание. - М.: Независимая психиатрическая ассоциация, 1998.
  10. Гумилевский И. Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном челове­ке. - Киев: Пролог, 2004.
  11. Евгений Левченко, свящ., Стома В.В. Некоторые подходы к построению право­славной психологии и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2006. №3.
  12. Зик С. Звезда на карте // Приходские вести. 2003. № 15.
  13. Иоанн /Зизиулас/, митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церк­ви. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006.
  14. Мень Александр, свящ. Трудный путь к диалогу. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2006.
  15. НичипоровБ.В. Введение в христианскую психологию. Размышления священни­ка. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  17. Чурсанов С.А. Богословская концепция личностного образа Бытия как онтологи­ческий фундамент антропологических моделей // Московский психотерапев­тический журнал. 2006. № 3.
  18. ШапкинаА.Н. Работа с обидой // Московский психотерапевтический журнал. 2005. №3.
  19. Шмеман Александр, прот. Дневники. 1973-1983. 2-е изд., испр. - М.: Русский путь, 2007.
  20. Шмеман Александр, прот. Евхаристия. Таинство Царства. 2-е изд. - М.: Палом­ник, 1992.

Информация об авторах

Гаврилова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: tatpg9@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2091
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1129
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1