Критерии нуждаемости в постинтернатном патронате: разработка методологического подхода

13

Аннотация

Статья посвящена анализу понятий «самостоятельность», «адаптация» и «социализация», а также выявлению определений нуждаемости в постинтернатном патронате лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нормативно-правовых актах и формулированию выводов о критериях нуждаемости с учетом регионального аспекта. В статье использован комплексный подход, включающий анализ теоретических источников, нормативных актов РФ и г. Москвы, а также практического опыта специалистов. В результате исследования установлено, что «самостоятельность» определяется как обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности и ответственности за свои действия, «адаптация» рассматривается как способность индивида усваивать требования окружающей среды, тогда как «социализация» понимается как усвоение социальных ролей и норм. Анализ показал важные динамические аспекты социализации, в том числе зависимость ее успешности от внешних факторов и соответствия социальных навыков возрастным требованиям. Обосновывается введение понятия «десоциализация» и критериев выявления риска десоциализации в контексте определения нуждаемости в постинтернатном патронате данной категории граждан.

Общая информация

Ключевые слова: социальная поддержка, патронатные воспитатели, дети-сироты, социализация, десоциализация

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050201

Получена: 17.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ковалева Ю.В., Бабина А.В. Критерии нуждаемости в постинтернатном патронате: разработка методологического подхода [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 2. С. 7–21. DOI: 10.17759/ssc.2024050201

Полный текст

Введение

Переход из детства в категорию взрослого населения с юридической точки зрения знаменуется наступлением совершеннолетия. Объективно подготовка к так называемой «взрослой жизни» детей родителями (членами их семей) начинается задолго до этого момента, а дальнейшая поддержка уже достигшего возраста 18 лет ребенка с материально-экономической, бытовой, социально-психологической и других сторон еще продолжается определенный период времени до наступления его субъективной самостоятельности.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — выпускники), 18-летие связано с фактическим переходом в категорию взрослого населения, появлением у них связанных с этим прав и обязанностей.

По данным государственной статистики, вхождение выпускников всех форм устройства в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Они сталкиваются с такими проблемами, как: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом [10]. И если вопрос обеспечения жильем выпускника при наличии у него необходимости может быть решен путем предоставления ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма, то решение всех остальных вопросов требует самостоятельной активности выпускника. Однако и на этот счет предусмотрена возможность предоставления мер государственной поддержки (закреплено законодательно на федеральном и региональном уровнях).

Государственной услугой постинтернатного патроната, способствующей плавной адаптации данной категории граждан ко взрослой жизни, пользуются далеко не все, и чаще не те, кому действительно такая услуга будет полезной и нужной. Поэтому возникает необходимость разработки единой системы (модели) оказания постинтернатного сопровождения с точки зрения вхождения получателя услуг в систему, определения уровня их интенсивности и содержания [2].

Для разработки такой единой модели необходимо прийти к общему пониманию «предмета анализа» при проведении мер выявления нуждаемости в постинтернатном патронате. На практике специалистами системы анализируются такие критерии, как «самостоятельность», «адаптация», «социализация», актуальность которых определяется каждым учреждением самостоятельно, а в итоге выявляются проблемные вопросы каждого благополучателя, требующие участия и помощи.

Стоит отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассматриваться как субъекты затрудненной социализации в силу специфики их жизненного опыта, оказывающего негативное влияние. При этом успешность социализации во многом зависит от своевременной оценки рисков и поддержки, что возможно реализовать в рамках постинтернатного патроната и тем самым предотвратить десоциализацию, которая выступает обратным процессом социализации.

Отечественными исследователями десоциализация рассматривается как процесс, в ходе которого человек под влиянием ряда социокультурных, экономических, правовых, внутриличностных и иных факторов утрачивает признаки и мотивы социализации, нарушает связь с обществом, что в конечном счете может привести к деградации и распаду личности. Такой процесс характеризуется снижением уровня развития познавательных интересов у индивида, учебных и трудовых целей, эмоций, потребности общения, самоактуализации, интеллектуальных способностей и прочее [4; 6; 7].

На сегодняшний момент становится актуальным проведение комплексного анализа, направленного на выявление и систематизацию критериев нуждаемости в постинтернатном сопровождении, включая как факторы, влияющие на успешность самостоятельного проживания выпускника, так и риски десоциализации: психофизиологический, социально-ресурсный и деятельностно-поведенческий. Использование единых критериев позволит выявить уровни риска и сформировать индивидуализированные подходы к постинтернатному патронату, что в свою очередь будет способствовать более успешной интеграции выпускников в общество.

Программа и методики исследования

Цель исследования — выявить критерии нуждаемости в постинтернатном патронате совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прогнозирующие риск наступления десоциализации на том или ином жизненном этапе.

Задачи:

  1. рассмотреть понятия «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» в контексте постинтернатного сопровождения;
  2. выявить понимание нуждаемости в постинтернатном патронате в ключевых имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актах, законах и постановлениях Российской Федерации и города Москвы;
  3. сформулировать выводы о критериях нуждаемости в постинтернатном патронате совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза исследования: понятийный анализ определений «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» в контексте постинтернатного патроната, а также изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации и города Москвы позволят выявить дефициты в понимании ключевых понятий по постинтернатному сопровождению, могущие нести потенциальные риски для эффективного сопровождения.

Исследование проводилось в рамках комплексного подхода на основе имеющихся источников и описания практического опыта специалистов. В рамках системного подхода были сформулированы блоки критериев для оценки риска десоциализации.

Методы и методики. Посредством методов анализа и синтеза теоретических источников и программ постинтернатного патроната проведено изучение междисциплинарных понятий (критериев): «самостоятельность», «адаптация» и «социализация». Качественный анализ имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актов, законов и постановлений по вопросу организации и реализации постинтернатного патроната и определению нуждаемости в услуге позволил выявить критерии нуждаемости, прогнозирующие риски наступления десоциализации.

Результаты

Самостоятельность

Анализ отечественных источников показал, что под самостоятельностью понимается обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [8]. Также самостоятельность определяется как независимость от посторонней поддержки, помощи, свобода от внешних влияний, принуждений [13].

Анализ программ постинтернатного патроната показал, что под понятием «самостоятельность» понимается индивидуальное личностное качество, осознанные самостоятельные действия, которые формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека посредством постепенного накопления опыта. Отмечено, что данное свойство формируется в процессе взросления и развития индивида, и на разных этапах человеческой жизни активность развития самостоятельности разная, а следовательно, можно результативно управлять ее развитием, особенно на этапах, связанных с активным выбором самостоятельных либо несамостоятельных действий [15; 18; 19; 20]. При этом «самостоятельность» детерминируется как внешними факторами, примером которых могут выступать: система законов, система норм, система предписаний, так и внутренними факторами, например, ценностями, мотивами, потребностями. Человек волен сам определять меру своей самостоятельности и при этом действовать в рамках детерминирующих факторов (исходя из необходимости, которую он либо осознает, либо не осознает). Касательно выпускников подчеркивается, что «самостоятельность» не только наступает с 18-летием как юридический факт, но и характеризуется полной фактической ответственностью и независимостью во всех сферах жизни.

Результаты анализа понятия «самостоятельность» через систему четырех компонентов показали, что:

  • эмоциональная зрелость и уверенность в себе являются показателем эмоциональной составляющей независимой личности: уныние, пассивность и депрессия снижают самостоятельность, а оптимизм, общительность и стрессоустойчивость ее повышают;
  • когнитивный компонент самостоятельности предполагает гибкость мышления субъекта, способность быстро менять алгоритм действий при изменении обстоятельств;
  • мотивационный компонент самостоятельности характеризуется стремлением индивида к достижению успеха и высоким уровнем амбиций;
  • волевой компонент самостоятельности предполагает целеустремленность, стойкость, настойчивость и самоконтроль, проявляемые субъектом в самоорганизующейся деятельности [9].

Адаптация

Одним из психологических процессов, благодаря которым достигается самостоятельность личности, является процесс ее адаптации. Под адаптацией понимается «перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [8]. Таким образом, мы понимаем, что в процессе адаптации индивиду необходимо усвоить все требования, которые предъявляет к нему окружающий мир, или, в случае когда мы говорим о выпускниках, социум взрослых совершеннолетних людей, полноправным членом которого он начинает являться.

На наш взгляд, при таком понимании процесса вхождения выпускника в новое сообщество теряется его уникальность, не учитывается контекст уже приобретенных к совершеннолетию личностных качеств и интериоризованных общественных норм, а сам процесс вхождения в сообщество принимает окраску приспособления к условиям окружающей среды.

Вместе с тем задачей постинтернатного сопровождения выпускников может быть содействие их адаптации в социум как помощи в решении тех жизненных задач, которые ранее ими не решались.

Социализация

Еще одним термином, фигурирующим при описании программ постинтернатного патроната выпускников, является «социализация». На основе данных, представленных в отечественных и зарубежных теоретических источниках, можно выделить 4 аспекта социализации, которые могут быть применены для практической реализации.

1. Определение понятий и подходов.

И.С. Кон рассматривает понятие «социализация» как «усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры» [5], подчеркивает, что социализация включает как целенаправленное воспитание, так и спонтанные аспекты восприятия, акцентирует необходимость гибкости подходов, учитывающих индивидуальность каждого человека.

Г.М. Андреева исследует социализацию через три основных сферы: деятельность, общение и самосознание, акцентируя внимание на процессе, в рамках которого происходит не только освоение и воспроизведение полученного социального опыта, но также преобразование и продвижение данного опыта на новую ступень [7].

Определение «социализации» А.В. Мудрика представляется наиболее полным касательно выпускников: «социализацию, основываясь на субъект-субъектном подходе, можно трактовать как вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [7]. А.В. Мудрик выделяет активную роль индивида в процессе социализации, что подразумевает важность вовлечения выпускников в планирование их поддержки и сопровождения.

2. Определение фазы социализации и ее динамики.

Социализация — процесс динамический, на разных этапах жизни человека он может быть более или менее успешным. С точки зрения психологии личности, он включает процессы адаптации, индивидуализации и интеграции [6; 7]. Это значит, что на стадии адаптации выпускнику необходимо оказание помощи в освоении общественных норм, в то время как на фазе персонализации важны поддержка индивидуальности и развитие личных навыков. В фазе интеграции должен быть достигнут баланс между индивидуальностью человека и требованиями, стандартами общества. Показано, что интеграция — процесс двусторонний: с одной стороны, общество должно создать условия для его успешности, с другой — сам человек должен предпринять шаги к максимально эффективному «встраиванию» в социокультурные отношения.

3. Учет факторов успешной социализации.

Успешная социализация предполагает сформированность у человека в соответствии с возрастом определенных поведенческих моделей, учитывающих основные элементы имеющихся в обществе требований и предписаний, а также возможность быть субъектом собственного развития.

Выделяют следующие факторы успешной социализации:

  • онтогенетический потенциал личности;
  • собственная активность индивида;
  • семья;
  • среда неформального общения;
  • место жительства;
  • географическое расположение региона;
  • социокультурное воздействие;
  • экономические факторы [12].

Когда факторы, влияющие на социализацию, оказываются положительными, они предоставляют необходимые условия для успешного формирования социальных навыков и интеграции личности в общество. Такой удачный контекст может способствовать развитию уверенности, адаптивности и позитивного взаимодействия с окружающими. Однако если эти факторы являются неблагоприятными, они могут создать преграды, которые приведут к менее эффективным или проблемным формам социализации. В этом случае человек может столкнуться с трудностями в установлении отношений, низкой самооценкой и другим конфликтам с социальной средой. Это подчеркивает важность окружающей среды и обстоятельств, в которых происходит процесс социализации, поскольку именно они могут определять уровень успеха и благополучия данного процесса.

4. Учет факторов десоциализации.

Выделяют факторы, которые имеют вероятные негативные риски:

  • пограничные психические состояния или акцентуации характера; психосоматические отклонения — значительно затрудняют регуляцию эмоций и поведения, что делает человека более уязвимым к стрессовым ситуациям и конфликтам, могут серьезно тормозить процесс социализации и формирования гармоничных отношений в обществе;
  • семья с низким экономическим, моральным и образовательным уровнем — ограничивает доступ к ресурсам, необходимым для полноценной социализации, и может вести к дальнейшему социальному угнетению;
  • миграция между странами, регионами страны — может стать источником стресса и адаптационных проблем, особенно для детей и подростков. Столкновение с новыми культурными нормами и языковыми барьерами усложняет процесс формирования социальных связей и интеграции в новую среду;
  • зависимости от алкоголя, ПАВ, наркотиков, игромания и прочее — играют разрушительную роль, останавливая нормальное функционирование человека в обществе, снижая качество жизни и ограничивая возможности для социализации;
  • правонарушения — могут привести к социальной изоляции и снижению имиджа индивида;
  • виктимизация (формирование у индивида позиции жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств) — нарушает базовое доверие к миру, затрудняет построение «здоровых» социальных отношений;
  • инвалидность — может препятствовать взаимодействию с окружающими со стороны общества в силу различных предрассудков и снижать возможность участия в социальных и культурных мероприятиях, что негативно влияет на социализацию личности;
  • сиротство — ребенок-сирота уже может являться субъектом затрудненной социализации в силу своей травмированности, которая выражается в плохом понимании социальных взаимодействий, сложности выстраивания взаимоотношений со сверстниками, нарушении привязанности, проблемах в романтических отношениях [7].

В совокупности эти факторы создают высокие риски для формирования полноценной социализации, подчеркивая значимость учета негативных условий в процессе развития личности. Данные условия или сочетание условий могут иметь постоянный характер, а также появляться на определенном жизненном этапе человека, одни из них невозможно устранить или изменить, другие — возможно.

Факторы, влияющие на социализацию, являются многогранными и взаимосвязанными, и недостаточная поддержка или наличие негативных условий могут значительно снизить вероятность успешной интеграции индивида в общество.

Понимание нуждаемости в постинтернатном патронате в ключевых имеющихся в открытом доступе нормативно-правовых актах, законах и постановлениях Российской Федерации и города Москвы

Постинтернатный патронат — это сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основная цель которого — их адаптация к самостоятельной жизни. Он осуществляется на безвозмездной основе и включает в себя различные виды помощи (психологическую, юридическую), направленные на решение проблем адаптации, образования и трудоустройства.

Нуждаемость в постинтернатном сопровождении относится к специфическим потребностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые завершили свое пребывание в организациях для детей-сирот и нуждаются в поддержке для успешной интеграции в общество.

В нормативно-правовых актах нет определения понятия «нуждаемость в постинтернатном патронате», однако есть информация о том, что такое постинтернатный патронат, его целях и категориях выпускников, нуждающихся в патронате.

Постинтернатный патронат, закрепленный в законодательных актах города Москвы, представляет собой важный институт, нацеленный на оказание поддержки данной категории граждан в переходный период их жизни. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», постинтернатный патронат осуществляется по договору в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет «в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения» [3].

Основными целями постинтернатного патроната, предусмотренными постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 433-ПП, являются:

  • адаптация к самостоятельной жизни данной категории граждан после окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей;
  • снижение среди данной категории граждан числа лиц, не получивших профессиональное образование, не занятых трудовой деятельностью или совершивших правонарушения;
  • обеспечение индивидуального сопровождения выпускника в процессе постинтернатной адаптации [11].

Предусматривается, что осуществление постинтернатного патроната должно проводиться по месту фактического проживания выпускника, посещение постинтернатным воспитателем подопечного должно производиться уполномоченной организацией не реже 2 раз в неделю, а заключение договора на предоставление патроната должно быть добровольным со стороны выпускника.

В рекомендациях по разработке и реализации региональных программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены категории выпускников согласно степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации, и, соответственно, требуемой им помощи [10].

1-я группа — выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и/или готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу.

2-я группа — выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, способности к самостоятельному принятию решений, имеются трудности с выстраиванием жизненных планов, проблемы с активностью и коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы.

3-я группа — выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью, высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью, возможно, асоциальным поведением, зависимостями и прочее.

4-я группа — выпускники с нарушениями физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством.

Таким образом, нуждаемость в постинтернатном сопровождении в нормативно-правовых документах преимущественно определяется уровнем социальной адаптации каждого индивида и его конкретными потребностями в поддержке, которая может варьироваться от информационной до специализированной помощи. Оценка уровня социализированности осуществляется на основе различных критериев, которые могут изменяться с течением времени, отвечая на индивидуальные обстоятельства и изменения в жизни каждой личности.

Таким образом, понятие «нуждаемость в постинтернатном патронате» можно определить как состояние выпускника, характеризующееся наличием значительных рисков десоциализации, которые могут негативно повлиять на его адаптацию в обществе и способность к самостоятельной жизни. Эти риски могут включать в себя социальную изоляцию, недостаток жизненных навыков, отсутствие поддержки со стороны семьи и социальной среды, а также психологические и социальные проблемы, возникающие после выхода из интерната.

На основе анализа понятий «самостоятельность», «адаптация», «социализация», понимания нуждаемости в постинтернатном патронате, учета практического опыта специалистов, работающих с будущими выпускниками и лицами, находящимися на постинтернатном сопровождении, нами были сформулированы выводы о критериях нуждаемости и определены следующие блоки для оценки риска десоциализации (табл.).

Таблица. Оценка общего физического и психического состояния благополучателя  в настоящее время и риска негативного влияния на социализацию

№ п/п

Название блока

Критерии

1

Психофизиологический

общее состояние здоровья

забота о своем здоровье и о себе

жизненные цели и планы

коммуникативно-речевые навыки и умения

2

Социально-
ресурсный

наличие детей

условия проживания

уровень и характер дохода

образование

реализация трудовой деятельности и мотивация к труду

3

Деятельностно-
поведенческий

уровень эксплуатации жилья и самостоятельность
в решении социально-бытовых вопросов

наличие долгов как явный индикатор
финансовой грамотности

готовность к получению помощи

правонарушения, судимости

самостоятельность в передвижении по городу

Таким образом, здоровье, уровень образования, финансовая стабильность, сформированность привязанности, готовность взять ответственность за себя и близких, развитые коммуникативные навыки являются важными индикаторами успешности социализации или рисков десоциализации, поскольку формируют фундамент для уверенного взаимодействия с окружающим миром. Стремление к самосовершенствованию, наличие четких жизненных целей и планов, а также умение управлять собственными финансами создают условия для успешной интеграции в общество. Вместе взятые, эти элементы формируют динамичную и здоровую личность, способную справляться с вызовами современного мира.

С другой стороны, наличие рисков у выпускника по тому или иному критерию может в ближайшем будущем стать основой для его выпадения из общества, маргинализации и требует оказания своевременной помощи со стороны специалистов.

Обсуждение

Переход из детства в категорию взрослого населения представляет собой сложный процесс, который имеет не только юридическое, но и глубокое социальное значение, особенно в контексте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важность этого перехода становится особенно очевидной в свете определения нуждаемости выпускников в постинтернатном патронате.

Понятийный анализ определений «самостоятельность», «адаптация» и «социализация», а также изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации и города Москвы позволили выявить и систематизировать критерии нуждаемости в постинтернатном патронате для выпускников и дефициты в понимании ключевых понятий по постинтернатному сопровождению, которые могут нести потенциальные риски для эффективного сопровождения.

Описанные в программах критерии «самостоятельность», «адаптация» и «социализация» служат основой для формирования индивидуализированных стратегий сопровождения и развития навыков, однако они являются довольно широкими понятиями для выработки инструмента по выявлению мишеней помощи и рисков десоциализации.

Самостоятельность как многоуровневое личностное качество формируется на протяжении жизни и активно проявляется в разных ситуациях. В данном контексте самостоятельность и социализация становятся неотъемлемыми аспектами процесса адаптации выпускников к условиям самостоятельной жизни. При этом процесс адаптации имеет множество уровней, каждый из которых требует своего подхода и поддержки и включает динамическую составляющую, которая меняется в зависимости от индивидуального развития личности и окружающей среды. Осознание выпускниками важности заботы о своем здоровье, планирования своей жизни и инициативности является ключевым индикатором самостоятельности и может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных качеств, оказываемой материальной и социальной поддержки со стороны общества и государства. Так, ключевой региональной особенностью в Москве можно считать высокий процент обеспеченности выпускников жильем, а также материальной поддержкой, включая льготы, пособия и т. д. Тем не менее выпускники сталкиваются с финансовыми, бытовыми и иными трудностями в данном контексте.

Несмотря на наличие мер государственной поддержки, не все дети-сироты способны или желают ее использовать, что, возможно, с одной стороны, связано с социальной стигматизацией и недостаточной подготовленностью к независимой жизни, а с другой — с недостаточной информированностью и качеством оказываемой услуги, которая должна быть не только доступной, но и адаптированной к изменениям в социальной среде. Законодательство определяет параметры постинтернатного патроната, но остается много вопросов относительно определения критериев нуждаемости в постинтернатном патронате, мишеней помощи и рисков десоциализации. Необходимость в выявлении граждан данной категории, наиболее нуждающихся в постинтернатном патронате, обусловлена еще одной региональной особенностью социальной системы поддержки населения — многочисленностью благополучателей и высокой загрузкой специалистов.

Разработанная в рамках исследования методология может стать основой разработки диагностического инструмента, который будет способен комплексно оценить необходимость в постинтернатном патронате выпускников и даст возможность определить степень интенсивности и содержание услуг постинтернатного сопровождения.

Основу методологии составляют три блока факторов, максимально охватывающих ключевые проявления жизни человека:

  • психофизиологический, представляющий собой совокупность показателей, отражающих состояние здоровья, умение его поддерживать и коммуницировать с окружающими людьми для удовлетворения своих потребностей;
  • социально-ресурсный, отражающий наличие у индивида ресурсов для жизни, а также, наоборот, элементов, оказывающих на него демографическую нагрузку;
  • деятельностно-поведенческий, характеризующий поведенческие проявления по обеспечению качества своей жизни и выполнения требований человеческого общежития, зафиксированных в нормах морали и права.

Положительная либо отрицательная оценка по критериям, раскрывающим содержание данных блоков, может, с одной стороны, свидетельствовать о необходимости/отсутствии необходимости в предоставлении поддержки выпускнику в виде услуги постинтернатного патроната, а с другой — прямо указывать на конкретные виды совместных работ специалиста по постинтернатному патронату и выпускника для минимизации выявленных рисков.

Заключение

Таким образом, самостоятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наступает в 18 лет как неизбежный факт. Возможностью воспользоваться государственной социальной поддержкой пользуется не каждый из них. Поведенчески самостоятельность может считаться проявлением успешной социализации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассматриваться как субъекты затрудненной социализации, что означает высокий уровень риска наступления у них десоциализации ввиду присущего им нестабильного, протекающего в особых условиях процесса социализации. Десоциализация как процесс в конечном счете может привести к деградации и распаду личности.

Для организации эффективной системы предоставления услуги постинтернатного патроната базово необходимо разработать единый инструмент диагностики рисков наступления десоциализации, который будет максимально «прозрачен» как для получателей услуг, так и для самих сотрудников уполномоченных на предоставление услуги организаций, что позволит четко планировать интенсивность и характер наполнения услуги для каждого выпускника, заключившего договор постинтернатного патроната [2].

Диагностический инструмент должен включать в себя оценку психофизиологического, социально-ресурсного и деятельностно-поведенческого блоков факторов жизни выпускника. Такая оценка может быть возможна благодаря сбору и анализу имеющихся данных о благополучателе (через базу данных), использованию метода наблюдения специалистами и использованию полуструктурированного интервью. Совокупность этих данных может дать возможность специалисту оценить выраженность индикаторов риска десоциализации и выстроить дальнейшую работу.

Литература

  1. Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI:10.17759/pse.2021260614
  2. Зайцева Е.М., Гримальская Ю.В., Меньшов А.В., Попович Ю.А., Кежаев О.С., Смарцева Е.В., Ковалева Ю.В., Бабина А.В. Особенности постинтернатного сопровождения совершеннолетних лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве // Отечественный журнал социальной работы. 2023. № 3 (94). С. 99–108.
  3. Закон города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [Электронный ресурс] // ДТСЗН г. Москвы. 2010. URL: https://dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-391-src-1644391096.0233.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
  4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб: Питер, 2010. 352 с.
  5. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический проект, Трикста, 2003. 496 с.
  7. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2011. 737 с.
  8. Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
  9. Осницкий А.В. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. Нальчик: Эль-Фа, 1996. 124 с.
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.03.2011 № 06-369 «О направлении рекомендаций (по разработке и реализации региональной программе социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)» [Электронный ресурс] // Гарант. 2011. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 16.03.2024).
  11. Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [Электронный ресурс] // ДТСЗН г. Москвы. 2011. URL: https://dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-403-src-1644391548.3932.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
  12. Селиванова Ю.В., Зайцев Д.В. Социальная интеграция личности: социологический подход к анализу понятия [Электронный ресурс] // Социология. Политология. 2014. Том 14. № 2. С. 41–44. DOI:10.18500/1818-9601-2014-14-2-41-44
  13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.
  14. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Переход к взрослой жизни молодых людей, имеющих опыт институциональной заботы [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (157). С. 94–118. DOI:10.14515/monitoring.2020.3.1618
  15. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 184–189.
  16. Diraditsile K., Nyadza M. Life after institutional care: Implications for research and practice // Child & Family Social Work. 2018. № 3 (23). P. 451–457. DOI:10.1111/cfs.12436
  17. Duggal R., Wadhawan P. Comparison between Orphans and Non orphans on the dimension of Resilience // IJISET - International Journal of Innovative Science, Engineering & Technology. 2021. Vol. 8. № 1. P. 175–196.
  18. Hachadurian C., Perry A., Calhoun S. Preparing for the Post-University Transition: Supporting Homeless, Emancipated, Orphaned, and Other Independent Students // College Student Affairs Journal. 2022. Vol. 40. № 3. P. 40–53. DOI:10.1353/csj.2022.0024
  19. O’Donnell R., Hatzikiriakidis K., Mendes P., Savaglio M., Green R., Kerridge G., Currie G., Skouteris H. The impact of transition interventions for young people leaving care: a review of the Australian evidence // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. № 25 (1). P. 1076–1088. DOI:10.1080/02673843.2020.1842216
  20. Van Ijzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Duschinsky R., Fox N.A., Goldman P.S., Gunnar M.R., Johnson D.E., Nelson C.A., Reijman S., Skinner G.C.M., Zeanah C.H., Sonuga-Barke E.J.S. Institutionalisation and deinstitutionalization of children: A systematic and integrative review of evidence regarding effects on development // The Lancet Psychiatry. 2020. № 7 (8). P. 703–720. DOI:10.1016/S2215-0366(19)30399-2

Информация об авторах

Ковалева Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент центра компетенций по развитию и обучению специалистов поддержки семьи и детства, Институт дополнительного профессионального образования сотрудников социальной сферы (ГАУ ИДПО ДТСЗН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-3365-8049, e-mail: kovalevayv@social.mos.ru

Бабина Ася Вячеславовна, главный специалист, Институт дополнительного профессионального образования сотрудников социальной сферы (ГАУ ИДПО ДТСЗН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-2173-7446, e-mail: my@ababina.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 46
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 13
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0