Особенности консультирования при православном храме: опыт понимающей психотерапии

1001

Аннотация

Статья посвящена описанию некоторых особенностей работы психолога при православном храме. Проводится осмысление опыта деятельности психолога при храме в рамках общей задачи выделения принципиальной специфики такой работы. Обосновывается целесообразность использования подхода понимающей психотерапии в христиански-ориентированном консультировании.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Филоник М.С. Особенности консультирования при православном храме: опыт понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3. С. 104–119.

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие в крупных городах нашей страны постепенно начинают появляться психологические консультации при православных храмах. На западе практика так называемого пастырского консультирования известна уже давно (см., напр., МПЖ № 3, 2006), у нас она распространяется медленно, приживается не всегда безболезненно и, конечно, имеет ряд своих особенностей, как и вообще психотерапевтическая практика в постсоветской России.

В МПЖ № 3 за 2003 год публиковалась статья М.В.Баязитовой, в которой автор делится своим опытом работы психологом на приходе с. Макарово Московской области (близ г. Черноголовка). Данную работу мы видим как продолжение этого жанра, в ней будут изложены некоторые особенности психотерапевтической практики, которые проявились в нашей деятельности в качестве психолога-консультанта при одном из московских больничных храмов. На данном этапе мы не претендуем на исчерпывающее научное осмысление консультационной работы при храме – это представляется важным, но очень непростым делом. Вопрос, в чем главное, принципиальное отличие такой психотерапии, которую часто называют христианской, на наш взгляд, требует ответственного, серьезного осмысления. Сказать, что в этой работе используются какие-то качественно иные методы, нежели в уже известных психотерапевтических школах, нельзя. Также неправомерно пока говорить о том, что существует определенная методология, стоящая за данной практикой. Тем не менее, практика есть, и ее можно и нужно осмыслять. Предварительной попытке такого осмысления, в основном, на феноменологическом уровне, и посвящена настоящая статья.

Чтобы как-то структурировать обсуждаемые особенности практики христианского консультирования, мы выбрали схему ТЕРАПЕВТ-КЛИЕНТ-ПРОБЛЕМА (Василюк, 2007), представляющую собой треугольник, формально иллюстрирующий любую психотерапевтическую ситуацию. Независимо от школы, направления, в котором работает психотерапевт, структурно всегда существуют эти три элемента, хотя содержательное их понимание может быть очень разным.

Литература

  1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.
  2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., 2007.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
  4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
  5. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире / Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002.
  6. Сосланд А.И. Психология восприятия психологии (ироническое эссе) // Московский психотерапевтический журнал, 2007, № 4.
  7. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Информация об авторах

Филоник Марина Сергеевна, научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, психотерапевт и преподаватель Ассоциации Понимающей Психотерапии, Москва, Россия, e-mail: fpc_grant@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1221
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1001
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0