Консультативная психология и психотерапия
2008. Том 16. № 4. С. 144–149
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Смех и смеходрама
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Мастерская и методы
Для цитаты: Умярова Р.С. Смех и смеходрама // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 4. С. 144–149.
Полный текст
Вступление: сила смеха
В природе человека заложено стремление к счастью, радости и удовольствию. Любой разумный человек понимает, что счастье — это внутреннее состояние сознания и его невозможно найти во внешних вещах. В современном обществе все более остро встает проблема дефицита радости и удовлетворенности. Культурально отдается предпочтение когнитивному способу бытия вместо истинного проживания чувств и не насыщаемому вещному накоплению как источнику удовольствия вместо поиска «родников радости» внутри себя. Человек, сам того не осознавая, «потерял свой смех» по причине не-переживания своей истинной сущности. Жизнь — лишь в голове. Мы превозносим рационально управляемое и контролируемое, все дальше удаляясь от своей природы.
Современная мировая психология начала вплотную заниматься этой проблемой. Возникла даже новая наука о смехе — гелотология; разработаны различные программы по смехотерапии, издается много журналов, созданы ассоциации смехо- и юморотерапевтов, открываются все новые клубы смеха (по всему миру их больше 8000). И это естественно, потому что, кроме душевного комфорта, смех несет в себе огромный психотерапевтический потенциал. Доказано, что большая часть болезней возникает на фоне душевной неудовлетворенности, несчастливой, невеселой жизни их носителей. Известно также, что немалое количество болезненных эмоций оседает в «скрытых тайниках» нашего тела в виде блоков, напряжений и зажимов, превращая тело, по выражению Вильгельма Райха, в «мышечный панцирь». Это делает нас менее живыми, затрудняет переживание радости и полноты жизни. Природный рефлекторный смех, при котором «смеховая волна» проходит через все тело, позволяет снимать эти напряжения. По словам создателя провокативной психотерапии Ф.Форрелли, «отдельные виды смеха могут быть аналогичны оргазму с его освобождением от психологической напряженности и непроизвольной, не поддающейся контролю потребности в завершении» (Форрелли, 1996).
Поскольку смех является самостоятельным спонтанным феноменом, он не стоит совершенно в стороне от развития личностных качеств. Так, Дж.Морено, считая спонтанное «матрицей» творческого, утверждает: «Личностное может быть измерено степенью спонтанности. С исчезновением спонтанности личность погибает. С ростом спонтанности развиваются личностные качества. Если возможности спонтанного безграничны, то безграничен и потенциал личностного» (Морено, 1993).
В отечественной психотерапии смех еще не обрел того признания, на которое он вправе претендовать как мощное психотерапевтическое средство. Настоящая работа рассчитана на хотя бы частичное восполнение данного пробела. В надежде привлечь внимание психологов к этому эффективному направлению психотерапевтической работы, ниже мы даем описание авторского метода смеходрамы, а также некоторых упражнений.
Психотерапевты, не знакомые с принципами смехотерапии, считают, что смех человека — это всегда, в некотором роде, защитный механизм, который необходимо нейтрализовать. Однако существуют доказательства того, что смех обладает даже более сильным и эффективным «катарсическим» действием, чем, например, плач (Junkins, 1999). Он открывает перспективу для восстановления и высвобождения сдерживаемых и спрятанных в тайниках души эмоций, помогая подойти к наиболее болезненным переживаниям (Mindess, 1971). В одной из работ утверждается, что «смех — самый эффективный способ коррекции негативных образов, созданных нашим воображением», благодаря чему он выступает «противоядием для возбудимости и тревоги» (Евстигнеева-Зинкевич, Фролов, 2008).
Смех всегда сопровождается активным выдохом. Из биосинтеза известно, что именно выдох обеспечивает экспрессию «высвобождения, отпускания и разрядки» (Боаделла, 2002). Помогая раскрыть внутренние границы и выразить «заряженные» эмоции, этот паттерн востребован при состояниях напряжения и блокировки. Кроме того, акцент на выдохе помогает освобождаться от идеи долженствования, преследующего оценивание себя.
Так как смех соединяет в себе тело, дыхание и чувства, он может использоваться для построения нового образа тела, более адаптивно реагирующего на окружающее, не говоря уже об ощущении радости жизни.
А.Минделл, в рамках разработанной им процессуально-ориентированной психотерапии, развивает представление о «первичных» и «вторичных» процессах. К первичному процессу он относит то, с чем человек идентифицируется, в то время как все отвергаемое, неосознаваемое или запретное образует его «вторичный процесс». Между тем и другим находится «край» — препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы интегрировать эту отвергнутую часть, что, собственно, и является задачей психотерапии. Когда человек в своем процессе подходит близко к неизвестному, или запретному, или болезненному материалу, то он как раз и подходит к своему «краю» (Минделл, 2004). Для того, чтобы перейти через этот «край», человеку необходимо усилить едва ощущаемый сигнал в соответствующем канале, доведя его до максимума. Так, например, если это образ в визуальном канале, то необходимо сделать его максимально ярким. С точки зрения А.Минделла, состояние «хихиканья» считается одним из признаков того, что человек находится на «краю». И вот здесь-то нам и может помочь рефлекторный смех. Усиление хихиканья до взрывного смеха, который, к тому же, сам по себе является сильным энергетическим компонентом, служит дополнительным резервом для преодоления «края» на пороге осознания неосознанного.
На разработку метода смеходрамы, описание которого следует ниже, оказали влияние процессуально-ориентированная психотерапия А.Минделла, система актерского мастерства М.Чехова, гештальттера- пия, психодрама Дж.Морено и так называемая йога смеха Мадан Ката- риа. Главной особенностью смеходрамы, отличающей ее от психодрамы, является то, что действующие там актеры не разговаривают. Они общаются, главным образом, невербально, посредством движения, жестов и, конечно, смеха. Известно, что, общаясь с кем-либо, мы посылаем партнеру по общению невербальные сигналы, весомая часть которых является ненамеренными. Именно они-то более всего интересны для нашей работы, так как содержат в себе информацию, идущую из неосознаваемых глубин психики. В смеходраме вербальное взаимодействие сведено к минимуму. Как правило, оно допускается лишь во время предварительного рассказа, если без него нельзя обойтись, и, естественно, во время «шеринга».
Перед началом работы группы проводится «разогрев», содействующий созданию соответствующей «смеховой атмосферы» и подготовке тела к смеху с помощью дыхательных, а также телесно-ориентированных техник. Далее разыгрываются различные игровые упражнения, также способствующие возникновению природного рефлекторного смеха, когда в него включается все тело и трудно остановиться. Некоторые упражнения заимствованы из актерских тренингов, другие — из тренингов развития голоса, большая часть — авторские (они были представлены ранее, см.: Умярова, 2008). В стадии «разогрева» могут использоваться разные виды смеха: смех животных и даже предметов, смех различной громкости и высоты. Смех может отличаться по своей частоте и интенсивности и иметь различную эмоциональную окраску, может быть добродушным и саркастическим, грубым и нежным, заискивающим и горделивым. В литературе мы находим указание (Nepsor, 2007), что разные виды «искусственного» смеха могут прорабатывать разные эмоции: так, например, смех высокий и частый освобождает страх; низкий и грубый — гнев, а мелодичный и жалостливый — меланхолию. Таким образом, пробуя себя в разных видах смеха, мы можем освобождать соответствующие эмоции. Иначе говоря, уже на стадии разогрева происходит проработка некоторых важных аспектов личности. Когда в действие вносятся игровой и спонтанный элементы, включая детское «как бы понарошку», сопротивление протагониста (клиента, участника группы) уменьшается, и он смелее входит в контакт с глубинным бессознательным материалом. Причем известно, что игра способствует интеграции, как в повседневной жизни, так и в рамках тренинга, где группа выступает в качестве условия, поддерживающего интеграцию. В особенности это касается «смехового процесса», так как смех — явление заразительное.
Смех человека информативен и многозначен. В своей книге «Путь актера» М.Чехов замечает, что «каждый звук, как гласный, так и согласный, невидимо заключает в себе определенный жест. Он может быть вскрыт, видимо, в качестве жеста человеческого тела. Жесты эти различны между собой» (Чехов, 2003). Отсюда можно сделать вывод, что смех также заключает в себе жесты и содержит информацию о человеке, причем мы можем воспринимать его в трех разных каналах — аудиальном, визуальном и проприоцептивном, и работать с этим материалом.
Техники смеходрамы
Получив информацию по трем вышеназванным каналам о смехе главного «Актера», остальные участники группы разыгрывают разные стороны, или разные части его личности. Сам «Актер» наблюдает эту сцену и включается в игру для ее корректировки. Он взаимодействует с каждым исполнителем до тех пор, пока тот не примет желательную и комфортную для него форму. Такая игра способствует принятию частей себя, но уже в видоизмененном и приемлемом для протагониста виде. Он корректирует те свои части, которые тем или иным образом находились в дисгармонии. Можно проводить работу и другими способами: например, используя ролевые игры, «отзеркаливание», некоторые техники арттерапии (работу с рисунками и др.).
Следующая техника: главный «Актер» сам выступает в качестве режиссера и воссоздает ту проблемную ситуацию, которую он переживает в семье, офисе или отношениях с близким человеком. При этом он всячески меняет используемые средства — смех, звуки, жесты, позы участников — перегруппировывая исполнителей до тех пор, пока не будет достигнут ожидаемый «инсайт», то есть понимание существа сложившейся ситуации.
Еще один вид работы в смеходраме — создание «Актером» невербального образа выдуманного героя, очертание которого также создается посредством смеха, жестов и движения. Персонаж, полученный подобным образом, не связан с конкретными лицами (мамой, папой, бабушкой, близким другом и т.д.), что снижает силу защитного сопротивления и тем самым значительно облегчает погружение в глубины психики и приближение к «краю», если использовать терминологию А.Минделла. Понятно, что выдуманные образы не случайны. Как правило, они имеют непосредственное отношение к тем частям личности, которые связаны с «вторичным процессом», то есть не принимались протагонистом. Проигрывание этих образов помогают ему интегрировать эту отделенную от себя самого часть. В процессе такой игры происходит не столько отреагирование, сколько трансформация, изменение личности.
Еще одним направлением работы в смеходраме является использование смеха для разрешения конфликтных ситуаций. Можно высмеивать разные мысли и поступки; ведь смех помогает смотреть на свои проблемы и неудачи с «высоты птичьего полета», то есть не так «катастрофически», как в других более суровых условиях. Хорошие результаты дает работа с «внутренним критиком». Ведь когда мы смеемся естественным, безостановочным смехом, мы невольно снимаем запреты, которые предполагаются правилами «приличного поведения». Когда такого рода нарушения происходят в условиях тренинга, в безопасной и принимающей обстановке, человек чувствует себя свободным, окрыленным, творческим. В случае очень трудных, болезненных ситуаций, конечно, необходима предварительная подготовка, при которой значимые фигуры, включенные в конфликт, заменяются образами животных или даже предметами, соответствующими ситуации. Благодаря такой замене создается дистанцирование, ослабевает сила эмоциональной вовлеченности протагониста в переживаемую им драму. Можно заметить, что во многих случаях работа ведется не напрямую с «трудным партнером» или с «болезненной ситуацией», а с выдуманными образами. И хотя выдуманные образы тоже не случайны, тем не менее, усиливается игровой элемент, становится проще быть «здесь и сейчас» и творить свою реальность. Подобный способ работы мягок, но результаты он дает не меньшие, чем терапия, сопровождаемая слезами и глубокими переживаниями. Самую трудную работу берет на себя «Его Величество Смех», который оказался не менее «катарсическим», чем плач и гнев.
Литература
- Боаделла Д. Моторные поля как основные паттерны потоков движения. - Журнал биосинтеза «Энергия и Характер». Выпуск № 2, 2002.
- Евстигнеева-Зинкевич Т., Фролов Д. Жизнь любит тех, кто любит ее, или Как научиться мыслить красиво. - С-Пб. «Речь», 2008.
- Минделл А. Ученик создателя сновидений. - Москва, 2004.
- Морено Д. Театр спонтанности. - Красноярск, 1993.
- Умярова Р.С. Смехотерапия // Московский психотерапевтический журнал, 2008, № 1.
- Форрелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. - Екатеринбург, 1996.
- Чехов М. Путь актера. - Москва, 2003.
- Junkins E. The Power of Laughter in Therapy. - ZMFT, BCD, LM. SM-A.C.P, 2000.
- Mindess H. Laughter and Liberation. - Los Angeles: Nash Publishing, 1971.
- Nespor K. Healing Power of Laughter. - Vysehrad, Praha, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1780
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 726
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2