Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя

1

Аннотация

Статья посвящена проблеме создания благоприятного для развития одаренности школьников психологического климата в классе. Представлены результаты исследования восприятия учащимися климата в классе и учительских самооценок умений, связанных с его созданием. В исследовании участвовали 128 учащихся из шести параллелей 5-х классов московской школы и 48 педагогов, обучающих пятиклассников в Москве и других городах России. Методики: опросник «Климат в классе» (Н.Б. Шумакова и др., 2023) и оригинальный опросник самооценки умений для учителей, содержащий утверждения, сопряженные со шкалами методики «Климат в классе». Показано, что восприятие климата в классе учениками и самооценка учителями умений в его создании могут существенно различаться: учителя высоко оценивают свои умения в создании условий для сотрудничества учеников и их продуктивной работы, в то время как для пятиклассников эти аспекты климата в классе воспринимаются как самые проблемные. Выделены актуальные мишени для подготовки современного учителя.

Общая информация

Ключевые слова: психологический климат в школе, условия для реализации одаренности, младшие подростки, уровень самооценки

Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210315

Финансирование. работа выполнена по научной теме госзадания Минобрнауки России «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности» (FNRE-2024-0017).

Получена: 30.05.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 122–128. DOI: 10.17759/bppe.2024210315

Полный текст

Введение

Роль школьной среды в психологическом благополучии, успешности обучения и развитии личностных особенностей школьников трудно переоценить [9; 14]. В связи с чем неудивительно, что интерес к изучению условий и факторов создания благополучного климата в школе и классе только возрастает [4; 5; 8]. Так, за последние семь лет в отечественных научных публикациях было представлено четыре разных инструмента для диагностики климата в школе или классе [1; 3; 6; 11]. Каждый из предложенных инструментов сфокусирован на выделении определенных аспектов климата, например, позволяет оценить общее отношение учащихся к школе, распространенность буллинга и показатели самоэффективности [1], характеристики школьного климата, наиболее существенные для снижения риска буллинга [6], субъективное восприятие качества школьной среды с точки зрения ее психологической безопасности и благополучия [3].

Значимость климата в классе для выявления и развития способностей учащихся и их одаренности побудила исследователей к созданию специального опросника «Школьный климат», позволяющего оценить субъективное восприятие учащимися благоприятных и неблагоприятных с точки зрения развития одаренности характеристик климата, который был включен в Мюнхенскую батарею тестов высоких способностей, а также успешно валидизирован и применен в масштабном лонгитюдном исследовании одаренности детей и подростков в Германии [13].

Этот опросник, переведенный на русский язык, использовался в исследовании С.О. Петровой и Е.И. Щеблановой [7], а в дальнейшем был модифицирован и стандартизирован на большой российской выборке учащихся 5-х — 10-х классов и получил название «Климат в классе» [11]. Характеристики климата в классе, значимые для выявления и развития способностей учащихся и их одаренности, могут оцениваться с помощью этого. опросника [11].

Изучение субъективного восприятия учащимися характеристик климата в классе, благоприятных или неблагоприятных с точки зрения развития одаренности школьников, представляет для нас особый интерес в связи с поиском ресурсов для развития потенциала детской одаренности и решения актуальных задач современного образования, среди которых поддержка и развитие одаренных и талантливых детей занимает значимое место [2; 12; 15].

Сложность изучения психологического климата в классе связана с тем, что особенности субъективного восприятия психологической атмосферы в классе — тех ее параметров, которые значимы для развития одаренности и продуктивности учащихся, — обусловлены как индивидуальными особенностями субъекта восприятия (т. е. самих учащихся), так и личностными особенностями, компетенциями и мастерством педагогов, которые организуют учебную среду и взаимодействуют с классом и каждым учеником [1; 14].

Так, нами была показана специфика восприятия младшими подростками таких значимых параметров психологического климата в классе, как поддержка со стороны учителя и соперничество с одноклассниками, — в зависимости от особенностей и выраженности у них перфекционизма [10]. При кажущейся ясности роли педагога в создании климата в классе остается неясным, как педагоги оценивают свои возможности или компетенции в создании благоприятного психологического климата. Ответ на этот вопрос важен для совершенствования системы подготовки и переподготовки учителей в целях повышения эффективности обучения школьников.

В связи с этим мы поставили задачу: выяснить особенности субъективной оценки педагогами их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды, измеряемых с помощью шкал опросника «Климат в классе».

Методы

В исследовании приняли участие 48 учителей школ г. Москвы (n = 26), Республики Саха (n = 16) и г. Екатеринбурга (n = 6) со стажем работы от 1 до 41 года (Мср. = 20,6; ст. откл. 11,1), из них была выделена группа «молодых педагогов» со стажем работы менее 15 лет (n = 18) и «опытных» (n = 30), со стажем работы свыше 15 лет. Все учителя в период проведения исследования работали в 5-х классах и, в зависимости от нагрузки, в других классах средней школы.

Для изучения особенностей субъективной оценки педагогами их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды учителям был предложен специально составленный нами опросник, содержащий утверждения, сопряженные со шкалами опросника «Климат в классе». Шести шкалам опросника «Климат в классе» (поддерживающий учитель, сотрудничество с одноклассниками, организация работы в классе, соперничество с одноклассниками, давление среды и вовлеченность одноклассников в учебу) соответствовали 12 утверждений, которые оценивались учителем по шкале Ликерта, например:

  • Мне легко удается оказать поддержку и наладить сотрудничество с каждым учеником класса;
  • Я могу научить своих учеников сотрудничать друг с другом;
  • На моих уроках у меня нет проблем с дисциплиной в классе;
  • В моем классе ученики не соперничают друг с другом;
  • В моем классе большинство учеников готовы выполнять задания (учиться) и в выходные дни.

Наряду с изучением учительских оценок для выделения «проблемных зон» с точки зрения учащихся мы также провели диагностику восприятия климата в классе учащимися в 6-ти параллелях 5-х классов московской школы (n = 128), учителя которой также участвовали в исследовании и составили 25% из всей выборки (n = 12).

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены описательные статистики учительских оценок их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды, соответствующих шкалам опросника «Климат в классе», для всей группы.

Табл. 1. Описательные статистики учительских самооценок умений, значимых для создания климата в классе (N = 48)

Умения (шкалы)

Среднее

Медиана

Ст. отклонение

Минимум

Максимум

1. Поддержка учителя

3.21

3.00

0.504

2.50

4.00

2. Сотрудничество

3.42

3.50

0.315

3.00

4.00

3. Организация работы в классе

3.10

3.00

0.545

2.00

4.00

4. Соперничество

2.42

2.50

0.498

1.50

3.00

5. Давление среды

2.60

2.50

0.618

1.00

3.50

6. Вовлеченность

2.85

3.00

0.449

2.00

3.50

Как видно из данных таблицы, педагоги дают наиболее высокую оценку своим умениям учить детей сотрудничеству и обеспечивать атмосферу сотрудничества в классе (при минимальном значении «1» их оценки находятся в интервале от 3 до 4), а также оказывать своим ученикам поддержку, что, согласно существующим данным, рассматривается в качестве благоприятных условий для развития одаренности учащихся.

Кроме того, они высоко оценивают свои умения относительно поддержки «рабочей» дисциплины в классе, создания условий для продуктивной работы каждого ученика. Самые же низкие оценки касаются тех аспектов климата, которые соответствуют неблагоприятным условиям, — соперничество и давление учебной среды, т. е. учителя не склонны оказывать чрезмерное давление на учеников избыточными требованиями и поддерживать их соперничество друг с другом. Наконец, еще одна интересующая нас благоприятная характеристика климата в классе — вовлеченность одноклассников в учебу — представлена, по оценкам учителей, достаточно хорошо, что свидетельствует об их умении создавать условия, мотивирующие учеников учиться, хотя их оценки не так высоки, как в случае первых двух умений.

Сравнение самооценок имеющихся умений у «молодых» и «опытных» педагогов с помощью U-критерия не выявило статистически достоверных межгрупповых различий, хотя в группе «молодых» педагогов отмечается больший разброс данных по сравнению с группой «опытных», что свидетельствует о более выраженных индивидуальных различиях внутри группы.

Анализ результатов диагностики психологического климата с помощью опросника «Климат в классе» в параллели 5-х классов позволил выделить характерные для каждого класса профили, которые мы сравнили с имеющимися нормативными показателями для этого возраста [11]. В результате такого сравнения было выделено три из них, в которых зафиксированы значения, выходящие за нормативный «коридор», т. е. отличающиеся от среднего более, чем на одно стандартное отклонение. Во всех 3-х случаях обнаружены значения показателей по шкалам «Сотрудничество с одноклассниками» и «Организация работы к классе», свидетельствующие о дефиците сотрудничества, а также о неудовлетворительной, с точки зрения учащихся, дисциплине, препятствующей продуктивной работе на уроках.

В одном случае, помимо отмеченных выше неблагоприятных показателей, зафиксирован и сниженный уровень субъективного восприятия пятиклассниками вовлеченности одноклассников в учебу, что усиливает характеристику этого профиля как неблагоприятного. Таким образом, неудовлетворительными в восприятии учеников оказались те характеристики климата в классе, которые, по оценкам учителей, наоборот, занимали самые высокие позиции с точки зрения наличия соответствующих умений: в создании атмосферы сотрудничества и дисциплины для продуктивной работы каждого ученика.

Заключение

Субъективное восприятие климата в классе учениками и оценка учителями их умений в создании благоприятного климата могут существенно различаться. «Сотрудничество» и «организация работы в классе» часто выступают как неудовлетворительные в восприятии пятиклассниками, в то время как учителя высоко оценивают свои возможности в обеспечении благоприятных условий для сотрудничества и продуктивной работы учащихся на уроках. Такое расхождение субъективных оценок учеников и учителей свидетельствует о наличии «проблемных зон» в обеспечении благоприятного психологического климата в классе и позволяет наметить актуальные направления в совершенствовании подготовки современного учителя.

Литература

  1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения [Электронный ресурс]. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 103 с. doi:10.17323/978-5-7598-1737-6
  2. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Особенности развития потенциала одаренных детей в Российской системе образования: опыт аналитического исследования [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 199–202. doi:10.24412/1991-5497-2021-388-199-202
  3. Бочавер А.А., Корнеев А.А., Хломов К.Д. Опросник поведенческих норм и школьного климата [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 55–84. doi:10.17323/vo-2023-16321
  4. Лактионова Е.Б., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Том 14. № 3 (48). С. 500–515. doi:10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
  5. Лактионова Е.Б., Тузова А.С. Специфика психологического благополучия одаренных учащихся в образовательной среде школы [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 400–405. doi:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-77
  6. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. doi:10.17323/1814-9545-2021-3-62-9
  7. Петрова С.О., Щебланова Е.И. Оценка психологического климата в школе одаренными учащимися средних и старших классов // Психология и школа. 2010. № 1. С. 3–23.
  8. Тарасов С.В. Психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды в организациях среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Психология человека в образовании. 2022. Том 4. № 2. С. 236–246. doi:10.33910/2686-9527-2022-4-2-236-246
  9. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. 2021. Том 67. № 5. С. 30–43.
  10. Шумакова Н.Б. Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 7–15. doi:10.17759/bppe.2023200401
  11. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» — стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Климат в школе» [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 20. № 2. С. 231–256. doi:10.17323/1813-8918-2023-2-231-256
  12. Щебланова Е.И. Профессиональная подготовка учителей интеллектуально одаренных школьников: проблемные аспекты психологического климата в классе [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 45–52. doi:10.51944/20738528_2023_2_45
  13. Hochbegabung im Kindes- und Jugendalter / Heller K.A. (Ed.). Göttingen: Hogrefe, 2001.
  14. Iglesias-Díaz P., Romero-Pérez C. Emotional and inclusive classrooms and adolescent wellbeing: a systematic review // Educación XXI. 2021. Vol. 24(2). P. 305–350. doi:10.5944/educXX1.28705
  15. Maker C.J. Exceptional talent in the 21st century context: Conceptual framework, definition, assessment, and development // Gifted Education International. 2021. Vol. 37(2). P. 158–198. doi:10.1177/0261429421995188

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1