Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 3. С. 122–128
doi:10.17759/bppe.2024210315
ISSN: 2658-3100 (online)
Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя
Аннотация
Статья посвящена проблеме создания благоприятного для развития одаренности школьников психологического климата в классе. Представлены результаты исследования восприятия учащимися климата в классе и учительских самооценок умений, связанных с его созданием. В исследовании участвовали 128 учащихся из шести параллелей 5-х классов московской школы и 48 педагогов, обучающих пятиклассников в Москве и других городах России. Методики: опросник «Климат в классе» (Н.Б. Шумакова и др., 2023) и оригинальный опросник самооценки умений для учителей, содержащий утверждения, сопряженные со шкалами методики «Климат в классе». Показано, что восприятие климата в классе учениками и самооценка учителями умений в его создании могут существенно различаться: учителя высоко оценивают свои умения в создании условий для сотрудничества учеников и их продуктивной работы, в то время как для пятиклассников эти аспекты климата в классе воспринимаются как самые проблемные. Выделены актуальные мишени для подготовки современного учителя.
Общая информация
Ключевые слова: психологический климат в школе, условия для реализации одаренности, младшие подростки, уровень самооценки
Рубрика издания: Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210315
Финансирование. работа выполнена по научной теме госзадания Минобрнауки России «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности» (FNRE-2024-0017).
Получена: 30.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Шумакова Н.Б. Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 122–128. DOI: 10.17759/bppe.2024210315
Полный текст
Введение
Роль школьной среды в психологическом благополучии, успешности обучения и развитии личностных особенностей школьников трудно переоценить [9; 14]. В связи с чем неудивительно, что интерес к изучению условий и факторов создания благополучного климата в школе и классе только возрастает [4; 5; 8]. Так, за последние семь лет в отечественных научных публикациях было представлено четыре разных инструмента для диагностики климата в школе или классе [1; 3; 6; 11]. Каждый из предложенных инструментов сфокусирован на выделении определенных аспектов климата, например, позволяет оценить общее отношение учащихся к школе, распространенность буллинга и показатели самоэффективности [1], характеристики школьного климата, наиболее существенные для снижения риска буллинга [6], субъективное восприятие качества школьной среды с точки зрения ее психологической безопасности и благополучия [3].
Значимость климата в классе для выявления и развития способностей учащихся и их одаренности побудила исследователей к созданию специального опросника «Школьный климат», позволяющего оценить субъективное восприятие учащимися благоприятных и неблагоприятных с точки зрения развития одаренности характеристик климата, который был включен в Мюнхенскую батарею тестов высоких способностей, а также успешно валидизирован и применен в масштабном лонгитюдном исследовании одаренности детей и подростков в Германии [13].
Этот опросник, переведенный на русский язык, использовался в исследовании С.О. Петровой и Е.И. Щеблановой [7], а в дальнейшем был модифицирован и стандартизирован на большой российской выборке учащихся 5-х — 10-х классов и получил название «Климат в классе» [11]. Характеристики климата в классе, значимые для выявления и развития способностей учащихся и их одаренности, могут оцениваться с помощью этого. опросника [11].
Изучение субъективного восприятия учащимися характеристик климата в классе, благоприятных или неблагоприятных с точки зрения развития одаренности школьников, представляет для нас особый интерес в связи с поиском ресурсов для развития потенциала детской одаренности и решения актуальных задач современного образования, среди которых поддержка и развитие одаренных и талантливых детей занимает значимое место [2; 12; 15].
Сложность изучения психологического климата в классе связана с тем, что особенности субъективного восприятия психологической атмосферы в классе — тех ее параметров, которые значимы для развития одаренности и продуктивности учащихся, — обусловлены как индивидуальными особенностями субъекта восприятия (т. е. самих учащихся), так и личностными особенностями, компетенциями и мастерством педагогов, которые организуют учебную среду и взаимодействуют с классом и каждым учеником [1; 14].
Так, нами была показана специфика восприятия младшими подростками таких значимых параметров психологического климата в классе, как поддержка со стороны учителя и соперничество с одноклассниками, — в зависимости от особенностей и выраженности у них перфекционизма [10]. При кажущейся ясности роли педагога в создании климата в классе остается неясным, как педагоги оценивают свои возможности или компетенции в создании благоприятного психологического климата. Ответ на этот вопрос важен для совершенствования системы подготовки и переподготовки учителей в целях повышения эффективности обучения школьников.
В связи с этим мы поставили задачу: выяснить особенности субъективной оценки педагогами их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды, измеряемых с помощью шкал опросника «Климат в классе».
Методы
В исследовании приняли участие 48 учителей школ г. Москвы (n = 26), Республики Саха (n = 16) и г. Екатеринбурга (n = 6) со стажем работы от 1 до 41 года (Мср. = 20,6; ст. откл. 11,1), из них была выделена группа «молодых педагогов» со стажем работы менее 15 лет (n = 18) и «опытных» (n = 30), со стажем работы свыше 15 лет. Все учителя в период проведения исследования работали в 5-х классах и, в зависимости от нагрузки, в других классах средней школы.
Для изучения особенностей субъективной оценки педагогами их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды учителям был предложен специально составленный нами опросник, содержащий утверждения, сопряженные со шкалами опросника «Климат в классе». Шести шкалам опросника «Климат в классе» (поддерживающий учитель, сотрудничество с одноклассниками, организация работы в классе, соперничество с одноклассниками, давление среды и вовлеченность одноклассников в учебу) соответствовали 12 утверждений, которые оценивались учителем по шкале Ликерта, например:
- Мне легко удается оказать поддержку и наладить сотрудничество с каждым учеником класса;
- Я могу научить своих учеников сотрудничать друг с другом;
- На моих уроках у меня нет проблем с дисциплиной в классе;
- В моем классе ученики не соперничают друг с другом;
- В моем классе большинство учеников готовы выполнять задания (учиться) и в выходные дни.
Наряду с изучением учительских оценок для выделения «проблемных зон» с точки зрения учащихся мы также провели диагностику восприятия климата в классе учащимися в 6-ти параллелях 5-х классов московской школы (n = 128), учителя которой также участвовали в исследовании и составили 25% из всей выборки (n = 12).
Результаты и обсуждение
В таблице 1 представлены описательные статистики учительских оценок их умений в создании значимых для развития одаренности учащихся условий учебной среды, соответствующих шкалам опросника «Климат в классе», для всей группы.
Табл. 1. Описательные статистики учительских самооценок умений, значимых для создания климата в классе (N = 48)
Умения (шкалы) |
Среднее |
Медиана |
Ст. отклонение |
Минимум |
Максимум |
1. Поддержка учителя |
3.21 |
3.00 |
0.504 |
2.50 |
4.00 |
2. Сотрудничество |
3.42 |
3.50 |
0.315 |
3.00 |
4.00 |
3. Организация работы в классе |
3.10 |
3.00 |
0.545 |
2.00 |
4.00 |
4. Соперничество |
2.42 |
2.50 |
0.498 |
1.50 |
3.00 |
5. Давление среды |
2.60 |
2.50 |
0.618 |
1.00 |
3.50 |
6. Вовлеченность |
2.85 |
3.00 |
0.449 |
2.00 |
3.50 |
Как видно из данных таблицы, педагоги дают наиболее высокую оценку своим умениям учить детей сотрудничеству и обеспечивать атмосферу сотрудничества в классе (при минимальном значении «1» их оценки находятся в интервале от 3 до 4), а также оказывать своим ученикам поддержку, что, согласно существующим данным, рассматривается в качестве благоприятных условий для развития одаренности учащихся.
Кроме того, они высоко оценивают свои умения относительно поддержки «рабочей» дисциплины в классе, создания условий для продуктивной работы каждого ученика. Самые же низкие оценки касаются тех аспектов климата, которые соответствуют неблагоприятным условиям, — соперничество и давление учебной среды, т. е. учителя не склонны оказывать чрезмерное давление на учеников избыточными требованиями и поддерживать их соперничество друг с другом. Наконец, еще одна интересующая нас благоприятная характеристика климата в классе — вовлеченность одноклассников в учебу — представлена, по оценкам учителей, достаточно хорошо, что свидетельствует об их умении создавать условия, мотивирующие учеников учиться, хотя их оценки не так высоки, как в случае первых двух умений.
Сравнение самооценок имеющихся умений у «молодых» и «опытных» педагогов с помощью U-критерия не выявило статистически достоверных межгрупповых различий, хотя в группе «молодых» педагогов отмечается больший разброс данных по сравнению с группой «опытных», что свидетельствует о более выраженных индивидуальных различиях внутри группы.
Анализ результатов диагностики психологического климата с помощью опросника «Климат в классе» в параллели 5-х классов позволил выделить характерные для каждого класса профили, которые мы сравнили с имеющимися нормативными показателями для этого возраста [11]. В результате такого сравнения было выделено три из них, в которых зафиксированы значения, выходящие за нормативный «коридор», т. е. отличающиеся от среднего более, чем на одно стандартное отклонение. Во всех 3-х случаях обнаружены значения показателей по шкалам «Сотрудничество с одноклассниками» и «Организация работы к классе», свидетельствующие о дефиците сотрудничества, а также о неудовлетворительной, с точки зрения учащихся, дисциплине, препятствующей продуктивной работе на уроках.
В одном случае, помимо отмеченных выше неблагоприятных показателей, зафиксирован и сниженный уровень субъективного восприятия пятиклассниками вовлеченности одноклассников в учебу, что усиливает характеристику этого профиля как неблагоприятного. Таким образом, неудовлетворительными в восприятии учеников оказались те характеристики климата в классе, которые, по оценкам учителей, наоборот, занимали самые высокие позиции с точки зрения наличия соответствующих умений: в создании атмосферы сотрудничества и дисциплины для продуктивной работы каждого ученика.
Заключение
Субъективное восприятие климата в классе учениками и оценка учителями их умений в создании благоприятного климата могут существенно различаться. «Сотрудничество» и «организация работы в классе» часто выступают как неудовлетворительные в восприятии пятиклассниками, в то время как учителя высоко оценивают свои возможности в обеспечении благоприятных условий для сотрудничества и продуктивной работы учащихся на уроках. Такое расхождение субъективных оценок учеников и учителей свидетельствует о наличии «проблемных зон» в обеспечении благоприятного психологического климата в классе и позволяет наметить актуальные направления в совершенствовании подготовки современного учителя.
Литература
- Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения [Электронный ресурс]. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 103 с. doi:10.17323/978-5-7598-1737-6
- Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Особенности развития потенциала одаренных детей в Российской системе образования: опыт аналитического исследования [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 199–202. doi:10.24412/1991-5497-2021-388-199-202
- Бочавер А.А., Корнеев А.А., Хломов К.Д. Опросник поведенческих норм и школьного климата [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 55–84. doi:10.17323/vo-2023-16321
- Лактионова Е.Б., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Том 14. № 3 (48). С. 500–515. doi:10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
- Лактионова Е.Б., Тузова А.С. Специфика психологического благополучия одаренных учащихся в образовательной среде школы [Электронный ресурс] // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 400–405. doi:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-77
- Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62–90. doi:10.17323/1814-9545-2021-3-62-9
- Петрова С.О., Щебланова Е.И. Оценка психологического климата в школе одаренными учащимися средних и старших классов // Психология и школа. 2010. № 1. С. 3–23.
- Тарасов С.В. Психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды в организациях среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Психология человека в образовании. 2022. Том 4. № 2. С. 236–246. doi:10.33910/2686-9527-2022-4-2-236-246
- Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. 2021. Том 67. № 5. С. 30–43.
- Шумакова Н.Б. Особенности климата в классе и возможности его изучения у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 7–15. doi:10.17759/bppe.2023200401
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Сорокова М.Г. «Климат в классе» — стандартизация русскоязычной версии модифицированного опросника «Климат в школе» [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 20. № 2. С. 231–256. doi:10.17323/1813-8918-2023-2-231-256
- Щебланова Е.И. Профессиональная подготовка учителей интеллектуально одаренных школьников: проблемные аспекты психологического климата в классе [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 45–52. doi:10.51944/20738528_2023_2_45
- Hochbegabung im Kindes- und Jugendalter / Heller K.A. (Ed.). Göttingen: Hogrefe, 2001.
- Iglesias-Díaz P., Romero-Pérez C. Emotional and inclusive classrooms and adolescent wellbeing: a systematic review // Educación XXI. 2021. Vol. 24(2). P. 305–350. doi:10.5944/educXX1.28705
- Maker C.J. Exceptional talent in the 21st century context: Conceptual framework, definition, assessment, and development // Gifted Education International. 2021. Vol. 37(2). P. 158–198. doi:10.1177/0261429421995188
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 110
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 30
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0