Предисловие главного редактора

452

Общая информация

Рубрика издания: История, архив

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240101

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 5–7. DOI: 10.17759/cpp.2016240101

Полный текст


Первый выпуск 2016 года редколлегия журнала открывает двумя теоре- тическими статьями, которые посвящены относительно новым, но привле- кающим все большее внимание проблемам — разным формам социальной поддержки и способности к ментализации в разные периоды онтогенеза.
При этом обе статьи отличаются новизной для отечественного читателя.
Так, социальная поддержка рассмотрена в статье Е.В. Шерягиной в связи с феноменом способности к утешению и самоутешению. Высокая значи- мость этой способности для установления контакта с другими людьми и са- морегуляции собственного психического состояния лежит на поверхности.
Однако автор дает нам широкую панораму взглядов на этот феномен в раз- ных психологических школах и, что особенно важно, предлагает собствен- ный методический подход к исследованию этой проблемы. Ценность пред- лагаемого подхода заключается в том, что в отличие от распространенных стандартизированных и унифицирующих методов он позволяет провести качественный анализ взаимодействия испытуемого с другим человеком в сложной стрессовой ситуации. Статья А.И. Мелехина посвящена проблеме организации и функционирования модели психического в пожилом воз- расте и знакомит читателя с основными и пока немногочисленными иссле- дованиями динамики способности к пониманию психического состояния другого человека во второй половине жизни. Автор также предпринимает интересную попытку соотнесения понятий «модель психического» и «со- циальное познание». Проблематика социального познания, оказывающая большое влияние на современные исследования, объединяет обе указан- ные статьи. Таким образом, наш журнал продолжает тему, открытую в спе- циальном выпуске «Социальное познание как новая исследовательская па- радигма в психологии» (№ 4, 2014).

Традиционно наш журнал уделяет особое внимание проблемам куль- туры и ее влияния на психическое развитие и на методы психотерапии.
В рубрике «Философия, антропология, культура» мы предлагаем чита- телю познакомиться с исследованием Е.Г. Гребенюк, направленным на анализ феномена ритуала в культуре и в психотерапевтическом процес- се. Достоинство статьи заключается в попытке автора связать эти два дискурса и показать место и роль ритуала в поддержании и перестройке привычных психологических стереотипов.
В рубрике «Эмпирические исследования» представлены три статьи, связанные между собой фокусом на разных аспектах психотерапевти- ческого процесса. В статье Д.А Леонтьева и А.Е. Миюзовой исследо- ваны эффекты экзистенциально-ориентированной терапии с опорой на оригинальные качественные методы оценки, которые представляют собой несомненный научный и практический интерес. Поскольку сама проблема методологии оценки эффективности психотерапии является одной из наиболее дискуссионных на современном этапе, то хотелось бы в дальнейшем рассмотреть предлагаемые авторами новые методы в контексте ведущихся острых научных дискуссий. Невероятный рост числа детей с диагнозом аутизма в последние десятилетия определя- ет в качестве наиболее актуальной проблему развития их способности к социальному познанию и взаимодействию. В статье Р.А. Туревской и И.М. Банниковой представлен феноменологический анализ регрессив- ных явлений в условиях игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра, что чрезвычайно важно для движения специ- алистов в зоне ближайшего развития при организации и проведении коррекционных мероприятий. Среди семейных психотерапевтов бытует устойчивое мнение, что лучший способ решать проблемы детей — это помощь их родителям. Поэтому нам кажется, что рубрику очень орга- нично дополняет статья А.В. Варшал и Е.Р. Слободской, посвященная тренингу родительской компетентности при проблемах поведения у де- тей. В ней, как и в первой статье этой рубрики, упор делается на анализ эффективности психологической помощи.
Еще две статьи, вошедшие в данный номер, объединены в рубрике «Анализ случая». Они сфокусированы на тонком анализе диагностиче- ского и психотерапевтического процесса конкретных клиентов, кото- рый никогда не смогут заменить теоретический анализ и эмпирические исследования, основанные на статистической обработке данных. При этом для редакции журнала особенно важно, что авторы соблюдают эти- ческие аспекты анализа в психотерапии, сохраняя анонимность своих клиентов и изменяя детали и биографические данные с целью соблю- дения главного правила психотерапии — правила конфиденциальности.
В статье Н.С. Бурлаковой и Ю.Н. Федоровой описаны некоторые методологические приемы коррекционно-диагностической работы с пяти- летней девочкой, имеющей общее недоразвитие речи; в статье А.В. Со- рина на примере трех сессий представлены стратегии аналитической работы, осуществляемой в формате интернет-консультирования.
Под рубрикой «Эссе» мы приводим статью Н.А. Шемановой, кото- рая возвращает нас к третьему выпуску журнала за 2013 год, сфокусиро- ванному на теме «Травматический стресс». Мне представляется чрезвы- чайно важным, что эта тема продолжает обсуждаться в нашем журнале в контексте прошлого нашей страны, связанного с тяжелыми травмами сталинского террора и их влиянием на последующие поколения. Види- мо, осмысление этого влияния во многом еще только начинается.
Мы рады сообщить нашим читателям, что продолжаем печатать лек- ции по истории психотерапии, прочитанные И.Б. Гриншпуном студен- там факультета консультативной и клинической психологии МГППУ.
Эти лекции привлекли внимание психологической общественности своей яркостью, живостью и широтой панорамы событий, включая ин- тересные данные из биографии хорошо известных людей, внесших свой вклад в становление и развитие психотерапии.
Наконец, завершает выпуск рецензия на книгу Шерри Кормьер и Гарольда Хакни «Стратегии и интервенции психологического консуль- тирования», выдержавшую восемь изданий на английском языке. Автор рецензии Н.Ю. Федунина называет эту книгу картой для ориентировки в профессии психолога-консультанта.

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1570
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 452
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0