Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности*

1432

Аннотация

Рассмотрена проблема связи феноменов эмпатии и субъектности с позиций культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский) и рефлексивно-деятельностного подхода (В.К. Зарецкий и другие). Осуществлен методологический анализ источников эмпатических способностей и субъектности личности в антропогенезе (М. Томаселло), исследованы общие корни этих феноменов в зарождении диалогического мышления в онтогенезе (Ч. Фернихоу), выдвинута гипотеза о взаимосвязи их высших, зрелых форм. Приведены результаты эмпирического исследования эмпатии и субъектности у студентов университета и колледжа (N=154). В группе студентов университета выявлена взаимосвязь способности к сопереживанию, децентрации и эмоциональной поддержки с субъектной позицией в учебной деятельности. У студентов колледжа зафиксирован более низкий уровень эмпатических способностей и большая выраженность объектной (пассивной) и негативной позиций в учебной деятельности, получена слабая связь субъектной позиции со способностью к децентрации и значимая обратная связь с эмпатическим дистрессом. Вывод: для учащихся с более выраженной субъектной позицией характерны более развитые эмпатические способности, что подтверждает гипотезу о связи эмпатии и субъектности.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

Ключевые слова: субъектность, эмпатия, культурно-историческая психология, диалогическое мышление, рефлексивно-деятельностный подход, эмпатическая забота, эмпатический дистресс, субъектная позиция

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250205

Для цитаты: Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 75–93. DOI: 10.17759/cpp.2017250205

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие ученые все более активно обращаются к далеко не новой проблеме эмпатии, пытаясь дать ответ на следующие вопросы — какие механизмы лежат в ее основе, как они возникают и что их поддерживает, какова роль эмпатии в жизни человека и судьбах человечества [8].

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психоло- гии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школь- ного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
  4. Гаранян Н.Г., Щукин Д.А. Частые социальные сравнения как фактор эмоцио- нальной дезадаптации студентов // Консультативная психология и психоте- рапия. 2014. № 4. С. 182—206.
  5. Записные книжки Л.С. Выготского: избранное. / Под ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. М.: Канон-Плюс, 2017. 607 с.
  6. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного под- хода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  7. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъ- ектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и об- разование. 2014. Том 19. № 1. С. 99—110.
  8. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. … канд. пси- хол. наук. М., 2013. 175 с.
  9. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная ва- лидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 33—61. doi:10.17759/ cpp.2016240403
  10. Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссиче- ских нарушений личности: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003. 308 c.
  11. Мак-Вильямc Н. Формулирование психоаналитического случая: пер. с англ. М.: Класс, 2015. 328 с.
  12. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития пси- хики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 58—92. doi:10.17759/chp.2016120305
  13. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психиче- ской патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психо- логия и психотерапия. 2014. Том 22. № 4. С. 8—29.
  14. Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102—129. doi:10.17759/cpp.2015230407
  15. Холмогорова А.Б., Царенко Д.М., Москачева М.А. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного спектров [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 103—117. doi:10.17759/cpse.2016050408
  16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
  17. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 212—224.
  18. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
  19. Anderson C.A., Shibuya A., Ihori N., Swing E.L., Bushman B.J., Sakamoto A., Roth- stein H.R., Saleem M. Violent video game effects on aggression, empathy, and pro- social behavior in Eastern and Western countries: A meta-analytic review // Psycho- logical Bulletin. 2010. Vol. 136. № 2. P. 151—173. doi:10.1037/a0018251
  20. Davis M.H. A multidimensional approach to individual differences in empathy // JSAS Catalog of selected documents in psychology. 1980. Vol. 10. 85 p.
  21. Fernyhough C. Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialogue, and the development of social understanding // Developmental Review. 2009. Vol. 28. № 2. P. 225—262. doi:10.1016/j.dr.2007.03.001
  22. Fernyhough C., Meins E. Private speech and theory of mind: Evidence for developing interfunctional relations // Private speech, executive functioning, and the develop- ment of verbal self-regulation / Winsler A., Fernyhough C., Montero I. (eds.). Cam- bridge: Cambridge University Press, 2009. P. 95—104.
  23. Mccain J., Campbell W.K. Narcissism and Social Media Use: A Meta-Analytic Re- view // Psychology of Popular Media Culture. 2016. doi:10.1037/ppm0000137
  24. Richerson P., Boyd R. Not By Genes Alone. Chicago: The University of Chicago Press, 2005. 342 p.
  25. TomaselloM. A Natural History of Human Thinking. Cambridge: Harvard Univer- sity Press, 2014. 192 p.

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Клименкова Елизавета Николаевна, педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, e-mail: klimenkovaliza@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3024
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1432
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0