Психологические риски и окончание карьеры при получении травмы в спорте высших достижений: разбор случаев

922

Аннотация

Рассмотрены психологические аспекты спортивной травмы в спорте высших достижений. Значимость травмы проявляется в нарушении повседневной жизни, боли, дискомфорте и стрессе, а также в сопутствующих экзистенциальных переживаниях. С одной стороны, травма представляется рутинным и частым компонентом спортивной профессии; с другой стороны, ее значение огромно и травмированный спортсмен может закончить свою профессиональную траекторию, не имея возможности стать успешным и благополучным в неспортивной жизни. Основной акцент работы сделан на четырех случаях из практики. На их примере продемонстрировано, что высокий уровень перфекционизма и интернальность при переживании травмы могут проявляться в самообвинении и внутреннем конфликте; наличие качественной поддерживающей среды играет важную роль в успешном посттравматическом росте. Указывается значимость междисциплинарного подхода к интервенции, когда в психологическое восстановление спортсмена подключены все ключевые специалисты и близкие люди.

Общая информация

Ключевые слова: консультация, психология спорта, спорт высших достижений, стресс, травма , тревога

Рубрика издания: Анализ случая

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270409

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-2938.2019.6.

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Бочавер К.А., Довжик Л.М. Психологические риски и окончание карьеры при получении травмы в спорте высших достижений: разбор случаев // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 4. С. 136–148. DOI: 10.17759/cpp.2019270409

Полный текст

Спортивная деятельность несет в себе две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, спорт является благополучной траекторией для обеспечения социального и экономического роста и самореализации, но с другой стороны, он несет в себе огромное число рисков и поводов для невротизации. Спортивная карьера отличается от большинства других тем, что является укороченным вариантом профессиогенеза, так как выступления в спорте имеют как нижние границы, обусловленные регламентом, так и верхние — связанные с ресурсами и возможностями организма. В таких жестких временных условиях возникает ускоренное развитие — переживание кризисов и стадий спортивной карьеры, совла­дание со стрессом и его преодоление происходит в кратчайшие сроки, в противном же случае, спортсмен рискует потерять навыки и квалификацию и, в конечном счете, завершить свою карьеру.

Несмотря на такое положение дел, в спортивной среде существуют яркие примеры спортсменов, сохранивших свой высокий уровень подготовки и сумевших продолжить успешные выступления на мировом уровне в течение многих лет. Безусловно, важное значение имеет вид спорта: в циклических видах спорта, таких как легкая атлетика, лыжные гонки или триатлон у спортсменов, в виду особенностей спорта и предъявляемых задач, есть шанс на более долгое сохранение спортивной карьеры. В сложно-координационных видах спорта, таких как фигурное катание или спортивная гимнастика, «возрастных» спортсменов меньше, но это в большей степени обусловлено полом: девушкам в период пубертата гораздо сложнее сохранить свои навыки и технику. Однако даже в этих видах спорта есть свои долгожители, сумевшие удержать высокие результаты.

Значение спортивной травмы и комплексный подход
к пониманию ее психологических особенностей

Успешное спортивное долголетие представляет собой полидетерминированное явление: на возможность в течение длительного времени успешно представлять свою страну на мировом уровне влияет большое количество факторов, включающих в себя физиологические, психологические и социокультурные компоненты. В то же время нельзя не отметить, что одной из наиболее частых причин завершения карьеры является спортивная травма. Данный факт вызван двумя причинами. Первая — это распространенность спортивных травм. По мнению исследователей, лишь 10% женщин и 15% мужчин могут избежать серьезных спортивных травм [3; 5]. За год, по данным социологов, было зарегистрировано около 24 миллионов спортивных травм [13]. Также было проведено сравнение количества травм среди обычных рабочих (строителей, сотрудников промышленного производства и сферы услуг) и спортсменов: на 100 000 рабочих часов приходится 0,36 травм; за такой же отчетный период у футболистов отмечается в среднем 710 травм [10]. Актуальным и правомерным становится высказывание К. Брауна о том, что профессиональные спортсмены бывают двух видов: те, кто получил травму, и те, кто пока еще не пострадал [9]. Вторая причина связана с отсутствием должного внимания к психологической составляющей при реабилитации и восстановлении после травм. В настоящее время всеми специалистами, в том числе и медицинским персоналом, признается нетождественность физической и психологической готовности при возращении в спорт после травмы [7; 8; 11; 12]. Полное физическое восстановление, совершенно не гарантирует психологической готовности спортсмена к новым выступлениям [16].

Такой подход к пониманию восстановления после травм имеет как практическое, так и теоретическое обоснование. Во-первых, благодаря передовым медицинским знаниям и технологиям у большинства травмированных спортсменов есть потенциал для полного восстановления до своего состояния, которое предшествовало травме (или в некоторых случаях выше). Тем не менее, многие спортсмены не могут восстановить свои навыки и умения до уровня, предшествовавшего травме [17], и часто эта неудача объясняется психологическими факторами. Во-вторых, спортивная травма представляет собой, с одной стороны, физическое повреждение, и тогда она является внешним событием, в терминологии Ш. Бюллер, или событием среды, в терминологии Б.Г. Ананьева. Но травма представляет собой также и психологическое переживание, так как, согласно С.Л. Рубинштейну, все внешнее преломляется через внутреннее, и тогда травма становится уже внутренним событием. Соответственно, возникают две параллели — травма как объективное событие и физическое повреждение, которое представляет собой поле для работы медиков, и травма как субъективное событие, отраженное во внутреннем мире, представляющее поле для работы психологов [6]. Такое понимание спортивное травмы предполагает комплексное сопровождение травмированного спортсмена и интеграцию усилий работы врачей, психолога, тренеров и ближайшего окружения (родственников и близких).

Таким образом, не вызывает сомнений необходимость и важность психологического сопровождения травмированного спортсмена. Своевременная помощь при переживании травмы позволит обеспечить более быстрое и безболезненное возвращение в спорт и, следовательно, возможность сохранить спортивную карьеру на высоком уровне. Психологическое сопровождение представляет собой работу, направленную:

—   на формирование и сохранение мотивации к выздоровлению и возвращению в спорт;

— освоение ментальных навыков (целеполагания, имажинации, визуализации, релаксации и саморегуляции, самоинструкций);

—    оптимизацию и гармонизацию эмоционального состояния;

—     повышение уровня субъективного благополучия;

—     снижение тревожности и уровня переживаемого стресса;

—     повышение эффективности навыков совладания.

Перечисленные задачи отражают ориентацию на две временные перспективы: настоящее и будущее. Однако нельзя забывать и про прошлое: спортивная травма является не изолированным событием, а включена в жизненный путь субъекта. Поэтому для более эффективного сопровождения травмированного спортсмена необходимо понимание начальных условий и событий, предшествовавших травме (конфликты в команде, стресс, смена тренера, важные события жизни), работа с актуальными и текущими переживаниями, связанными с принятием травмы и эмоциональным состоянием, а также профилактика страхов и опасений, связанных с будущими перспективами.

Все вышесказанное позволяет нам определить спортивную травму как «... полученное во время соревнования или тренировки повреждение, которое выводит из строя спортсмена, лишает его возможности принимать участие в соревнованиях или тренировочном процессе» [2, с. 45]. В то же время спортивная травма является жизненным событием, которое имеет определенные последствия и дает начало новому образу жизни, что влечет за собой «перестройку» внутреннего мира.

Разбор примеров из практики консультирования
в спорте высших достижений

Прежде чем перейти к описанию случаев из практики, хотелось бы заострить внимание на специфике избранной авторами области. Прикладная психология спорта, появившись в начале двадцатого века, развивалась параллельно с фундаментальной психологией, но с определенной спецификой: во-первых, в силу высокого общественного значения спорта высших достижений, многие направления работы существовали автономно и схожие методы в государствах-конкурентах приобретали разный понятийный аппарат[1]; во-вторых, особенные требования к результативности психологической работы в условиях дефицита времени обусловили эклектичную[2] методологию интервенций. Представленные ниже случаи могут служить иллюстрацией не только помощи в благополучном возвращении травмированных спортсменов к профессиональной деятельности, но и — в широком смысле — примерами психологических феноменов, включенных в научные представления о психологическом аспекте спортивной травмы [2]. В соответствии с научной этикой, данные спортсменов (возраст, биографические данные) специально изменены из этических соображений в целях анонимности и конфиденциальности.

Случаи из практики № 1 и № 2. «Предпосылки»

Иллюстрацией к модели стресс-ассоциированной травмы может служить двойной случай из практики авторов [19]. Две девушки 22 и 23 лет, результативно выступающих в сложно-координационных видах спорта в одиночном зачете[3], получают травмы опорно-двигательного аппарата, переломы в области голеностопа и коленного сустава, непосредственно перед поездкой на самые значимые соревнования сезона. Успешное прохождение отборочных соревнований и набор спортивной формы в обоих случаях накладывается на накопившиеся трудности в институте. В момент получения травмы обе спортсменки не испытывают выраженной тревоги, и травма наступает, по их словам, «как гром среди ясного неба» — при рутинной разминке перед тренировкой и на пикнике в парке. Объединяют оба случая не только сходства ситуации, но и личностные особенности спортсменок — определенная замкнутость и одиночество, в одном из случаев усиленные также языковым барьером.

Работа, начавшись с клинической беседы и диагностики, обнаружила высокий перфекционизм и чрезвычайно высокую, но закономерную интернальность, что проявилось в самообвинении и внутреннем конфликте («как же так со мной это случилось, я виновата, это глупо и несправедливо»). Основным ресурсом совладания со стрессом совместно была выбрана стратегия инструментальной и эмоциональной поддержки, которая имплицитно была призвана подтолкнуть спортсменок в направлении посттравматического роста и переоценки отношения к другим. Помимо консультативной работы, интервенция затронула контингент окружающих значимых людей — не родственников, в силу их физической удаленности, — а тренера, товарищей по команде (в ситуации соревнований — прямых конкуренток) и друзей.

Выбранная стратегия была основана на наблюдениях отечественных военных врачей, которые с Первой мировой войны отмечали разницу в качественном восстановлении военнослужащих после одинаковых ранений. Проходившие реабилитацию поблизости от фронта выздоравливали быстрее, чем отправленные в эвакуационные госпитали в «мирной полосе». Это эмпирическое наблюдение объяснимо классическим пониманием эустресса, как преодолимого и мобилизующего организм воздействия (идеи отражены в работах Г. Селье, Л.А. Китаева-Смыка и многих других исследователей стресса). Параллельно с реабилитацией спортсменки приобрели положительный опыт взаимодействия с командой вне условий конкуренции: они выполняли менеджерские задачи, ассистировали тренеру, регулярно приходили в зал и тренировались по мере возможностей, учитывая рекомендации врача.

Результат работы был положительным. Активизация основных ментальных навыков профессионального спортсмена — планирования, самоинструкций и идеомоторной тренировки — повысила комплаентность и благополучие обеих спортсменок, что позволило им качественно проходить лечение без саботирования и выраженной тревоги от необходимости выбора, заканчивать или продолжать карьеру [15]. Мотивацией лечения был выбран положительный образ профессионального будущего — момент грации, силы и пластичности на отдаленных будущих соревнованиях следующего сезона. На момент написания статьи одна из спортсменок заканчивает реабилитацию и готовится к сезону, а вторая занимается набором формы, уже дебютировав на соревнованиях после окончания реабилитации. К обеим пришло осознание важности образа жизни и тайм-менеджмента, а также наличия прямых и косвенных связей между «накопленным» стрессом в различных областях деятельности и непосредственно соматическим здоровьем и спортивной результативностью.

Случай из практики № 3. «Рутинная реабилитация»

Молодой спортсмен 17 лет перед последним годом выступления в юниорской категории, где конкуренция ниже, чем на уровне высшего мастерства, получил травму голеностопа и начал проходить реабилитацию. Ситуация была осложнена выраженной тревогой повторной травмы (феномен re-injury anxiety), которая вынуждает спортсмена беречься и избегать акцентированных нагрузок на поврежденный отдел.

Основной задачей психологического консультирования стало снижение тревоги, призванное подтвердить допуск лечащим врачом спортсмена к полноценной профессиональной деятельности. Затянувшаяся привычка выступать в бондаже сказалась негативно на легкости и смелости предпринимаемых действий, и возможность необходимого раскрепощения, иными словами, доверия своему организму, была неочевидна. Выбранной тактикой работы стало смещение фокуса внимания с эмоционального переживания на когнитивную подготовку. В спортивной практике эта цель может быть достигнута интенсивными идеомоторными тренировками, по А.В. Алексееву, и визуализацией грациозной уверенной работы [1]. Курс занятий длиной в два месяца вместе с ведением дневника эмоций позволил снизить тревогу повторной травмы и боли, и моторика спортсмена восстановилась в полной мере. Кроме того, как и в кейсе, описанном ниже, имела место акцентированная познавательная деятельность, связанная с постоянным изучением действий, тактики и приемов выдающихся спортсменов и актуальных соперников. Снижение тревоги позволило спортсмену вернуться к требуемой тренером уверенной и агрессивной манере выступлений, и тревога, связанная с риском повторной травмы, ушла, позволив спортсмену завершить последний год юниорского периода максимально результативно.

Случай из практики № 4. «Последствия»

Важнейшим моментом для травмированного спортсмена становится момент осознания значения произошедшего для его профессиональной и в целом жизненной траектории. Множество примеров показывает нам своего рода застревание на стадии торга, гнева или отрицания, когда спортсмен не получает адекватной психологической помощи и не готов осознанно проанализировать случившееся, свои перспективы и возможности. Очень оптимистичен пример посттравматического роста, который мы описываем преимущественно прямой речью респондента. Высоко интеллектуальный, успешный спортсмен 30 лет, представитель сложно­координационных видов спорта, имеющий репутацию одиночки с аналитическим складом ума, получает травму и вынужден прервать не самый удачный сезон. Его поведение близко к феномену катастрофизации, что видно из речи: «Травма. Я понял, что я загнал свой организм так, что и спать не могу. У меня каждый день болела голова. У меня было смещение первого шейного позвонка, очень много проблем. Болит спина, болят плечи. Невозможно подтянуться, ничего нельзя делать. Постоянно болит. Тогда я понял, что меня спорт угробил». Мы видим экспрессивную и обобщенную картину травмы, которая типична для высоко тревожных спортсменов. Основным ресурсом преодоления стресса для него выступает планирование и переоценка вкупе с детальным анализом произошедшего.

Спустя определенное время он, пользуясь поддержкой близких, приходит к отказу от мыслей о травме как катастрофе: «На самом деле я сам себя угробил. Пришлось взяться за ум. Я отбросил глупые детские вещи, например, что я из железа сделан и т.д. Пришлось смириться, что я из костей и мяса, что эта система очень легко нарушается и легко травмируется. Тогда я полгода вообще не тренировался — читал книги. Я понимал, что будет очень позорно для меня, даже слабостью будет уйти. Травмировался — и всё, свалил? Так многие делают. Меня считали одноразовым спортсменом. Было очень обидно». Этот момент вплотную подвел спортсмена к необходимости активного вмешательства в свою судьбу, что отразилось в осознанной партисипативной позиции пациента, работающего вместе с врачом. Основной задачей стало вырабатывание дальнейшей стратегии тренировок, более безопасных и плодотворных, чем раньше: «Это очень серьезная поворотная точка. Ты полностью переосмысливаешь все детали. У тебя есть отдельные кусочки паззла — это правильный тренировочный процесс. Он из очень многих кусочков должен состоять. И ты, пока не тренируешься, можешь их все вычленить и правильно положить. Я это сделал, у меня получилось. В прошлом году я вернулся на соревнования и выиграл». Следует особо отметить, что с такой серьезной травмой он имел мало шансов продолжить карьеру, но волевые ресурсы позволили перевести эмоциональное реагирование в интеллектуально-аналитическую активность. Этот пример был впоследствии многократно использован авторами как модель осознания и вовлечения спортсмена в процесс восстановления. Значительную роль в успешном посттравматическом росте [4; 18] сыграло наличие качественной поддерживающей среды, семейной и профессиональной.

Заключение

Представленные случаи показывают значение травмы именно как жизненного события, запускающего эмоциональные, когнитивные и поведенческие изменения привычного бытия спортсмена. Перефразируя описание психологом и спортсменом Андреасом Кюттелем экологического подхода [14], мы, глядя на морковь, часто замечаем только саму морковь и не думаем о почве, в которой она выросла; так и в вопросах психологической реабилитации спортсмена авторы считают наиболее важной интервенцией создание салютогенной, стресс-растворяющей среды. Важно отметить, что популярность работы спортсмена с психологом-консультантом растет в последние годы, что особенно важно в свете выраженного упадка психологии спорта в России в период 1990-х и 2000-х годов. Успешная помощь спортсмену, чье профессиональное долголетие находится под угрозой ввиду перенесенной травмы, организуется в русле междисциплинарного взаимодействия, когда спортсмен оказывается вовлечен в командную синергичную работу лечащего врача, психолога-консультанта и значимых близких — как семьи, так и спортивного сообщества.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-2938.2019.6


[1] Так, например, традиционный для отечественной школы термин «идеомоторная тренировка» в зарубежной психологии спорта представлен более широким понятием «имажинация» (от англ. imagery — воображение); траектории подготовки к ответственным соревнованиям за рубежом чаще рассматривают как сплав целенаправленного поведения и мотивации, а в отечественной традиции — через волевые процессы и качества.

[2] Распространенным и не противоречивым сочетанием методов психологической интервенции в спорте, например, может выступать последовательное использование нарративного подхода, когнитивно-поведенческой терапии, тренинга биологической обратной связи и телесно-ориентированных техник. Такая эклектика обусловлена, в первую очередь, эмпирическими оценками длительности и эффективности различных подходов.

[3] Важная деталь, характеризующая высокую ответственность и самостоятельность при подготовке к соревнованиям, когда результат определяется не действиями команды, а только самим спортсменом.

 

Литература

 

Информация об авторах

Бочавер Константин Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4976-2271, e-mail: konstantin.bochaver@gmail.com

Довжик Лидия Михайловна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1039-4640, e-mail: lydia.dovzhik@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1630
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 922
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4