Линия методологических и прикладных разработок российской культурно-исторической клинической психологии, ориентированной на работу с индивидуальным случаем

206

Аннотация

В статье представлен анализ линии исследований в отечественной культурно-исторической психологии (прежде всего клинической), опирающейся на изучение индивидуального (единичного) случая. Показано ее принципиальное отличие от других направлений и методологий изучения индивидуального случая. Хотя эта линия исходно опиралась на фундаментальные идеи Л.С. Выготского, в российской психологии она осталась недостаточно отрефлексированной. На основе обращения к соответствующим текстам Л.С. Выготского поднимается вопрос о направлениях более фундаментальной рефлексии и дальнейшем исследовании идей Л.С. Выготского применительно к разработке индивидуального случая в культурно-исторической психологии. Показаны дальнейшие возможности развития этого подхода на основе разработки методологии Выготского—Бахтина в собственных исследованиях авторов статьи. На этой основе показывается значение интеграции объективной культурно-исторической психологии и феноменологии, герменевтики, диалогической психологии, развиваемых в русле культурно-исторической психологии Выготского—Бахтина. Данная линия исследований не только находит свое применение в решении общепсихологических задач, но и открывает новые возможности в целом ряде прикладных исследований на базе культурно-исторической методологии.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, клиническая психология, методология, прикладная психология, индивидуальный случай

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290409

Получена: 10.02.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Линия методологических и прикладных разработок российской культурно-исторической клинической психологии, ориентированной на работу с индивидуальным случаем // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 144–163. DOI: 10.17759/cpp.2021290409

Литература

  1. Ахутина Т.В. А.Р. Лурия: жизненный путь // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 8. № 2. С. 2—10.
  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.С. Собр. соч. в 7 т. Т. 6. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2002. 300 с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  4. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: дисс. … канд. психол. наук / МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 1996. 234 с.
  5. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 352 с.
  6. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Психологическая концепция идентичности Э. Эриксона в зеркале личной истории автора (опыт исследования природы клинико-психологического знания). М.: ООО «ИПЦ -Маска», 2011. 305 с.
  7. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Феноменологический метод в психологии: движение к адаптации в духе позитивизма или к развитию? // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25 (1). С. 8—27. DOI: 10.17759/cpp.2017250102
  8. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиция московской школы патопсихологии). Издание при поддержке РФФИ. М: Изд-во Моск. ун-та, 2020. 272 с.
  9. Бурлакова Н.С., Федорова Ю.Н. Метод формулирования случая в практико- ориентированном исследовании // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 1. С. 109—129. DOI: 10.17759/cpp.2016240108
  10. Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев // Консультативная психология и психотерапия. 2009. №. 1. С. 5—29.
  11. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М.: ИНФРА-М, 2013.
  12. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  13. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П.Я., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 93—110.
  14. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. диссссс. … д-ра психол. наук. М., 2010. 42 с.
  15. Глозман Ж.М., Степанченко Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: истоки сотворчества // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 93—101.
  16. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986. 287 с.
  17. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. 301 c.
  18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968. 352 c.
  19. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения). М., Изд-во МГУ, 1971. 272 c.
  20. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические проблемы качественных исследований в психологии. М.: Акрополь, 2020. 236 с.
  21. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 425 с.
  22. Николаева В.В. Б.В. Зейгарник и патопсихология // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 13—21.
  23. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987. 166 с.
  24. Олешкевич В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика А. Адлера. 2-е изд. испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 341 с.
  25. Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. М.: ЭКОС, 1996. 180 с.
  26. Психосоматика: телесность и культура / В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов, Ю.П. Зинченко, Г.А. Арина и др. М.: Академический проект, 2009. 311 с.
  27. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 896 с.
  28. Соколова Е.Т. Культурно-историческая и клинико-психологическая перспектива исследования феноменов субъективной неопределенности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 37—48.
  29. Степанова М. А. Культурно-историческая дефектология Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 5.С. 92—108.
  30. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
  31. Харламенкова Н. Е. Анализ единичного случая как метод исследования личности // Журнал практического психолога. 2014. № 2. С. 9—24.
  32. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психолологии. 1999. № 2. С. 61—74.
  33. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Консультативная психология и психотерапия. 2004. № 1. C. 18—35.
  34. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. Т. 1: Общая патопсихология. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 464 с.
  35. Akhutina, T.V. L.S. Vygotsky & A.R. Luria: Foundations of neuropsychology // Journal of Russian and East European Psychology. 2003. № 41(3—4). P. 159— 190.
  36. Burlakova N., Oleshkevich V. Reconstructing dynamics and history of a child’s self-consciousness development: A phenomenological study // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. № 94. P. 122—131. DOI: 10.15405/ epsbs.2020.11.02.15
  37. Eells T.D. Handbook of psychotherapy Case Formulation. N.Y.; London: Guilford Press, 2006. 448 p.
  38. Flyvbjerg B. Five misunderstandings about case-study research // Qualitative inquiry. 2006. Vol. 12 (2). P. 219—245.
  39. Glozman J. M. Vygotsky in applied neuropsychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. № 4. P. 73—79. DOI: 10.11621/pir.2016.0406
  40. Luria A. R. The working brain. New York: Basic Books, 1973. 400 p.
  41. Manassis K. Case Formulation with Children and Adolescents. N.Y.; London: Guil-ford Press, 2014. 244 p.
  42. Nosek B. et al Estimating the reproducibility of psychological science [Электронный ресурс] // Science. 2015. Vol. 349. № 6251. P. DOI: 10.1126/science.aac4716 URL: https://www.science.org/doi/10.1126/science.aac4716 (дата обращения: 05.04.2016).
  43. Tkhostov A. Sh. Prospect of development of L.S. Vygotsky’s ideas in clinical psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. № 9(4). P. 205—214. DOI: 10.11621/pir.2016.0415

Информация об авторах

Бурлакова Наталья Семеновна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7244-6509, e-mail: naburlakova@yandex.ru

Олешкевич Валерий Иванович, кандидат философских наук, Старший научный сотрудник ,клинический психолог, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5734-2760

Метрики

Просмотров

Всего: 521
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 206
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0