Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 4
ISSN: 2304-0394 (online)
Памяти Г. П. Бертынь
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: персоналии
Для цитаты: Басилова Т.А. Памяти Г. П. Бертынь [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n4/Basilova (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
8 октября 2013 года из жизни ушла Галина Петровна Бертынь, кандидат медицинских наук, замечательный врач и исследователь клиники нарушений развития у детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями.
Галина Петровна родилась в Баку в 1933 г. в семье потомственных врачей и известных исследователей-микробиологов. В Баку прошли ее детство и юность, оттуда она поехала в Москву поступать в медицинский институт. После окончания института она около 10 лет работала участковым детским педиатром в подмосковном городе Жуковском. Научными руководителями ее кандидатской диссертации, защищенной в московском НИИ психиатрии в 1972 г. были известные ученые, профессора М. С. Певзнер и Л.А.Новикова. Книга Г. П. Бертынь «Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей», написанная по материалам ее диссертации и опубликованная в 1975 году, до сих пор вызывает интерес у многих исследователей. Материалы ее диссертационного исследования также вошли в известную коллективную монографию «Учащиеся вспомогательной школы», опубликованную в 1979 г. под научной редакцией М. С. Певзнер.
Около 30 лет она работала врачом и научным сотрудником в НИИ дефектологии АПН СССР (НИИД), где занималась сенсорными и сложными сенсорными нарушениями, вела научную работу в секторе клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей под руководством М. С. Певзнер. После того, как М. С. Певзнер ушла с поста руководителя этого сектора в 1973 г. и стала профессором-консультантом, Г. П. Бертыньвместе с нею начала клинические исследования сложных (сочетанных) нарушений в лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии, в Детском доме слепоглухих в г.Сергиевом Посаде (Загорске), в Головеньковском доме-интернате для слепых и слабовидящих умственно отсталых детей в Тульской области. При самом активном участии Г. П. Бертынь были написаны научные работы, описывающие многообразие этиологии и клинической картины заболеваний, приводящих к слепоглухоте. Короткое время она сотрудничала с сектором социально-психологической реабилитации слепоглухих при Институте реабилитации слепых РЕАКОМП, где изучала взрослых слепоглухих.
Г. П. Бертынь обследовала детей с нарушенным слухом в лаборатории сурдопсихологии НИИД, руководимой Т. В. Розановой и в московских школах глухих и слабослышащих. С 1992 г. почти 10 лет консультативной работы врача-психиатра связывало ее с московской школой для глухих детей №65. Ее исследования позволили выделить разные группы глухих и слабослышащих с дополнительными нарушениями и подойти к организации для них индивидуальных условий обучения. Последним местом ее работы как врача-психиатра был Федеральный реабилитационный центр «Детство».
Последние десять лет жизни Г. П. Бертынь жила одна, плохо себя чувствовала и почти не выходила из дома. Многие люди, с которыми она сотрудничала и дружила, которым она помогала как врач и учитель всегда будут хранить благодарную память о Галине Петровне.
Основные научные работы Г. П. Бертынь
- Бертынь Г.П. (совм. с Лильиным Е.Т.) Роль экзогенных влияний в развитии близнецов-олигофренов // Дефектология. 1971. № 3.
- Бертынь Г.П. (совм. с Лильиным Е.Т.) Применение близнецового метода исследования при изучении наследственных форм глухоты // Дефектология.1975. №2.
- Бертынь Г.П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей. М., «Педагогика». 1975. 128 с.
- Бертынь Г.П. Клинико-генеалогическое изучение близнецов, страдающих нарушениями слуха // Дефектология,1977. №4.
- Бертынь Г.П. (сомв. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. 1979. №4.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Донской Н.Ю) Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология.1979. №3.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С.) Клиническая характеристика глухих детей с затруднениями в обучении. В сб.Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом. Сб. н. тр. Под ред. М.С.Певзнер и Т.В.Розановой. М., 1980.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1980. №4.
- Бертынь Г.П. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного // Дефектология.1982. №4.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Этиологическая и клиническая дифференциация слепоглухоты. В кн.: Наследственные формы олигофрении и других аномалий развития у детей. М.: изд. АПН СССР, 1983.
- Бертынь Г.П. Елена Келлер // Дефектология. 1984. №4.
- Бертынь Г.П. (совм. с Лукашовой И.Д., Певзнер М.С.) Происхождение сложных дефектов у детей. В кн.: Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. М.,1985.
- Бертынь Г.П. Этиологическая классификация синдромальных форм слепоглухоты // Дефектология.1985. №5.
- Бертынь Г.П. Этиологическая дифференциация слепоглухоты // Сб. научн.т р. «Генетическое изучение аномалий развития у детей». М.,1986.
- Бертынь Г.П. Близнецы и слепоглухота // Дефектология.1987. № 3.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей. В сб. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. М.,1986.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Басиловой Т.А.) Клинико-психологическая характеристика детей-олигофренов при глубоких нарушениях зрения и слуха. В сб. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. М.: Изд АПН СССР,1986.
- Бертынь Г.П. Рубеолярная эмбриопатия у детей / Г.П. Бертынь // Педиатрия. 1988. № 2.
- Бертынь Г.П. (совм. с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Синдром Маршалла и Ушера – наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическо изучение) // Дефектология.1988. №2.
- Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей матери которых перенесли краснуху // Дефектология. 1989. №3.
- Бертынь Г.П. Клинико-генеологическое и психолого-педагогическое изучение лиц со сложным дефектом. В сб. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. М.,1990.
- Бертынь Г.П. (совм. с Розановой Т.В.) Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993. №4.
- Бертынь Г.П. (совм. с Басиловой Т.А.) Внимание: Краснуха // Медицинский вестник.1994. №3.
- Бертынь Г.П. Клинико-психологическая характеристика детей с бисенсорными дефектами при раличных эмбрио- и фетопатиях // Дефектология.1994. №3.
- Бертынь Г. П. (совм. с Соловьевой И.JI.) Модель специального коррекционного образовательного учреждения для глухих // Дефектология. 1997. №6.
- Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1998. №6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4086
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1617
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0