Методы исследования механизмов формирования эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым у человека и животных

276

Аннотация

Использование языка человеком связано со способностью к символизации, т. е. установлению эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым (референтом). В данной работе рассмотрены различные методики, позволяющие анализировать процесс формирования эквивалентных отношений. С этой целью субъекта обучают выбору по условному соответствию образцу: например, подкрепляют выбор стимула В по образцу А. Затем в тесте оценивают возможность спонтанного появления новых отношений: например, между B в роли образца и А в роли стимула для выбора (отношение симметричности). Испытуемые-люди, в отличие от животных, с таким тестом обычно справляются, что, вероятно, обусловлено многократной демонстрацией свойства симметричности между знаком и его референтом в ходе усвоения и использования языка. В статье рассмотрены особенности методик, при помощи которых исследуют механизмы формирования симметричности у человека и животных, и обсуждаются факторы, влияющие на возникновение этого определяющего свойства эквивалентных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: эквивалентность, симметричность отношений, понятия, выбор по образцу, знак, референт

Рубрика издания: Эволюционная и сравнительная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120408

Финансирование. Исследование продержано грантом фонда РНФ № 19-18-00477.

Для цитаты: Самулеева М.В., Смирнова А.А., Зорина З.А. Методы исследования механизмов формирования эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым у человека и животных // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 91–105. DOI: 10.17759/exppsy.2019120408

Фрагмент статьи

Способность к символизации, т. е. установлению эквивалентных отношений между знаком и референтом (обозначаемым), является одним из необходимых когнитивных компонентов языка человека (Zentall, 2018; Pepperberg, 2006; Carr, Felce, 2000). В языке слово и его референт эквивалентны (Carr, Felce, 2000; Sidman et al., 1989; Zentall et al., 2014).

Литература

  1. Зорина З.А., Смирнова А.А. Современные представления о когнитивных способностях врановых птиц // Орнитология: история, традиции, проблемы и перспективы: Материалы Всерос. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения проф. Г.П. Дементьева. М, 2018. С. 157—163.
  2. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М.: Языки славянских культур. 2006. 424 с.
  3. aСамулеева М.В., Смирнова А.А. Изучение особенностей процесса символизации у серых ворон // Журнал высшей нервной деятельности. Т. 69. № 4. С. 505—513.
  4. bСамулеева М.В., Смирнова А.А. Исследование процесса усвоения знаков у серых ворон // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2019. № 1(53). С. 203—217.
  5. Смирнова А.А. О способности птиц к символизации // Зоологический журнал. 2011. T. 90. № 7. C. 803—810.
  6. Смирнова А.А., Обозова Т.А., Самулеева М.В., Зорина З.А. Способность к символизации у птиц (врановые и попугаи): усвоение символов для обозначения признаков «сходство» и «различие» // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2013 г. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: Буки Веди, 2013. С. 267—271.
  7. Смирнова А.А., Самулеева М.В., Зорина З.А. Методика выбора по образцу как подход к исследованию механизмов символизации у серых ворон // Процедуры и методы экспериментально- психологических исследований. Интеграция академической и университетской науки / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 415—418.
  8. Biro D., Matsuzawa T. Use of numerical symbols by the chimpanzee (Pan troglodytes): Cardinals, ordinals, and the introduction of zero // Animal Cognition. 2001. Vol. 4. № 3—4. P. 193—199.
  9. Boysen S.T., Hallberg K.I. Primate numerical competence: Contributions toward understanding nonhuman cognition // Cognitive Science. 2000. Vol. 24. P. 423—443.
  10. Carp C.L., Petursdottir A.I. Intraverbal naming and equivalence class formation in children // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2015. Vol. 104. № 3. P. 223—240.
  11. Carr D., Felce D. Application of stimulus equivalence to language intervention for individuals with severe linguistic disabilities // Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2000. Vol. 25. № 3. P. 181—205.
  12. Devany J.M., Hayes S.C., Nelson R.O. Equivalence class formation in language able and language disabled children // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1986. Vol. 46. № 3. Р. 243—257.
  13. Dugdale N., Lowe C.F. Testing for symmetry in the conditional discriminations of language trained chimpanzees // Journal of the experimental analysis of behavior. 2000. Vol. 73. № 1. P. 5—22.
  14. Frank A.J., Wasserman E.A. Associative Symmetry In The Pigeon After Successive Matching-To-Sample Training // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2005. Vol. 84. № 2. P. 147—165.
  15. Horne P.J., Hughes J.C., Lowe C.F. Naming and categorization in young children: IV: Listener behavior training and transfer of function // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2006. Vol. 85. № 2. P. 247—273.
  16. Horne P.J., Lowe C.F., Randle V.R.L. Naming and categorization in young children: II. Listener behavior training // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2004. Vol. 81. № 3. P. 267—288.
  17. Kastak C.R., Schusterman R.J., Kastak D. Equivalence classification by California sea lions using class specific reinforcers // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2001. Vol. 76. № 2. P. 131—158.
  18. Kojima T. Generalization between productive use and receptive discrimination of names in an artificial visual language by a chimpanzee // International Journal of Primatology. 1984. Vol. 5. № 2. P. 161—182.
  19. Lazareva O. F. Categories and concepts in animals // Learning Theory and Behavior. 2008. Vol. 1. P. 197—226.
  20. Lionello-DeNolf K.M. The search for symmetry: 25 years in review // Learning Behavior. 2009. Vol. 37 № 2. P. 188—203.
  21. Lowe C.F., Horne P.J., Harris F.D., Randle V.R. Naming and categorization in young children: Vocal tact training // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2002. Vol. 78. № 3. P. 527—549.
  22. Matsuzawa T. The Ai project: historical and ecological contexts // Animal Cognition. 2003. Vol. 6. № 4. P. 199—211.
  23. Matsuzawa T. Use of numbers by a chimpanzee // Nature. 1985. Vol. 315. P. 57—59.
  24. Murofushi K. Numerical matching behavior by a chimpanzee (Pan troglodytes): subitizing and analogue magnitude estimation // Japanese Psychological Research. 1997. Vol. 39. P. 140—153
  25. Medam T., Marzouki Y., Montant M., Fagot J. Categorization does not promote symmetry in Guinea baboons (Papio papio) // Animal Cognition. 2016. Vol. 19. № 5. P. 987—998.
  26. Olkowicz S., Kocourek M., Lučan R.K., Porteš M., Fitch W.T., Herculano-Houzel S., Němec P. Birds have primate-like numbers of neurons in the forebrain // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113. № 26. P. 7255—7260.
  27. Pepperberg I.M. Animal language studies: What happened? // Psychonomic Bulletin & Review. 2017. Vol. 24. № 1. P. 181—185.
  28. Pepperberg I.M. Ordinality and inferential abilities of a grey parrot (Psittacus erithacus) // Journal of Comparative Psychology. 2006. Vol. 120. № 3. P. 205—216.
  29. Pepperberg I.M. Grey Parrots (Psittacus erithacus)—Cognitive and Communicative Abilities / Field and Laboratory Methods in Animal Cognition: A Comparative Guide. 2018. P. 329—347
  30. Pepperberg I.M. Evidence for conceptual quantitative abilities in the African grey parrot: Labeling of cardinal sets // Ethology. 1987. Vol. 75. № 1. P. 37—61.
  31. Pepperberg I.M. Numerical competence in an African gray parrot (Psittacus erithacus) // Journal of Comparative Psychology. 1994. Vol. 108. № 1. P. 36.
  32. Pepperberg I.M., Gordon J.D. Number comprehension by a grey parrot (Psittacus erithacus), including a zero-like concept // Journal of Comparative Psychology. 2005. Vol. 119. № 2. P. 197.
  33. Picanço C.R.F., Barros R.S. Symmetry evaluation by comparing acquisition of conditional relations in successive (Go/No-Go) matching-to-sample training // The Psychological Record. 2015. Vol. 65. № 1. P. 131—139.
  34. Prichard A., Panoz Brown D., Bruce K., Galizio M. Emergent identity but not symmetry following successive olfactory discrimination training in rats // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2015. Vol. 104. № 2. P. 133—145.
  35. Rumbaugh D.M., Beran M.J., Hillix W.A. Cause-effect reasoning in humans and animals // The Evolution of Cognition / Eds C. Heyes, L. Huber. The Vienna Series in Theor. Biol. A Bradford Book, The MIT Press, 2000. P. 221—239.
  36. Quezada Velázquez A.G., Padilla Vargas M.A., Flores Aguirre C.J. Equivalence class formation in 11-month-old pre-linguistic infants // Acta Colombiana de Psicología. 2018. Vol. 21. № 1. P. 271—289.
  37. Santos J.R., Barros R.S., Galvão O. Symmetry in Cebus apella // 29th Annual Meeting of the Association for Behavior Analysis. San Francisco, 2003.
  38. Savage-Rumbaugh E.S. Can apes use symbols to represent their world? // Annals of the New York Academy of Sciences. 1981. Vol. 364. № 1. P. 35—59.
  39. Schusterman R.J, Kastak D. A california sea lion (zalophus californianus) is capable of forming equivalence relations // The Psychological Record. 1993. Vol. 43. P. 823—839.
  40. Sidman M., Rauzin R., Lazar R., Cunningham S., Tailby W., Carrigan P. A search for symmetry in the conditional discriminations of rhesus monkeys, baboons, and children // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1982. Vol. 37. № 1. P. 23—44.
  41. Sidman M., Tailby W. Conditional discrimination vs. matching to sample: an expansion of the testing paradigm // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1982. Vol. 37. № 1. P. 5—22.
  42. Sidman M., Wynne C.K., Maguire R.W., Barnes T. Functional classes and equivalence relations // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1989. Vol. 52. № 3. P. 261—274.
  43. Soares Filho P.S.D., e Silva Á.J.M., Velasco S.M., Barros R.S., Tomanari G.Y. Assessing symmetry by comparing the acquisition of symmetric and nonsymmetric conditional relations in a capuchin monkey // International Journal of Psychological Research. 2016. Vol. 9. № 2. P. 30—39.
  44. Swisher M., Urcuioli P.J. Symmetry in the pigeon with sample and comparison stimuli in different locations. II // Journal of the experimental analysis of behavior. 2015. Vol. 104. № 2. P. 119—132.
  45. Tomanari G.Y., Sidman M., Rubio A.R., Dube W.V. Equivalence Classes with Requirements for Short Response Latencies // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2006. Vol. 85. № 3. P. 349—369.
  46. Tomonaga M., Matsuzawa T., Fujita K., Yamamoto J.H. Emergence of symmetry in a visual conditional discrimination by chimpanzees (Pan troglodytes) // Psychological Reports. 1991. Vol. 68. № 1. P. 51—60.
  47. Urcuioli P.J. Associative symmetry, antisymmetry, and a theory of pigeons’equivalence class formation // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2008. Vol. 90. № 3. P. 257—282.
  48. Urcuioli P.J., Swisher M.J. Transitive and anti-transitive emergent relations in pigeons: Support for a theory of stimulus-class formation // Behavioural processes. 2015. Vol. 112. P. 49—60.
  49. Yamamoto J., Asano T. Stimulus equivalence in a chimpanzee (Pan troglodytes) // The Psychological Record. 1995. Vol. 45. P. 3—21.
  50. Zentall T.R. Concept Learning in Animals // Comparative cognition&behavior review. 2008. Vol 3. Р. 13—45.
  51. Zentall T. The value of research in comparative cognition // International Journal of Comparative Psychology. 2018. Vol. 31.
  52. Zentall T.R., Wasserman E.A., Urcuioli P.J. Associative concept learning in animals // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2014. Vol. 101. № 1. P. 130—151.

Информация об авторах

Самулеева М.В., Аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: samuleeva@gmail.com

Смирнова Анна Анатольевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: annsmirn@mail.ru

Зорина Зоя Александровна, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: zorina_z.a@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 769
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 276
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1