Эффект Флинна в России

564

Аннотация

Термином «эффект Флинна» принято обозначать феномен повышения оценок по тестам интеллекта с течением времени. Этот феномен вызывает значительный, выходящий за рамки психологии, интерес во всем мире. Он в той или иной мере изучен в нескольких десятках стран, однако Россия до последнего времени в их число не входила. Предпринята попытка ликвидировать этот разрыв, воспользовавшись результатами масштабного добровольного онлайн-тестирования на сайте «www.mil. ru» с применением психометрически надежного когнитивного теста в период 2012—2018 гг. Задания теста адресованы вербальному, счетному, пространственному и перцептивному факторам интеллекта (с преобладанием первых двух); не менее ¾ из них можно отнести к сфере кристаллизованного интеллекта. Объем исследовательской выборки после всех чисток составил 238363 протокола, возраст участников 26,39±5,09 (18—40) лет. Анализ результатов выполнения теста лицами, родившимися в период 1974—1999 гг., показал, что вплоть до середины 80-х гг. имело место снижение оценок, сменившееся затем линейным ростом, темп которого оценен величиной 0,19 баллов IQ в год, однако в случае исключения вероятного понижающего влияния увеличения возрастов на выполнение теста темп роста может приближаться к 0,3. Показано, что данные результаты в целом согласуются с ранее зарегистрированным ростом оценок флюидного интеллекта в когортах абитуриентов одного из силовых вузов. Предложены гипотезы относительно связи данного феномена с особенностями социально- экономической ситуации в России на рубеже 80—90-х гг. прошлого века.

Общая информация

Ключевые слова: интеллект, общая когнитивная способность, эффект Флинна, Краткий ориентировочный тест, онлайн-тестирование

Рубрика издания: Психология интеллекта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120404

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 17-78-30035.

Для цитаты: Сугоняев К.В., Григорьев А.А. Эффект Флинна в России // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 50–61. DOI: 10.17759/exppsy.2019120404

Фрагмент статьи

Термином «эффект Флинна» (ЭФ) принято обозначать феномен повышения оценок по тестам интеллекта с течением времени. ЭФ проявляется в том, что люди, протестированные в более позднее время, получают, как правило, в среднем более высокие оценки, чем их предшественники того же возраста.

Литература

  1. Валуева Е.А., Белова С.С. Эффект Флинна: обзор современных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 165—183.
  2. Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. М.: МГУ, 1989. C. 112—126.
  3. Радченко Ю.И., Сугоняев К.В. Разработка тестового комплекса для Интернет-самотестирования потенциальных кандидатов на военную службу по контракту. Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сб. мат. 3-й Всеросс. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2014, 317—324.
  4. Сугоняев К.В. Эффект Флинна по-российски. Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сб. мат. III Всеросс. конф. по психологической диагностике. Т. 2. Редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. Челябинск: ЮУрГУ, 2015. 173—177.
  5. Сугоняев К.В., Радченко Ю.И., Соколов А.А. Добровольное Интернет-тестирование как источник валидных оценок группового психометрического интеллекта // Сибирский психологических журнал. 2018. № 69. С. 6—32.
  6. Dutton E., van der Linden D., & Lynn R. The negative Flynn Effect: A systematic literature review // Intelligence. 2016. Vol. 59. P. 163—169. doi:10.1016/j.intell.2016.10.002
  7. Flynn J.R. The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95(1). P. 29—51. doi:10.1037/0033-2909.95.1.29
  8. Flynn J.R. Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101(2). P. 171—191. doi:10.1037/0033-2909.101.2.171
  9. Flynn J.R. Reflections about intelligence over 40 years // Intelligence. 2018. Vol. 70. P. 73—83. doi:10.1016/j.intell.2018.06.007
  10. Flynn J.R., Shayer M. IQ decline and Piaget: Does the rot start at the top? // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 112—121. doi:10.1016/j.intell.2017.11.010
  11. Gottfredson L.S. Intelligence and social inequality: Why the biological link? In: The Wiley-Blackwell Handbook of Individual Differences (pp. 538—575). Ed. by T. Chamorro-Premuzic, S. von Stumm, & A. Furnham. Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2011.
  12. Hartshorne J.K., Germine L.T. When does cognitive functioning peak? The asynchronous rise and fall of different cognitive abilities across the life span // Psychological Science. 2015. Vol. 26(4). P. 433—443. doi:10.1177/0956797614567339
  13. Hausknecht J.P., Halpert J.A., Di Paolo N.T., & Moriarty G.M.O. Retesting in selection: A meta-analysis of coaching and practice effects for tests of cognitive ability // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92(2). P. 373—385. doi:10.1037/0021-9010.92.2.373
  14. Johnson W.T., Bouchard T.J. The structure of human intelligence: It is verbal, perceptual, and image rotation (VPR), not fluid and crystallized // Intelligence. 2005. Vol. 33(4). P. 393—416. doi:10.1016/j. intell.2004.12.002
  15. Lynn R. Who discovered the Flynn Effect? A review of early studies of the secular increase of intelligence // Intelligence. 2013. Vol. 41(6). P. 765—769. doi:10.1016/j.intell.2013.03.004
  16. Lynn R., Harvey J. The decline of the world’s IQ // Intelligence. 2008. Vol. 36(2). P. 112—120. doi:10.1016/j.intell.2007.03.004
  17. Pietschnig J., Voracek M. One century of global IQ gains: A formal meta-analysis of the Flynn Effect (1909—2013) // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10(3). P. 282—306. doi:10.1177/1745691615577701
  18. Rindermann H., Becker D., Coyle T.R. Survey of expert opinion on intelligence: The FLynn effect and the future of intelligence // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 106. P. 242—247. doi:10.1016/j. paid.2016.10.061
  19. Rindermann H., Becker D. FLynn-effect and economic growth: Do national increases in intelligence lead to increases in GDP? // Intelligence. 2018. Vol. 69. P. 87—93. doi:10.1016/j.intell.2018.05.001.
  20. Rodgers J.L. Methodological issues associated with studying the Flynn Effect: Exploratory and confirmatory efforts in the past, present, and future // Journal of Intelligence. 2015. Vol. 3(4). P. 111—120. DOI: 10.3390/jintelligence3040111
  21. Scharfen J., Peters J.M., Holling H. Retest effects in cognitive ability tests: A meta-analysis // Intelligence. 2018. Vol. 67. P. 44—66. doi:10.1016/j.intell.2018.01.003
  22. Sugonyaev K., Grigoriev A., Lynn R. A new study of differences in intelligence in the provinces and regions of the Russian Federation and their demographic and geographical correlates // Mankind Quarterly. 2018. Vol. 59(1). P. 31—37.
  23. Twenge J.M., Campbell W.K., Sherman R.A. Declines in vocabulary among American adults within levels of educational attainment, 1974—2016 // Intelligence. 2019. Vol. 76. Article 101377. doi:10.1016/j. intell.2019.101377
  24. Williams R.L. Overview of the Flynn effect // Intelligence. 2013. Vol. 41(6). P. 753—764. doi:10.1016/j. intell.2013.04.010
  25. Wongupparaj P., Kumari V., Morris R.G. A cross-temporal meta-analysis of Raven’s Progressive Matrices: Age groups and developing versus developed countries // Intelligence. 2015. Vol. 49. P. 1—9. doi:10.1016/j. intell.2014.11.008

Информация об авторах

Сугоняев Константин Владимирович, кандидат технических наук, доцент, ФГБУН «Институт психологии РАН», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6207-7228, e-mail: skv-254@yandex.ru

Григорьев Андрей Александрович, доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Института психологии РАН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6186-2320, e-mail: andrey4002775@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1337
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 564
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0