Экспериментальная психология
2023. Том 16. № 3. С. 4–6
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Юбилей В.В. Селиванова
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: персоналии
Для цитаты: Юбилей В.В. Селиванова // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 3. С. 4–6.
Полный текст
Владимир Владимирович Селиванов (родился 15 августа 1963, Сафоново, Смоленская область) — советский и российский психолог, известный в России и за рубежом специалист в области психологии мышления, субъекта, виртуальной реальности, доктор психологических наук, профессор отмечает в этом году юбилей. Он работает заведующим кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, заведующим кафедрой общей психологии Смоленского государственного университета.
Селиванов В.В. в 1985 г. получил квалификацию преподаватель-исследователь по педагогике и психологии в МГПУ, в 1988 г. защитил кандидатскую, в 2001 г. докторскую диссертацию в Институте психологии РАН по специальности — 19.00.01 — общая психология. Является учеником выдающегося российского психолога А.В. Брушлинского (член- корреспондент РАН, академик и учредитель РАО). Интересы Селиванова В.В. находятся в области психологии мышления, интеллекта, психологии личности, когнитивной психологии, психология сознания, психологии виртуальной реальности.
С первых исследований использовал и развивал экспериментальный метод в психологической науке, его студенческой работе «Концепция личностного смысла и формирование личности учителя» была присуждена золотая медаль АПН СССР. Активно использует и создает современное психологическое оборудование, при реализации исследований создан тест «Стержень в рамке» (вращающееся кресло на 28 градусов относительно горизонтальной оси кресло, рамка с светящейся краской), электронные варианты Теста включенных фигур, электронные версии лабораторных работ по Общему психологическому практикуму, элек тронный тахистоскоп и программа «25 кадр». Реализует метод микросемантического анализа протоколов испытуемых (А.В. Брушлинский), методы психосемантикив исследовании мышления и высших психических функций, методы виртуальной реальности. Под его руководством осуществляется создание дидактических и тренинговых программ в высоко иммерсивной виртуальной реальности и изучение их влияния на психическое личности.
На основе синтеза «процессуальной» (А.В. Брушлинский) и «смысловой» (О.К. Тихомиров) теорий мышления Селивановым экспериментально разработано развернутое психологическое содержание мышления человека (процессы, операции, формы, смыслы, личностные, субъектные компоненты). На базе теорий Я.А. Пономарева, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова совместно с академиком Д.В. Ушаковым и профессором В.Т. Кудрявцевым создал функциональную модель интеллекта (56 элементов).
Селиванов В.В. входил в состав официальных Российских делегаций на международных научных конференциях в Париже (Франция, 1993), на 26 Международном психологическом конгрессе в Монреале (1996), в Афинах (Греция, 2006), в Москве (Россия, 2005) и др., являлся участником совместных исследований с Домом Наук о Человеке (Париж), по социальной перцепции с профессором В. Дуазом (Швейцария), с лабораторией психологии личности Института психологии РАН, с лабораторией экспериментальной психосемантики МГУ имени М.В. Ломоносова и др. Созданный им «Центр развития» принят в Международную организацию Европейского Союза «Евроталант» и осуществляет деятельность по развитию способностей одаренных детей в дошкольных и школьных учреждениях Смоленской области.
Селиванов В.В. одним из первых начал изучать влияние полноценной виртуальной реальности (ВР) на личностные свойства, психические состояния, познавательные процессы человека. Совместно с член-корреспондентом РАО В.А. Барабанщиковым обосновал онтологию виртуальной реальности, выявив её специфику. Под их руководством была открыта лаборатория Дидактических VR-приложений в образовании при Институте экспериментальной психологии МГППУ, где были созданы новейшие учебные и тренинговые VR-программы под шлемы vive. Селивановым В.В. реализованы несколько госзаданий по исследованию психологии ВР. Селивановым издано первое учебное пособие в России (вероятно, и мире) по психологии ВР, 4 монографии по ВР, под его руководством защищена первая кандидатская по ВР в психологии (Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения (Ярославль, 2015)).
В 1992 году Селиванов В.В. организовал первый в Смоленской области факультет психологии в Смоленском гуманитарном университете, который осуществляет подготовку психологов по классической университетской специальности — «психология». С 1993 по 2006 годы — декан факультета психологии, заведующий кафедрой общей психологии Смоленского гуманитарного университета. За эти годы более 300 психологов в рамках высшего образования было подготовлено под его руководством. С 2006 года организатор подготовки студентов по специальности «психология» в Смоленском государственном университете, заведующий кафедрой общей психологии СмолГУ (по настоящее время). Подготовил в качестве научного руководителя четырех кандидатов наук и являлся официальным соруководителем одной кандидатской диссертации.
В 2009 году издано экспериментальное учебное пособие Селиванова В.В. «Путешествие в мир психологии», где психологические знания в адаптированной форме представлены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Создана модель системы непрерывного психологического образования. Организатор Центра психологических исследований, его научные исследования поддержаны 8 грантами РГНФ, грантами международного фонда Европейского Союза INTAS, РФФИ.
Организатор четырех научно-практических конференций по проблемам психологии индивидуальности, одиннадцати конференций по психологии когнитивных процессов (Смоленск), двух конференций по экспериментальной психологии в социальных практиках (Москва), под его редакцией издано 17 сборников этих конференций.
Имеет более 180 публикаций, из них 8 учебно-методических работы, 10 — монографии.
С 2018 года впервые преподает дисциплину «Психология виртуальной реальности», с 2019 года — «Практикум по исследованию когнитивных процессов с применением гарнитуры виртуальной реальности» в процессе подготовки магистров и на бакалавриате в ИЭП МГППУ.
Награжден почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2002), грамотами губернатора Смоленской области (неоднократно), ему присуждено звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2013).
Сотрудники редакции журнала поздравляют Владимир Владимировича Селиванова с юбилеем, желают ему здоровья, счастья, творчества, отличного настроения, новых оригинальных психологических разработок и публикаций.
Метрики
Просмотров
Всего: 100
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 32
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1