Введение
Феномен профессионального выгорания привлекает внимание многих исследователей, начиная с 70-х гг. XX века. Несмотря на большое количество зарубежных и отечественных исследований по данной теме, актуальными остаются вопросы о факторах возникновения и превенции данного явления. При этом, по данным социологических опросов, распространенность выгорания среди работающего населения растет из года в год [Employee Burnout: Causes; Employee Burnout: The, 2020].
Всемирная организация здравоохранения определяет профессиональное выгорание (англ. burnout) как следствие хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно справиться [Всемирная организация здравоохранения]. Впервые понятие было введено в психологическую науку Г. Фрейденбергером для описания эмоционального истощения от работы [Freudenberger, 1974]. В рамках трехкомпонентной модели выгорания К. Маслак и С. Джексон для описания синдрома к эмоциональному истощению были добавлены еще два компонента — деперсонализация и редукция профессиональных достижений [Maslach, 1981]. Позже В. Шауфели и коллеги расширили модель выгорания до четырех составляющих — истощение, эмоциональные и когнитивные нарушения, ментальное дистанцирование от работы. Также были описаны вторичные симптомы выгорания [Schaufeli, 2020].
Первоначально интерес исследователей выгорания в большей степени был сосредоточен на изучении систем «человек—человек», т.е. помогающих профессий, в частности, в секторе социальных услуг и образования [Freudenberger, 1975; Lloyd, 2002]. Далее круг профессий, представители которых, как считалось, более подвержены выгоранию, стал расширяться. Появилось предположение, что на возникновение выгорания влияют интенсивные контакты с людьми, позже — эмоциональные факторы на работе, провоцирующие выгорание: например, необходимость сдерживать эмоции или проявлять эмпатию [Maslach]. На сегодняшний день феномен выгорания исследуется у представителей разных профессий, при этом за последние несколько лет появились данные о высоких рисках выгорания у IT-специалистов [Водопьянова, 2022; Муравьева, 2019].
В рамках профессиональной системы «человек—техника» имеются свидетельства о специфических для данной когорты сотрудников предикторах, манифестациях и последствиях выгорания [Водопьянова, 2022а], которые, тем не менее, остаются фрагментарными и несогласованными. Так, по некоторым данным, наибольший вес в интегральный показатель выгорания у программистов вносит редукция профессиональных достижений — ощущение невозможности справиться с требованиями, предъявляемыми на работе [Муравьева, 2019]. В другом исследовании, проведенном на выборке аналитиков и программистов, все три компонента вносят одинаковый вклад в выгорание, при этом эмоциональное истощение и деперсонализация выражены у них сильнее [Водопьянова, 2022]. Расхождение в результатах исследований может быть обусловлено различиями в дизайне, особенностями выборок (например, узкой специализацией программистов) и другими внешними факторами.
Вопрос о том, что является пусковым компонентом выгорания — истощение или ментальное дистанцирование, — является дискуссионным. В рамках модели выгорания, предложенной Шауфели [Schaufeli, 2020], истощение препятствует функциональной способности адекватно регулировать когнитивные и эмоциональные процессы, а ментальное дистанцирование служит неэффективной стратегией преодоления усталости, усугубляя выраженность других симптомов. Однако мы предполагаем, что нарушения регуляции когнитивных процессов при выгорании у IT-специалистов как у представителей высокоинтеллектуальной деятельности будут проявляться позже, чем физическая усталость или эмоциональная нестабильность. Ввиду профессиональной и средовой специфики ментальное дистанцирование будет выступать в качестве предиктора остальных компонентов выгорания.
Высокие риски выгорания у IT-специалистов могут объясняться характерными для их сферы деятельности личностными и социально-средовыми факторами. Известно, что профессиональный успех и признание, а также возможность профессионального и творческого развития являются основными драйверами профессиональной вовлеченности в мотивационно-ценностной системе IT-специалистов [Водопьянова, 2020]. Можно предположить, что фрустрация потребности в признании и профессиональной самореализации способствует выгоранию у IT-специалистов, в то время как стремление к интеграции стилей жизни, т.е. соблюдение баланса между рабочими и личными достижениями, наоборот, выступает буферным фактором [Maslach]. Другим аспектом, усиливающим симптоматику выгорания, является склонность IT-специалистов использовать неэффективные копинг-стратегии дистанцирования и избегания проблемной ситуации [Емельяненкова, 2018]. Наконец, не менее важными личностными детерминантами выгорания являются сравнительно низкий уровень эмоционального интеллекта, а также нечуткое отношение к своему психологическому здоровью у работников, занятых в сфере технологий, которые затрудняют понимание своего состояния и препятствуют своевременному обращению за психотерапевтической помощью [Rezvania, 2019; Rybinska, 2022; Stasiuk, 2017].
Существуют данные о гендерных различиях в интенсивности выгорания у IT-специалистов, согласно которым женщины демонстрируют более высокую выраженность данного феномена, что может быть связано с более эмоциональным отношением к рабочим задачам и совмещением работы с домашними и семейными обязанностями [Гофман, 2023]. Относительно связи у сотрудников выгорания с переменными возраста и стажа, влияние которых зачастую сложно отделить друг от друга, наблюдается неоднородность результатов исследований; однако можно предположить, что в развитии выгорания молодых и более зрелых сотрудников играют роль разные факторы [Maslach]. Так, молодые сотрудники в возрасте 19—25 лет могут быть более подвержены выгоранию ввиду своей неопытности, недостатка полномочий и зачастую необходимости совмещать работу с учебой, а люди более зрелого возраста 40—50 лет — ввиду накопившейся усталости и дополнительных требований, связанных с появлением сотрудников в подчинении [Колузаева, 2020].
Факторы внешней — социальной и организационной — среды, как показывают исследования, вносят в развитие выгорания более масштабный вклад, чем диспозициональные установки и личностные черты, ввиду чего выгорание в большей степени считается социальным явлением, чем индивидуальным [Maslach]. К социальным факторам прежде всего относятся высокая конкуренция среди представителей IT-отрасли и преимущественно индивидуальная работа в ущерб командной, эти факторы усиливают тревожные паттерны за счет невозможности разделить с кем-то ответственность за результат и получить социальную поддержку [Kmieciak, 2023]. Издержки жесткой конкуренции чаще всего проявляются в виде презентеизма и «удержания знаний» (knowledge with holding) сотрудниками, т.е. установки не делиться с другими опытом, чтобы сохранить свою уникальную экспертизу. К организационным факторам-предикторам выгорания относятся типичные для рабочих процессов в сфере IT жесткие и одновременно постоянно меняющиеся дедлайны, неструктурированность задач и плавающий рабочий график, отсутствие прямой обратной связи от конечного пользователя продуктом/технологией, общая когнитивная перегруженность и переработки, высокие требования к результату без права на ошибку, необходимость постоянно переобучаться и мониторить технологические тренды в своей сфере [Nagaraj, 2015; Rezvania, 2019; Rybinska, 2022; Tulili, 2022].
К средовым факторам выгорания IT-специалистов также можно отнести условия рабочего места. Известно, что физические характеристики рабочего места (уровень освещенности, шума, качество воздуха) способны влиять на психическое здоровье сотрудников [Bergefurt, 2022], а снижение отвлекающих факторов, комфорт рабочего места и возможность иногда работать удаленно способствуют снижению уровня выгорания [Appel-Meulenbroek, 2020]. Двумя взаимодополняющими трендами в построении «здоровой» офисной среды являются идеи биофильного и салютогенного дизайна. Предполагается, что современный офис способен поддерживать физическое и психологическое здоровье сотрудников, а также включать в себя элементы не только искусственной, но и природной среды. Среди элементов «здорового» офиса выделяются места для уединения, перекуса, отдыха и разминки, а также душевая, зеленая зона и др. [Павлова, 2022]. С точки зрения формата работы, гибридный формат оценивается большинством исследователей как наиболее предпочтительный, поскольку помогает соединять преимущества работы дома и в офисе [Балабанова, 2022; Васильева, 2021; Чуланова, 2023]. Стоит отметить, что на сегодняшний день влияние характеристик рабочего места на развитие выгорания у IT-специалистов изучены слабо и существует реальная необходимость их исследования с целью разработки комплексных и специфичных для данной области программ профилактики и коррекции.
Цель исследования — изучение влияния параметров профессионального опыта и субъективно воспринимаемых характеристик офисной среды на развитие выгорания у IT-специалистов. Были сформулированы следующие гипотезы.
- Возраст и социально-демографические переменные, связанные с профессиональным опытом IT-специалистов (грейд, общий стаж работы в IT-сфере, стаж работы на текущем месте, наличие сотрудников в подчинении, совмещение работы с учебой, затрачиваемые в день часы на коммуникацию и формат работы), а также субъективно воспринимаемые качества офисной среды напрямую или опосредованно влияют на параметры выгорания.
- Параметры выгорания у IT-специалистов при их рассмотрении в контексте профессионального опыта и субъективной удовлетворенности качествами офисной среды не являются рядоположенными процессами, а выстраиваются в ступенчатую структуру. Ментальная дистанция является пусковым механизмом истощения, а также ослабляет контроль эмоциональных и когнитивных процессов, что в результате приводит к развитию вторичных симптомов выгорания.
Метод
Участники и процедура исследования. Выборку составили 192 респондента, проживающие в крупных городах России, — представители IT-индустрии разных специализаций (дата-аналитики (17,7%), инженеры по тестированию (17,2%), фронтенд-разработчики (15,6%) и др.), в возрасте от 19 до 47 лет (Mвозр=29,76±5,15 лет), из них 21,4% — женщины. 92,2% респондентов имели законченное высшее образование; 15,6% респондентов продолжали учиться и совмещали работу с обучением. Средневыборочный стаж работы по профессии составил 8,47±5,73 лет, стаж на текущем месте — 2,07±3,17 лет. С точки зрения уровня должности 39,1% респондентов имели грейд средних специалистов, 37,5% — старших специалистов и 23,4% — руководители команды разработчиков. 40,1% участников имели работников в подчинении. В среднем по выборке респонденты тратили на коммуникацию с коллегами 3,67±3,5 часов в день. 46,9% респондентов работали в офисе в очном (ежедневное присутствие в офисе) формате, остальные — в гибридном.
Набор выборки осуществлялся в 2022—2023 гг. посредством целевой рассылки через социальные сети. Участникам предлагалось пройти онлайн-опрос на платформе Google. Длительность прохождения опроса составила 20 минут. Участие в исследовании осуществлялось на основе добровольного информированного согласия.
Методики
- Для оценки уровня профессионального выгорания была использована методика BAT (Burnout Assessment Tool) [Колачев, 2019; Schaufeli, 2020]. Опросник состоит из 23 утверждений для оценки основных симптомов выгорания и 10 утверждений, относящихся к вторичным симптомам, и включает 5 шкал: 1) Истощение — чувство усталости, опустошенности, потери энергии; 2) Ментальная дистанция — дистанцирование от работы, выражающееся в избегании рабочих задач и контактов, циничном отношении к работе; 3) Когнитивные нарушения — ухудшение когнитивных способностей в виде рассеянности, забывчивости, трудности усвоения новой информации; 4) Эмоциональные нарушения — нарушения эмоциональной регуляции, раздражительность, чувство подавленности и разочарования; 5) Вторичные симптомы — симптомы психологического (чувства тревоги и напряжения, нарушения сна и пищевого поведения) и психосоматического дистресса (головные и мышечные боли, недомогание и пр.).
- Оценка субъективно воспринимаемых качеств офисной среды осуществлялась с помощью стандартизованного опросника «Люди в офисе» (POS, People in Office Scale) [Pavlova, 2023]. Опросник включает 27 пунктов, сгруппированных в 5 шкал, измеряющих удовлетворенность сотрудника разными характеристиками офисной среды: 1) Удобство — воспринимаемый комфорт и безопасность пребывания в офисе; 2) Внутренние коммуникации — возможности организовать эффективное взаимодействие с коллегами; 3) Внешняя инфраструктура — транспортная доступность офиса и наличие социально значимых объектов (кафе, магазины, банки); 4) Свобода действий — возможность гибко адаптировать свое рабочее место к текущим потребностям, например отдыху, занятиям хобби или спортом; 5) Жизненный нарратив — шкала, описывающая рабочее место как элемент идентичности, который поддерживает жизненную философию работника, профессиональные интересы и историю профессионального развития.
- Социально-демографический блок включал вопросы о поле, возрасте, общем стаже работы, стаже работы на текущем месте, грейде, наличии сотрудников в подчинении, совмещении работы с учебой, затрачиваемых в день часах на коммуникацию и формате работы.
Анализ данных. Анализ данных проводился в программе SPSS v. 26 и в среде R v. 4.2.2. Использовались разведочный анализ, корреляционный анализ (критерий Пирсона), путевой анализ, мультигрупповой структурный анализ.
Результаты
Разведочный анализ включал проверку допущений, подтверждающих адекватность измерительных инструментов и применимость путевого анализа.
Внутренняя согласованность (альфа Кронбаха) всех шкал была удовлетворительной (>0,70), а показатели асимметрии и эксцесса находились в диапазоне нормативных значений [–3; 3].Описательные статистики приведены в Приложении 1.
На основе расстояния Маханобилиса (p<0,001) были удалены 2 наблюдения — «выбросы»; таким образом, исследуемая выборка составила 190 человек. Данные были нормированы и переведены в z-баллы с диапазоном [–3; 3].
Корреляционный анализ показал наличие линейных связей между исследуемыми переменными. Все качества офисной среды имели отрицательные, достаточно слабые, но значимые (p<0,05) связи с разными симптомами выгорания в диапазоне [–0,14; –0,33]. Что касается связей между параметрами профессионального выгорания и социально-демографическими переменными, наиболее выраженные связи были получены между Вторичными симптомами и текущим стажем работы (положительная) и необходимостью совмещать работу с учебой (отрицательная) (Приложение 2).
Структурная модель предикции параметров выгорания. При построении базовой структурной модели методом путевого анализа использовались все количественные переменные (текущий стаж, возраст, часы на коммуникацию в день, грейд и шкалы POS), за исключением субшкалы Свобода действий в офисе и общего стажа, поскольку они не имели значимых факторных нагрузок. В базовой модели текущий стаж, возраст и часы на коммуникацию в день были коррелирующими предикторами, а 4 субшкалы POS — одновременно и предикторами, и медиаторами связей социально-демографических характеристик и пяти параметров выгорания. Модель имела очень слабые показатели согласия: χ2=313,52, df=22, p<0,001, CFI=0,613, RMSEA [95% ДИ]=0,263 [0,238—0,290], SRMR=0,122, а многие факторные нагрузки были незначимы. Основная причина слабой спецификации модели, согласно индексам модификации, — отсутствие иерархических связей между параметрами выгорания. Модель значительно улучшалась (χ2=20,13, df=16, p=0,214, CFI=0,995, RMSEA [95% ДИ]=0,037 [0,000—0,080], SRMR=0,023) при внедрении медиационных связей: Ментальная дистанция → Истощение и Эмоциональные нарушения→ Когнитивные нарушения → Вторичные симптомы. На следующей итерации из модели были удалены регрессионные пути, имеющие незначимые факторные нагрузки (см. рисунок).
В полученной модели возраст негативно влиял на оценку возможностей для Внутренней коммуникации в офисе, а те, в свою очередь, снижали выраженность Эмоциональных нарушений и Вторичных симптомов выгорания. Также возраст вносил негативный прямой эффект в восприятие Внешней инфраструктуры рабочего места, которое отрицательно влияло на Ментальную дистанцию. Длительность ежедневной коммуникации с коллегами снижала выраженность Когнитивных нарушений. Стаж работы на текущем месте снижал показатели Когнитивных нарушений, а на уровне тенденции увеличивал Вторичные симптомы. Жизненный нарратив снижал выраженность Эмоциональных нарушений и Ментальной дистанции. Таким же образом Удобство офисной среды «защищало» от Истощения и Когнитивных нарушений.
Рис. Прямое влияние возраста, длительности ежедневной коммуникации с коллегами, стажа работы на текущем месте и качеств офисной среды на параметры выгорания: показаны нестандартизованные прямые эффекты; нз — связь не значима; «*» — значима при p<0,05; «**» — p<0,01; «***» — при p<0,001
Значимость непрямых эффектов характеристик офисной среды тестировалась методом бутстреппирования доверительных интервалов. Внешняя инфраструктура и Внутренняя коммуникация в офисе вместе значимо опосредуют связь между возрастом и всеми симптомами выгорания. Жизненный нарратив опосредованно — через Ментальную дистанцию — влияет на все другие показатели выгорания за исключением Когнитивных нарушений. А Удобство рабочего места опосредованно — через Когнитивные нарушения и Истощение — ослабляют выраженность Вторичных симптомов. Описанная структурная модель имеет отличные индексы согласия: χ2=46,28, df=37, p<0,141, CFI=0,987, RMSEA [95% ДИ]=0,036 [0,000—0,066], SRMR=0,122.
Наличие подчиненных и формат работы как модераторы связей между социально-демографическими характеристиками, качествами рабочего места и параметрами выгорания. Оценка модерирующего эффекта данных факторов проводилась с помощью мультигруппового анализа. За основу была взята исходная структурная модель (рис.) и проанализирована в парах групп: «Есть подчиненные» (n=77; была принята за референтную) / «Нет подчиненных» (n=113) и «Очный формат работы» (n=92; была принята за референтную) / «Гибридный формат работы» (n=98). Определение того, какие именно регрессионные пути значимо различаются между группами, осуществлялось за счет сравнения критические значений (z, 95% ДИ) различий между нагрузками.
Структурная модель значимо отличалась в группе IT-специалистов, у которых есть в подчинении сотрудники, от модели тех, кто не имеет подчиненных (p<0,001): у последних в модели было выявлено 18 статистически значимых регрессионных путей против 7 — у первой группы (табл. 1). Значимые различия в выраженности предикции параметров профессионального выгорания в зависимости от наличия подчиненных были получены по 7 регрессионным путям.
У IT-специалистов, имеющих сотрудников в подчинении, Жизненный нарратив гораздо более значимо снижает выраженность Эмоциональных нарушений, а Удобство офисной среды сильнее нивелирует Когнитивные нарушения, в отличие от специалистов, не имеющих работников в подчинении. Также при наличии подчиненных Ментальная дистанция провоцирует сравнительно более серьезные Эмоциональные нарушения, а Истощение, наоборот, вносит меньший вклад во Вторичные симптомы. Стаж на текущем месте снижает выраженность Когнитивных нарушений, а длительность ежедневной коммуникации усиливает показатели Ментальной дистанции и Истощения у IT-специалистов, не имеющих сотрудников в подчинении.
Таблица 1. Модерация связей между социально-демографическими характеристиками, качествами рабочего места и параметрами выгорания фактором «Наличие подчиненных»
|
Зависимая переменная |
|
Предиктор |
Есть подчиненные |
Нет подчиненных |
z |
||
|
B |
p |
B |
p |
||||
|
Внешняя инфраструктура |
f |
Возраст |
–0,10 |
0,243 |
–0,18 |
0,018 |
–0,68 |
|
Внутренние коммуникации |
f |
Возраст |
–0,13 |
0,074 |
–0,17 |
0,019 |
–0,40 |
|
Ментальная дистанция |
f |
Жизненный нарратив |
–0,18 |
0,106 |
–0,19 |
0,050 |
–0,07 |
|
f |
Внешняя инфраструктура |
–0,19 |
0,103 |
–0,30 |
0,001 |
–0,77 |
|
|
f |
Длительность ежедневной коммуникации с коллегами |
–0,15 |
0,116 |
0,22 |
0,026 |
2,70*** |
|
|
Эмоциональные нарушения |
f |
Жизненный нарратив |
–0,38 |
<0,001 |
0,04 |
0,673 |
2,52** |
|
f |
Внутренние коммуникации |
–0,32 |
0,004 |
–0,22 |
0,010 |
0,71 |
|
|
f |
Ментальная дистанция |
0,64 |
<0,001 |
0,34 |
<0,001 |
–2,34** |
|
|
Истощение |
f |
Ментальная дистанция |
0,55 |
<0,001 |
0,700 |
<0,001 |
1,11 |
|
f |
Удобство |
–0,11 |
0,184 |
–0,12 |
0,107 |
–0,04 |
|
|
f |
Длительность ежедневной коммуникации с коллегами |
–0,04 |
0,635 |
0,22 |
0,005 |
2,38** |
|
|
Когнитивные нарушения |
f |
Удобство |
–0,25 |
0,001 |
–0,07 |
0,260 |
1,73* |
|
f |
Длительность ежедневной коммуникации с коллегами |
–0,12 |
0,077 |
–0,17 |
0,029 |
–0,53 |
|
|
f |
Ментальная дистанция |
0,36 |
<0,001 |
0,28 |
0,002 |
–0,65 |
|
|
f |
Истощение |
0,19 |
0,062 |
0,34 |
<0,001 |
1,14 |
|
|
f |
Эмоциональные нарушения |
0,32 |
<0,001 |
0,20 |
0,008 |
–1,03 |
|
|
f |
Стаж на текущем месте |
0,07 |
0,576 |
–0,25 |
<0,001 |
–2,49** |
|
|
Вторичные симптомы |
f |
Внутренние коммуникации |
–0,11 |
0,287 |
–0,22 |
<0,001 |
–0,89 |
|
f |
Истощение |
0,10 |
0,423 |
0,51 |
<0,001 |
2,85*** |
|
|
f |
Когнитивные нарушения |
0,20 |
0,075 |
0,28 |
<0,001 |
0,61 |
|
|
f |
Стаж на текущем месте |
–0,05 |
0,727 |
0,18 |
0,002 |
1,45 |
|
Примечание: B — нестандартизованный коэффициент регрессии; p — уровень значимости; z — критические значения различий между коэффициентами регрессии; «*» — различия значимы при p<0,05; «**» — p<0,01; «***» — при p<0,001.
С точки зрения χ2-статистик структурная модель в группе IT-специалистов, работающих в очном режиме, значимо не отличалась от тех, кто работает в гибридном формате (p=0,382), однако у первых количество значимых связей было больше: 17 против 10 — у тех, кто работает в гибридном режиме (табл. 2). У IT-специалистов, работающих в очном формате, Жизненный нарратив гораздо более значимо снижает выраженность Ментальной дистанции, в отличие от тех, кто чередует работу в офисе и из дома. Кроме того, у сотрудников, работающих в офисе в постоянном режиме, Истощение от работы гораздо активнее индуцирует проявление Вторичных симптомов выгорания, а стаж работы на текущем месте, наоборот, снижает их выраженность.
Таблица 2. Модерация связей между социально-демографическими характеристиками, качествами рабочего места и параметрами выгорания фактором «Формат работы»
|
Зависимая переменная |
|
Предиктор |
Очный формат работы |
Гибридный формат работы |
z |
||
|
B |
p |
B |
p |
||||
|
Внешняя инфраструктура |
f |
Возраст |
–0,20 |
0,021 |
–0,07 |
0,391 |
1,04 |
|
Внутренние коммуникации |
f |
Возраст |
–0,19 |
0,015 |
–0,10 |
0,164 |
0,80 |
|
Удобство |
f |
Длительность ежедневной коммуникации с коллегами |
–0,13 |
0,004 |
–0,03 |
0,785 |
0,87 |
|
Ментальная дистанция |
f |
Жизненный нарратив |
–0,31 |
0,003 |
–0,07 |
0,463 |
1,66* |
|
f |
Внешняя инфраструктура |
–0,34 |
<0,001 |
–0,16 |
0,134 |
1,23 |
|
|
Эмоциональные нарушения |
f |
Жизненный нарратив |
0,13 |
0,228 |
0,23 |
0,017 |
0,73 |
|
f |
Внутренние коммуникации |
–0,23 |
0,017 |
–0,31 |
0,003 |
–0,57 |
|
|
f |
Ментальная дистанция |
0,39 |
<0,001 |
0,53 |
<0,001 |
1,13 |
|
|
Истощение |
f |
Ментальная дистанция |
0,61 |
<0,001 |
0,64 |
<0,001 |
0,32 |
|
f |
Удобство |
–0,19 |
0,041 |
–0,11 |
0,122 |
0,72 |
|
|
Когнитивные нарушения |
f |
Удобство |
–0,12 |
0,135 |
–0,13 |
0,059 |
–0,14 |
|
f |
Длительность ежедневной коммуникации с коллегами |
–0,13 |
0,017 |
–0,09 |
0,406 |
0,38 |
|
|
f |
Ментальная дистанция |
0,37 |
<0,001 |
0,21 |
0,047 |
–1,22 |
|
|
f |
Истощение |
0,20 |
0,020 |
0,38 |
<0,001 |
1,29 |
|
|
f |
Эмоциональные нарушения |
0,28 |
<0,001 |
0,28 |
<0,001 |
0,02 |
|
|
f |
Стаж на текущем месте |
–0,23 |
<0,001 |
–0,10 |
0,558 |
0,77 |
|
|
Вторичные симптомы |
f |
Внутренние коммуникации |
–0,13 |
0,118 |
–0,19 |
0,021 |
–0,53 |
|
f |
Истощение |
0,47 |
<0,001 |
0,23 |
0,033 |
–1,74* |
|
|
f |
Когнитивные нарушения |
0,25 |
0,009 |
0,22 |
0,027 |
–0,22 |
|
|
f |
Стаж на текущем месте |
0,17 |
0,007 |
–0,17 |
0,366 |
–1,71* |
|
Примечание: см. расшифровку к табл. 1.
В целом, отметим, что наличие подчиненных оказывает гораздо более мощный модерирующий эффект на взаимосвязи между качеством офисной среды, социально-демографическими переменными и выгоранием, чем формат работы.
Обсуждение результатов
В ходе исследования нам удалось построить достаточно согласованную структурную модель, включающую в себя, с одной стороны, воспринимаемые качества офисной среды, с другой — возраст и особенности профессионального опыта IT-специалистов, а с третьей — параметры профессионального выгорания.
Согласно модели, возраст влияет на выгорание лишь опосредовано: чем старше сотрудник, тем более требовательно он оценивает качества рабочего места, связанные с внутренней коммуникацией и внешней инфраструктурой, а удовлетворенность последними значимо снижает риски дистанцирования сотрудника, эмоциональной дисрегуляции, а также вторичных симптомов выгорания. Это согласуется с данными [Brewer, 2004; Maslach], согласно которым молодые сотрудники в большей степени подвержены выгоранию.
Длительность ежедневной коммуникации и текущий стаж работы в организации оказывают прямой эффект только на когнитивное здоровье сотрудника: чем выше эти показатели, тем меньше риски когнитивных нарушений. Полученные результаты подтверждаются данными о позитивном влиянии социальной и когнитивной активностей на когнитивное здоровье [Kelly, 2017; Wilson, 2012]. При этом общий трудовой стаж и грейд не вошли в модель в силу отсутствия значимого влияния на другие переменные.
Представление о рабочей среде как источнике профессиональной идентичности (Жизненный нарратив), а также ее удобство — антипредикторы выгорания. При этом Жизненный нарратив снижает выраженность ментального дистанцирования и эмоциональной дисрегуляции сотрудника, а удобство офиса — уровень усталости и когнитивных трудностей. Данные дополняют выводы К. Маслак о том, что несоответствие между ценностями человека и его трудовой деятельностью увеличивает вероятность выгорания [Maslach, 2016; Maslach].
В соответствии с гипотезой, построенная нами структурная модель подтвердила, что проявления выгорания, по крайней мере у IT-специалистов, — не рядоположенные процессы, а имеют определенную последовательность манифестации (см. рисунок): симптоматика выгорания индуцируется потребностью сотрудника дистанцироваться, а это, в свою очередь, запускает два параллельных процесса — появление эмоциональных нарушений и ощущение крайней степени усталости, истощения. Последние, в свою очередь, создают уязвимости для когнитивного функционирования. А истощение в купе с когнитивными нарушениями провоцирует возникновение вторичных симптомов.
Наличие подчиненных влияет на связи между профессиональным опытом, качествами офисной среды и параметрами выгорания гораздо сильнее, чем формат работы. Так, длительность ежедневной коммуникации с коллегами увеличивает риски дистанцирования и эмоциональных проблем у сотрудников, не имеющих людей в подчинении. При этом, чем больше стаж, тем меньше риски когнитивных дисфункций у специалистов, не имеющих подчиненных. Жизненный нарратив и удобство рабочей среды — антипредикторы эмоциональной и когнитивной дисрегуляции у тех, кто имеет сотрудников в подчинении.
Что касается различий в связях между изучаемыми переменными у людей, работающих в очном либо гибридном формате, то тут паттерны более однонаправленные: офис как жизненный нарратив ослабляет потребность в дистанцировании от работы, а стаж на текущем месте и истощение, наоборот, усиливают вторичные симптомы, но только у тех, кто работает в офисе на постоянной основе. Преимущество гибридного формата работы и причина его растущей популярности среди IT-компаний может заключаться в способности компенсировать влияние фактора рабочего места на выгорание, а также помогать сотруднику восстанавливаться от усталости и рутины [Hylton; Konovalova, 2022].
Ограничениями исследования являются небольшой размер и гендерный дисбаланс выборки. Кроме того, не был учтен фактор количества времени, проведенного в офисной и домашней среде для каждого испытуемого. Также не учитывалось влияние других средовых и личностных факторов, способных влиять на динамику выгорания. Проведение дополнительных исследований с увеличением размера выборки, выравниванием выборки по полу и с учетом других возможных факторов выгорания может являться перспективой дальнейших исследований.
Заключение
Согласно построенной нами структурной модели, компоненты выгорания представителей IT-сферы имеют определенную последовательность манифестации: ментальная дистанция провоцирует развитие истощения и появление эмоциональных нарушений, что приводит к развитию когнитивных нарушений. Вторичные симптомы выгорания развиваются под влиянием истощения и когнитивных нарушений.
Влияние возраста на выраженность компонентов выгорания опосредуется субъективной удовлетворенностью внутренней коммуникацией и внешней инфраструктурой рабочего места. Активная ежедневная коммуникация и продолжительный стаж работы на одном месте способны снижать риск когнитивных нарушений.
Представление о рабочей среде как о комфортном месте способно снижать уровень истощения и когнитивных нарушений, а восприятие ее как согласующейся с жизненными ценностями сотрудника — выраженность ментального дистанцирования и эмоциональных нарушений.
Наличие людей в подчинении в большей степени влияет на связи между профессиональным опытом, воспринимаемыми качествами рабочей среды и параметрами выгорания у IT-специалистов, чем формат работы. IT-специалисты, не имеющие подчиненных, демонстрируют более выраженные симптомы истощения и дистанцирования при длительной ежедневной коммуникации с коллегами, а большой стаж на текущем месте снижает у них риски когнитивных нарушений. У специалистов, имеющих подчиненных, симптомы эмоциональных и когнитивных нарушений снижаются, если рабочая среда воспринимается ими как комфортная и соответствующая их жизненному нарративу.
У специалистов, работающих в очном формате, продолжительный стаж работы на текущем месте увеличивает риски возникновения вторичных психосоматических симптомов психологического дистресса, а восприятие рабочего места как источника профессиональной идентификации (нарратива) — наоборот, ослабляет.
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для разработки программ профилактики и коррекции профессионального выгорания у IT-специалистов, а также могут служить ресурсом для формирования салютогенной офисной среды, препятствующей развитию данного феномена.
Приложение 1
Описательные статистики социально-демографических характеристик, параметров выгорания (BAT) и субъективно воспринимаемых качеств офисной среды (POS) у исследуемой выборки IT-специалистов (N=192, средние сырых данных)
|
M |
SD |
Me |
Min |
Max |
25% |
75% |
Sk |
Ku |
SW |
p |
α |
|
|
Социально-демографические переменные |
|
|||||||||||
|
Возраст, лет |
29,67 |
5,10 |
29,50 |
19 |
47 |
26,00 |
33,00 |
0,59 |
0,46 |
0,97 |
0,001 |
- |
|
Общий стаж, мес. |
99,43 |
63,70 |
84,00 |
4 |
360 |
48,00 |
132,00 |
1,13 |
1,57 |
0,92 |
<0,001 |
- |
|
Текущий стаж, мес. |
22,38 |
20,30 |
16,00 |
0 |
132 |
9,00 |
30,00 |
1,91 |
2,21 |
0,82 |
<0,001 |
- |
|
Коммуникация, часов в день |
3,68 |
3,49 |
3,00 |
1 |
17 |
2,00 |
4,00 |
3,97 |
1,70 |
0,63 |
<0,001 |
- |
|
Грейд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметры профессионального выгорания (BAT) |
|
|||||||||||
|
Истощение |
2,62 |
0,73 |
2,50 |
1 |
5 |
2,13 |
3,09 |
0,55 |
0,08 |
0,97 |
0,001 |
0,89 |
|
Ментальная дистанция |
1,96 |
0,77 |
1,80 |
1 |
5 |
1,40 |
2,40 |
1,00 |
0,55 |
0,90 |
<0,001 |
0,87 |
|
Эмоциональные нарушения |
1,91 |
0,67 |
1,80 |
1 |
4 |
1,40 |
2,20 |
1,02 |
0,94 |
0,92 |
<0,001 |
0,84 |
|
Когнитивные нарушения |
2,10 |
0,64 |
2,00 |
1 |
4 |
1,60 |
2,55 |
0,67 |
0,30 |
0,96 |
<0,001 |
0,88 |
|
Вторичные симптомы |
2,24 |
0,61 |
2,20 |
1 |
4 |
1,80 |
2,60 |
0,68 |
-0,06 |
0,96 |
<0,001 |
0,83 |
|
Общий уровень выгорания |
2,21 |
0,57 |
2,09 |
1 |
4 |
1,78 |
2,52 |
0,68 |
0,09 |
0,96 |
0,001 |
0,94 |
|
Качество офисной среды (POS) |
|
|||||||||||
|
Удобство |
3,66 |
0,88 |
3,80 |
1 |
5 |
3,00 |
4,40 |
-0,45 |
0,04 |
0,96 |
<0,001 |
0,86 |
|
Свобода действий |
2,89 |
0,94 |
3,00 |
1 |
5 |
2,17 |
3,46 |
0,07 |
-0,42 |
0,98 |
0,002 |
0,82 |
|
Жизненный нарратив |
2,83 |
0,81 |
3,00 |
1 |
5 |
2,25 |
3,25 |
-0,02 |
0,25 |
0,97 |
0,001 |
0,76 |
|
Внешняя инфраструктура |
3,82 |
0,94 |
4,00 |
1 |
5 |
3,00 |
4,50 |
-0,71 |
0,32 |
0,92 |
<0,001 |
0,86 |
|
Внутренние коммуникации |
3,63 |
0,85 |
3,75 |
1 |
5 |
3,00 |
4,25 |
-0,49 |
0,57 |
0,94 |
<0,001 |
0,82 |
Примечание: M — среднее, SD — стандартное отклонение; Me — медиана (второй квартиль); Min — минимальное значение; Max — максимальное значение; 25% — первый квартиль; 75% — третий квартиль; Sk — асимметрия; Ku — эксцесс; SW — статистика Шапиро–Уилка; p — уровень значимости статистики Шапиро–Уилка; α — альфа Кронбаха субшкал.
Приложение 2
Коррелограмма социально-демографических характеристик, параметров выгорания (BAT) и субъективно воспринимаемых качеств офисной среды (POS) у исследуемой выборки IT-специалистов (N=190, z-баллы)
Примечание: отражены только статистически значимые связи (p≤0,05; уровень значимости α — 0,05).

