Введение
В связи с развитием междисциплинарных исследований приобретает актуальность исследование соотношения социально-психологических и психофизиологических характеристик, описывающих целостную личность (или целостного индивида). Одним из направлений, в рамках которого реализуется интеграция психологического и психофизиологического знания, является позитивная нейронаука (Реан и др., 2024). В рамках настоящего исследования положения, сформулированные в рамках позитивной нейронауки, находятся в соответствии со спецификой междисциплинарных исследований, требования к которым реализуют системный подход в нейронауках (Александров, 2021). «Позитивная нейронаука представляет интерес для поисков ответов с помощью психофизиологических методов на вопросы о характере взаимосвязи физиологических и социальных характеристик индивида, таких как психологическое благополучие и сильные стороны личности, с такими явлениями, как просоциальное поведение личности, агрессия и агрессивность, тип ментальности (аналитический и холистический) и многими другими» (Реан и др., 2024, с. 255).
Одним из обобщенных (интегративных) описаний индивидов является диада «аналитичность-холистичность», представляющая собой континуум, в пределах которого располагаются индивидуальные вариации общекультурной категории «тип ментальности» (Апанович и др., 2017; Апанович, Александров, 2021; Александров, 2022), которая имеет четырехфакторную структуру: фокус внимания, каузальная атрибуция, восприятие изменений, отношение к противоречиям (Nisbett et al., 2001). По совокупной оценке факторов возможно выделение двух специфических полюсов континуума, где первый — «аналитический», а второй — «холистический». Аналитический полюс описывает индивида как склонного к дискретному восприятию отдельных событий или явлений, объяснение их причин диспозиционно, а изменений — линейно и однонаправленно, в связи с чем их тип ментальности характеризуется дизъюнктивностью. Холистический полюс описывает индивида как склонного к непрерывному восприятию совокупности событий или явлений, объяснение их причин ситуационно (ситуационизм), а изменений — нелинейно и циклично, в связи с чем их тип ментальности характеризуется недизъюнктивностью. «Аналитичность/холистичность представляет собой не дискретные полюса, отражающие разные типы ментальности, а некоторый недизъюнктивный континуум, внутри которого можно говорить о неодинаковых «удельных весах» склонности субъектов к использованию аналитических и холистических способов размышлений» (Знаков, 2013, с. 136; Апанович, Знаков, Александров, 2017; Nisbett et al., 2001; Evans, 2008).
Позитивно психологическая модель 24 сильных сторон личности (VIA, Values In Action) разработана К. Питерсоном и М. Селигманом (2004). Она описывает личностные характеристики индивида, которые в той или иной степени выражены в каждом человеке и универсальны в мультикультурном смысле. Через реализацию поведения, соответствующего индивидуальному паттерну сильных сторон личности, человек достигает психологического благополучия. При этом каждое из 24 качеств обосновано эмпирическими исследованиями поведения человека и имеет психометрические параметры для валидного научного изучения (Реан, Ставцев, Кузьмин, 2024). Сильные стороны личности включают: креативность (творческое мышление, оригинальность, изобретательность); любовь к учению; любопытство (любознательность); широту видения (мудрость); критическое мышление; храбрость (отвагу); настойчивость (усердие, трудолюбие, стойкость); честность (искренность, целостность); энергичность (жажду жизни, энтузиазм, бодрость); любовь; доброту (великодушие, заботу, сострадание); социальный (эмоциональный) интеллект; просоциальную активность; беспристрастность; лидерство; прощение (умение прощать); смирение; благоразумие (осторожность); самоконтроль (саморегуляцию); умение ценить красоту и совершенство во всем; благодарность; оптимизм (надежду, ориентацию на лучшее будущее); чувство юмора (игривость); духовность (веру, смысл жизни) (Ставцев, Реан, Кузьмин, 2021).
Психологическое благополучие в представленном исследовании измеряется тремя показателями: удовлетворенностью жизнью по методике Э. Динера; самооценке по методике М. Розенберга и самоэффективностью по методике Р. Шварцера, М. Ерусалема. Данный набор методик для измерения психологического благополучия был неоднократно использован нами ранее и показал высокую степень информативности в рамках эмпирических исследований (Реан, Ставцев, 2021; Ставцев, Реан, Кузьмин, 2021; Реан, Ставцев, Кузьмин, 2021, 2022, 2024; и др.).
Целью исследования является изучение взаимосвязи 24 сильных сторон личности с аналитическим и холистическим типами ментальности в контексте психологического благополучия личности. Задачи исследования: 1) сравнить результаты обозначенных методик, полученные в социально-психологической выборке (N = 1468) и в психологической части лабораторного исследования (N = 157); 2) выявить закономерности и взаимосвязи компонентов типа ментальности и 24 сильных сторон личности (N = 157); 3) с помощью конфирматорного факторного анализа и математического моделирования оценить валидность полученных взаимосвязей компонентов типа ментальности и 24 сильных сторон личности на лабораторной выборке (N = 157) и возможность их экстраполирования на социально-психологическую выборку (N = 1468). Задача экстраполирования структуры взаимосвязи 24 сильных сторон личности и типов ментальности посредством КФА с экспериментальной части исследования (N = 157) на социально-психологическую выборку (N = 1468) обусловлена тем, что условия проведения лабораторного эксперимента (N = 157) предполагали расширенную батарею психологических тестов, куда также была включена методика «Шкала аналитичность-холистичность» и другие методики, выходящие за рамки задач представленного исследования. В связи с этим «Шкала аналитичность-холистичность» не была включена в рамки социально-психологического исследования (N = 1468). Однако была проведена специальная математическая процедура с использованием КФА, направленная на эмпирическое подтверждение сохранения факторной структуры взаимосвязей 24 сильных сторон личности и компонентов типов ментальности при экстраполяции с меньшей экспериментальной на большую социально-психологическую выборку через общие переменные, что позволит в дальнейших исследованиях обоснованно выдвигать гипотезы о типе ментальности индивида и его роли в личностной структуре, руководствуясь данными 24 сильных сторон личности. Подробные шаги проведенной процедуры рассмотрены ниже в разделе «Результаты исследования».
Исходя из цели и задач исследования, нами были сформулированы гипотезы: 1) выраженность отдельных сильных сторон личности связана с типом ментальности индивида и может быть соотнесена с аналитическим или холистическим полюсом; 2) компоненты психологического благополучия личности связаны с типом ментальности индивида и могут быть соотнесены с аналитическим или холистическим полюсом; 3) модель 24 сильных сторон личности может быть использована как в рамках социально-психологических исследований с большим объемом респондентов, так и в рамках психофизиологических исследований на малых выборках.
Материалы и методы
Исследование проводилось в два этапа: 1-й этап — психологическое онлайн-тестирование; 2-й этап — психофизиологический, исследование, включающее расширенное психологическое тестирование, а также решение сложных когнитивных задач с регистрацией физиологических показателей при личном присутствии респондентов в комнате с экспериментатором.
1-й этап
Объем выборки онлайн-тестирования студентов РФ составил 1468 человек. В исследовании приняли участие студенты из 13 вузов 11 региональных столиц РФ. Половое распределение: 376 (26%) — мужчины; 1092 (74%) — женщины. Возрастное распределение: минимум — 17 лет, максимум — 69 лет; средний возраст — 22 года. Батарея тестов включала: «Шкалу удовлетворенности жизнью» (Осин, Леонтьев, 2020), «Шкалу самооценки» (Бодалев, Столин, Аванесов 2000); «Шкалу общей самоэффективности» (Ромек, Шварцер, Ерусалем, 1996); «Опросник 24 сильных сторон личности» (Ставцев, Реан, Кузьмин, 2021) и другие методики, выходящие за рамки задач представленного исследования.
2-й этап
В лабораторной части исследования приняли участие студенты московских вузов. Экспериментальная часть включала в себя проведение исследования с решением текстовых задач разного типа. Перед экспериментальной частью респонденты проходили психологическое тестирование, включающее: «Шкалу удовлетворенности жизнью» (Осин, Леонтьев, 2020); «Шкалу самооценки» (Бодалев, Столин, 1987); «Шкалу общей самоэффективности» (Ромек, Шварцер, Ерусалем, 1996); «Опросник 24 сильных сторон личности» (Ставцев, Реан, Кузьмин, 2021); опросник «Шкала аналитичность-холистичность» (Апанович и др., 2017) и другие методики, выходящие за рамки задач представленного исследования. Из всей выборки лабораторного исследования мы выделили респондентов с полностью заполненными валидными результатами по шкалам: «Шкала удовлетворенности жизнью»; «Шкала самооценки»; «Шкала общей самоэффективности»; «Опросник 24 сильных сторон личности»; опросник «Шкала аналитичность-холистичность» — в количестве 157 респондентов. Половое распределение: 35 (22%) — мужчины; 122 (78%) — женщины. Возрастное распределение: минимум — 16 лет, максимум — 55 лет; средний возраст — 24 года.
Таким образом, итоговые рассматриваемые группы респондентов составили 1468 человек для социально-психологической части и 157 человек для психофизиологической (экспериментальной) части. Сбор данных проводился в 2023—2024 годах.
Обработка полученных данных производилась с помощью системы SPSS v. 23 и расширения AMOS v. 23.
Результаты исследования
В первую очередь мы сравнили средние значения и характеристики выборки социально-психологического (СоцПси) и экспериментального (Экс) исследований по переменным, присутствующим в обеих выборках: пол, возраст, удовлетворенность жизнью, самооценка, самоэффективность и 24 сильные стороны личности.
Половое распределение (СоцПси/Экс): мужчины — 26% / 22%; женщины — 74% / 78%. Возрастное распределение (СоцПси/Экс): минимум — 17/16 лет; максимум — 69/55 лет; средний возраст — 22/24 года. Проводилась оценка соответствия распределений переменных нормальному распределению по критерию Колмогорова-Смирнова, результаты которого продемонстрировали, что для большинства переменных Экс-выборки распределение отличается от нормального (10 из 27 нормально распределены). В СоцПси-выборке для всех переменных распределение также отличается от нормального (27 из 27 — распределение отличается от нормального). Исходя из этого, для поиска различий в средних показателях СоцПси- и Экс-выборки мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Результаты критерия U продемонстрировали значимые отличия в группах СоцПси и Экс только в 7 из 27 переменных, а именно: 4 при уровне значимости p < 0.01 — честность (искренность, целостность), умение ценить красоту и совершенство во всем, оптимизм (надежда, ориентация на лучшее будущее), самооценка; 3 при уровне значимости p < 0.05 — любовь, самоконтроль (саморегуляция), благодарность. В абсолютных цифрах средние значения 7 различающихся переменных (СоцПси/Экс): честность — 20,28/21,37; умение ценить красоту и совершенство во всем — 18,71/19,54; оптимизм — 18,57/19,62; самооценка — 49,31/52,96; любовь — 19,77/20,67; самоконтроль — 15,81/14,69; благодарность — 18,55/19,29. Дельта различий 7 представленных показателей не превышает стандартное отклонение по каждому показателю как в группе СоцПси, так и в группе Экс. Также нами был проведен сопоставительный анализ графиков по каждой из искомых переменных на предмет различия как характера распределения, так и гомоскедастичности/гетероскедастичности — существенных различий не выявлено.
Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что можно говорить об однородности СоцПси- и Экс-выборок, так как весь небольшой объем выявленных различий находится в рамках статистической погрешности. Таким образом мы считаем, что закономерности и взаимосвязи, полученные на каждой из выборок, могут рассматриваться как взаимно достоверные и сопоставимые.
Второй шаг — это выявление взаимосвязи типа ментальности (аналитичности/холистичности) и 24 сильных сторон личности на выборке Экс, для чего нами был использован корреляционный анализ по Спирмену (табл. 1). Исходя из теоретического базиса методики «Шкала аналитичность-холистичность», прямая корреляционная связь указывает на направленность к «холистическому полюсу» типа ментальности, а обратная —о направленности к «аналитическому полюсу» типа ментальности.
Таблица 1 / Table 1
Результаты корреляционного анализа 24 сильных сторон личности и 4 компонентов типа ментальности: фокус внимания, каузальная атрибуция, восприятие изменений, отношение к противоречиям
Results of correlation analysis of 24 personality strengths and 4 components of mentality type: focus of attention, causal attribution, perception of change, attitude toward contradictions
|
|
Фокус внимания / Focus of Attention |
Каузальная атрибуция / Causal Attribution |
Восприятие изменений / Perception of Changes |
Отношение к противоречиям / Attitude Toward Contradictions |
|
|
Креативность / Creativity |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,107 |
0,137 |
–0,128 |
0,137 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,181 |
0,086 |
0,111 |
0,087 |
|
|
Любовь к учению / Love of Learning |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,098 |
0,162* |
–0,086 |
–0,076 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,224 |
0,042 |
0,287 |
0,344 |
|
|
Любопытство / Curiosity |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,150 |
0,239** |
–0,053 |
0,134 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,061 |
0,003 |
0,511 |
0,094 |
|
|
Мудрость / Wisdom |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,120 |
0,130 |
–0,224** |
0,147 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,133 |
0,103 |
0,005 |
0,067 |
|
|
Критическое мышление / Critical Thinking |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,106 |
0,192* |
–0,158* |
0,147 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,188 |
0,016 |
0,047 |
0,066 |
|
|
Храбрость / Bravery |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,015 |
0,167* |
–0,261** |
–0,062 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,853 |
0,037 |
0,001 |
0,440 |
|
|
Настойчивость / Perseverance |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,056 |
0,116 |
–0,070 |
0,169* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,489 |
0,149 |
0,381 |
0,034 |
|
|
Честность / Honesty |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,117 |
0,304** |
–0,165* |
0,183* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,144 |
0,000 |
0,039 |
0,022 |
|
|
Энергичность / Zest |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,110 |
0,205** |
–0,031 |
0,170* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,172 |
0,010 |
0,700 |
0,033 |
|
|
Любовь / Love |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,026 |
0,135 |
0,065 |
0,274** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,749 |
0,092 |
0,419 |
0,001 |
|
|
Доброта / Kindness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,010 |
0,206** |
0,009 |
0,387** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,903 |
0,010 |
0,907 |
0,000 |
|
|
Социальный интеллект / Social Intelligence |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,160* |
0,191* |
–0,090 |
0,255** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,045 |
0,016 |
0,260 |
0,001 |
|
|
Просоциальная активность / Teamwork |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
–0,090 |
0,037 |
–0,050 |
0,262** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,263 |
0,648 |
0,533 |
0,001 |
|
|
Беспристрастность / Fairness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,075 |
,194* |
0,029 |
0,354** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,352 |
0,015 |
0,721 |
0,000 |
|
|
Лидерство / Leadership |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,037 |
0,195* |
–0,030 |
0,306** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,649 |
0,014 |
0,707 |
0,000 |
|
|
Прощение / Forgiveness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,000 |
0,118 |
0,065 |
0,256** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,999 |
0,141 |
0,416 |
0,001 |
|
|
Смирение / Modesty |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,054 |
0,050 |
0,056 |
0,198* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,503 |
0,537 |
0,486 |
0,013 |
|
|
Благоразумие / Prudence |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,125 |
0,120 |
–0,018 |
0,248** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,119 |
0,135 |
0,820 |
0,002 |
|
|
Самоконтроль / Self-Regulation |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
–0,114 |
–0,045 |
0,004 |
0,086 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,155 |
0,575 |
0,964 |
0,283 |
|
|
Умение ценить красоту / Appreciation of Beauty |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,090 |
0,170* |
–0,100 |
0,148 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,260 |
0,033 |
0,214 |
0,065 |
|
|
Благодарность / Gratitude |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,075 |
0,288** |
–0,093 |
0,145 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,352 |
0,000 |
0,245 |
0,069 |
|
|
Оптимизм / Optimism |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,160* |
0,329** |
0,004 |
0,212** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,045 |
0,000 |
0,961 |
0,008 |
|
|
Чувство юмора / Humor |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,077 |
0,123 |
–0,135 |
0,142 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,337 |
0,124 |
0,092 |
0,076 |
|
|
Духовность / Religiousness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,056 |
0,277** |
–0,035 |
0,123 |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,488 |
0,000 |
0,662 |
0,125 |
|
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided).
Холистический полюс фокуса внимания связан с сильными сторонами личности «социальный интеллект» (p < 0,05) и «оптимизм» (p < 0,05).
Холистический полюс каузальной атрибуции связан с сильными сторонами личности «любовь к учению» (p < 0,05), «любопытство» (p < 0,01), «критическое мышление» (p < 0,05), «храбрость» (p < 0,05), «честность» (p < 0,01), «энергичность» (p < 0,01), «доброта» (p < 0,01), «социальный интеллект» (p < 0,05), «беспристрастность» (p < 0,05), «лидерство» (p < 0,05), «умение ценить красоту и совершенство во всем» (p < 0,05), «благодарность» (p < 0,01), «оптимизм» (p < 0,01) и «духовность» (p < 0,01).
Аналитический полюс восприятия изменений связан с сильными сторонами личности «мудрость» (p < 0,01), «критическое мышление» (p < 0,05), «храбрость» (p < 0,01) и «честность» (p < 0,05).
Холистический полюс отношения к противоречиям связан с сильными сторонами личности «настойчивость» (p < 0,05), «честность» (p < 0,05), «энергичность» (p < 0,05), «любовь» (p < 0,01), «доброта» (p < 0,01), «социальный интеллект» (p < 0,05), «просоциальная активность» (p < 0,01), «беспристрастность» (p < 0,01), «лидерство» (p < 0,01), «прощение» (p < 0,01), «смирение» (p < 0,05), «благоразумие» (p < 0,01) и «оптимизм» (p < 0,01).
Корреляционная взаимосвязь по Спирмену интегрального показателя аналитичности-холистичности и 24 сильных сторон личности представлена ниже (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Корреляционный анализ 24 сильных сторон личности и интегральной шкалы аналитичности-холистичности (только значимые связи)
Correlation analysis of 24 personality strengths and the analyticity-holisticity integral scale (significant only)
|
|
Интегральная шкала аналитичности-холистичности / Analyticity-holisticity integral scale |
|
|
Любопытство / Curiosity |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,200* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,012 |
|
|
Честность / Honesty |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,193* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,016 |
|
|
Энергичность / Zest |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,213** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,007 |
|
|
Любовь / Love |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,188* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,018 |
|
|
Доброта / Kindness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,265** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,001 |
|
|
Социальный интеллект / Social Intelligence |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,219** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,006 |
|
|
Беспристрастность / Fairness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,286** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,000 |
|
|
Лидерство / Leadership |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,207** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,009 |
|
|
Прощение / Forgiveness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,199* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,012 |
|
|
Благоразумие / Prudence |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,189* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,017 |
|
|
Благодарность / Gratitude |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,173* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,031 |
|
|
Оптимизм / Optimism |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,272** |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,001 |
|
|
Духовность / Religiousness |
Коэффициент корреляции / Correlation coefficient |
0,171* |
|
Знач. (двухсторонняя) / Sig. (two-sided) |
0,032 |
|
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); «**» — корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Note: «*» — correlation is significant at the 0.01 level (two-sided); «**» — correlation is significant at the 0.05 level (two-sided).
Если рассматривать интегральный показатель аналитичности-холистичности, то холистический полюс связан с сильными сторонами личности «любопытство» (p < 0,05), «честность» (p < 0,05), «энергичность» (p < 0,01), «любовь» (p < 0,05), «доброта» (p < 0,01), «социальный интеллект» (p < 0,01), «беспристрастность» (p < 0,01), «лидерство» (p < 0,05), «прощение» (p < 0,05), «благоразумие» (p < 0,01), «благодарность» (p < 0,05), «оптимизм» (p < 0,01) и «духовность» (p < 0,05).
Корреляционный анализ взаимосвязи компонентов психологического благополучия (удовлетворенность жизнью, самооценка, самоэффективность) с интегральным показателем аналитичности-холистичности и 4 его признаками, показал 3 значимые взаимосвязи: между холистическим полюсом каузальной атрибуции и самоэффективностью (r = 0,195; p = 0,014); аналитическим полюсом восприятия изменений и удовлетворенностью жизнью (r = –0,194; p = 0,015); аналитическим полюсом восприятия изменений и самоэффективностью (r = –0,203; p = 0,011).
Третий шаг — проведение конфирматорного факторного анализа (КФА), задача которого, исходя из корреляционного анализа, подтвердить, что выявленные выше сильные стороны личности «стягиваются» в указанные компоненты аналитического-холистического типа ментальности (рис.; табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Показатели согласованности модели на выборке Экс (N = 157)
Model fit scores on the experimental psychophysiological sample (N = 157)
|
Модель / Model |
Референтные значения / Cut-off for good model fit |
|
|
CFI |
0,972 |
> 0,90 |
|
RMSEA |
0,046 |
< 0,08 |
|
SRMR |
0,0755 |
< 0,08 |
|
χ2 / df |
1,33 |
1 < … < 3 |
Все показатели согласованности модели удовлетворяют референтным значениям (Kline, 2023; Hooper, Coughlan, Mullen, 2008).
После подтверждения согласованности модели (табл. 3) она была протестирована на выборке СоцПси (N = 1468) (рис.; табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Показатели согласованности модели на выборке «СоцПси» (N = 1468)
Model fit scores on the socio-psychological sample (N = 1468)
|
Модель / Model |
Референтные значения / Cut-off for good model fit |
|
|
CFI |
0,948 |
> 0,90 |
|
RMSEA |
0,078 |
< 0,08 |
|
SRMR |
0,0363 |
< 0,08 |
|
χ2 / df |
N > 500 |
1 < … < 3 |
Все показатели согласованности модели также удовлетворяют референтным значениям.
Полученные результаты говорят о том, что факторная структура, выявленная в ходе корреляционного анализа и подтвержденная КФА на выборке экспериментального исследования (N = 157), сохраняется при переносе на выборку социально-психологического исследования (N = 1468), что указывает на принципиальную возможность использования модели 24 сильных сторон личности при рассмотрении аналитичности-холистичности участников исследования.
Обсуждение результатов
Согласно результатам, полученным в данном исследовании, установлено, что холистический полюс «каузальной атрибуции» связан с «самоэффективностью» как компонентом психологического благополучия. Также выявлена связь аналитического полюса «восприятия изменений» с такими компонентами психологического благополучия, как «удовлетворенность жизнью» и «самоэффективность». Это демонстрирует связь отдельных компонентов психологического благополучия студентов РФ как с холистическим, так и с аналитическим полюсом компонентов типа ментальности и может быть связано с переходным характером российской культуры между преимущественно аналитическими и преимущественно холистическими культурами (Апанович, Александров, 2021).
Рассматривая связь компонентов типа ментальности и 24 сильных сторон личности, связанных с поведением индивида, реализация которого является способом достижения психологического благополучия, на выборке российских студентов, можно отметить выраженные взаимосвязи холистического полюса трех компонентов типа ментальности («фокус внимания», «каузальная атрибуция» и «отношение к противоречиям») и определенных сильных сторон личности, в том числе связанных (Реан, Ставцев, Кузьмин, 2022) с достижением психологического благополучия. Учитывая установленные взаимосвязи между компонентами типа ментальности и психологического благополучия, а также взаимосвязи между психологическим благополучием и 24 сильными сторонами, можно утверждать, что показатели благополучия нарастают к холистическому полюсу. Так, связь холистического полюса «фокус внимания» и «социального интеллекта» может говорить о том, что сильная сторона личности «социальный интеллект» у студентов РФ активно реализуется при восприятии и анализе окружающих явлений с учетом широкого контекста, равно как и сильная сторона личности «оптимизм».
Холистический полюс «каузальной атрибуции» связан с когнитивными сильными сторонами личности: «любовь к учению», «любопытство», «критическое мышление»; с сильными сторонами личности, характеризующими жизнестойкость и «силу характера» личности: «храбрость», «честность», «энергичность»; с «социальными» сильными сторонами личности: «доброта», «социальный интеллект», «беспристрастность», «лидерство»; а также с трансцендентными сильными сторонами личности: «умение ценить красоту и совершенство во всем», «благодарность», «оптимизм», «духовность». Перечисленные качества связаны со склонностью к экстернальности в широком смысле, т. е. причины событий в большей степени формирует контекст.
Холистический полюс «отношения к противоречиям» на выборке российских студентов также охватывает качества «силы характера»: «настойчивость», «честность», «энергичность»; качества «социальности»: «любовь», «доброта», «социальный интеллект», «просоциальная активность», «беспристрастность», «лидерство», «прощение», «смирение», «благоразумие»; а также сильную сторону личности «оптимизм». Отходя от строго научных терминов, позволим себе отметить, что холистический полюс «отношения к противоречиям» и сильные стороны личности, развитость которых связана с ним, выступают эмпирическим отражением народного выражения «широта русской души». Поскольку холисты склонны к синтезу противоречащих позиции, т. е. «истина где-то посередине», если есть два противоречащих друг другу тезиса, истина заключается в объединении двух противоречащих тезисов в один непротиворечивый.
Кроме того, рассматривая интегральный показатель аналитичности-холистичности на российской выборке, мы также фиксируем связи холистического полюса с сильными сторонами личности «любопытство», «честность», «энергичность», «любовь», «доброта», «социальный интеллект», «беспристрастность», «лидерство», «прощение», «благоразумие», «благодарность», «оптимизм», «духовность». Таким образом, холистический тип ментальности связан с реализацией перечисленных сильных сторон личности россиян, которые, в свою очередь, связаны со способами достижения психологического благополучия.
Единственным компонентом типа ментальности, аналитический полюс которого демонстрирует значимые взаимосвязи с сильными сторонами личности, является «восприятие изменений». Так, выявлены связи аналитического полюса «восприятие изменений» и сильных сторон личности «мудрость», «критическое мышление», «храбрость», «честность», т. е. на основе эмпирических результатов можно предположить, что склонность воспринимать изменения стабильными по времени, линейными и однонаправленными реализуется через данные сильные стороны личности.
Важным результатом представленной работы является установленная факторная структура 24 сильных сторон личности по типам ментальности как в группе социально-психологической выборки, так и в группе психофизиологической выборки. Таким образом, можно говорить о том, что для выборки российских студентов были выявлены четкие корреляты 24 сильных сторон личности и аналитического, и холистического типа ментальности. Важно отметить, что мы не говорим о возможности полной замены структуры типов ментальности комбинацией отдельных 24 сильных сторон личности. Более того, полученные результаты также говорят о возможной U-образной зависимости некоторых сильных сторон личности и типов ментальности. Так, например, было выявлено, что холистический полюс компонента типа ментальности «каузальная атрибуция» и аналитический полюс компонента типа ментальности «восприятие изменений» связаны с сильной стороной личности «храбрость». Мы можем высказать предположение, что такая U-образная зависимость особенно часто проявляется в переходных культурах, например таких, как российская, которая вбирает в себя элементы западной и восточной культур.
Полученные результаты факторизации также позволяют судить о дальнейших перспективах применения методов многомерного статистического анализа в исследованиях в связи с тем, что было установлено соответствие четырех факторов модели «аналитичность-холистичность» и модели «24 сильные стороны личности». Ранее было определено, что выделение групп участников исследования (Г1—Г4), характеризующихся различающимися способами решения текстовых задач, остается стабильным при введении дополнительных переменных (Тищенко и др., 2024). В частности, было установлено, что выделенные группы участников исследования различаются по показателям сильных сторон личности («мудрость» и «храбрость») и агрессивности («вербальная агрессия» и «физическая агрессия»). Тем самым подчеркнута сохранность четырех групп, более того, высказана гипотеза о возможной факторной структуре показателей для применяющихся тестов (Варфоломеева и др., 2024в). При предварительном включении в анализ показателей состава тела показано, что итоговое разбиение выборки представлено 11 группами, которые различаются по показателям состава тела и реализуемым способам решения (Варфоломеева, 2024a). Этот результат указывает на неполное перекрытие метаболических характеристик системогенеза и всех вариантов способов решения, в связи с чем речь может идти о возможных вариантах общеорганизменной системной организации индивидуального опыта (Варфоломеева и др., 2024б).
Данные настоящего исследования согласуются с ранее полученным результатом, проведенном на выборке в 100 участников исследования (Апанович, 2014). Показано, что существуют взаимосвязи между показателями методики «аналитичность-холистичность» и шкалами психологического благополучия по модели К. Рифф. Было продемонстрировано, что шкала «каузальная атрибуция» связана с такими аспектами психологического благополучия, как «осмысленность жизни» и «управление окружением»; шкала «отношение к противоречиям» — со шкалой «управление окружением»; «восприятие изменений» — с аспектом «автономия» по модели К. Рифф. Все взаимосвязи прямые, что подтверждает полученные результаты, свидетельствующие о том, что в российской культуре отдельные аспекты холистичности связаны с отдельными аспектами психологического благополучия.
Резюмируя, стоит отметить, что рассмотрение полученных в настоящем исследовании данных и их обсуждение говорит в пользу необходимости дальнейшего более детального изучения взаимосвязи психологического благополучия, типов ментальности, 24 сильных сторон личности и других собранных в рамках совместного исследования показателей. Специального внимания заслуживает соотношение полученных результатов личностной структуры, изученной через взаимосвязь типов ментальностей и 24 сильных сторон личности, с агрессивностью и просоциальностью индивидов, методики для измерения которых также были использованы как в социально-психологической выборке, так и в выборке экспериментального исследования. Все гипотезы исследования подтверждены.
Выводы
- Установлены связи типов ментальности с определенными сильными сторонами личности как по отдельным компонентам, так и по интегральной шкале аналитичности-холистичности. На российской выборке связи холистического полюса ментальности с отдельными сильными сторонами личности количественно превалируют над связями аналитического полюса ментальности с отдельными сильными сторонами личности.
- Установлены связи компонентов типов ментальности и компонентов психологического благополучия личности. Так, холистический полюс каузальной атрибуции связан с самоэффективностью, аналитический полюс восприятия изменений — с удовлетворенностью жизнью, а также с самоэффективностью.
- Эмпирически показана возможность экстраполирования полученных результатов с выборки экспериментального исследования на выборку социально-психологического исследования, в том числе с помощью факторизации 24 сильных сторон личности.
В дальнейшем предполагается детально рассмотреть связь «квартета психологической жизнестойкости» (любознательность, энергичность, благодарность, оптимизм) и сильных сторон личности с компонентами ментальности и психофизиологическими показателями.