Введение
Исследования в области проэкологического поведения набирают популярность в последние десятилетия в связи с вновь возникающими экологическими угрозами (Zavali, Theodoropoulou, 2018). Ухудшение экологической ситуации в мире и нарастающая обеспокоенность этим сообщества создает потребность в изменении повседневного экономического поведения людей. Эти изменения усиливают интерес исследователей, которые стремятся выявить психологические переменные, влияющие на выбор способов поведения, уменьшающего вред для окружающей среды.
Особенно важным представляется изучение предикторов проэкологического поведения молодых людей (Shukla, 2019), поскольку именно от их активности, ценностей и стереотипов мышления (Ивлева, Ивлев, Курилов, 2019) во многом зависит будущее планеты. Несмотря на актуальность проблемы, обнаружен дефицит подобных исследований в российской науке (Сауткина и др., 2022).
Проэкологическое поведение можно охарактеризовать как конкретные действия (а также бездействие), преднамеренные или непреднамеренные, которые положительно влияют на природную среду (например, рециркуляция, покупка органических продуктов, сокращение потребления воды или энергии) (Lange, Dewitte, 2019). Важным видом проэкологического поведения выступает экологически ответственное покупательское поведение, или «зеленое» потребление (Haws, Winterich, Naylor, 2014), которое во многом обусловлено психологическими факторами (Сивков, Митицина, 2023; Киет и др., 2023).
Среди психологических переменных, влияющих на выбор проэкологического поведения и связанных с ним феноменов, называется временная перспектива (Tucholska et al., 2024), или шире — психологическое время личности (Корнеева, 2023). Понимаемое как совокупность опосредованного психикой восприятия, представления, переживания и отношения личности к физическому времени жизни, оно может рассматриваться как предиктор поведения человека (Зимбардо, Бойд, 2010), в том числе в сфере экономики (Забелина, 2021). Сегодня получено значительное количество доказательств того, что временная ориентация на будущее является сильным предиктором проэкологического поведения (Milfont, Wilson, Diniz, 2012; Nadarajah et al., 2022; Nowakowska, Rönnlund, 2023; Shen, Ru, 2024; Wittmann, Sircova, 2018), в том числе потребительского (Olsen, Tuu, Tudoran, 2023).
Ориентация на настоящее и отношение к текущим событиям оказывают неоднозначный эффект на проэкологическое поведение, согласно исследованиям. Выраженная ориентация на настоящее (стремление получать удовольствие здесь и сейчас) в ряде исследований показала негативное влияние на экологически ответственное поведение (Corral-Verdugo, Blanca Fraijo-Sing, Pinheiro, 2006). Показано, что предприниматели в сфере экобизнеса испытывают меньше положительных эмоций в настоящем (Zabelina et al., 2023) по сравнению с предпринимателями из других сфер. С другой стороны, метаанализ (Wittmann, Sircova, 2018) выявил, что осознанное присутствие в настоящем, которое имеет позитивную эмоциональную окраску, положительно коррелирует с проэкологическим поведением.
Относительно небольшое число работ выявляет влияние психологического прошлого на проэкологическое поведение. Однако даже эти данные весьма противоречивы: от отсутствия какого-то влияния (Corral-Verdugo, Blanca Fraijo-Sing, Pinheiro, 2006) до негативного (Polonsky et al., 2014) и позитивного (Valizadeh et al., 2018). Так, существуют сведения о влиянии «ментального сдвига в прошлое» на повышение экологической озабоченности. При этом часть исследований показывает положительное влияние сдвига в прошлое на озабоченность изменением климата (Baldwin, Lammers, 2016), другие — опровергают это влияние (Stanley, Klas, Clarke, 2021).
Недостаточная изученность временных предикторов проэкологического поведения и противоречивость данных обусловили цель исследования — выявить связь психологического времени (временного фокуса и аттитюдов ко времени) и экологически ответственного покупательского поведения молодежи.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе Челябинского государственного университета с мая по октябрь 2022 года. В нем принимали участие студенты различных направлений подготовки: психологи, педагоги, лингвисты, философы, химики, экономисты. Общее количество респондентов — 223 человека в возрасте 17—21 года, средний возраст 19,3 года, 25% — юноши.
С целью исследования уровня экологически ответственного потребительского поведения применялась «Зеленая шкала» (Haws, Winterich, Naylor, 2014). Опросник состоит из 6 утверждений, с которыми необходимо выразить степень согласия по 5-балльной шкале Ликерта. Для исследования психологического времени личности применялась Шкала временного фокуса (Shipp, Edwards, Lamber, 2009) и методика «Аттитюды ко времени» Ж. Нюттена (в модификации К. Муздыбаева) (Нюттен, 2004).
Дизайн исследования был разработан в соответствии с его задачами (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Дизайн исследования: задачи и методы
Research design: tasks and methods
|
Задачи / Tasks |
Методы / Methods |
|
1. Проверка валидности и надежности «Зеленой шкалы» (Haws, Winterich, Naylor, 2013) / Validation and reliability of the “Green Scale” (Haws, Winterich, Naylor, 2013) |
Конфирматорный факторный анализ, коэффициент Альфа Кронбаха / Confirmatory factor analysis, Cronbach's Alpha coefficient |
|
2. Выявление особенностей психологического времени у респондентов с различным уровнем «зеленого» потребительского поведения / Identification of psychological time features in respondents with different levels of “green” consumer behavior |
H-критерий Краскела-Уоллеса, описательные статистики / Kruskal-Wallis H test, Descriptive statistics |
|
3. Определение связи психологического времени и «зеленого» покупательского поведения / Determining the relationship between psychological time and “green” consumer behavior |
Дискриминантный анализ / Discriminant analysis |
Результаты
В рамках первой задачи осуществлялся перевод утверждений «Зеленой шкалы» с английского на русский язык и обратно (Brislin, 1986). Далее с целью проверки и коррекции факторной валидности шкалы был проведен конфирматорный факторный анализ, который констатировал апостериорную модель, состоящую из одного фактора и соответствующую исходным данным по показателям индексов согласия: CMIN = 26,616; df = 8; p = 0,001; GFI = 0,962; CFI = 0,988; RMSEA = 0,102, Pclose = 0,021. Проверка надежности шкалы по внутренней согласованности входящих в нее утверждений показала приемлемый уровень надежности (коэффициент α Кронбаха = 0,868).
В рамках решения второй задачи вся выборка на основе описательной статистики была разделена на три подгруппы с низким, средним и высоким уровнем «зеленого» покупательского поведения. Далее в этих группах был проведен сравнительный анализ параметров психологического времени с использованием критерия Н Краскела-Уоллеса (табл. 2 и 3).
Результаты сравнительного анализа обнаружили значимые различия во временном фокусе у молодежи с различными предпочтениями «зеленого» покупательского выбора, а именно — в ориентации на прошлое и на будущее. Анализ средних значений в группах обнаруживает тенденцию увеличения фокуса на прошлых событиях и размышлений о будущем у студентов с более высоким уровнем экологически ответственного покупательского поведения.
Таблица 2 / Table 2
Результаты сравнительного анализа временного фокуса у молодежи с разным уровнем «зеленого» покупательского поведения
Results of a comparative analysis of the time focus of young people with different levels of “green” consumer behavior
|
Параметры / Parameters |
М |
Н |
р |
||
|
Низкий уровень «зеленого» покупательского поведения / Low level of “green” consumer behavior (n = 53) |
Средний уровень «зеленого» покупательского поведения / Average level of “green” consumer behavior (n = 106) |
Высокий уровень «зеленого» покупательского поведения / High level of “green” consumer behavior (n = 64) |
|||
|
Фокус на прошлом / Past focus |
4,14 |
4,02 |
4,45 |
10,19 |
0,006 |
|
Фокус на настоящем / Current focus |
3,84 |
3,90 |
4,07 |
4,18 |
0,123 |
|
Фокус на будущем / Future focus |
3,56 |
3,73 |
4,09 |
10,33 |
0,006 |
Далее анализировались показатели отношения ко времени (аттитюды к прошлому, настоящему и будущему) в этих же группах (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Результаты сравнительного анализа отношения ко времени у молодежи с разным уровнем «зеленого» покупательского поведения
Results of a comparative analysis of time attitudes among young people with different levels of “green” consumer behavior
|
Параметры / Parameters |
М |
Н |
р |
|||
|
Низкий уровень «зеленого» покупательского поведения / Low level of “green” consumer behavior (n = 53) |
Средний уровень «зеленого» покупательского поведения / Average level of “green” consumer behavior (n = 106) |
Высокий уровень «зеленого» покупательского поведения / High level of “green” consumer behavior (n = 64) |
||||
|
|
ПРОШЛОЕ / PAST |
|||||
|
Приятное — неприятное / Pleasant — unpleasant |
5,08 |
4,29 |
5,11 |
8,13 |
,017 |
|
|
Прекрасное — ужасное / Beautiful — terrible |
5,26 |
4,80 |
5,44 |
5,62 |
,060 |
|
|
Исполненное надежд — безнадежное / Hopeful — hopeless |
5,23 |
4,46 |
5,51 |
10,06 |
,007 |
|
|
Быстро проходящее — долго тянущееся / Quick — long |
5,32 |
4,95 |
5,74 |
5,26 |
,072 |
|
|
Легкое — трудное / Easy — difficult |
5,05 |
4,01 |
4,37 |
9,19 |
,010 |
|
|
Успешное — неудачное / Successful — unsuccessful |
4,82 |
4,33 |
5,22 |
9,32 |
,009 |
|
|
Светлое — темное / Bright — dark |
5,35 |
4,67 |
5,33 |
6,95 |
,031 |
|
|
Свободное — несвободное / Free — unfree |
5,20 |
4,59 |
5,48 |
6,58 |
,037 |
|
|
Осмысленное — бессмысленное / Meaningful — meaningless |
4,85 |
4,41 |
5,62 |
10,19 |
,006 |
|
|
|
НАСТОЯЩЕЕ / CURRENT |
|||||
|
Исполненное надежд — безнадежное / Hopeful — hopeless |
5,5 |
5,32 |
6,11 |
8,32 |
,016 |
|
|
Успешное — неудачное / Successful — unsuccessful |
5,0 |
4,74 |
5,59 |
8,26 |
,016 |
|
|
Светлое — темное / Bright — dark |
5,38 |
5,32 |
6,0 |
5,57 |
,062 |
|
|
|
БУДУЩЕЕ / FUTURE |
|||||
|
Значительное — незначительное / Significant — insignificant |
5,88 |
6,24 |
6,29 |
5,97 |
,051 |
|
|
Свободное — несвободное / Free — unfree |
5,44 |
6,25 |
6,11 |
9,26 |
,010 |
|
Наибольшее количество различий между группами зафиксировано в отношении к прошлому. Средние значения показывают, что ценность экологического потребления возрастает с оценкой прошлого как более осмысленного, исполненного надежд, быстро проходящего и более трудного. При этом нельзя говорить о линейной зависимости показателей отношения к прошлому и «зеленого» потребления, поскольку менее позитивные оценки прошлого наблюдаются в группе со средним уровнем предпочтения «зеленых» покупок.
Настоящее воспринимается молодежью с высоким уровнем экологически ответственного потребления как более успешное, светлое и исполненное надежд. Всего два показателя по шкале отношения к будущему обнаружили значимые различия между группами студентов с разным уровнем «зеленого» потребления. Будущее видится экологически ответственными потребителями как более значительное и свободное. Однако по характеристике «свободное — несвободное» будущее различий между студентами со средним и высоким уровнем «зеленого» потребления не выявлено.
В рамках третьей задачи был проведен дискриминантный анализ с целью определить, какие из переменных (фокус на прошлом, настоящем и будущем, отношение к прошлому, настоящему, будущему) предсказывают распределение респондентов по уровню предпочтения «зеленого» потребления (табл. 4).
Результаты дискриминантного анализа (пошаговый метод) с высокой степенью достоверности позволили выделить два показателя психологического времени, которые оказывают эффект на распределение респондентов в группы с разным уровнем экологически ответственного потребления: это отношение к прошлому и фокус на прошлом.
Таблица 4 / Table 4
Результаты дискриминантного анализа
Results of discriminant analysis
|
Шаг / Step |
Показатель / Indicator |
Лямбда Уилкса / Wilkes' Lambda |
F |
р |
|
1 |
Отношение к прошлому / Attitude to the past |
,923 |
5,001 |
,008 |
|
2 |
Фокус на прошлом / Past focus |
,865 |
4,481 |
,002 |
Студенты, которые чаще обращаются к собственному опыту и видят прошлое в более позитивных тонах, более склонны думать о том, чтобы не навредить природе, сохранить ресурсы планеты, когда осуществляют покупки. И наоборот, чем меньше студенты сосредоточены на своем прошлом при принятии покупательских решений, чем меньше видят в нем позитивных моментов, тем больше вероятность отнесения их к группе с низким уровнем экологически ответственного потребления.
Обсуждение результатов
При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на то, что наиболее ассоциированными с проэкологическим поведением в исследовании оказались такие параметры психологического времени, как фокус на будущем, фокус на прошлом и отношение к прошлому. Более высокие значения фокуса на прошлом у респондентов, предпочитающих «зеленое» покупательское поведение, а также большое количество различий в отношении к прошлым событиям между группами могут объясняться влиянием опыта респондентов, покупательскими привычками и нормами, усвоенными ими в семье и других институтах социализации. Можно предположить, что молодые люди, ориентированные на «зеленое» потребление, склонны целенаправленно переосмысливать свой опыт, извлекать из него выводы, осознавать прошлое как полное событий и возможностей. Вместе с тем они помнят трудности, которые преодолевали, ценят этот опыт и стараются учесть его в настоящей и будущей деятельности. Вероятно, частота обращения к прошлому опыту (ориентация на «зеленые» потребительские нормы) и позитивного отношения к нему (положительные воспоминания) позволяют поддерживать определенную покупательскую идентичность, образ экологически ответственного человека.
Полученные данные о роли фокуса на прошлом и положительного отношения к нему в проэкологическом поведении частично подтверждаются в предыдущих исследованиях. S. Muralidharan, F. Rejón-Guardia и Fei Xue (2016) указывают на более весомую роль межличностных отношений (в сравнении со средствами массовой информации) в процессе потребительской социализации для повышения значимости экологических проблем и поощрения «зеленого» покупательского поведения. В другом исследовании влияние родителей на формирование экологически ответственного потребления также называется в качестве одного из важных и первичных факторов (Lee, 2014). Скорее всего, семейные нормы и ценности в отношении «зеленого» потребления усваиваются молодыми людьми в процессе социализации и становятся нормой во взрослой жизни.
Согласно М. Витманну и А. Сырцовой (Wittmann, Sircova, 2018), на принятие решения и выработку плана действий в экологической сфере влияет степень эмоциональности ситуаций, которые происходят в настоящем, а также отнесенность событий к ближайшему или отдаленному будущему (осознанность). Последнее особенно ярко проявилось в настоящем исследовании: студенты с более выраженными ценностями «зеленого» потребления воспринимают будущее как более значительное и свободное, а настоящее — как более светлое, успешное и исполненное надежд.
Обнаруженные особенности отношения к настоящему у молодежи с различным уровнем «зеленого» потребительского поведения можно объяснить следующим образом. С одной стороны, молодые люди с выраженными «зелеными» ценностями могут быть более оптимистичными, уверенными в своих силах и склонными к позитивному мышлению. Например, они верят в то, что экологическую ситуацию можно изменить собственными силами. С другой стороны, привычки «зеленого» потребления, убежденность в правильности своих действий могут формировать у этих респондентов образ себя как успешного человека с большими возможностями. Полученные данные служат свидетельством в пользу того, что позитивное отношение к настоящему связано с проэкологическим поведением (Wittmann, Sircova, 2018).
Полученные данные о том, что будущее видится экологически ответственными потребителями как более значительное и свободное, согласуются с ранее сделанными выводами о роли временной перспективы будущего в формировании проэкологического поведения (Milfont, Wilson, Diniz, 2012; Nadarajah et al., 2022; Nowakowska, Rönnlund, 2023; Shen, Ru, 2024). Эти особенности могут объясняться мотивационной силой образа будущего (Забелина, Веденеева, 2019) и его связью с саморегуляцией в настоящем и с планированием человеком собственной жизни (Kooij et al., 2018). В то же время здесь можно увидеть дополнительный аспект этой взаимосвязи: вероятно, молодые люди, думая о том, чтобы не навредить окружающей среде и сохранить ресурсы планеты, видят в свободном будущем большую ценность.
Заключение
Проведенное исследование расширяет представление о временных предикторах проэкологического поведения, позволяя увидеть роль прошлого опыта и экономической социализации. Подтверждая важное значение образа будущего и заботы о нем в формировании экологически ответственного потребления, результаты высвечивают роль личного опыта в этом процессе. Полученные данные добавляют ясности в вопрос об ориентации на прошлое в рамках проэкологического поведения (Corral-Verdugo, Blanca Fraijo-Sing, Pinheiro, 2006; Polonsky et al., 2014; Valizadeh et al., 2018), свидетельствуя о значении позитивного и ответственного отношения к прошлому, а также обращения к прошлому опыту при принятии «зеленых» покупательских решений.
Исследование ограничено относительно небольшим количеством респондентов из одного региона, возрастным диапазоном выборки (молодость участников), преобладанием в ней женщин, а также временем проведения, связанного с серьезными изменениями политической и экономической ситуации в стране. Все это актуализирует вопрос дальнейших исследований роли прошлого опыта в потребительском поведении, направленном на сохранение окружающей среды. В рамках будущих исследований планируется расширение выборки (возрастной состав, уровень образования, социально-экономический статус), включение в диагностический инструментарий новых средств (российская шкала проэкологического поведения) (Иванова и др., 2023) и введение дополнительных показателей психологического времени (например, временная идентичность, ностальгия, автобиографическая память). Учитывая тот факт, что культурный контекст является важным медиатором связи психологического времени и проэкологического поведения (Nowakowska, Rönnlund, 2023), необходимо в последующих исследованиях учитывать также социальные ценности и нормы.