Исследования приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием

1067

Аннотация

В статье обосновывается необходимость использования термина «приватная речь (далее – ПР)». В центре анализа материалов – исследование ПР, проведенное усилиями трех западных университетов и не имеющее аналогов по широте изученных вопросов. В этой работе на фоне измерения ПР самыми различными по точности и задачам способами особенно рельефно выступает низкая эвристичность показателя «коэффициент эгоцентричности», предложенного Ж. Пиаже. Западные исследования ПР речи сопоставляются с отечественными с особым акцентом на недавно изданную рукопись Л.И. Божович. В фокус статьи сознательно поставлено подробное описание немногих, но крупных зарубежных экспериментальных работ последних лет, ориентирующих отечественного исследователя в плоскости моделирования актуального экспериментального исследования ПР.

Общая информация

Ключевые слова: приватная речь, решение задач, Выготский Л.С., Божович Л.И.

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Пономарев И.В. Исследования приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 3. С. 71–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n3/63504 (дата обращения: 08.02.2023)

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. С. 5–90.
  4. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 121–135.
  5. Запорожец А.В. Психология действия. М.-Воронеж: МОДЕК. 736 с.
  6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
  7. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М.: Изд-во АПН, 1956. 95 с.
  8. Berk L.E. Relationship of elementary school children’s private speech to behavioral accompaniment to task, attention, and task performance / Laura E. Berk // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. P. 671–680.
  9. Berk L.E., Landau S. Private speech of learning disabled and normally achieving children in classroom academic and laboratory contexts // Child Development. 1993. Vol. 64, № 2. P. 556–571.
  10. Lidstone J., Meins E., Fernyhough Ch. Individual differences in children’s private speech: Consistency across tasks, timepoints, and contexts // Cognitive Development. 2011. Vol. 26. P. 203–213.
  11. Martinez C.S.M., Boada i Calbet H., Feigenbaum P. Private and inner speech and the regulation of social speech communication // Cognitive Development. 2011. Vol. 26. P. 214–229.
  12. Winsler A. Private speech in preschool children: Developmental stability and change, across-task consistency, and relations with classroom behaviour / Adam Winsler, Jesus R. De Leon, Beverly A. Wallace, Martha P. Carlton, Angela Willson-Quayle // Journal of Child Language. 2003. Vol. 30. P. 583–608.

Информация об авторах

Пономарев Илья Вячеславович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр цивилизационных и региональных исследований, ЦЦРИ Института Африки РАН, Москва, Россия, e-mail: ilia.ponomarev@gmail.com