Статья посвящена обзору зарубежных исследований межпоколенных отношений. В ней анализируются детско-прародительские отношения, а также фигура прародителя и понимание им своей роли в системе отношений с членами семьи, принадлежащими к разным поколениям. Постановка фигуры, относящейся к старшему поколению семьи, в центр внимания позволяет искать и находить новые факторы, определяющие характер и качество отношений между бабушками/дедушками и внуками. В статье также рассматривается специфика отношений с внуками прародителей из расширенных семей и прародителей, проживающих отдельно.
В настоящее время большинство эмпирических исследований сосредоточено вокруг детско-родительских отношений. Детско-прародительские отношения исследованы значительно в меньшей степени. Тем не менее, увеличение продолжительности жизни способствует росту количества бабушек и дедушек, в той или иной степени вовлеченных в отношения с внуками разного возраста. Согласно теории семейных систем, внутри любой семьи существуют подструктуры, формирующие диадические отношения между поколениями: родитель—ребенок, прародитель—внук. Каждый тип отношений имеет свои уникальные особенности, оказывая разное влияние на членов семьи и создавая особенную семейную среду, которая становится важной детерминантой развития ребенка. Актуальность данной темы состоит в том, что гармоничные детско- прародительские отношения могут быть условием социальной поддержки и удовлетворенности в семьях. Кроме того, поддержка прародителей может быть существенным ресурсом для среднего поколения и источником эффективного социального взаимодействия для внуков [Arpino, 2014; Baxter, 2015; Child care by, 2014; Cook K. Family, 2014; Margolis, 2016; Soliz, 2008; Young, 2014]. В исследовании итальянских ученых Замберлетти Дж., Каврини Дж., Томассини С. (2018) подчеркнуто, что неформальный прародительский уход за детьми оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных особенностей детей [Zamberletti, 2018].
В исследовании, которое провели Гертс Т., Ван Тилбург Т., Поортман А., Дикстра П. (2014), было показано, что по сравнению с 1992 к 2006 году почти в 2 раза увеличилось время, которое прародители Нидерландов тратят на занятия и воспитание внуков. Это увеличение объяснялось увеличением занятости матерей, снижением количества старших детей, которые могли бы присматривать за младшими. При этом также было замечено, что вовлеченность прародителей в воспитание внуков могла бы быть еще выше, если бы не вырос уровень профессиональной занятости самих прародителей [Child care by, 2014]. В докладе Глейзера К. и др., сделанном на основе лонгитюдного исследования в Европе, было показано, что британские бабушки и дедушки почти в два раза больше, чем прародители из других стран, участвуют в воспитании внуков [Trends in the, 2018].
История вопроса
Пионерами исследования детско-прародительских отношений были Б.Л. Нойгартен и К.К. Вайнштейн (1964), которые выделили несколько типов взаимодействия бабушек и дедушек с внуками: формальный (formal); дистанцированный (distant) и непринужденный (funseeking). При формальном типе бабушки и дедушки придерживаются традиций взаимодействия с внуками, которые явно отличаются от родительских ролей. Дистантный тип характеризуется редкими контактами, в основном по ритуальным поводам. Для непринужденного типа специфичны приятельские отношения с внуками, поиск совместных развлечений.
С середины 1970-х годов наблюдается усиление научного интереса к прародительству. Это в значительной степени обусловлено удлинением жизненного периода, который люди стали проживать в роли прародителей [Kemp, 2007]. На этом этапе исследований стало очевидно, что, несмотря на общественную заданность прародительских ролей, они сильно разнятся между собой, были выявлены разные стили прародительского отношения [Bangerter, 2014]. Одну из типологий стилей прароди- тельства предложили Черлин А.Ю. и Фюрстенберг Ф.Ф. (1985), в ней учтены такие параметры, как непосредственное личное общение, совместные занятия, близость в отношениях, психологическая поддержка, инструментальная помощь и авторитарность. Этими учеными были выделены следующие типы:
• влиятельные прародители, имеющие высокие показатели по всем изучаемым параметрам: непосредственное личное общение, совместные занятия, близость в отношениях, психологическая поддержка, инструментальная помощь и авторитарность;
• поддерживающие прародители, имеющие высокие показатели по всем параметрам, кроме авторитарности;
• пассивные прародители, имеющие средние или ниже среднего показатели по всем параметрам;
• авторитарные прародители, имеющие высокий показатель по параметру авторитарность и средние или ниже среднего показатели по всем остальным параметрам;
• отстраненные прародители, имеющие самые низкие показатели по всем параметрам.
Позднее, в исследовании Мюллера М.М., Вильгельма Б., Элдера Г.Х.Дж. (2002), было уточнено, что указанные типы свойственны конкретным внутрисемейным ситуациям, но не характеризуют отношения прародителей со всеми их внуками. Так, примерно 1/3 отстраненных прародителей в интервью признались, что с другим внуком (внучкой) у них сложились более близкие отношения.
В первой половине 2000-х Смит П.К. (2005) описывает прародителей как хорошо образованных, в большинстве своем живущих отдельно от внуков и воспринимающих свою роль как помощников, а не стражей порядка. В этот период активно исследовалась роль прародителей в неполных или разведенных семьях. Расширенные (многопоколенные) семьи, по замечанию Ахтара П., Малика Ю.А., Бегеера С., в этот период воспринимались как нетипичные и игнорировались исследователями [Akhtar, 2017].
В последнее десятилетие наблюдается новый всплеск интереса к прародителям с точки зрения их влияния на развитие внуков. Учеными активно исследуются различные параметры детско-прародительских отношений в их связи с психологическими особенностями и социальными компетенциями детей. Большое внимание уделяется разным возрастным группам внуков, активно исследуются подростковый, юношеский возраста и ранняя взрослость в контексте трансформации структуры и содержания детско-прародительских отношений. Основной фокус современных исследований направлен в сторону изучения внутреннего содержания отношений между прародителями и внуками, в частности оценки этих отношений с позиции ребенка [Arpino, 2014; Bangerter, 2014; Baxter, 2015; Cook K. Family, 2014; Di Gessa, 2016; Moorman, 2016].
Факторы, влияющие на вовлеченность прародителей в отношения с внуками
В первую очередь принято выделять пол прародителя. Тансканен А.О., Даниэлсбака М. показали, что внуки в большей степени подвержены влиянию бабушек, чем дедушек [Grandparents and the, 2014]. Бабушки более довольны своими отношениями с внуками, в то время как дедушки чаще всего балуют внуков. Роберто К.А., Аллен К.Р., Блицнер Р. замечают, что в семьях дедушки часто играют роль главы семьи или государственного министра, а бабушки — роль министра внутренних дел, обеспечивая уход за детьми и поддерживая благоприятные эмоциональные отношения [Levetan, 2016].
Исследовав более 5500 прародителей 60—85 лет из 11 стран Европы, норвежский ученый Кнудсен К. обнаружил, что в более пожилых парах прародителей вовлеченность дедушек в отношения с внуками возрастает по сравнению с более молодыми прародителями, а разница между вовлеченностью бабушек и дедушек с возрастом уменьшается [Margolis, 2016].
Линия родства прародителя также имеет значение. В работах Тансканена А.О., Даниэлсбаки М. (2012) было выявлено, что бабушки по материнской линии больше других прародителей вовлечены в детско-прародительские отношения и имеют самые близкие отношения с внуками. На втором месте по вовлеченности находятся дедушки по материнской линии, далее идут прародители по отцовской линии. Результаты исследования Хайда В., Гиббса И. (1993) свидетельствуют, что матери матерей играют более активную роль в жизни девочек, чем матери отцов, они способствуют становлению их чувства безопасности и влияют на формирование их мировоззрения.
В то же время фактор линии родства нельзя назвать однозначным. Аттар-Шварц С., Тан Дж., Бьюкенен А. показали, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств прародители по отцовской линии могут иметь более близкие отношения с внуками, чем прародители по материнской линии [Arpino, 2014].
Существенное влияние на характер детско-прародительских отношений оказывает возраст прародителей и внуков. Выявлено, что более взрослые внуки иначе взаимодействуют с прародителями, меняется частота и содержание их общения. От заботы, воспитания, совместных развлечений и чтения сказок в более раннем возрасте по мере взросления внуков прародители переходят к отношениям наставничества, менторства, автобиографическим рассказам и разговорам по душам. Также на более поздней стадии жизни у пожилых людей отмечается снижение активности, возникают проблемы со здоровьем, некоторые прародители начинают нуждаться в заботе и уходе со стороны подросших внуков и взрослых детей. В подобных случаях часть семейных ресурсов (забота, контроль и др.), традиционно предназначенных ребенку, перенаправляется на прародителей, что может привести к напряжению в отношениях с ребенком, неполному удовлетворению его возрастных потребностей [Attar-Schwartz, 2015; Ferguson, 2014; Moorman, 2016].
Само прародительство воспринимается по-разному в разном возрасте. Согласно исследованиям, оптимальным возрастом для получения максимального удовлетворения от роли бабушки/дедушки является период от 50 до 66 лет. Раньше 50 лет прародительство может восприниматься как помеха реализации личных целей, а после 66 лет может сказываться недостаток физических сил и появляться разочарование из-за невозможности полноценной реализации в этой роли [Bangerter, 2014].
Kemp C. отмечает, что отношения с прародителями наиболее близки в раннем и дошкольном возрасте, дети получают максимальные преимущества от личного общения с прародителями, их физического присутствия и непосредственных выражений любви. В подростковом возрасте наблюдаются снижение частоты контактов и тенденция к отдалению, но далее в юношестве и ранней взрослости происходит новое сближение и переосмысление отношений [Kemp, 2007; Liu R.X, 2016]. В работе Бангертера Л. и др. 1/3 опрошенных прародителей заявили, что их отношения с внуками стали менее близкими при достижении внуками подросткового возраста [Bangerter, 2014]. По данным Росс Н. и др. по мере взросления внуков, происходят изменения в содержании их отношений с бабушками и дедушками. В раннем возрасте прародители и внуки чаще взаимодействуют во время осуществления прародителями ухода за детьми, а также в ходе совместного посещения мероприятий, игр и обучения навыкам, а к подростковому возрасту преимущественным содержанием взаимодействия становятся разговоры, советы и поддержка [Relationships between grandparents, 2005].
В исследовании Даниэльсбакки М. и др. также было выявлено, что вовлеченность прародителей в жизнь ребенка к 11—16 годам уменьшается. Снижение общения между прародителями и внуками связано с меняющейся системой ценностей подростков и закономерным для них переключением от отношений со взрослыми на формирование близких отношений со сверстниками [Danielsbacka, 2015]. Кроме того, период подростниче- ства внуков часто совпадает с серьезными изменениями в жизни самих прародителей: прекращением профессиональной деятельности, возрастным ухудшением здоровья, сопровождающимися изменениями в их системе ценностей. В результате подобных жизненных обстоятельств внуки могут выпадать из фокуса активного внимания и сосредоточения душевных сил прародителей, как и сама роль прародительства [Bangerter, 2014].
Тем не менее, есть исследования, показывающие, что отношения с прародителями не только не становятся менее близкими (независимо от частоты контактов), но в некоторых случаях, напротив, становятся более значимыми именно в подростковом возрасте, например, в ситуациях острых конфликтов с родителями, либо серьезных изменений в семье, таких как развод или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. В этом случае прародители могут либо выступать подобием буфера между конфликтующими родителями и подростками, либо надежной опорой в дестабилизированной семейной ситуации [Attar-Schwartz, 2015; Tan, 2009]. Так, по данным Йоргасон Дж. и др., подростки из разведенных семей воспринимают отношения с прародителями как наиболее стабильные [Yorgason, 2011].
Отношения прародителей с родителями могут быть серьезным фактором, поддерживающим или мешающим общению прародителей с внуками. Вплоть до старшего подросткового возраста родители часто являются посредниками между прародителями и детьми, создавая или минимизируя ситуации взаимодействия между ними. Ключевым параметром, определяющим позицию родителей, является характер их отношения со старшим поколением.
Сложной ситуацией для поддержания контакта детей с бабушкой и дедушкой становится развод родителей. Яппенс М., Ван Бавель Дж. считают, что прародители со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка, в результате разрыва отношений попадают в группу высокого риска потери возможности близких отношений с внуком [Bangerter, 2014; Jappens, 2016]. В исследовании Альбертини М., Тоси М. (2018), на примере Италии, показано, что дети младше 14 лет, которые после развода родителей редко (1 раз в неделю и реже) встречаются с родителем нерезидентом (проживающим отдельно), значимо меньше получают внимание и помощь бабушки и дедушки со стороны родителя нерезидента, в отличие от случаев интенсивных отношений с родителем, проживающим отдельно [Akhtar, 2017].
По другим данным, в процессе и после развода родительской пары часто происходит увеличение контактов детей с прародителями. Данные Эренберга М., Смита Т. (2003) демонстрируют положительное влияние дедушек и бабушек на адаптацию детей после развода. Кроме того, бабушками было отмечено увеличение личных контактов с внуками после развода родительской пары. В исследовании Henderson C. было показано, что молодые люди 17—20 лет из разведенных семей, в отличие от сверстников из полных семей, выделяют их отношения с бабушками по материнской линии как фактор, помогающий их адаптации к жизни. По мнению автора, эти результаты показывают, что связь молодых людей с их бабушками по материнской линии после развода родителей положительно повлияла на их психологическое функционирование и адаптацию [Grandmother–Grandchild Relationship Quality, 2009].
В работе Солиз Дж. были выделены роли прародителей в поддержке внуков во время и после развода родительской пары:
1) эмпатические прародители демонстрируют эмоциональную поддержку и являются источником для эмоциональной стабильности и утешения внука во время развода родителей;
2) роль дедушки и/или бабушки как историка семьи, позволяет ребенку уменьшить двусмысленность или неопределенность ситуации разделения родителей;
3) роль прародителя, поддерживающего нормальные отношения, обеспечивает ребенку и после развода родителей непрерывный, устойчивый семейный контекст, за счет сохранения привычного уклада и продолжения отношений с зятем/невесткой [Soliz, 2008].
Гладстон Дж. (1989) также анализировал механизмы взаимодействия прародителей с внуками после развода родительской пары. Был сделан вывод, что дедушки и бабушки, чутко пересматривающие отношения между взрослыми детьми и их супругами после распада брака, не только сохраняют отношения с внуками, но и фактически расширяют контакты внуков с другими родственниками.
Помимо перечисленных внешних факторов на характер детско-прародительских отношений оказывают влияние и собственно психологические факторы. К ним, в первую очередь, относятся вовлеченность в отношения и эмоциональная близость, т. е. такие аспекты отношений, которые делают общение прародителей с внуками субъективно значимыми. Эмпирические данные, которые получили Аттар-Шварц С. (2015); Ахтар П., Малик Дж., Бегеер С. (2017); Хакояма А., Малоун Бич Э. (2013); Крисикова Е., Стасова Л. (2014), Йоргасон Дж., Падилья-Уолкер Л., Джексон Дж. (2011), Марголис Р., Райт Л. (2017), свидетельствуют о том, что при наличии близких отношений значимость внешних факторов ослабевает. То есть прародители стремятся видеться и взаимодействовать с внуками чаще, несмотря на физическое расстояние, отношения с родителями, линию родства, возраст и пр., если между ними и внуками установлены близкие отношения, основанные на привязанности [Albertini, 2018; Attar-Schwartz, 2015; Hakoyama, 2013; Krisikova, 2014; Margolis, 2017; Yorgason, 2011].
Исследователи разделяют вовлеченность прародителей в отношения с внуками на эмоциональную и функциональную. Эмоциональная вовлеченность связывается с принятием ответственности и заботой о внуках и реализуется через авторитетную, паритетную либо контролирующую позицию. Именно эмоциональная вовлеченность способствует формированию близких детско- прародительских отношений посредством разной степени принятия и эмоциональной поддержки, которые проявляются в форме дисциплинирования, наставничества, подбадривания, советов, обучения навыкам, заботы, разделения общих интересов и увлечений. Функциональная вовлеченность понимается как внешнее участие в жизни внуков, реализующееся через помогающую позицию. Помощь прародителей при этом ограничивается требованием конкретной ситуации и может быть описана как инструментальная, т. е. связанная с предоставлением необходимых физических ресурсов, например, денег, продуктов, бытовых и прочих услуг. Вовлеченность такого типа, даже при очень частых контактах прародителей с внуками, не является достаточным условием для формирования эмоциональной близости [Kazimi, 2016; Levetan, 2016; Grandparents and the, 2014].
Говоря об эмоциональной вовлеченности прародителя, как правило, имеют в виду объем непосредственного контакта с внуком (внучкой), а также содержание совместных занятий. Результаты проводимых исследований демонстрируют прямую связь между количеством и качеством контактов и эмоциональной близостью в отношениях прародителей с внуками [Craig, 2015; Levetan, 2016; Multigenerational living is, 2016; Yorgason, 2011].
Отношения с прародителями детей из расширенных и нуклеарных семей
В настоящее время в зарубежных психологических исследованиях происходит переоценка взгляда на нуклеарный тип семьи как наиболее типичный. На выборках из разных этнических групп в разных частях света показано, что расширенные семьи (где все три поколения: прародители, родители и дети живут под одной крышей) не просто сосуществуют наряду с нуклеарными, а в некоторых типах культур, например азиатских, такие семьи являются даже более распространенными [Albertini, 2018]. Сложившаяся в настоящее время в западных странах социально-экономическая ситуация также способствует увеличению числа многопоколенных семей. Так, в США по данным Forbes, в 2014 году впервые за последние сто тридцать лет был зарегистрирован 30% рост числа расширенных семей, а проживание с родителями стало самым распространенным образом жизни среди молодых людей 18—34 лет. Молодые супруги с детьми, исходя из экономических соображений, проживают вместе со своими родителями. Однако даже обретя финансовую стабильность и имея возможность жить своим домом, они продолжают делать выбор в пользу расширенного типа семьи. По мнению Snelling S., данная ситуация свидетельствует о происходящем постепенном сдвиге в системе ценностей американцев от личной независимости к взаимозависимости между членами семьи. Американские специалисты считают такую тенденцию позитивной как для семей, так и для страны в целом, так как отношения внутри семьи, объединенной одним домом и финансовыми средствами, благоприятны для психологического развития и социализации ребенка [Multigenerational living is, 2016]. В связи с повышением стоимости жизни растет уровень занятости родителей, возрастает количество бика- рьерных семей, в которых оба родителя работают полный день и не имеют возможности проводить достаточно времени с детьми. Также продолжает расти число разводов, увеличивается количество раздельно проживающих родителей, испытывающих еще больше трудностей в уходе за детьми. Привлечение старшего поколения к воспитанию и уходу за детьми способствует смягчению неблагоприятных последствий современной семейной среды [Tan, 2009].
Однако отношение исследователей к расширенным семьям вовсе не однозначно — отмечаются как позитивные, так и негативные аспекты совместного проживания нескольких поколений. Akhtar P. и др. указывают на то, что присутствие прародителей в семье влияет на представление детей об отношениях с родителями и формирование навыков эффективного социального взаимодействия. Обнаружено, что эмоциональная близость с прародителями в расширенной семье ослабляет отцовский авторитет и способствует развитию чрезмерной напористости в поведении ребенка. Также эмоциональная близость с прародителями снижает оценку авторитарности матери подростком и способствует проявлению его самоуверенности. Исследователи заключают, что близкие отношения с прародителями смягчают нежелательные последствия влияния стиля родительского поведения на развитие социальных компетенций ребенка [Albertini, 2018].
Замечено, что за счет совместного проживания в расширенных семьях прародители имеют более высокий статус и как следствие большее влияние на развитие ребенка, чем прародители, проживающие отдельно, даже в том случае, если вовлеченность в отношения с внуком раздельно проживающего прародителя сопоставима с вовлеченностью прародителей в расширенной семье. Это связано с тем, что дети и подростки более склонны усваивать ценности, советы и нормы от уважаемой авторитетной фигуры, играющей важную роль в семье, объединенной единым домом и финансовыми средствами [Levetan, 2016].
Тем не менее, как выявлено в исследованиях Крисиковой Е., Стасовой Л. (2014), Левитан Дж. (2016), проживание прародителей и внуков под одной крышей не может автоматически гарантировать более высокого качества отношений между ними. Более того, как отмечает Левитан Дж, частое взаимодействие прародителей и внуков в расширенных семьях может быть не только источником формирования эмоциональной близости, но и причиной нежелательных столкновений и негативных переживаний [Krisikova, 2014; Levetan, 2016; Moorman, 2016].
Еще одним неоднозначным моментом является воспитательная позиция прародителей. Зачастую в расширенных семьях бабушки и дедушки принимают на себя родительские роли и активно участвуют в воспитании ребенка, дисциплинируют его, являются агентами его социализации [Albertini, 2018]. Чаще всего такую позицию занимают авторитарные прародители. По данным Мюллер М. (2003) отношения таких прародителей с внуками очень близки, но одновременно окрашены высокой степенью напряженности и конфликтности. Вместе с тем, сами прародители этой группы считают свои отношения с внуками очень близкими и уверены в том, что родители детей одобряют и поощряют их стиль взаимодействия с внуками [Mueller, 2003]. Однако, с точки зрения развития ребенка, такой стиль взаимодействия может приводить к размыванию семейных ролей. Это может быть особенно критично для подростков, пред которыми стоит задача автономии и становления собственной идентичности. В отношениях с авторитарными прародителями у них наблюдаются те же сложности, что и в отношениях с родителями: повышение напряженности и конфликтности, снижение эмоциональной близости [Pilkauskas, 2016].
В случае раздельного проживания прародителей и внуков зачастую пространственная удаленность выделяется как предиктор сложностей в формировании близких детско-прародительских отношений. Тем не менее, целый ряд работ показывает, что частота контактов (непосредственных личных или с помощью технических средств) и эмоциональная вовлеченность играют более важную роль в формировании близких отношений, чем фактическое расстояние между прародителями и внуками [Tan, 2009; Young, 2014]. Так, Крисикова Е., Стасова Л. не обнаружили значимых различий в характере совместных занятий, интенсивности общения и степени доверия между прародителями и внуками в расширенных и нуклеарных семьях [Levetan, 2016]. Общение прародителей и внуков может происходить по интернету, по телефону, они могут встречаться по праздникам, во время школьных каникул.
Было выявлено, что отдельно проживающие прародители способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков внуков. Йоргасон Дж. и др. установили, что эмоционально близкие отношения с отдельно проживающими прародителями оказывают уникальное влияние на развитие навыков просоциального поведения у подростков. Авторы предполагают, что это связано с частым взаимодействием с другими взрослыми за пределами нуклеарной семьи. Кроме того, авторы считают, что по сравнению с прародителями в расширенных семьях отдельно проживающие бабушки и дедушки менее склонны к принятию позиции, сопоставимой с родительской. Как следствие, они больше сосредоточены не на контроле поведения внуков, а на общении с ними, развитии их самостоятельности [Yorgason, 2011].
Показано, что отдельно проживающие бабушки и дедушки могут стать так называемыми вторыми родителями, предоставляющими ребенку второй дом. В статье Пик Р. дом прародителей определяется как безопасное переходное пространство между домом детей и внешним миром. Маленькие дети во время визитов к прародителям обнаруживают, что за пределами дома может быть не страшно, приятно и интересно. Подростки в близких отношениях с прародителями могут на расстоянии от домашних конфликтов снять эмоциональное напряжение и получить необходимую поддержку [Grandparents and the, 2014].
Выводы
Обобщая результаты исследований, можно отметить, что качество детско-прародительских отношений определяется совокупностью факторов. Наиболее значимы из них эмоциональная близость, вовлеченность бабушки/дедушки в отношения с внуком и воспитательная позицияпрародителя. Детско-прародительские отношения в расширенных и нуклеарных семьях отличаются своеобразием. В расширенных семьях отношения детей с прародителями более близкие, но при этом могут сопровождаться большей напряженностью и конфликтностью. При условии негибкого отношения прародителя к внуку, взятии на себя родительской роли, качество детско-прародительских отношений может переживать сложности и дестабилизировать ситуацию в семье. Отдельно проживающие прародители способны к формированию эмоционально близких отношений с внуками на основе собственной эмоциональной вовлеченности и регулярного контакта. Уникальный вклад отдельно проживающих прародителей заключается в их относительной независимости от родительской семьи внуков. У них есть больше возможностей стать безопасной гаванью для внуков, буфером между чрезмерно контролирующими или требовательными родителями, особым пространством для эмоциональной разрядки и поддержки. Также отдельно проживающие прародители обогащают социальный опыт внуков иными, чем в родительской семье, жизненным укладом и способами взаимодействия, способствуя развитию у детей более высоких социальных и коммуникативных навыков.