Типы мотивационной регуляции: теоретическая значимость конструкта и проблема его измерения

649

Аннотация

Данная работа ставит своей задачей обобщить достигнутый теоретический прогресс в понимании роли типов воспринимаемого локуса каузальности (англ. Perceived locus of causality) в различной деятельности на материале эмпирических исследований и теоретических разработок. Анализируется проблема метода измерения воспринимаемого локуса каузальности. Подчеркивается, что для данного конструкта именно многомерный подход к измерению, рассматривающий все типы локуса каузальности как отдельные конструкты, оказывается наиболее перспективным. Особое внимание уделяется детерминантам и коррелятам типа мотивационной регуляции в контексте учебной деятельности, в исследованиях которой многомерный подход к измерению привлекается значительно чаще, чем при анализе других форм активности.

Общая информация

Ключевые слова: теория самодетерминации, мотивация, воспринимаемый локус каузальности, UPLOC, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, континуум автономии

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100112

Для цитаты: Клейн К.Г. Типы мотивационной регуляции: теоретическая значимость конструкта и проблема его измерения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 125–131. DOI: 10.17759/jmfp.2021100112

Литература

  1. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. Том 12. № 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html (дата обращения: 15.05.2020).
  2. A review and empirical comparison of motivation scoring methods: An application to self-determination theory / J.L. Howard [et al.] // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. P. 1–15. DOI:10.1007/s11031-020-09831-9
  3. A review of self-determination theory’s basic psychological needs at work / A. Van den Broeck [et al.] // Journal of Management. 2016. Vol 42. № 5. P. 1195–1229. DOI:10.1177/0149206316632058
  4. Application of Exploratory Structural Equation Modeling to Evaluate the Academic Motivation Scale / F. Guay [et al.] // The Journal of Experimental Education. 2015. Vol. 83. № 1. P. 51–82. DOI:10.1080/00220973.2013.876231
  5. Brunell A.B., Webster G.D. Self-determination and sexual experience in dating relationships // Personality and Social Psychology Bulletin. 2013. Vol. 39. № 7. P. 970–987. DOI:10.1177/0146167213485442
  6. Carbonneau N., Vallerand R.J., Lafrenière M.-A.K. Toward a Tripartite Model of Intrinsic Motivation // Journal of Personality. 2012. Vol. 80. № 5. P. 1147–1178. DOI:10.1111/j.1467-6494.2011.00757.x
  7. Chandler C.L., Connell J.P. Children’s intrinsic, extrinsic and internalized motivation: A developmental study of children’s reasons for liked and disliked behaviors // British Journal of Developmental Psychology. 1987. Vol. 5. № 4. P. 357–365. DOI:10.1111/j.2044-835X.1987.tb01072.x
  8. Choi J., Kang S.H., Lee M. The Sense of Control, Perceived Economic Inequality, and Socioeconomic Status: The Case of South Korea // Korea Observer. 2020. Vol. 51. № 3. P. 391–409. DOI:10.29152/KOIKS.2020.51.3.391
  9. Deci E.L., Ryan R.M. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic wellbeing // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. № 1. P. 141–166. DOI:10.1146/annurev.psych.52.1.141
  10. Evaluating the dimensionality of self-determination theory’s relative autonomy continuum / K.M. Sheldon [et al.] // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. № 9. P. 1215–1238. DOI:10.1177/0146167217711915
  11. Guay F., Lessard V., Dubois P. How Can We Create Better Learning Contexts for Children? Promoting Students’ Autonomous Motivation as a Way to Foster Enhanced Educational Outcomes // Building Autonomous Learners / Eds. L.W. Chia, J.W.C. Keng, R.M. Ryan. Singapore: Springer, 2014. P. 83–106. DOI:10.1007/978-981-287-630-0_5
  12. Howard J.L., Gagné M., Bureau J.S. Testing a continuum structure of self-determined motivation: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2017. Vol. 143. № 12. P. 1346–1377. DOI:10.1037/bul0000125
  13. Locus Percibido de Causalidad en adolescentes mexicanos. Comparaciones por género [Perceived Locus of Causality in Mexican adolescents. Gender Comparisons] / J.M. Rodriguez Villalobos [et al.] // Educación Física y Ciencia = Physical Education and Science. 2019. Vol. 21. № 2. 7 p. DOI:10.24215/23142561e077 (In Span.).
  14. Martinek D., Zumbach, J., Carmignola M. The impact of perceived autonomy support and autonomy orientation on orientations towards teaching and self-regulation at university // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. Article ID 101574. 8 p. DOI:10.1016/j.ijer.2020.101574
  15. Measuring Motivations of Crowdworkers: The Multidimensional Crowdworker Motivation Scale / L. Posch [et al.] // ACM Transactions on Social Computing. 2019. Vol. 2. № 2. P. 1–34. DOI:10.1145/3335081
  16. Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. P. 749–761. DOI:10.1037/0022-3514.57.5.749
  17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.68
  18. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.
  19. Ryan R.M., Deci E.L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determination, and will? // Journal of Personality. 2006. Vol. 74. № 6. P. 1557–1586. DOI:10.1111/j.1467-6494.2006.00420.x
  20. Sheldon K.M. Goal-striving across the life-span: Do people learn to select more self-concordant goals as they age? // The handbook of research on adult development and learning / Eds. M.C. Smith, T.G. Reio. New York: Routledge, 2009. P. 553–569.
  21. Sheldon K.M., Prentice M. Self-determination theory as a foundation for personality researchers // Journal of Personality. 2017. Vol. 87. № 1. P. 5–14. DOI:10.1111/jopy.12360
  22. The academic motivation scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education / R.J. Vallerand [et al.] // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52. № 4. P. 1003–1017. DOI:10.1177/0013164492052004025
  23. The differential effects of intrinsic and identified motivation on well-being and performance: Prospective, experimental, and implicit approaches to self-determination theory / K.D. Burton [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. № 4. P. 750–762. DOI:10.1037/0022-3514.91.4.750
  24. The emotional and academic consequences of parental conditional regard: Comparing conditional positive regard, conditional negative regard, and autonomy support as parenting practices / G. Roth [et al.] // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45. № 4. P. 1119–1142. DOI:10.1037/a0015272
  25. The Multidimensional Work Motivation Scale: Validation evidence in seven languages and nine countries / M. Gagné [et al.] // European Journal of Work & Organizational Psychology. 2015. Vol. 24. № 2. P. 178–196. DOI:10.1080/1359432X.2013.877892
  26. The revised perceived locus of causality in physical education scale: Psychometric evaluation among youth / S.P. Vlachopoulos [et al.] // Psychology of Sport and Exercise. 2011. Vol. 12. № 6. P. 583–592. DOI:10.1016/j.psychsport.2011.07.00
  27. Translation and validation of the perceived locus of causality questionnaire (PLOCQ) in a sample of portuguese physical education students / D.S. Teixeira [et al.] // Motriz: Revista de Educação Física = Motriz. Journal of Physical Education. 2018. Vol. 24. № 2. Article ID e1018162. 17 p. DOI:10.1590/s1980-6574201800020007
  28. Williams G.C., Deci E.L. Internalization of biopsychosocial values by medical students: A test of self-determination theory // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 70. № 4. P. 767–779. DOI:10.1037/0022-3514.70.4.767
  29. Yang M. Motivation toward physical education and its relation to academic stress among Chinese adolescents: A cultural perspective on self-determination theory: Ph. D. Thesis. Barcelona, 2019. 73 p.
  30. Yang M., Viladrich C., Cruz J. Medición de la motivación en educación física entre adolescentes chinos y españoles: Comparación de las propiedades psicométricas de la escala de locus de causalidad percibido [Measuring motivation in physical education among Chinese and Spanish adolescents: Comparing the psychometric properties of perceived locus of causality scale] [Электронный ресурс] // Revista De Psicología Del Deporte = Journal of Sport Psychology. 2019. Vol. 28. № 2. P. 87–96. URL: https://search.proquest.com/openview/77b775ad034cef39ecece55887eab18a/1?pq-origsite=gscholar&cbl=4385535 (дата обращения: 20.02.2021).
  31. Yu S., Levesque-Bristol C. A cross-classified path analysis of the self-determination theory model on the situational, individual and classroom levels in college education // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. Article ID 101857. 14 p.  DOI:10.1016/j.cedpsych.2020.101857

Информация об авторах

Клейн Константин Георгиевич, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2762-158X, e-mail: kleinme@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 732
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 649
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 8