Введение
В последние годы численность ученых и аспирантов в России сокращалась. Эффективность аспирантуры, рассчитываемая как отношение защит диссертаций в срок к количеству завершающих обучение, последние 5 лет была ниже 13% [Власова, 2023]. Для науки важно пополнение кадрового резерва ученых и понимание причин, стоящих за желанием аспирантов заниматься научной деятельностью.
Деятельность аспирантов сложна, а цель – защита диссертации – стала труднодостижимой. Мотивация является фактором завершения аспирантуры, академических достижений и благополучия аспирантов [Sverdlik, 2018]. Современные исследования мотивации опираются на теорию самодетерминации (далее – СДТ) [Ryan, 2017]. Ценность СДТ в том, что она позволяет описать характерные типы мотивации деятельности через их силу, качество (разные типы мотивации) и сочетание типов мотивации (профиль мотивов) и обосновывает базовые психологические потребности (далее – БПП) в автономии, компетентности и связанности как источники внутренней мотивации [26].
Результаты метаанализа показывают, что внутренняя мотивация (интерес и удовольствие от деятельности) связана с академическими достижениями, высокой удовлетворенностью, позитивным аффектом и низким негативным аффектом учащихся. Тесно связанная с ней идентифицированная регуляция (личная ценность) предполагает усилия, настойчивость, вовлеченность, витальность и низкий уровень депрессии [Howard, 2021]. Эти два типа мотивации получили название автономной, а рассматриваемые ниже – контролируемой мотивации.
Интроецированная регуляция (мотивы, связанные с чувством вины и стыда) по показателям успешности, благополучия и адаптивного функционирования показывает промежуточное положение между внутренней мотивацией и амотивацией и связана со стремлением к результативным (демонстративным) целям достижения и разного рода целям избегания. Экстернальная мотивация, обусловленная внешним контролем, желанием вознаграждения или избеганием негативных последствий, связана с тревогой, депрессией и негативными эмоциями и не связана с результативностью и настойчивостью. Амотивация связана с низкими академическими достижениями, прогулами, скукой, более высоким уровнем тревоги, низкой самоэффективностью и самооценкой [Howard, 2021].
Учебная деятельность обучающихся с целями в форме усвоения учебного материала отличается от научно-практической деятельности аспирантов с ее нацеленностью на защиту диссертации, публикации, доклады на конференциях, поэтому данные закономерности могут не воспроизводиться в полном объеме. Целью настоящего исследования является выявление роли автономной и контролируемой мотивации и базовых психологических потребностей в удовлетворенности аспирантурой и намерениях ее завершения.
Исследования мотивации аспирантов
На основе СДТ с помощью Опросника мотивации аспирантов MPhD [Litalien, 2015а] проведены исследования связи типов мотивации с выгоранием и жалобами на преподавателей и учебный процесс [Shin, 2022], воспринимаемой компетентностью, вероятностью закончить аспирантуру и намерениями отсева [Litalien, 2015], этапом обучения и демографическими переменными [Sverdlik, 2020].
Показано, что автономная мотивация выступает позитивным, а контролируемая – негативным предиктором воспринимаемой компетентности. Аспиранты, считающие себя более компетентными, с большей вероятностью заканчивают аспирантуру. Имеющие автономную мотивацию чаще выступали на конференциях, имели больше публикаций и более низкий уровень отсева по сравнению с аспирантами с контролируемой мотивацией [Litalien, 2015]. Самый большой сдвиг в мотивации аспирантов (от автономной к контролируемой) имел место между первым (учебным) и последующими этапами обучения [Sverdlik, 2020].
Анализ латентных профилей мотивации аспирантов показывает наличие трех или четырех профилей. В решении с тремя профилями выделены такие, как высоко мотивированный, демотивированный и амотивированный [Shin, 2022], а с четырьмя – низко и высоко самодетерминированные, интроецированный и идентифицированный [Litalien, 2023].
Российские исследования аспирантов касаются мотивов поступления [Терентьев, 2020], средовых источников внутренней мотивации [Lynch, 2018], планов после окончания аспирантуры на разных этапах обучения и социально-демографических особенностей аспирантов [Бекова, 2017; Собкин, 2021]. Так, Е.А. Терентьев с коллегами провели одно из первых исследований мотивации аспирантов с опорой на СДТ с анализом их развернутых ответов интервью [Терентьев, 2020]. Обнаружено, что внутренняя мотивация как интерес к проведению исследований и желание заниматься наукой остаются наиболее распространенными мотивами поступления. Но есть аспиранты, поступающие из-за отсутствия значимых альтернатив (16%) или случайного стечения обстоятельств (17%), то есть не имеющие содержательных оснований для поступления, изначально амотивированные.
Отсутствие русскоязычного опросника мотивации аспирантов делает невозможным сопоставление российских исследований с зарубежными, оценку профилей мотивации аспирантов и их средовых предикторов. Включение в опросник мотивации аспирантов шкалы амотивации важно, поскольку исследования говорят о ее значительной выраженности [Терентьев, 2020].
Исследования источников мотивации аспирантов
Одно из положений СДТ – положение о роли удовлетворенности БПП как источников внутренней мотивации. К БПП относятся потребности в автономии, компетентности и связанности [Ryan, 2017]. БПП в автономии – это стремление контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором. БПП в компетентности – стремление чувствовать себя эффективным деятелем, способным справляться со сложными задачами. БПП в связанности – стремление к установлению отношений, дающих ощущение принятия, понимания, поддержки. Способы удовлетворения БПП могут различаться, но сами они остаются универсальными и необходимыми условиями для развития, интеграции и благополучия [Vansteenkiste, 2020].
Автономная мотивация аспирантов связана с поддержкой их БПП научным руководителем, факультетом и другими аспирантами. Аспиранты, ощущавшие поддержку их БПП, воспринимали себя более компетентными и чаще успешно завершали обучение [Litalien, 2015], проявляли настойчивость и вовлеченность [Van der Linden, 2018].
Ряд исследований говорит о неравном вкладе удовлетворенности БПП аспирантов в их мотивацию и показатели эффективности [De Clercq, 2021; Shin, 2022; Sverdlik, 2020]. БПП в автономии и компетентности играют решающую роль в определении мотивационных профилей аспирантов [Shin, 2022]. Анализ связи удовлетворенности БПП с разными показателями – истощением, прогрессом, упорством и вероятностью завершения аспирантуры – показал их консистентную связь в первую очередь с удовлетворенностью БПП в компетентности [De Clercq, 2021].
Помимо факторов эффективности аспирантов изучаются факторы намерений завершения аспирантуры и удовлетворенности обучением, научным руководством. Подтвержден вклад отношений с научным руководителем и работы в качестве ассистента в исследовательских проектах в удовлетворенность аспирантурой [Bozkurt, 2021; Feizi, 2023; Shin, 2018]. Открытым остается вопрос о связи удовлетворенности аспирантурой и намерений ее завершения с разными типами мотивации аспирантов и удовлетворенностью их БПП.
В качестве эмпирических гипотез исследования выступили:
- удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения положительно связаны с автономной мотивацией и отрицательно – с контролируемой мотивацией и амотивацией;
- качество мотивации, удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения связаны с: а) удовлетворенностью БПП, б) особенно – с БПП в компетентности.
Организация исследования и используемые методики
Участники
В пилотажном исследовании весной 2021 года участвовали 69 аспирантов в возрасте от 23 до 47 лет (M=26,96; SD=4,07), включая 52% женщин.
Участники основного исследования зимой 2021/2022 года – 155 аспирантов российских вузов в возрасте от 21 до 48 лет (M=26,78; SD=4,22), включая 63% женщин.
Методики
Диагностика мотивации. На пилотажном этапе использовались две шкалы мотивации аспирантов (MPhD и UPLOC), из которых для основного этапа выбрана вторая по критериям наилучшего соответствия теории и паттерну интеркорреляций субшкал.
Опросник Универсальные шкалы типов мотивационной регуляции (UPLOC) [Шелдон, 2015] модифицирован для аспирантов и состоит из 29 утверждений и 6 шкал (внутренняя, идентифицированная, позитивная и негативная интроецированная, экстернальная мотивация и амотивация). Испытуемым предлагается по 5-балльной шкале Ликерта оценить варианты ответа на вопрос: «Почему Вы в настоящее время учитесь в аспирантуре?». Пример утверждения: «Потому, что мне нравится работа над диссертацией» (внутренняя мотивация). Все шкалы имели приемлемую надежность (α=0,75–0,93).
Исследование удовлетворенности БПП. Использовались шкалы удовлетворенности БПП Кратких шкал поддержки и удовлетворенности БПП аспирантов (D-N2S) [Van der Linden, 2018]. Испытуемым предлагалось по 7-балльной шкале Ликерта отметить степень своего согласия с утверждениями, например: «Работая над диссертацией, я уверен(а) в своей способности завершить аспирантуру» (удовлетворенность БПП в компетентности). Все шкалы имеют приемлемую надежность (α=0,69–0,73).
Показатели удовлетворенности и результативности измерялись следующим образом:
- удовлетворенность аспирантурой оценивалась с помощью модификации шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [Осин, 2020]. Шкала имеет приемлемую надежность (α=0,89);
- удовлетворенность жизнью оценивалась графической шкалой от 1 до 7;
- самооценка вероятности завершения аспирантуры – 0-100%;
- публикационная активность: общее количество опубликованных, находящихся в печати и готовящихся публикаций.
Социально-демографические факторы включали возраст, пол, вуз, курс.
Методы статистической обработки данных включали описательную статистику, корреляционный и регрессионный анализ, структурное моделирование, расчет показателей надежности. Статистические процедуры осуществлены в программных пакетах SPSS AMOS 26.0 и jamovi.
Результаты
Корреляционный анализ показал, что удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения значимо сильно прямо связаны с внутренней и идентифицированной мотивацией, удовлетворенностью трех БПП и обратно – с экстернальной мотивацией и амотивацией. Публикационная активность значимо положительно связана с автономной мотивацией и удовлетворенностью БПП, особенно – с БПП в компетентности. Удовлетворенность жизнью положительно связана с внутренней мотивацией, удовлетворенностью БПП, особенно – с БПП в компетентности и автономии (см. таблицу).
Таблица. Описательная статистика и корреляционный анализ (Спирмена) связи показателей мотивации, БПП и эффективности
|
№ |
Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Удовлетв. аспирантурой |
Вероятность завершения |
Удовлетв. жизнью |
Общее количество публикаций |
|
1 |
Внутренняя |
— |
0,55*** |
0,31*** |
0,21** |
0,21** |
||||||||
|
2 |
Идентифицированная |
0,81*** |
— |
0,52*** |
0,29*** |
0,18* |
0,21** |
|||||||
|
3 |
Положит. интроецированная |
0,18* |
0,32*** |
— |
0,16* |
0,03 |
0,00 |
-0,09 |
||||||
|
4 |
Отрицат. интроецированная |
-0,07 |
-0,01 |
0,46*** |
— |
-0,07 |
-0,10 |
-0,08 |
-0,06 |
|||||
|
5 |
Экстернальная |
-0,50*** |
-0,46*** |
0,10 |
0,38*** |
— |
-0,40*** |
-0,21* |
-0,12 |
-0,15 |
||||
|
6 |
Амотивация |
-0,71*** |
-0,69*** |
-0,11 |
0,16* |
0,53*** |
— |
-0,69*** |
-0,39*** |
-0,18* |
-0,19* |
|||
|
7 |
Удовлетв. потр. в компетентности |
0,36*** |
0,32*** |
-0,11 |
-0,29*** |
-0,24** |
-0,34*** |
— |
0,30*** |
0,57*** |
0,35*** |
0,38*** |
||
|
8 |
Удовлетв. потр. в автономии |
0,49*** |
0,39*** |
-0,04 |
-0,25** |
-0,42*** |
-0,51*** |
0,36*** |
— |
0,56*** |
0,24** |
0,28*** |
0,18* |
|
|
9 |
Удовлетв. потр. в связанности |
0,25*** |
0,28*** |
-0,11 |
-0,12 |
-0,26*** |
-0,27*** |
0,25** |
0,36*** |
— |
0,27*** |
0,20* |
0,17* |
0,23** |
|
10 |
M |
3,85 |
3,82 |
2,93 |
2,12 |
2,06 |
2,23 |
4,15 |
5,32 |
5,24 |
19,70 |
68% |
4,99 |
3,71 |
|
11 |
SD |
0,93 |
0,88 |
0,99 |
1,00 |
0,95 |
1,16 |
1,34 |
1,25 |
1,28 |
7,13 |
27% |
1,57 |
3,83 |
|
12 |
Альфа Кронбаха |
0,92 |
0,90 |
0,78 |
0,81 |
0,75 |
0,93 |
0,69 |
0,70 |
0,73 |
0,89 |
— |
— |
— |
Примечания: * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001.
Регрессионный анализ зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от мотивации показал, что амотивация является наиболее сильным значимым негативным предиктором обеих переменных (β=-0,62, p<0,001; β=-0,38, p<0,001 соответственно).
Для проверки предположения о влиянии мотивационных факторов на зависимые переменные были построены две структурные модели. В качестве зависимых переменных в моделях рассматривались удовлетворенность обучением и намерения его завершения, а в качестве их предикторов – удовлетворенность БПП, оказывающих прямое и опосредованное влияние через автономную (внутренняя и идентифицированная мотивация) и контролируемую мотивацию (экстернальная мотивация и амотивация).
Оценка моделей показала приемлемое соответствие данным [Hooper, 2008]: χ2=492; df=292; p≤0,001; CFI=0,919; TLI=0,903; SRMR=0,075; RMSEA=0,068; 95%-ный доверительный интервал для RMSEA: 0,058–0,079 (рис. 1) и χ2=411; df=220; p≤0,001; CFI=0,910; TLI=0,887; SRMR=0,065; RMSEA=0,076; 95%-ный доверительный интервал для RMSEA: 0,065–0,088 (рис. 2). На рис. 1 и 2 показаны только структурные части моделей и значимые коэффициенты. Результаты показали, что автономная мотивация является значимым предиктором удовлетворенности обучением, а контролируемая мотивация – негативным предиктором обеих зависимых переменных. Удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности обучением напрямую и опосредованно, являясь позитивным предиктором автономной мотивации и негативным – контролируемой. Удовлетворенность БПП в компетентности и связанности являются значимыми предикторами намерений завершения аспирантуры, особенно – удовлетворенность БПП в компетентности.
Рис. 1. Структурная модель зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от удовлетворенности БПП и автономной мотивации
Рис. 2. Структурная модель зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от удовлетворенности БПП и контролируемой мотивации
Обсуждение
Выдвинутые гипотезы о связях автономной и контролируемой мотивации с показателями БПП и эффективностью аспирантов подтвердились. Регрессионный анализ и структурное моделирование показали, что удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности аспирантурой и намерений ее успешного завершения (через сниженную контролируемую мотивацию), тогда как удовлетворенность БПП в компетентности является предиктором намерений завершения аспирантуры. Эти результаты согласуются с данными исследований, свидетельствовавших о важности этих двух БПП для деятельности аспирантов [Shin, 2022]; наше исследование добавляет к ним тот факт, что каждая БПП может предсказывать свои специфические показатели. В соответствии с гипотезой 2б подтверждена важность удовлетворенности БПП в компетентности, при этом результаты также свидетельствуют о важности удовлетворенности БПП в автономии и определенной значимости БПП в связанности.
Подтвердилось предположение об амотивации как характерном типе мотивационной регуляции аспирантов. В отличие от данных, полученных на студентах [Howard, 2021], наши данные свидетельствуют о несколько большей предсказательной силе контролируемой мотивации, которая является негативным предиктором обеих зависимых переменных.
Основные ограничения исследования заключаются в его срезовом характере, не дающем достаточных оснований для рассуждений о каузальных эффектах; характеристиках выборки с высокой долей аспирантов первого курса из столичных вузов; отсутствии данных об объективных показателях результативности аспирантов.
Обобщая теоретические и эмпирические данные о влиянии средовых факторов на мотивацию и БПП аспирантов, можно рекомендовать научным руководителям и факультетам практики их поддержки:
- БПП в компетентности: обеспечение задачами оптимального уровня сложности; помощь в планировании и структурировании научно-исследовательской деятельности; внимание к качеству, режиму и времени обратной связи; похвала за прогресс и усилия; проявление надежды и оптимизма; советы о профессиональном развитии и построении академической карьеры; признание профессиональных достижений;
- БПП в автономии: уважение к исследовательскому интересу, идеям; содействие развитию самостоятельности; поощрение выбора, принятия решений, лидерства;
- БПП в связанности: внимание к психологическому благополучию; демонстрация понимания; эффективная коммуникация и диалог; согласованный стиль общения; создание возможностей для научной кооперации, среды для активного общения и социализации.
Заключение
Проведенное исследование подчеркивает важность изучаемых переменных, показав, что автономная мотивация является предиктором удовлетворенности обучением, а контролируемая мотивация и амотивация являются негативными предикторами как удовлетворенности, так и намерений завершения аспирантуры, удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности обучением, а удовлетворенность БПП в компетентности связана с более высокой публикационной активностью и выступает предиктором намерений завершения аспирантуры. В мониторинге аспирантов в вузах полезно использовать данные о выраженности амотивации, экстернальной, внутренней и идентифицированной мотивации, удовлетворенности БПП в компетентности и автономии, несущие наиболее важную информацию о мотивационных процессах. Перспективами дальнейших исследований могут быть анализ средовых факторов поддержки БПП и качества мотивации аспирантов, оценка их профилей мотивации и удовлетворенности БПП на разных этапах обучения. Информирование научных руководителей о стратегиях поддержки БПП аспирантов, лежащих в основе их внутренней мотивации к научной деятельности, может снизить амотивацию, отсев и повысить эффективность их деятельности и удовлетворенность аспирантурой.

