От чего зависят удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения у современных аспирантов?

102

Аннотация

Представлены результаты работы, посвященной роли мотивационных факторов в успешном завершении аспирантуры и удовлетворенности ею. В исследовании приняли участие 155 аспирантов (M=26,8, SD=4,2, 63% женщин). Теоретической основой работы стала теория самодетерминации, позволяющая понять источники автономной и контролируемой мотивации научно-исследовательской деятельности. Автономная и контролируемая мотивация обучения в аспирантуре оценивались с помощью батареи опросников (шкал мотивационной регуляции UPLOC, удовлетворенности базовых психологических потребностей D-N2S), а также фиксировались публикационная активность, намерения завершения аспирантуры и удовлетворенность ею. Результаты показали, что удовлетворенность потребности в автономии является предиктором автономной мотивации обучения и удовлетворенности аспирантурой, тогда как удовлетворенность потребностей в компетентности и связанности является предиктором намерений завершения аспирантуры. Также с помощью путевых моделей показано, что удовлетворенность потребности в автономии является предиктором низкой выраженности контролируемой мотивации обучения, которая в свою очередь является негативным предиктором намерения завершения аспирантуры и удовлетворенности ею. Делается вывод о важности изучения и мониторинга мотивационных факторов с учетом их прогностических возможностей в отношении результатов деятельности аспирантов. Предложены рекомендации по поддержке научными руководителями и факультетами базовых психологических потребностей аспирантов в автономии, компетентности и связанности с целью добровольной вовлеченности аспирантов в исследовательский процесс и достижения в нем успешных результатов.

Общая информация

Ключевые слова: академическая мотивация , иностранные аспиранты, теория самодетерминации, базовые психологические потребности, удовлетворенность

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290401

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ

Получена: 13.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Марчук Л.А., Гордеева Т.О. От чего зависят удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения у современных аспирантов? // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 4. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2024290401

Подкаст

Полный текст

Введение

В последние годы численность ученых и аспирантов в России сокращалась. Эффективность аспирантуры, рассчитываемая как отношение защит диссертаций в срок к количеству завершающих обучение, последние 5 лет была ниже 13% [2]. Для науки важно пополнение кадрового резерва ученых и понимание причин, стоящих за желанием аспирантов заниматься научной деятельностью.

Деятельность аспирантов сложна, а цель – защита диссертации – стала труднодостижимой. Мотивация является фактором завершения аспирантуры, академических достижений и благополучия аспирантов [20]. Современные исследования мотивации опираются на теорию самодетерминации (далее – СДТ) [17]. Ценность СДТ в том, что она позволяет описать характерные типы мотивации деятельности через их силу, качество (разные типы мотивации) и сочетание типов мотивации (профиль мотивов) и обосновывает базовые психологические потребности (далее – БПП) в автономии, компетентности и связанности как источники внутренней мотивации [26].

Результаты метаанализа показывают, что внутренняя мотивация (интерес и удовольствие от деятельности) связана с академическими достижениями, высокой удовлетворенностью, позитивным аффектом и низким негативным аффектом учащихся. Тесно связанная с ней идентифицированная регуляция (личная ценность) предполагает усилия, настойчивость, вовлеченность, витальность и низкий уровень депрессии [11]. Эти два типа мотивации получили название автономной, а рассматриваемые ниже – контролируемой мотивации.

Интроецированная регуляция (мотивы, связанные с чувством вины и стыда) по показателям успешности, благополучия и адаптивного функционирования показывает промежуточное положение между внутренней мотивацией и амотивацией и связана со стремлением к результативным (демонстративным) целям достижения и разного рода целям избегания. Экстернальная мотивация, обусловленная внешним контролем, желанием вознаграждения или избеганием негативных последствий, связана с тревогой, депрессией и негативными эмоциями и не связана с результативностью и настойчивостью. Амотивация связана с низкими академическими достижениями, прогулами, скукой, более высоким уровнем тревоги, низкой самоэффективностью и самооценкой [11].

Учебная деятельность обучающихся с целями в форме усвоения учебного материала отличается от научно-практической деятельности аспирантов с ее нацеленностью на защиту диссертации, публикации, доклады на конференциях, поэтому данные закономерности могут не воспроизводиться в полном объеме. Целью настоящего исследования является выявление роли автономной и контролируемой мотивации и базовых психологических потребностей в удовлетворенности аспирантурой и намерениях ее завершения.

Исследования мотивации аспирантов

На основе СДТ с помощью Опросника мотивации аспирантов MPhD [14] проведены исследования связи типов мотивации с выгоранием и жалобами на преподавателей и учебный процесс [19], воспринимаемой компетентностью, вероятностью закончить аспирантуру и намерениями отсева [13], этапом обучения и демографическими переменными [21].

Показано, что автономная мотивация выступает позитивным, а контролируемая – негативным предиктором воспринимаемой компетентности. Аспиранты, считающие себя более компетентными, с большей вероятностью заканчивают аспирантуру. Имеющие автономную мотивацию чаще выступали на конференциях, имели больше публикаций и более низкий уровень отсева по сравнению с аспирантами с контролируемой мотивацией [13]. Самый большой сдвиг в мотивации аспирантов (от автономной к контролируемой) имел место между первым (учебным) и последующими этапами обучения [21].

Анализ латентных профилей мотивации аспирантов показывает наличие трех или четырех профилей. В решении с тремя профилями выделены такие, как высоко мотивированный, демотивированный и амотивированный [19], а с четырьмя – низко и высоко самодетерминированные, интроецированный и идентифицированный [12].

Российские исследования аспирантов касаются мотивов поступления [5], средовых источников внутренней мотивации [15], планов после окончания аспирантуры на разных этапах обучения и социально-демографических особенностей аспирантов [1; 4]. Так, Е.А. Терентьев с коллегами провели одно из первых исследований мотивации аспирантов с опорой на СДТ с анализом их развернутых ответов интервью [5]. Обнаружено, что внутренняя мотивация как интерес к проведению исследований и желание заниматься наукой остаются наиболее распространенными мотивами поступления. Но есть аспиранты, поступающие из-за отсутствия значимых альтернатив (16%) или случайного стечения обстоятельств (17%), то есть не имеющие содержательных оснований для поступления, изначально амотивированные.

Отсутствие русскоязычного опросника мотивации аспирантов делает невозможным сопоставление российских исследований с зарубежными, оценку профилей мотивации аспирантов и их средовых предикторов. Включение в опросник мотивации аспирантов шкалы амотивации важно, поскольку исследования говорят о ее значительной выраженности [5].

Исследования источников мотивации аспирантов

Одно из положений СДТ – положение о роли удовлетворенности БПП как источников внутренней мотивации. К БПП относятся потребности в автономии, компетентности и связанности [17]. БПП в автономии – это стремление контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором. БПП в компетентности – стремление чувствовать себя эффективным деятелем, способным справляться со сложными задачами. БПП в связанности – стремление к установлению отношений, дающих ощущение принятия, понимания, поддержки. Способы удовлетворения БПП могут различаться, но сами они остаются универсальными и необходимыми условиями для развития, интеграции и благополучия [23].

Автономная мотивация аспирантов связана с поддержкой их БПП научным руководителем, факультетом и другими аспирантами. Аспиранты, ощущавшие поддержку их БПП, воспринимали себя более компетентными и чаще успешно завершали обучение [13], проявляли настойчивость и вовлеченность [22].

Ряд исследований говорит о неравном вкладе удовлетворенности БПП аспирантов в их мотивацию и показатели эффективности [8; 19; 21]. БПП в автономии и компетентности играют решающую роль в определении мотивационных профилей аспирантов [19]. Анализ связи удовлетворенности БПП с разными показателями – истощением, прогрессом, упорством и вероятностью завершения аспирантуры – показал их консистентную связь в первую очередь с удовлетворенностью БПП в компетентности [8].

Помимо факторов эффективности аспирантов изучаются факторы намерений завершения аспирантуры и удовлетворенности обучением, научным руководством. Подтвержден вклад отношений с научным руководителем и работы в качестве ассистента в исследовательских проектах в удовлетворенность аспирантурой [7; 9; 18]. Открытым остается вопрос о связи удовлетворенности аспирантурой и намерений ее завершения с разными типами мотивации аспирантов и удовлетворенностью их БПП.

В качестве эмпирических гипотез исследования выступили:

  • удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения положительно связаны с автономной мотивацией и отрицательно – с контролируемой мотивацией и амотивацией;
  • качество мотивации, удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения связаны с: а) удовлетворенностью БПП, б) особенно – с БПП в компетентности.

Организация исследования и используемые методики

Участники

В пилотажном исследовании весной 2021 года участвовали 69 аспирантов в возрасте от 23 до 47 лет (M=26,96; SD=4,07), включая 52% женщин.

Участники основного исследования зимой 2021/2022 года – 155 аспирантов российских вузов в возрасте от 21 до 48 лет (M=26,78; SD=4,22), включая 63% женщин.

Методики

Диагностика мотивации. На пилотажном этапе использовались две шкалы мотивации аспирантов (MPhD и UPLOC), из которых для основного этапа выбрана вторая по критериям наилучшего соответствия теории и паттерну интеркорреляций субшкал.

Опросник Универсальные шкалы типов мотивационной регуляции (UPLOC) [6] модифицирован для аспирантов и состоит из 29 утверждений и 6 шкал (внутренняя, идентифицированная, позитивная и негативная интроецированная, экстернальная мотивация и амотивация). Испытуемым предлагается по 5-балльной шкале Ликерта оценить варианты ответа на вопрос: «Почему Вы в настоящее время учитесь в аспирантуре?». Пример утверждения: «Потому, что мне нравится работа над диссертацией» (внутренняя мотивация). Все шкалы имели приемлемую надежность (α=0,75–0,93).

Исследование удовлетворенности БПП. Использовались шкалы удовлетворенности БПП Кратких шкал поддержки и удовлетворенности БПП аспирантов (D-N2S) [22]. Испытуемым предлагалось по 7-балльной шкале Ликерта отметить степень своего согласия с утверждениями, например: «Работая над диссертацией, я уверен(а) в своей способности завершить аспирантуру» (удовлетворенность БПП в компетентности). Все шкалы имеют приемлемую надежность (α=0,69–0,73).

Показатели удовлетворенности и результативности измерялись следующим образом:

  1. удовлетворенность аспирантурой оценивалась с помощью модификации шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [3]. Шкала имеет приемлемую надежность (α=0,89);
  2. удовлетворенность жизнью оценивалась графической шкалой от 1 до 7;
  3. самооценка вероятности завершения аспирантуры – 0-100%;
  4. публикационная активность: общее количество опубликованных, находящихся в печати и готовящихся публикаций.

Социально-демографические факторы включали возраст, пол, вуз, курс.

Методы статистической обработки данных включали описательную статистику, корреляционный и регрессионный анализ, структурное моделирование, расчет показателей надежности. Статистические процедуры осуществлены в программных пакетах SPSS AMOS 26.0 и jamovi.

Результаты

Корреляционный анализ показал, что удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения значимо сильно прямо связаны с внутренней и идентифицированной мотивацией, удовлетворенностью трех БПП и обратно – с экстернальной мотивацией и амотивацией. Публикационная активность значимо положительно связана с автономной мотивацией и удовлетворенностью БПП, особенно – с БПП в компетентности. Удовлетворенность жизнью положительно связана с внутренней мотивацией, удовлетворенностью БПП, особенно – с БПП в компетентности и автономии (см. таблицу).

Таблица. Описательная статистика и корреляционный анализ (Спирмена) связи показателей мотивации, БПП и эффективности

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Удовлетв. аспирантурой

Вероятность завершения

Удовлетв. жизнью

Общее количество публикаций

1

Внутренняя

               

0,55***

0,31***

0,21**

0,21**

2

Идентифицированная

0,81***

             

0,52***

0,29***

0,18*

0,21**

3

Положит. интроецированная

0,18*

0,32***

           

0,16*

0,03

0,00

-0,09

4

Отрицат. интроецированная

-0,07

-0,01

0,46***

         

-0,07

-0,10

-0,08

-0,06

5

Экстернальная

-0,50***

-0,46***

0,10

0,38***

       

-0,40***

-0,21*

-0,12

-0,15

6

Амотивация

-0,71***

-0,69***

-0,11

0,16*

0,53***

     

-0,69***

-0,39***

-0,18*

-0,19*

7

Удовлетв. потр. в компетентности

0,36***

0,32***

-0,11

-0,29***

-0,24**

-0,34***

   

0,30***

0,57***

0,35***

0,38***

8

Удовлетв. потр. в автономии

0,49***

0,39***

-0,04

-0,25**

-0,42***

-0,51***

0,36***

 

0,56***

0,24**

0,28***

0,18*

9

Удовлетв. потр. в связанности

0,25***

0,28***

-0,11

-0,12

-0,26***

-0,27***

0,25**

0,36***

0,27***

0,20*

0,17*

0,23**

10

M

3,85

3,82

2,93

2,12

2,06

2,23

4,15

5,32

5,24

19,70

68%

4,99

3,71

11

SD

0,93

0,88

0,99

1,00

0,95

1,16

1,34

1,25

1,28

7,13

27%

1,57

3,83

12

Альфа Кронбаха

0,92

0,90

0,78

0,81

0,75

0,93

0,69

0,70

0,73

0,89

Примечания: * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001.

Регрессионный анализ зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от мотивации показал, что амотивация является наиболее сильным значимым негативным предиктором обеих переменных (β=-0,62, p<0,001; β=-0,38, p<0,001 соответственно).

Для проверки предположения о влиянии мотивационных факторов на зависимые переменные были построены две структурные модели. В качестве зависимых переменных в моделях рассматривались удовлетворенность обучением и намерения его завершения, а в качестве их предикторов – удовлетворенность БПП, оказывающих прямое и опосредованное влияние через автономную (внутренняя и идентифицированная мотивация) и контролируемую мотивацию (экстернальная мотивация и амотивация).

Оценка моделей показала приемлемое соответствие данным [10]: χ2=492; df=292; p≤0,001; CFI=0,919; TLI=0,903; SRMR=0,075; RMSEA=0,068; 95%-ный доверительный интервал для RMSEA: 0,058–0,079 (рис. 1) и χ2=411; df=220; p≤0,001; CFI=0,910; TLI=0,887; SRMR=0,065; RMSEA=0,076; 95%-ный доверительный интервал для RMSEA: 0,065–0,088 (рис. 2). На рис. 1 и 2 показаны только структурные части моделей и значимые коэффициенты. Результаты показали, что автономная мотивация является значимым предиктором удовлетворенности обучением, а контролируемая мотивация – негативным предиктором обеих зависимых переменных. Удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности обучением напрямую и опосредованно, являясь позитивным предиктором автономной мотивации и негативным – контролируемой. Удовлетворенность БПП в компетентности и связанности являются значимыми предикторами намерений завершения аспирантуры, особенно – удовлетворенность БПП в компетентности.

Рис. 1. Структурная модель зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от удовлетворенности БПП и автономной мотивации

Рис. 2. Структурная модель зависимости удовлетворенности обучением и намерений его завершения от удовлетворенности БПП и контролируемой мотивации

Обсуждение

Выдвинутые гипотезы о связях автономной и контролируемой мотивации с показателями БПП и эффективностью аспирантов подтвердились. Регрессионный анализ и структурное моделирование показали, что удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности аспирантурой и намерений ее успешного завершения (через сниженную контролируемую мотивацию), тогда как удовлетворенность БПП в компетентности является предиктором намерений завершения аспирантуры. Эти результаты согласуются с данными исследований, свидетельствовавших о важности этих двух БПП для деятельности аспирантов [19]; наше исследование добавляет к ним тот факт, что каждая БПП может предсказывать свои специфические показатели. В соответствии с гипотезой 2б подтверждена важность удовлетворенности БПП в компетентности, при этом результаты также свидетельствуют о важности удовлетворенности БПП в автономии и определенной значимости БПП в связанности.

Подтвердилось предположение об амотивации как характерном типе мотивационной регуляции аспирантов. В отличие от данных, полученных на студентах [11], наши данные свидетельствуют о несколько большей предсказательной силе контролируемой мотивации, которая является негативным предиктором обеих зависимых переменных.

Основные ограничения исследования заключаются в его срезовом характере, не дающем достаточных оснований для рассуждений о каузальных эффектах; характеристиках выборки с высокой долей аспирантов первого курса из столичных вузов; отсутствии данных об объективных показателях результативности аспирантов.

Обобщая теоретические и эмпирические данные о влиянии средовых факторов на мотивацию и БПП аспирантов, можно рекомендовать научным руководителям и факультетам практики их поддержки:

  • БПП в компетентности: обеспечение задачами оптимального уровня сложности; помощь в планировании и структурировании научно-исследовательской деятельности; внимание к качеству, режиму и времени обратной связи; похвала за прогресс и усилия; проявление надежды и оптимизма; советы о профессиональном развитии и построении академической карьеры; признание профессиональных достижений;
  • БПП в автономии: уважение к исследовательскому интересу, идеям; содействие развитию самостоятельности; поощрение выбора, принятия решений, лидерства;
  • БПП в связанности: внимание к психологическому благополучию; демонстрация понимания; эффективная коммуникация и диалог; согласованный стиль общения; создание возможностей для научной кооперации, среды для активного общения и социализации.

Заключение

Проведенное исследование подчеркивает важность изучаемых переменных, показав, что автономная мотивация является предиктором удовлетворенности обучением, а контролируемая мотивация и амотивация являются негативными предикторами как удовлетворенности, так и намерений завершения аспирантуры, удовлетворенность БПП в автономии является предиктором удовлетворенности обучением, а удовлетворенность БПП в компетентности связана с более высокой публикационной активностью и выступает предиктором намерений завершения аспирантуры. В мониторинге аспирантов в вузах полезно использовать данные о выраженности амотивации, экстернальной, внутренней и идентифицированной мотивации, удовлетворенности БПП в компетентности и автономии, несущие наиболее важную информацию о мотивационных процессах. Перспективами дальнейших исследований могут быть анализ средовых факторов поддержки БПП и качества мотивации аспирантов, оценка их профилей мотивации и удовлетворенности БПП на разных этапах обучения. Информирование научных руководителей о стратегиях поддержки БПП аспирантов, лежащих в основе их внутренней мотивации к научной деятельности, может снизить амотивацию, отсев и повысить эффективность их деятельности и удовлетворенность аспирантурой.

Литература

  1. Бекова С.К. [и др.]. Портрет современного российского аспиранта. Современная аналитика образования. Вып. 7(15). М: НИУ ВШЭ, 2017. 60 c.
  2. Власова В.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. Российская наука в цифрах: 2023. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 48 c. DOI:10.17323/978-5-7598-2768-9
  3. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. C. 117–142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06
  4. Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д.В. Аспирант в сфере образования: к вопросу о жизненных страхах (по материалам обследования) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. C. 218–238. DOI:10.11621/vsp.2021.03.11
  5. Терентьев Е.А., Рыбаков Н., Бедный Б. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. C. 40–69. DOI:10.17323/1814-9545-2020-1-40-69
  6. Шелдон К.М. [и др.]. Разработка универсальной шкалы типов мотивационной регуляции (UPLOC) // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: Сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике. 2015. (В 2 т. Т. 1). C. 336–343.
  7. Bozkurt V. [и др.]. Perceptions of Doctoral Students: Satisfaction, Difficulties, Gained Skills and Performance in Publishing in Academic Journals // Yuksekogretim Dergisi. 2021. № 2Pt1 (11). P. 263–275. DOI:10.2399/yod.20.516442
  8. De Clercq M. [и др.]. All You Need is Self-Determination: Investigation of PhD Students’ Motivation Profiles and Their Impact on the Doctoral Completion Process // International Journal of Doctoral Studies. 2021. No. 16. P. 189–209. DOI:10.28945/4702
  9. Feizi S., Elgar F. Satisfaction, research productivity, and socialization in doctoral students: Do teaching assistantship, research assistantship and the advisory relationship play a role? // Heliyon. 2023. № 9(9). P. 1–9. DOI:10.1016/j.heliyon.2023.e19332
  10. Hooper D., Coughlan J., Mullen M.R. Structural Equation Modelling: Guidelines for Determining Model Fit // The Electronic Journal of Business Research Methods. 2008. № 1(6). P. 53–60. DOI:10.21427/D7CF7R
  11. Howard J.L. [и др.]. Student Motivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis From Self-Determination Theory // Perspectives on Psychological Science. 2021. № 6(16). P. 1300–1323. DOI:10.1177/1745691620966789
  12. Litalien D. [и др.]. PhD Students’ Motivation Profiles: A Self-Determination Theory Perspective. 2023.
  13. Litalien D., Guay F. Dropout intentions in PhD studies: A comprehensive model based on interpersonal relationships and motivational resources // Contemporary Educational Psychology. 2015. No. 41. P. 218–231. DOI:10.1016/j.cedpsych.2015.03.004
  14. Litalien D., Guay F., Morin A.J.S. Motivation for PhD studies: Scale development and validation // Learning and Individual Differences. 2015. No. 41. P. 1–13. DOI:10.1016/j.lindif.2015.05.006
  15. Lynch M., Salikhova N., Salikhova A. Internal Motivation among Doctoral Students: Contributions from the Student and from the Student’s Environment // International Journal of Doctoral Studies. 2018. No. 13. P. 255–272. DOI:10.28945/4091
  16. McCulloch A. [и др.]. Choosing to study for a PhD: A framework for examining decisions to become a research student // Higher Education Review. 2017. № 17 (Vol. 49). P. 85–106.
  17. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: basic psychological needs in motivation, development, and wellness / R.M. Ryan, E.L. Deci, New York: Guilford Press, 2017. 756 p. DOI:10.1521/978.14625/28806
  18. Shin J.C. [и др.]. Doctoral students’ satisfaction in a research-focused Korean university: socio-environmental and motivational factors // Asia Pacific Education Review. 2018. № 2(19). P. 159–168. DOI:10.1007/s12564-018-9528-7
  19. Shin M., Goodboy A.K., Bolkan S. Profiles of doctoral students’ self-determination: susceptibilities to burnout and dissent // Communication Education. 2022. № 2(71). P. 83–107. DOI:10.1080/03634523.2021.2001836
  20. Sverdlik A. [и др.]. The PhD Experience: A Review of the Factors Influencing Doctoral Students’ Completion, Achievement, and Well-Being // International Journal of Doctoral Studies. 2018. No. 13. P. 361–388. DOI:10.28945/4113
  21. Sverdlik A., Hall N.C. Not just a phase: Exploring the role of program stage on well-being and motivation in doctoral students // Journal of Adult and Continuing Education. 2020. № 1(26). P. 97–124. DOI:10.1177/1477971419842887
  22. Van der Linden N. [и др.]. Gaining insight into doctoral persistence: Development and validation of Doctorate-related Need Support and Need Satisfaction short scales // Learning and Individual Differences. 2018. No. 65. P. 100–111. DOI:10.1016/j.lindif.2018.03.008
  23. Vansteenkiste M., Ryan R.M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions // Motivation and Emotion. 2020. № 1(44). P. 1–31. DOI:10.1007/s11031-019-09818-1

Информация об авторах

Марчук Лариса Андреевна, аспирант департамента психологии, стажер-исследователь международной лаборатории Позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2144-7739, e-mail: lmarchuk@hse.ru

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 222
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 10