Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях

467

Аннотация

В настоящее время увеличивается количество исследований, посвященных изучению эмоционального интеллекта в контексте одаренности. Проблема эмоционального интеллекта одаренных является значимой для определения направлений психологической помощи в практической работе психолога с данной категорией обучающихся, а также для выявления важных факторов, которые необходимо учитывать при построении психотерапевтической и консультативной работы. Цель статьи — обзор зарубежных исследований, посвященных изучению уровня развития эмоционального интеллекта одаренных, связи эмоционального интеллекта одаренных с эмоционально-личностной сферой. Рассмотрены исследования, изучающие связь эмоционального интеллекта одаренных с самооценкой, самоактуализацией, креативностью. Приведены результаты экспериментов, показывающих роль эмоционального интеллекта в использовании копинг-стратегий и стратегий принятия решений. Проанализирована связь эмоционального интеллекта одаренных с академической успешностью. Учет выявленных взаимосвязей поможет разработать и внедрить более эффективные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных лиц.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, эмоциональный интеллект, академические достижения, стресс, Я-концепция, самооценка

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100405

Получена: 20.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 55–63. DOI: 10.17759/jmfp.2021100405

Полный текст

 

Введение

В настоящее время активно проводятся исследования, направленные на изучение взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и интеллектуальной одаренности, а также исследования, посвященные изучению роли эмоционального интеллекта в совла­дании со стрессом, формировании социальных отношений и психологического благополучия, самооценки у одаренных.

Эмоциональный интеллект можно обозначить как особую структуру психической сферы, позволяющую распознавать эмоции и намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями [1].

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные модели эмоционального интеллекта. Некоторые из них основаны на когнитивных способностях к различению и идентификации эмоций и называются моделями способностей (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо,), другие включают также личностные характеристики и называются смешанными моделями (Д. Гоулман, Р. Бар-Он, М.А. Манойлова, Д.В. Люсин).

Исследования показывают, что эмоциональный интеллект способствует более успешному межличностному общению [2; 5; 23; 26], успешной социальной адаптации [26], связан с более эффективными способами совладания со стрессом [3; 6; 7], является одним из важнейших факторов успешности в учебной [12; 15] и профессиональной деятельностях [4; 13; 27].

В связи с этим крайне актуально изучение эмоционального интеллекта у одаренных. Известно, что у одаренных личностей может отмечаться как высокий уровень развития социальных навыков, так и диссинхрония развития, проявляющаяся в отставании эмоционального и социального развития [8].

Отмечаемые трудности у одаренных могут быть связаны с недостаточной поддержкой родителей и учителей, а также с тем, что одаренная личность с детства отличается от своих сверстников, избегает их, или, напротив, сверстники избегают общения с такой личностью.

Таким образом, данная проблема является значимой для определения направлений психологической помощи в практической работе психолога с одаренными, а также для выявления факторов, которые желательно учитывать при построении психотерапевтической и консультативной работы с одаренными. В данной работе нами проведен анализ экспериментальных данных, полученных при изучении эмоционального интеллекта среди обучающихся с интеллектуальной одаренностью.

Содержание исследований

Среди достаточно большого количества исследований эмоционального интеллекта у интеллектуально одаренных мы можем выделить несколько направлений: изучение общего уровня эмоционального интеллекта у одаренных; изучение связи эмоционального интеллекта одаренных с эмоционально-личностной сферой, межличностным общением; изучение связи эмоционального интеллекта с учебной и профессиональной деятельностью.

Рассмотрим их результаты подробнее.

Уровень эмоционального интеллекта, в целом, выше у одаренных людей. Это подтверждается мета- аналитическим исследованием, проведенным У. Огурлу (Университет Висконсина, Стивенс Поинт, США). Автором были проанализированы 17 исследований с использованием показателя величины эффекта G. Хеджеса (трехуровневый метаанализ). Было выявлено, что в тех случаях, когда эмоциональный интеллект измеряется тестами, основанными на модели способностей, уровень эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных людей значимо выше, чем у их нормотипичных сверстников (g=0,120; p=0,023; 95% CI [0,031; 0,208]). А в тех случаях, когда эмоциональный интеллект измерялся тестами, основанными на смешанных моделях, различий между одаренными и их сверстниками по уровню эмоционального интеллекта выявлено не было [21].

Полученные результаты соответствуют результатам других исследований. Примером может служить работа, проведенная в 2005 г. М. Зайднером, И. Зиновичем, Дж. Мэтьюсом, Р. Робертсом (Университет Хайфы, Израиль). Авторами были обследованы 83 академически одаренных старшеклассника и 125 старшеклассников с более низкими значениями интеллекта с помощью теста эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо (MSCEIT), основанного на модели способностей, и опросника эмоционального интеллекта Н. Шутте (SSRI), основанного на смешанной модели эмоционального интеллекта. Для оценки уровня интеллектуального развития использовался вербальный субтест Шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC-R-95). Было установлено, что средние показатели академически одаренных старшеклассников по тесту MSCEIT значимо выше, чем средние показатели по SSRI [10].

Таким образом, исследования уровня эмоционального интеллекта у одаренных показывают, что эмоциональный интеллект, который понимается как когнитивная способность к идентификации эмоций, распознаванию намерений и чувств, воздействию на эмоции, и не включает в себя личностные черты (эмпатию, ответственность, дружелюбие и т. п.), у одаренных людей выше, чем у людей с более низкими показателями интеллекта.

Актуальными становятся исследования связи эмоционального интеллекта с личностными чертами, эмоциональной и коммуникативной сферами личности одаренных.

Так, примером может служить эксперимент, проведенный А.М. Касино-Гарсия, М.Х. Льопис-Буэно и Л.И. Льинарес-Инса (Валенсийский католический университет святого Викентия Мученика) на выборке из 118 академически одаренных школьников и студентов (84 мальчика и 34 девочки, из них 68,6% — обучающиеся начальной школы, 28,8% — средней школы, 1,7% — старшей школы, 0,8% — студенты вузов) и контрольной группы из 122 человек (81 мальчик и 41 девочка, из них 68,8% — обучающиеся начальной школы, 26,2% — средней школы, 4,3 % — старшей школы, 0,7% — студенты вузов) в возрасте от 8 до 18 лет. Все школьники обучаются в обычных испанских школах. В выборку одаренных вошли ранее выявленные школой учащиеся, имеющие официальное заключение психолога об одаренности. Использовались следующие методики: Шкала эмоционального интеллекта TMMS-24 (адаптация шкалы Мэйера—Сэловея-Карузо, проведенная П. Фернандес-Берросалем, Н. Экстремерой, Н. Рамосом), Шкала самоуважения Розенберга (RSES), Шкала Я-концепции AF-5 Ф. Гарсии, Г. Музиту. Уровень интеллекта обучающихся авторами не оценивался.

Были установлены статистически значимые различия между группами одаренных и их сверстников по самооценке и такому компоненту эмоционального интеллекта, как понимание и анализ эмоций. У одаренных лиц самооценка и способность к пониманию и анализу эмоций оказались значимо ниже (p=0,03).

Также при помощи процедуры кластерного анализа в группе одаренных были выявлены три профиля эмоционального интеллекта: для первого профиля характерны средний уровень внимания к эмоциям, понимания и анализа эмоций, высокий уровень способности к регуляции эмоций; для второго профиля характерны средний уровень внимания к эмоциям, высокий уровень понимания и анализа эмоций, низкий уровень регуляции эмоций; для третьего профиля характерны: высокий уровень внимания к эмоциям, средний уровень понимания эмоций и низкий уровень регуляции эмоций. С помощью дисперсионного анализа ANOVA было выявлено, что одаренные испытуемые, относящиеся к первому профилю, имеют более высокие показатели самооценки, в отличие от остальных. У одаренных личностей различий в уровне самооценки и Я-концепции, в зависимости от профиля эмоционального интеллекта, выявлено не было. Авторы отмечают, что высокий уровень эмоционального интеллекта может служить механизмом адаптации одаренных обучающихся к социуму [11].

В 2018 г. А. Озбей, Х. Сарычам, А. Кардуз (Университет Думлупынар, Турция) изучили эмоциональный интеллект, восприятие социальных ценностей и чувство общности у одаренных. В разработке проблемы приняли участие 122 интеллектуально одаренных и 246 нормотипичных сверстников, обучающихся средних и старших классов школ в Измире, в возрасте 12—18 лет. Одаренные обучающиеся были зарегистрированы в центрах науки и искусства для одаренных BILSEM и имели коэффициент интеллекта свыше 130 баллов (был измерен в центре до исследования, выступил критерием одаренности). Авторы использовали опросник эмоционального интеллекта Н. Шутте (SSRI), шкалу восприятия социальных ценностей и шкалу чувства общности. Было выявлено, что уровень эмоционального интеллекта (t=2,15; р=0,00), восприятия социальных ценностей (t=3,14; р=0,03) и чувство общности (t=3,14; р=0,03) значимо выше у одаренных обучающихся. Для того чтобы объяснить причины более высоких результатов у одаренных, авторами был проведен многомерный ковариационный анализ MANOVA, который показал, что баллы испытуемых по восприятию социальных ценностей и чувству общности статистически значимо различались в зависимости от взаимодействия между показателями одаренности и эмоционального интеллекта (F=2,06; p<0,05). Далее множественный регрессионный анализ показал, что одаренность и эмоциональный интеллект объясняют 24% общей дисперсии в оценках испытуемых по восприятию социальных ценностей (F=58,16; R2=24; p<0,01) и 15% общей дисперсии в оценках чувства общности (F=32,60; R2=15; p<0,01) [22]. Таким образом, связь между эмоциональным интеллектом и одаренностью способствует более эффективному усвоению социальных ценностей, адаптации к окружающей среде, что улучшает межличностные отношения с окружающими.

Исследование, посвященное связи эмоционального интеллекта и академической успешности одаренных учащихся, было проведено С.Х. Аль-Онизат (Иорданская ассоциация научных исследований) в 2012 г. В нем приняли участие 253 академически одаренных подростков, обучающихся в специальной школе для одаренных детей (школа информационных технологий короля Абдаллы II), и контрольная группа из 431 учащихся обычной государственной школы, также подросткового возраста. В качестве методик были использованы: Тест эмоционального интеллекта Р. Бар-Она (смешаная модель эмоционального интеллекта) и Шкала академической адаптации, — а уровень интеллекта обучающихся отдельно не оценивался.

Было обнаружено отсутствие статистически значимых различий по уровню эмоционального интеллекта у одаренных учащихся и в контрольной группе. Однако были выявлены значимые различия в связях общего уровня эмоционального интеллекта и академической адаптацией: у обеих групп корреляционная связь — положительная и умеренной силы, но у одаренных данная связь (r=0,45; р=0,03) выражена сильнее, чем у их сверстников из контрольной группы (r=0,34; р=0,03) [9]. Таким образом у одаренных детей, уровень эмоционального интеллекта сильнее связан с уровнем адаптации к администрации, одноклассникам и другим условиям школьной жизни. Это позволяет предположить, что одаренные используют способности эмоционального интеллекта для адаптации к окружающим условиям более эффективно, чем другие дети.

Еще одно интересное исследование, посвященное изучению связи уровня эмоционального интеллекта и стратегий принятия решений у академически одаренных школьников, было проведено М. Куртоглу (университет Уфук, Турция) в 2018 г. В нем приняли участие 141 школьник от 14 до 16 лет, из них 79 — мальчики и 62 — девочки. Все участники проходили обучение в центре науки и искусства для одаренных BILSEM, в городе Газиантеп, что является критерием для определения одаренности в данном эксперименте. Для оценки эмоционального интеллекта использовался тест эмоционального интеллекта Р. Бар-Она и Мельбурнский опросник принятия решений (MDMQ). Установлены следующие корреляционные связи: такой компонент эмоционального интеллекта, как управление стрессом, оказался положительно и слабо связан с бдительностью (r=0,25; р<0,01), отрицательно и слабо связан с избеганием (r=-0,20; р<0,05), прокрастинацией (r=-0,18; р<0,05) и сверхбдительностью (r=-0,19; р<0,05). Компонент эмоционального интеллекта «адаптивность», оказался положительно и слабо связан с бдительностью (r=0,28; р<0,01), и отрицательно и слабо связан с избеганием (r=-0,19; р<0,05) и сверхбдительностью (r=-0,18; р<0,05). Такой компонент эмоционального интеллекта, как общее настроение, оказался отрицательно и слабо связан с избеганием (r=-0,19; р<0,05) [17]. Интересно отметить, что ни пол, ни возраст испытуемых не показали связи с выбором стратегии принятия решений.

Исследование Р. Джордж, Б. Шари (Калькуттский университет, Индия) 2012 года, включающее 145 академически одаренных подростков (60 мальчиков и 85 девочек) от 13 до 17 лет, из калькуттских школ, показало влияние уровня эмоционального интеллекта на способность к совладению со стрессом. Критерием одаренности выступил уровень коэффициента интеллекта свыше 130 баллов, по результатам проведения Продвинутых прогрессивных матриц Равена для оценки степени их одаренности. Здесь использовались шкала эмоционального интеллекта (EIS), шкала стресса (SAGA), юношеская копинг-шкала (ACP). В результате проведения дисперсионного анализа ANOVA обнаружилось, что существуют значимые различия у одаренных с низким, средним и высоким эмоциональным интеллектом по проблемно-ориентированной копинг-стратегии (F=31,14; р=0,01) — чем выше эмоциональный интеллект, тем сильнее проявления проблемно-ориентированной копинг-стратегии у одаренных подростков. В отношении эмоционально-ориентированного копинга, значимых различий, в зависимости от уровня эмоционального интеллекта, выявлено не было (F=1,21) [14].

Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта способствует более эффективному применению именно проблемно-ориентированного копин­га, связанного с поиском информации, когнитивной оценки сложившейся ситуации, контролем над импульсивными действиями и т. д.

Существуют исследования, в которых, напротив, не обнаружены связи эмоционального интеллекта одаренных с эмоциональной или коммуникативной сферами личности.

Так, исследование Б. Каур (Индия, Пенджаб) проведенное в 2020 г. на выборке, состоящий из 100 интеллектуально одаренных подростков, обучающихся в средних школах, не показало связи между эмоциональным интеллектом и социальной зрелостью [16]. Автор подчеркивает, что для гармоничного развития личности таких детей необходимо изучение социальных наук, философии и др.[16].

Исследование, проведенное С. Ли и П. Ольшевски-Кубилюс (Центр развития талантов Северо-Западного университета, США), посвящено изучению связи между эмоциональным интеллектом, моральными суждениями, ценностно-смысловой сферой и лидерством у одаренных. В качестве испытуемых выступили 234 академически одаренных старшеклассников. Из них 50,9% — юноши и 49,1% — девушки. Участники эксперимента проходили обучение по ускоренной академической программе для одаренных или по программам в университетских центрах для одаренных (что выступило критерием одаренности в данном эксперименте). Перед исследованием учащиеся были оценены с помощью Академического оценочного теста (SAT). Средние баллы по выборке: вербальный субтест — 593 балла, математический — 583 балла, комбинированный — 1171 балл (все показатели выше средних). Учащиеся были обследованы с помощью теста эмоционального интеллекта Р. Бар­Она, теста ценностно-смысловой сферы DIT 2 Дж. Реста и шкалы лидерства (RRSL). В результате, значимая, но слабая положительная корреляционная связь была выявлена только между соблюдением моральных правил и норм (по тесту DIT 2) и таким компонентом эмоционального интеллекта, как управление стрессом (r=0,15; р<0,05). Все остальные исследуемые параметры не показали значимой корреляционной связи между собой. При этом общий уровень эмоционального интеллекта у одаренных юношей соответствовал общему уровню эмоционального интеллекта в группе учеников с более низкими показателями интеллекта, а у одаренных девушек общий уровень эмоционального интеллекта оказался даже ниже [18]. Важно отметить, что авторы исследования представили корреляционный анализ только для группы одаренных обучающихся.

Следует отметить, что исследования связи эмоционального интеллекта и академической успеваемости у одаренных также не показывают статистически значимых корреляционных связей.

Так, исследование, проведенное в 2019 г. Д. Ли, Цз. Ши (Китайская Академия Наук, Пекин), посвящено изучению связи флюидного интеллекта (Р. Кэттел), эмоционального интеллекта и успеваемости у интеллектуально одаренных и не одаренных детей. В эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста от 8 до 11 лет, из них 80 детей были признаны интеллектуально одаренными и 104 ребенка не являются одаренными. Авторы использовали такие методики, как прогрессивные матрица Равена и тест эмоционального интеллекта TEIQue. Было показано, что умственные способности и академическая успеваемость (по математике и китайскому языку) у одаренных детей были связаны с подвижным интеллектом и не были связаны с эмоциональным интеллектом, в то время как у детей с более низкими показателями интеллекта успеваемость была связана как с подвижным, так и с эмоциональным интеллектом [19].

Исследование, изучающее связь эмоционального интеллекта и академический достижений, было проведено М. Растегар, М. Фатеми (университет Шахида Бахонара, Иран) в 2017 г. Выборка состояла из 77 учениц средней школы для одаренных детей, в возрасте от 15 до 17 лет, которые были обследованы с помощью теста креативности Торренса, опросника эмоционального интеллекта Н. Шутте (SSRI) и краткого индекса самоактуализации (А. Джоунс, Р. Крэндалл). Критерием одаренности в этом эксперименте является зачисление в школу для одаренных детей и последующее обучение в ней. Средний уровень креативности в выборке по тесту Торренса составил 85,29 балла. Корреляционный анализ показал, что существует значимая положительная заметная корреляционная связь эмоционального интеллекта с самоактуализацей (r=0,054; р<0,01) и креативностью (r=0,065; р<0,01) [24]. Однако эмоциональный интеллект, как и в предыдущем эксперименте, не показал какой-либо значимой связи с академическими достижениями.

Вывод

Отметим, что различия в уровне эмоционального интеллекта у одаренных и их нормотипичных сверстников, а также в корреляционных связях между эмоциональным интеллектом и академической успешностью обнаруживаются не всегда. Таким образом, данные исследований остаются противоречивыми. Также отметим, что при сопоставлении результатов исследований необходимо учитывать, на какой модели эмоционального интеллекта основаны диагностические методики — на модели способности или на смешанной модели. Общий уровень эмоционального интеллекта, измеренный разными диагностическими методами на одной группе лиц, может различаться [10]. Это же касается и связи эмоционального интеллекта с одаренностью — результат зависит от методов измерения эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность связан с общим интеллектом, а следовательно, связь эмоционального интеллекта с одаренностью обнаруживается при использовании методик, основанных на модели способностей, а не на смешанной модели [21; 10]. Однако есть исключения. Так, данные, показывающие, что эмоциональный интеллект одаренных значимо ниже, чем у их ровесников, встречаются и при использовании смешанной модели эмоционального интеллекта [18], и при использовании модели способностей [11], и у обучающихся специальных школ для одаренных детей, и у обучающихся обычных школ.

Анализируя материал статьи, отметим также, что у одаренных лиц эмоциональный интеллект не связан с академическими достижениями [19; 24], в отличие от других детей, у которых такая связь есть [12; 19]. Предположительно, при высоком уровне познавательной потребности, учебной мотивации, интереса к учебной деятельности, у одаренных личностей способности эмоционального интеллекта направлены, в первую очередь, на социальное взаимодействие, на сферу общения, а не на регулирование своего поведения, связанного с обучением. У одаренных выявлены значимые положительные, умеренные и заметные связи эмоционального интеллекта с креативностью, самоак­туализацией, проблемно-ориентированным копин­гом, академической адаптацией, восприятием социальных ценностей, самооценкой и значимые положительные, но слабые связи со стратегиями принятия решений. Таким образом, высокий эмоциональный интеллект способствует ориентации одаренных в нормах и ценностях группы, способствует использованию более эффективных способов совладания со стрессом, что повышает уровень академической адаптации. Повышение уровня эмоционального интеллекта у одаренных связано с повышением их самооценки, само­актуализации и креативности. Высокий эмоциональный интеллект способствует большей ориентации одаренных на соблюдение моральных норм и правил, восприятие социальных ценностей, а также способствует использованию более эффективных способов совладания со стрессом,

Практически все приведенные в обзоре исследования включали методы диагностики эмоционального интеллекта, личностных черт и эмоциональной сферы, основанные на самоотчете. Таким образом, эффект социальной желательности может искажать результаты, что может являться ограничением приведенных исследований. Кроме того, не во всех исследованиях конкретизируются области достижений одаренных и критерии зачисления участников в группу одаренных. Меры и критерии для отбора одаренных обучающихся в разных странах и даже в разных учебных заведениях могут различаться, поэтому полученные результаты могут не отражать закономерности для всей выборки одаренных лиц.

В качестве перспектив исследований эмоционального интеллекта в контексте одаренности можно выделить учет демографических факторов, таких как пол и возраст, а также социально-экономических условий испытуемых. Также перспективами могут являться проведение исследований на более широких выборках испытуемых и проведение исследований с целью сравнения результатов, полученных на одаренных и их нормотипичных сверстниках — испытуемых из разных стран.

Полученные в мировой практике новые результаты имеют высокую практическую значимость, поскольку развитие эмоционального интеллекта способствует более успешной социальной адаптации, что важно в практической работе психолога с одаренными лицами.

Особенности связи эмоционального интеллекта с использованием проблемно-ориентированной копинг-стратегии, стратегиями принятия решений, освоением моральных норм необходимо учитывать при психолого-педагогическом сопровождении одаренных лиц.

Теоретическая значимость связана с анализом эмпирического материала, что способствует расширению возможности систематизации знаний в данном направлении и обеспечивает доказательность разрабатываемых концепций и теорий.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта / Н.А. Лужбина [и др.] // Человеческий капитал. 2019. № 8. С. 164–173. DOI:10.25629/HC.2019.08.16
  2. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Горизонты зрелости: Сб. науч. статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 55—63. URL: https://www.researchgate.net/publication/323557324_Struktura_emocionalnogo_intellekta_v_unoseskom_vozraste (дата обращения: 29.11.2021).
  3. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 29—36. DOI:10.17759/jmfp.2019080303
  4. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3(6). С. 59–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-osnova-uspeshnosti-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.11.2021).
  5. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 3(16). С. 275–278. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt (дата обращения: 29.11.2021).
  6. Леонтьева Е.С., Сараева Е.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей [Электронный ресурс] // Форум молодёжной науки. 2020. № 2. С. 94–102. DOI:10.35599/forummn/01.02.14
  7. Роль эмоционального интеллекта в профессиональном благополучии человека [Электронный ресурс] / Е.А. Хлевная [и др.] // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 265–373. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-professionalnom-blagopoluchii-cheloveka (дата обращения: 29.11.2021).
  8. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28–38. DOI:10.17759/jmfp.2018070203
  9. Al-Onizat S.H. The relationship between emotional intelligence and academic adaptation among gifted and non-gifted student // Journal of Human Sciences. 2012. Vol. 9. № 1. P. 222–248.
  10. Assessing emotional intelligence in gifted and non-gifted high school students: Outcomes depend on the measure / M. Zeidner [et al.] // Intelligence. 2005. Vol. 33. № 4. P. 369–391. DOI:10.1016/j.intell.2005.03.001
  11. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares-Insa L.I. Emotional intelligence profiles and self-esteem/self-concept: An analysis of relationships in gifted students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 3. 23 p. DOI:10.3390/ijerph18031006
  12. Chamundeswari S. Emotional intelligence and academic achievement among students at the higher secondary level [Электронный ресурс] // International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences. 2013. Vol. 2. № 4. 10 p. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.686.4558&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 29.11.2021).
  13. Dirican A.H., Erdil O. The influence of ability-based emotional intelligence on discretionary workplace behaviors // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2020. Vol. 30. № 3. P. 369–382. DOI:10.1080/10911359.2019.1687388
  14. George R., Shari B. Role of emotional intelligence on stress and coping of gifted adolescents [Электронный ресурс] // International Journal of Physical and Social Sciences. 2012. Vol. 2. № 9. P. 524–538. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.415.8160&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 29.11.2021).
  15. Halimi F., Alshammari I., Navarro C. Emotional intelligence and academic achievement in higher education // Journal of Applied Research in Higher Education. 2021. Vol. 13. № 2. DOI:10.1108/JARHE-11-2019-0286
  16. Kaur B. A study of emotional intelligence of intellectually gifted adolescents in relation to social maturity [Электронный ресурс] // International Journal of Education and Management Studies. 2020. Vol. 10. № 4. P. 452–456. URL: https://www.proquest.com/openview/1738376a8315cb59a4753c91771e1e4b/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2032132 (дата обращения: 29.11.2021).
  17. Kurtoğlu M. Determination of the relationship between emotional intelligence level and decision making strategies in gifted students [Электронный ресурс] // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2018. Vol. 6. № 1. P. 1–16. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/490840 (дата обращения: 29.11.2021).
  18. Lee S. Y., Olszewski-Kubilius P. The emotional intelligence, moral judgment, and leadership of academically gifted adolescents // Journal for the Education of the Gifted. 2006. Vol. 30. № 1. P. 29–67. DOI:10.1177/016235320603000103
  19. Li D., Shi J. Fluid intelligence, trait emotional intelligence and academic performance in children with different intellectual levels // High Ability Studies. 2021. Vol. 32. № 1. P. 51–69. DOI:10.1080/13598139.2019.1694493
  20. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: A model of relationships. Impact of giftedness // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 21. 22 p. DOI:10.3390/su12218810
  21. Ogurlu U. A meta-analytic review of emotional intelligence in gifted individuals: A multilevel analysis // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. Article ID 110503. 11 p. DOI:10.1016/j.paid.2020.110503
  22. Özbey A., Sarıçam H., Karduz F.F.A. The examination of emotional intelligence, sense of community, perception of social values in gifted and talented students [Электронный ресурс] // Journal of Educational Sciences and Psychology. 2018. Vol. 8. № 2. P. 64–79. URL: https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=133716811&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 29.11.2021).
  23. Predicting Job Satisfaction in Military Organizations: Unpacking the Relationship between Emotional Intelligence, Teamwork Communication, and Job Attitudes in Spanish Military Cadets / I. Valor-Segura [et al.] // Preprint. 2019. 12 p. DOI:10.20944/preprints201909.0264.v1
  24. Rastegar M., Fatemi M.A.S. The Interplay of Self-Actualization, Creativity, Emotional Intelligence, Language and Academic Achievement in Gifted High School Students [Электронный ресурс] // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 11. № 1. P. 98–122. URL: https://iranjournals.nlai.ir/handle/123456789/79726 (дата обращения: 29.11.2021).
  25. Smith L., Heaven P., Ciarrochi J. Trait emotional intelligence, conflict communication patterns, and relationship satisfaction // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. № 6. P. 1314–1325. DOI:10.1016/j.paid.2007.11.024
  26. Summerfeldt L.J., KloostermanP.H., AntonyM.M. Social anxiety, emotional intelligence, and interpersonal adjustment // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2006. Vol. 28. № 1. P. 57–68. DOI:10.1007/s10862-006-4542-1
  27. Uraz D., Arhan B. Improved Performance and Effectiveness through the development of Emotional Intelligence in the Workplace // Journal La Bisecoman. 2020. Vol. 1. № 5. P. 20–26. DOI:10.37899/journallabisecoman.v1i5.267

Информация об авторах

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова Мария Вячеславовна, преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105, e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 789
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 467
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 19