Введение

42

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Егоренко Т.А. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n3/preface (дата обращения: 28.03.2024)

Полный текст

Тематический номер «Организация психологической помощи в системе образования» журнала «Современная зарубежная психология» посвящен обзору и анализу современных зарубежных исследований организации психологической помощи в системе образования.

Цель выпуска — представление диапазона концептуальных подходов к решению актуальных психологических проблем системы школьного образования, таких как: психологическое благополучие обучающихся, трудности в обучении, учебная мотивация, профессиональное самоопределение, психологическая безопасность и др.

Специалисты смогут ознакомиться с доказательными психолого-педагогическими средствами и практиками, направленными на решение актуальных психологических проблем системы школьного образования и разработанными зарубежными и отечественными психологами. В выпуске представлены также актуальные аспекты организации психологической помощи в системе образования.

Выпуск открывает статья А.А. Адаскиной, в которой раскрыты особенности психолого-педагогического сопровождения школьников финской системы образования. Система образования Финляндии на протяжении нескольких десятилетий устойчиво занимает высокие позиции в международных образовательных рейтингах (PEARLS, PISA); она нацелена на решение образовательных задач, а также на поддержание и оптимизацию физического и психического здоровья учеников. Автор подмечает, что наименьший разрыв между лучшими и худшими результатами проводимых мониторингов объясняется ведущими приоритетами финского образования: это демократичность, равные возможности, индивидуальный подход, доверие учителям, полное государственное обеспечение системы образования. В статье представлен обзор программ и методов работы, направленных на поддержание психологического благополучия финских школьников. Например, экспериментальная программа «Детский сад на природе» отлично себя зарекомендовала в качестве решения проблемы нехватки двигательной активности дошкольников. Проводимые в школе «Уроки здоровья» направлены на поддержание психического здоровья учеников, развитие их социальных и эмоциональных навыков. Профориентационная работа со старшеклассниками «Совместное построение карьеры» направлена на поддержку школьников и молодежи в планировании карьеры и построении траектории профессионального развития с учетом принципа непрерывного обучения. В своей статье А.А. Адаскина отмечает также, что психолого-педагогическое сопровождение в финских школах реализуется большим числом специалистов: педагогов, консультантов по профессии, медицинских сестер, педагогов по санитарному просвещению, школьных психологов, специальных педагогов, тьюторов, объединяющихся в рабочие группы для решения конкретных задач.

Важным аспектом психолого-педагогической поддержки в современной системе школьного образования является работа с трудностями в обучении у обучающихся. Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, Я.П Королева обсудили в своей статье подходы к профилактике и коррекции трудностей в обучении, используемые в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах. Авторы представили обзор современных моделей организации помощи детям с трудностями в обучении на школьном уровне, реализуемых в США, Австралии, Португалии, Швеции, Финляндии и других странах. Они выделили общие характеристики действующих моделей, такие как многоуровневая организация поддержки и наличие междисциплинарных внутришкольных команд, вовлеченных в работу с детьми, имеющими трудности в обучении. В обзоре также анализируются возможности, эффекты и ограничения действующих моделей организации помощи детям с трудностями в обучении на школьном уровне. Представлена и российская модель системы профилактики и коррекции трудностей в обучении, разработанная совместно учеными МГППУ и Института образования «Высшей школой экономики». В основе отечественной модели лежит концепция углубляющейся индивидуализации педагогической деятельности, включающая ряд обязательных форм ее организации: индивидуальное планирование в рамках основных занятий, дополнительные занятия в малых группах и индивидуальные занятия, психологическая коррекция выявленных психологических дефицитов. Обозначены проблемы реализации модели индивидуализации педагогической деятельности в практике образования и определены подходы к ее решению.

В психологии образования актуальна проблема саморегулируемого обучения. В своей статье Т.Г. Фомина проанализировала концептуальные подходы к анализу саморегулируемого поведения в зарубежной психологии образования. Она обосновала значение саморегуляции для достижения учебных целей на любом уровне образования и показала значимые эффекты вклада саморегуляции в академическую успешность, субъективное благополучие, самоэффективность, школьную вовлеченность учащихся разного возраста. Автор отметила, что отдельным перспективным направлением является разработка технологий, способствующих развитию саморегуляции в обучении учащихся.

Психологическое благополучие обучающихся — целевой ориентир в работе образовательной организации, показатель достижения качества современного образования. В своей статье М.А. Егорова и А.А Заречная рассмотрели позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников. Авторы подчеркнули, что значимость психологического и субъективного благополучия при оценивании образовательных достижений школьников отражается в результатах Международной программы PISA. Уточняется, что содержанием субъективного благополучия является эмоциональное отношение к определенным жизненным ситуациям, переживания в связи с межличностным взаимодействием; вовлеченность в событийный поток; нравственные идеалы и ценностные ориентры; достижения в реализации личностного потенциала. Авторы обратили внимание читателя на ряд ключевых моментов: психолого-педагогическая поддержка должна ориентироваться на расширение у учащихся позитивного опыта решения проблемных коммуникативных задач и личностных проблем, а программы, направленные на повышение уровня надежды и оптимизма, будут способствовать формированию субъективного психологического благополучия у школьников.

Важным фактором психологического благополучия учащихся признана организация пространства школы. В статье Ю.Г. Панюковой и А.И. Панюкова дан обзор современных зарубежных исследований данной проблемы. В публикационном материале рассматриваются переменные, которые современные исследователи определяют как связанные с особенностями организации пространства школы; проанализированы результаты исследовательских работ о влиянии организации пришкольных территорий и внутришкольного пространства на психоэмоциональное, личностное, социально-психологическое благополучие и академические результаты обучающихся. Авторы подчеркнули необходимость для педагогов владения навыками организации образовательного пространства с учетом потребностей и интересов обучающихся определенного возраста. В статье акцентируется значимость «поддерживающей», «помогающей» функции пространственной среды для обеспечения психологического благополучия школьников и студентов.

В статье Т.А. Егоренко «Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран» представлен обзор современных международных исследований проблемы активизации профессионального самоопределения старшеклассников. Здесь анализируется эффективность применения релевантных интервенций на учебных занятиях в школе для активизации профессионального интереса старшеклассников к профессиям STEM, модели объединяющей естественные науки и инженерные предметы в единую систему, на материале исследования, проведенного в Германии. Отмечена особая роль наставничества как механизма профессионального самоопределения в старших классах школы, способствующего решению проблемы нехватки специалистов на рынке труда. Проводится сравнительный анализ систем академического обучения и начального профессионального образования, обеспечивающих выпускникам плавный переход на современный рынок труда.

Психолого-педагогическая поддержка учебной мотивации обучающихся, является одной из центральных задач современного образования. А.В. Лобанова и А.Ю. Хаперская представили обзор современных зарубежных исследований моделей мотивации в условиях смешанного обучения и анализ концепций смешанного обучения, среди которых: компиляция различных онлайн-технологий, селекция педагогических подходов, комбинация разнообразных форм онлайн-технологий с офлайн-обучением, комбинация конкретных обучающих технологий с конкретными учебными задачами. Авторы уточнили, что мотивацию в условиях смешанного обучения исследователи рассматривают через когнитивную, эмоциональную, поведенческую вовлеченность в образовательный процесс. Они подчеркнули, что, выбирая методы обучения в условиях смешанного обучения, педагогам необходимо учитывать технологические возможности, способы технической поддержки процесса обучения, интересы и индивидуальные особенности обучающихся, а также сложность образовательного контента. Для улучшения качества и эффективности учебного процесса, авторами статьи рассматривается вопрос внедрения моделей мотивации на разных уровнях образования.

Несомненной особенностью современного образования следует считать расширение форм обучения. К традиционному очному обучению добавились дистанционное и смешанное обучение. В статье А.И. Савенкова, А.М. Двойнина и И.С. Булановой рассмотрено психологическое сопровождение когнитивного и психосоциального развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. Авторы подчеркивают, что наступает время синтетических образовательных сред и систем, гибко интегрирующих физическое образовательное пространство с высокомобильным цифровым, влекущим за собой внедрение различного рода сочетаний контактных и виртуальных форм учебного взаимодействия. В статье условно выделено три взаимосвязанных уровня научных разработок в сфере профессионального психологического сопровождения развития школьников в условиях дистанционного обучения («догоняющие», «оперативные» и «опережающие»), определили их значение для образования и общества в целом. Авторы констатировали дефицит систематических исследований, теорий и концепций психического развития современного ребенка в цифровом мире, который затрудняет разработку практических инструментов психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития школьников в условиях дистанционного образования.

Завершает данный тематический выпуск статья «Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью», написанная А.В. Литвиновой, Т.Н. Березиной, А.В. Кокуриным, В.И. Екимовой. Авторы проанализировали возможности применения виртуальных технологий в процессе обучения различных категорий обучающихся для обеспечения психологической безопасности личности в контексте развития их когнитивных способностей, психологического благополучия, психического и психологического здоровья. Приведены результаты исследований, согласно которым специально разработанные технологии виртуальной реальности с учетом целей обучения и условий их применения позволяют формировать когнитивные способности, включающие развитие восприятия, концентрации внимания, памяти, когнитивной гибкости у обучающихся разного возраста и обеспечивающие психологическую безопасность личности. Исследователи отметили эффективность применения технологии моделирования смешанной реальности для повышения уверенности, удовлетворенности, самоэффективности обучающихся разного возраста, определяющие психологическую безопасность личности. Авторы отметили также, что вмешательства на основе технологий виртуальной реальности, применяемые в образовании, позволяют обучающимся преодолевать риски и угрозы психологической безопасности.

Представленные в данном тематическом выпуске материалы с различных позиций освещают проблему организации психологической помощи в системе образования, демонстрируя ее многогранность. Надеемся, что они вызовут интерес и будут полезны исследователям проблем современного образования, педагогам-психологам, педагогам и методистам образовательных учреждений.

Информация об авторах

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 104
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5