Введение

48

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 25.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Чиркина Р.В., Дворянчиков Н.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n4/Chirkina_Dvoryanchikov (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Особая парадигма взаимодействия науки и практики — доказательный подход — определяет характерные черты современного этапа развития психологических и социальных практик в социальной сфере. В рамках этого подхода складывается доказательная практика, которую отличает эмпирически подтвержденная эффективность (Evidence-based practice).

Доказательная практика представляет собой процесс, в ходе которого специалисты-практики ведут поиск эмпирически обоснованных путей помощи пациентам/клиентам, критически оценивают проводимые научным сообществом исследования практических воздействий и применяют наиболее удачные из них, чтобы вместе с пациентом/клиентом найти оптимальные способы работы с проблемой[1].

Наиболее широко доказательный подход сегодня представлен в отношении практик, применяемых в сфере профилактики и управления социальными рисками детства.

К таким рискам относятся нарушения значимых социальных отношений: буллинг, агрессия, другие конфликты в школьной среде, трудности в обучении и социализации, в том числе, в связи с ограниченными возможностями здоровья, а также школьная и социальная дезадаптация, девиантное поведение, семейная дисфункциональность и др.

Эти приоритеты объясняют, в связи с чем исследованиям, которые представляют различные аспекты обоснования практик в сфере детства, посвящены шесть из девяти статей этого номера, объединенных темой «Психологические практики с доказанной эффективностью».

Номер открывается рубрикой Психология образования, в которой ключевую идею развития доказательного подхода в системе образования представляет статья Е.В. Стратийчук «Влияние теоретических подходов, выбора методик и организации исследования на доказательность антибуллинговых программ».

Автор рассматривает психологические аспекты, связанные с последствиями буллинга для участников и влиянием на школьную среду и систему отношений в целом, методы и теоретические обоснования исследований эффективности антибуллинговых программ. Автор отмечает также зависимость представлений об эффективности программ от теоретической рамки, которую используют в метаанализе и от конкретных методик, которые используются при оценке эффективности отдельных программ. Использование тех или иных теоретических рамок ставит вопрос о том, позволяют ли результаты говорить о клиническом снижении уровня буллинга или исключительно об изменениях в рамках конкретной теоретической модели. Применение метаанализа позволяет поставить вопросы об эффективности программ в зависимости от страны реализации программы и о гетерохронности эффекта снижения уровней буллинга и виктимизации. Также в статье обсуждается, какие процедуры и методики исследования антибуллинговых программ могут сделать оценку эффекта программы более точной, а выбор программ для практического применения более обоснованным.

Во второй статье этой рубрики «Безопасное общение со взрослым» авторы Е.А. Иванова и Е.М. Шпагина рассматривают актуальную проблему современности — похищение детей незнакомыми взрослыми. Авторы отмечают крайне малое количество публикаций, в которых были бы представлены подходы к профилактике случаев похищения детей на основе разработки программ обучения распознавания опасных ситуаций и формирования поведенческой стратегии отказа от общения и/или оказания сопротивления. В обсуждение международных практик, направленных на недопущение преступлений против детей и жестокого обращения с ними, авторы включили только те, чья многолетняя эффективность подтверждена научными исследованиями.

В статье рассмотрены методология и психолого-педагогическое обоснование применяемых практик в свете доказательного подхода. Наиболее ценным является то, что наряду с анализом зарубежного опыта, авторы описывают программу «Круг безопасности» российского Благотворительного фонда «Быть мамой», применяемую с 2017 года в образовательных организациях. В настоящее время авторами этой статьи проводится исследование, цель которого оценить результативность воздействия в рамках этой программы. Согласно рабочим гипотезам исследования, в число основных условий реализации отказа от контакта помимо наличия знаний о потенциальной опасности чужих взрослых входят преодоление социальных установок на необходимость безусловного подчинения любым взрослым; преодоление страхов, ступора, растерянности, стеснения и других личностных проявлений; наличие отработанной в игровой форме практики, как принятия решений об уходе от контакта, так и их воплощения и другие. Подобное исследование эффективности российской практики профилактики похищений предпринято впервые.

Опора на научные исследования эффектов практики остается главным принципом доказательного подхода, однако в области психосоциальных практик не менее значимым признается акцент на роли межличностного взаимодействия в процессе осуществления практики, вовлечения в принятие решений всех ее участников, включая пациентов/клиентов/благополучателей[2].

Этот концепт отражает статья Т.О. Арчаковой «Исследования результативности практик совместного принятия решений в социальной работе с семьей: методологические вопросы» (рубрика Социальная психология), в которой рассматриваются методологические проблемы исследования практик совместного принятия решений в социальной работе, сфокусированных на семье и ее «естественном» социальном окружении, на примере семейных групповых конференций и работы с сетью социальных контактов.

Цель статьи — концептуальный обзор подходов к конструированию результатов семейной групповой конференции (СГК) и сходной технологии работы с сетью социальных контактов (ССК), а также сложностей, возникающих при разработке дизайна исследований этих результатов и применении их на практике. В обзоре исследований автор делает акцент на оценке социальных результатов этих практик. Автор подчеркивает, что участие детей в таких программах обеспечивает реализацию их потребности быть услышанными или о реализации права на учет мнения при принятии решений, влияющих на их жизнь.

Т.О. Арчакова так же, как и Е.В. Стратийчук, отмечает, что на получаемые результаты влияет дизайн исследований. В связи с этим важный акцент автор делает на осмыслении применения РКИ в контексте исследования эффективности двух технологий в работе с семьей в контексте ограниченной применимости этого дизайна в исследованиях СГК. В качестве вывода автор предлагает налаживать взаимодействие между сферами академических исследований, оценки социальных проектов и «жизненным миром» клиентов.

В рубрике Психология специального и инклюзивного образования Т.А. Юдина и С.В. Алехина С.В. обращаются «К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании».

В статье развитие социальных компетенций детей и подростков с ОВЗ рассматривается как образовательный результат общего образования в соответствии с ФГОС 2022 года и целями воспитательного процесса и формирования социокультурной среды в образовательной организации. Этим определяется актуальность анализа проблемы психологической диагностики социальных компетенций школьников, связанной с задачей оценки эффективности инклюзивных образовательных практик, которую авторы основывают на принципах и структуре разработанного в МГППУ Стандарта доказательности социальных практик в сфере детства.

В статье обсуждаются возможности и ограничения использования психологических методик, адаптированных на русскоязычной выборке, для диагностики социальной компетентности школьников с ОВЗ. Приводится обзор диагностических методов и методик, которые могут использоваться в исследовании социальной компетенции и родственных феноменов (социального и эмоционального интеллекта).

В рубрике Психология развития представлены три статьи, охватывающие три возрастных среза - дошкольное детство, взрослость, старение.

В статье О.В. Саломатовой «Современные зарубежные подходы к оценке игровой деятельности дошкольников: обзор избранных методик» приводится описание ряда зарубежных методик, которые ориентированы на оценку различных аспектов игры и оценку навыков, необходимых для игры. Описанный в статье инструментарий широко используется как при работе как с нормотипичными детьми, так и с детьми, имеющими ОВЗ.

В качестве актуальной задачи будущего автор выделил необходимость перевода и адаптации рассмотренных методик на российской выборке и их дальнейшее применение специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.

В контексте доказательного подхода исследования игровой деятельности и подходящий для этого диагностический инструментарий могут рассматриваться как основа для разработки и оценки эффективности программ, в которых игры используются в контексте развивающих, профилактических и коррекционных практик, а также как материал для оценки динамики ряда психологических параметров, являющихся мишенями воздействия и индикаторами изменений.

В статье «Методы оценки эффективности Sandplay терапии для взрослых» (авторы М.И. Розенова, А.С. Огнев, Э.В. Лихачева, В.И. Екимова) представлена система оценки современной психологической практики, применяемой в комплексных оздоровительно-развивающих программах и в ситуациях наличия языковых и культурных барьеров. Игровое песочное моделирование, по утверждению авторов, показывает высокую эффективность в работе «со сложными психологическими, физическими и даже социальными проблемами на разных возрастных группах».

Авторы на основе интеграции практики применения Sandplay-терапии и описанного в литературе международного опыта выделяют и дифференцируют критерии, которые могут выступать маркерами и показателями эффективности проводимого терапевтического процесса на нескольких уровнях: содержательном, процессуальном и межличностно-коммуникативном. Полученные результаты позволяют рекомендовать этот метод для применения в образовании, сфере адаптации, реабилитации и профессионального развития специалистов, в программах профилактики старения и аддиктивного поведения и других сферах, требующих активации конструктивных и творческих сил человека.

Тема антистарения является центральной в статье «Взаимосвязь индивидуально-личностных стратегий антистарения с биологическим возрастом», авторы которой Т.Н. Березина, А.В. Литвинова, В.И. Екимова, А.М. Зинатуллина на основании метаанализа выделяют 13 стратегий антистарения. Эффективная стратегия антистарения подбирается индивидуально для каждого респондента с учетом целого ряда возрастно-демографических факторов.

В рубрике Клиническая психология группа авторов (У.А. Мамохина, Д.С Переверзева Д.С. и др.) рассматривают «Методы и подходы к оценке различных уровней организации речи в современных зарубежных исследованиях на примере расстройств аутистического спектра». В статье представлен подробный анализ существующих зарубежных и отечественных стандартизированных методик, предназначенных для оценки речевого развития с указанием того, какой уровень организации языка данный инструмент позволяет оценить, особенностей процедуры проведения и оценивания.

В статье «Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки» (авторы А.Р. Садова, Ю.С. Хиль, Т.В. Пащенко, К.В. Тарасова, рубрика Общая психология) описывается процедура создания инструмента измерения критического мышления как образовательного результата применительно к слушателям учебного курса «Критическое мышление» платформы «Яндекс. Практикум» и результаты оценки его психометрического качества.

Итак, в публикациях данного номера мы видим, что обращение к научной методологии при разработке и оценке результатов психосоциальных практик является обязательной частью реализации концепции доказательности. Вместе с тем, в реальности специалисты-практики, работающие в русле доказательного подхода, принимают решения в условиях конкретных обстоятельств, ориентируясь не только на научные исследования, но и на понимание всего контекста практической работы.



[1] Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. C. 8—26. DOI:https://doi.org/10.17759/ssc.2020010101

[2] Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. C. 8—26. DOI:https://doi.org/10.17759/ssc.2020010101

Информация об авторах

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 173
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1