Программа психологической превенции «Ясное видение», направленная на повышение безопасности дорожного движения*

37

Общая информация

* Перевод Т.В. Ермоловой и Т.В. Кочетовой

Рубрика издания: Краткое сообщение

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120108

Получена: 20.01.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Мейнхард Г. Программа психологической превенции «Ясное видение», направленная на повышение безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 77–79. DOI: 10.17759/jmfp.2023120108

Полный текст

В течение последнего десятилетия в Эстонии активно развиваются различные практики работы с водителями-нарушителями. Опыт разработки превентивных программ в области дорожной безопасности может быть интересен России, поскольку Эстония сегодня — это одна из стран на постсоветском пространстве, где эффективно решается проблема снижения аварийности на дорогах.
Примером программ профилактики аварий и дорожно-транспортных происшествий может служить программа «Ясное видение» [5; 6]. Она ориентирована на старших подростков 17—19 лет, как имеющих, так и не имеющих водительские права и относящихся к группе риска с высоким уровнем аварийности [3]. В связи с небольшой численностью населения Эстонии (всего около 1,3 млн жителей), значимый результат данной программы был ожидаем в краткосрочной перспективе и рассчитан на долгосрочную перспективу, когда подростки уже станут опытными водителями.
Основной целью программы является предотвращение вождения в нетрезвом состоянии и снижение количества дорожно-транспортных происшествий и инцидентов, связанных с алкоголем. Другими словами, программа «Ясное видение» призвана обеспечить безопасность молодежи и направлена преимущественно на профилактику нарушений ПДД и связанных с ними рисков.
Основной акцент в программе сосредоточен на снижении рисков, связанных с употреблением алкоголя перед вождением. Программа направлена на то, чтобы максимально широко информировать молодых людей о рисках употребления алкоголя перед вождением или опасности нахождения в одном транспортном средстве с водителем, находящимся в нетрезвом состоянии. Проделанная в рамках реализации данной программы работа позволяет оценить ее эффективность [5].
Стоит отдельно подчеркнуть, что методологическим основанием для разработки программы послужили работы Бюлера и Труля (Bühler and Thrul, 2023), содержащие обзор публикаций по проблемам профилактики вождения в нетрезвом состоянии, а также и метаанализ данных, демонстрирующих оценку эффективности, как стандартных мер контроля поведения водителей (штрафов, санкций вплоть до лишения прав на управление транспортным средством), так и профилактических мер превентивного характера (курсы, направленные на формирование безопасного поведения) [2]. Различные профилактические курсы, используемые в Австрии, Германии и США, были проанализированы в вышеупомянутом исследовании на основе критериев, разработанных EMCDDA (European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction — Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании — ЕЦМНН).
Авторы выделили и описали несколько важных моментов профилактического вмешательства, которые используются в Европе и в США:
  • программы, которые реализуются в США, сосредоточены в основном на сокращении употребления алкоголя или пропаганде ответственного употребления алкоголя, что позволяет снизить ущерб здоровью от употребления алкоголя;
  • обязательное использование элементов скрининговой диагностики с помощью AUDIT (Alcohol Use Disorder Identification Test — тест, определяющий степень нарушений в поведении, вызванных употреблением алкоголя) — важная часть одной из моделей профилактического курса в США;
  • в Австрии и Германии профилактические программы сосредоточены на сокращении числа дорожно-транспортных происшествий, однако в них AUDIT не используется;
  • в одной из программ [3] основное внимание уделяется снижению потребления алкоголя.
Принимая во внимание информацию, содержащуюся в упомянутых исследованиях, следует признать, что профилактическая работа в сфере употребления алкоголя за рулем и риска дорожного движения не является полностью идентичной в разных странах. В ходе работы по первичной профилактике ПДД среди молодых водителей некоторые исследователи отмечают заметное влияние сверстников на эффективность профилактических мер. Это видно по результатам австрийской программы, а также немецкого проекта «Ангел-хранитель» [3]. В Австрии бучение водителей категории В включает в себя беседу с психологом о безопасности дорожного движения как часть групповой работы, и такая же работа ведется в Германии [3]. Исследования в США показали, что реакция окружающих влияет на поведение, связанное с употреблением алкоголя, и особенно эффективным становится в сочетании с мотивационным интервью. Опросник AUDIT широко используется в США для выявления проблемных привычек, связанных с употребления алкоголя, а также для создания некоей исходной позиции, позволяющей затем получать обратную связь от собеседника на личностном уровне. Цель включения опросника AUDIT в профилактическую программу в США состоит в том, чтобы провести скрининг участников и выявить лиц, потенциально склонных к злоупотреблению алкоголем [6].
Эффективность профилактических мер определяется авторами как предотвращение, отсрочка или снижение потребительского поведения в отношении табака, алкоголя и других запрещенных психоактивных веществ среди детей и подростков [2].
Основные принципы профилактических программ, описанные в работах Бюлера и Труля [2], были положены в разработку программы «Ясное видение», активно реализуемой сегодня в Эстонии. Ключевыми элементами мер по профилактике вождения в нетрезвом состоянии и оценки эффективности программы являются следующие: 1) информация о влиянии веществ должна быть максимально точно и четко передана аудитории; 2) последствия употребления алкоголя должны быть оценены максимально критично; 3) ожидания относительно ответственности со стороны законодательной базы должны быть скорректированы; 4) ответственность за употребление алкоголя должна быть осознана.
Психотехнологические приемы, используемые на курсах программы для подростков 17—19 лет, опираются на приемы и способы транзакционного анализа Э. Берна [1]. Модель пересекающихся транзакций Э. Берна [1] предполагает, что общение между людьми основано на трех эго-состояниях личности: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», — которые определяют статус при общении с другими. Именно поэтому взаимодействие между участниками тренинга и ведущими тренерами должно быть построено таким образом, чтобы оно было максимально открытым и доверительным для достижения эффективности курса. Стоит подчеркнуть, что в основе профилактической модели лежит обмен транзакциями среди участников программы, а ведущие курс дорожные психологи демонстрируют отношение к участвующим в ней молодым людям как к равным себе «Взрослым». В процессе ведения курса также учитываются особенности группового поведения подростков, описанные в исследовании Жака [4]. Групповой формат (формат тренинга) позволяет применять конкретные методы групповой работы и учитывать те особенности, которые, согласно Жаку [4], характерны для групп:
  • коллективное восприятие;
  • общие цели, потребности или идеалы;
  • взаимная зависимость (взаимозависимость);
  • социальная организация в соответствии с нормами, ролями и статусом;
  • взаимодействие;
  • сплоченность (групповая сплоченность).
Участникам программы в самом начале задают вопросы, ответы на которые позволяют им описать свой личный опыт. В результате возникает чувство доверия членов группы друг к другу и к ведущему тренеру, а затем — «чувство равенства» по отношению к ведущему программу. Это особенно важно при прохождении одного из модулей программы, когда к ведению курса подключаются сотрудники полиции и взаимодействие между участниками должно сохраниться на позиции «Взрослый—взрослый», без элементов менторства и назидания.
К 2019 г. был внесен ряд изменений в методику и продолжительность профилактической программы «Ясное видение». Так, были внесены технические изменения, которые позволяют участникам программы получать обратную связь о вреде употребления ими алкоголя до начала курсов, опираясь на результаты обработки данных AUDIT с помощью web-технологии [5]. Согласно Эстонской национальной программе профилактики в области безопасности дорожного движения, программа «Ясное видение» рассчитана до 2025 г. и является обязательной учебной дисциплиной для старшеклассников, рассчитанной на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий [6]. Начиная с 2023 г. в программе «Ясное видение» предполагается использование «новых элементов» иммерсивного обучения в виртуальной реальности.
Опыт использования данной программы и доказательная база относительно ее эффективности позволяют ставить вопрос о репликации данной модели профилактики в другие страны.

Литература

  1. Berne E. Suhtlemismängud: mängud ja manipulatsioonid inimsuhetes. Tartu: Väike Vanker, 2001. 176 p.
  2. Bühler A., Thrul J. Prevention of addictive behaviours [Электронный ресурс]. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 104 p. (Insights; 18). URL: https://www.emcdda.europa.eu/publications/insights/preventing-addictive-behaviours_en (дата обращения: 15.01.2023).
  3. Einflussfaktoren auf den Erfolg bei der theoretischen Fahrerlaubnisprüfung / D. Sturzbecher, H. Grossmann, U. Hermann, B. Schellhas, K. Viereck, P. Völkel // Empirische studien zur verkehrssicherheit. 2004. № 2. P. 1—111.
  4. Jacques D. Learning in Groups: A Handbook for Improving Group Work. London: RoutledgeFalmer, 2004. 310 p.
  5. Meinhard G. Evaluation of the effectiveness of a primary preventive program “Clear Picture…!?” to increase traffic safety [Электронный ресурс] // Transactions on Transport. 2019. Vol. 10. № X. 8 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/335673399 (дата обращения: 15.01.2023).
  6. Meinhard G. “Klare Sicht…!?”: Evaluation der Wirksamkeit eines primärpräventiven Programmes zur Erhöhung der Verkehrssicherheit [Электронный ресурс]: diss. PhD. Bonn: Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität, 2019. 141 p. URL: https://bonndoc.ulb.uni-bonn.de/xmlui/bitstream/handle/20.500.11811/8157/5589.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

Информация об авторах

Мейнхард Гуннар, доктор психологических наук, управляющий партнер, руководитель, Тартусское муниципальное управление «Трафити ОУ», Тарту, Эстония, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5607-5341, e-mail: gunnar.meinhard@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 137
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3