Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 2. С. 43–52
doi:10.17759/jmfp.2023120204
ISSN: 2304-4977 (online)
Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей
Аннотация
Статья направлена на анализ современных зарубежных публикаций, посвященных профессиональному выгоранию у школьных учителей. Было показано, что вектор исследований психологов направлен на изучение текущего уровня выгорания у учителей, различных коррелятов выгорания, влияния на этот процесс следствий пандемии COVID-19, а также на профилактику и предотвращение выгорания. Можно утверждать, что общепризнанным во всем мире подходом к выгоранию является подход К. Маслак, а набирающей популярность теорией, в рамках которой объясняется выгорание у учителей, — теория «рабочих требований и ресурсов». Исходя из эмпирических данных можно констатировать факт того, что распространенность выгорания у учителей составляет до 30%, а средний процент высокого выгорания — около 10%. Одними из наиболее весомых факторов выгорания можно считать поведение учащихся, а также бюрократию. Также к ключевым факторам, влияющими на выгорание, относят самоэффективность, социальную поддержку, обратную связь от субъектов образовательного процесса, эмоциональный труд, отсутствие возможности обучаться и самостоятельно принимать решения. При этом можно отметить противоречивость имеющихся эмпирических данных, что можно объяснить различием в применяемой методологии и методах исследования. Среди методов практической работы с феноменом профессионального выгорания выделяют те, которые базируются на практиках осознанности и когнитивно-бихевиоральном подходе.
Общая информация
Ключевые слова: выгорание, учителя, среднеобразовательная школа, профессиональный стресс, социономические профессии
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204
Получена: 17.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Кочетков Н.В., Маринова Т.Ю., Орлов В.А., Расходчикова М.Н., Хаймовская Н.А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 43–52. DOI: 10.17759/jmfp.2023120204
Полный текст
Введение
- Модель соответствия человека и окружающей среды (person-environment fit model). В ее рамках считается, что способности личности должны соответствовать выполняемым профессиональным задачам, что обеспечит физическое и психическое здоровье человека.
- Модель дисбаланса усилий и вознаграждения (effort-reward imbalance model) — предполагает, что неблагоприятное воздействие на человека создают высокие рабочие требования в сочетании с низким вознаграждением [39].
- Модель контроля спроса и поддержки (demand-control-support model) — подразумевает возможность принятия решений работником, что может снизить негативное влияние высоких рабочих нагрузок [18].
- Теории социального обмена основывается на том, что выгорание возникает из-за отсутствия социального обмена, как на межличностном, так и на организационном уровнях [9].
- Одной из наиболее популярных теорий выгорания является теория рабочих требований и ресурсов (job demands-resources model), которая опирается на представления о том, что благополучие работников связано с соответствием наличествующих у них ресурсов предъявляемым работой требованиям [см., например: 5]. Ресурсы могут быть как организационные, так и личностные, к которым, в первую очередь, относят самоэффективность.
- определение общего уровня выгорания у учителей;
- изучение факторов, которые приводят к выгоранию;
- работа по предотвращению и снижению уровня выгорания;
- метаанализы;
- выгорание учителей в период пандемии COVID-19.
Факторы, приводящие к выгоранию
Методы снижения профессионального выгорания и его профилактика
- практики осознанности, в том числе методы, построенные на программах снижения стресса на основе осознанности IBSR (Inquiry-Based Stress Reduction) [12];
- методы когнитивно-поведенческой терапии [15];
- создание комфортной профессиональной среды [37];
- работа по поддержанию баланса между семьей и профессиональной деятельностью [37];
- поддержание баланса между усилиями и вознаграждением [39];
- ознакомление студентов педагогических специальностей с факторами выгорания в образовательной среде [32].
Заключение
Литература
- A systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms / G. Aronsson, T. Theorell, T. Grape, A. Hammarström, C. Hogstedt, I. Marteinsdottir, I. Skoog, L. Träskman-Bendz, C. Hall // BMC Public Health. 2017. Vol. 17. № 1. Article ID 264. 13 p. DOI:10.1186/s12889-017-4153-7
- Assessment of burnout among teachers during the covid-19 pandemic / D. Cheptea, R. Russu-Deleu, V. Mesina, Gr. Friptuleac, S. Cebanu // Archives of the Balkan Medical Union. 2021. Vol. 56. № 2. P. 179—184. DOI:10.31688/ABMU.2021.56.2.06
- Assessment of job satisfaction, self-efficacy, and the level of professional burnout of primary and secondary school teachers in Poland during the COVID-19 pandemic / A. Bartosiewicz, E. Luszczki, L. Zaręba, M. Kuchciak, G. Bobula, K. Deren, P. Krol // PeerJ. 2022. Vol. 10. Article ID e13349. 19 p. DOI:10.7717/peerj.13349
- Aydogmus M., Serçe H. Investigation of regulatory role of collective teacher efficacy in the effect of job satisfaction and satisfaction with life on professional burnout // Research in Pedagogy. 2021. Vol. 11. № 1. Р. 234—250. DOI:10.5937/IstrPed2101234A
- Bakker A.B., Demerouti E. Job demands-resources theory: Taking stock and looking forward // Journal of Occupational Health Psychology. 2017. Vol. 22. № 3. Р. 273—285. DOI:10.1037/ocp0000056
- Burke R.J., Greenglass E.R., Schwarzer R. Predicting teacher burnout over time: effects of work stress, social support, and self-doubts on burnout and its consequences // Anxiety, Stress, and Coping. 1996. Vol. 9. № 3. P. 261—275. DOI:10.1080/10615809608249406
- Burnout among primary school teachers in Iraq: prevalence and risk factors / J. Al-Asadi, S. Khalaf, A. Al-Waaly, A. Abed, S. Shami // East Mediterr Health Journal. 2018. Vol. 24. № 3. P. 262—266. DOI:10.26719/2018.24.3.262
- Burnout among school teachers: Quantitative and qualitative results from a follow-up study in southern Sweden / I. Arvidsson, U. Leo, A. Larsson, C. Hakansson, R. Persson, J. Björk // BMC Public Health. 2019. Vol. 19. Article ID 655. 13 p. DOI:10.1186/s12889-019-6972-1
- Buunk B.P., Schaufeli W.B. Burnout: A perspective from social comparison theory // Professional Burnout. Recent Developments in Theory and Research / Eds. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Routledge, 1993. Р. 53—69. DOI:10.4324/9781315227979
- Determinants of Burnout among Teachers: A Systematic Review of Longitudinal Studies / D. Mijakoski, D. Cheptea, S.C. Marca [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 9. Article ID 5776. 48 p. DOI:10.3390/ijerph19095776
- Dias P.C., Peixoto R., Cadime I. Associations between burnout and personal and professional characteristics: a study of Portuguese teachers // Social Psychology of Education. 2021. Vol. 24. P. 965—984. DOI:10.1007/s11218-021-09640-z
- Effect of Inquiry-Based Stress Reduction (IBSR) Intervention on Well-Being, Resilience and Burnout of Teachers during the COVID-19 Pandemic / T. Zadok-Gurman, R. Jakobovich, E. Dvash, K. Zafrani, B. Rolnik, A.B. Ganz, S. Lev-Ari // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 7. Article ID 3689. 14 p. DOI:10.3390/ijerph18073689
- Emotional Labor and Burnout among Teachers: A Systematic Review / A. Kariou, P. Koutsimani, A. Montgomery, O. Lainidi // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 23. Article ID 12760. 15 p. DOI:10.3390/ijerph182312760
- Floricica C.M., Tanase T., Antonia S. The effects of burnout on the professional activity of teachers // Technium Social Sciences Journal. 2022. Vol. 34. Р. 430—440. DOI:10.47577/tssj.v34i1.7156
- Ghasemi F., Herman K.C., Reinke W.M. A cognitive-behavioral approach to teacher burnout: A randomized controlled trial of a group therapy program // Anxiety, Stress & Coping. 2022. Vol. 9. № 4. P. 533—541. DOI:10.1080/10615806.2022.2103118
- How Strongly Is Personality Associated with Burnout Among Teachers? A Meta‑analysis / J. Roloff, J. Kirstges, S. Grund, U. Klusmann // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. P. 1613—1650. DOI:10.1007/s10648-022-09672-7
- Inandi1 Y., Büyüközkan A.S. The relationship between mobbing, alienation and burnout among teachers in Mersin, Turkey // South African Journal of Education. 2022. Vol. 42. № 1. Р. 1—12. DOI:10.15700/saje.v42n1a1990
- Karasek R.A. Job demands, job decision latitude, and mental strain: Implications for job redesign // Administrative Science Quarterly. 1979. Vol. 24. № 2. P. 285—308. DOI:10.2307/2392498
- Kermanshahi P.N., Pishghadam R. Teachers’ Burnout and their Feedback-ability // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2022. Vol. 10. № 2. Р. 95—114. DOI:10.30466/ijltr.2022.121185
- Lim S., Eo S. The mediating roles of collective teacher efficacy in the relations of teachers’ perceptions of school organizational climate to their burnout // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 44. Р. 138—147. DOI:10.1016/j.tate.2014.08.007
- Madigan D.J., Kim L.E. Towards an understanding of teacher attrition: A meta-analysis of burnout, job satisfaction, and teachers’ intentions to quit // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. Article ID 103425. 51 p. DOI:10.1016/j.tate.2021.103425
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397—422. DOI:10.1146/annurev.psych.52.1.397
- Meier S.T., Kim S. Meta-regression analyses of relationships between burnout and depression with sampling and measurement methodological moderators // Journal of Occupational Health Psychology. 2021. Vol. 27. № 2. P. 195—206. DOI:10.1037/ocp0000273
- Mota A.I., Lopes J., Oliveira C. Burnout in Portuguese Teachers: A Systematic Review // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 2. Р. 693—703. DOI:10.12973/eu-jer.10.2.693
- Occupational Burnout Prevalence and Its Determinants Among Physical Education Teachers: A Systematic Review and Meta-Analysis / T.A. Alsalhe, N. Chalghaf, N. Guelmami, F. Azaiez, N.L. Bragazzi // Frontiers in Human Neuroscience. 2021. Vol. 15. Article ID 553230. 14 p. DOI:10.3389/fnhum.2021.553230
- Profiles of Teachers’ Work Engagement in Special Education: The Impact of Burnout and Job Satisfaction / A. Alexander-Stamatios, P. Kyriaki, C. Garyfalia, A. Anastasia // International Journal of Disability, Development and Education. 2022. Vol. 37. № 2. Р. 1—18. DOI:10.1080/1034912x.2022.2144810
- Rubilar V.N., Oros L.B. Stress and Burnout in Teachers During Times of Pandemic // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 756007. 12 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.756007
- Saloviita T., Pakarinen E. Teacher burnout explained: Teacher-, student-, and organisation-level variables // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 97. Article ID 103221. 14 p. DOI:10.1016/j.tate.2020.103221
- Seibt R., Kreuzfeld S. Influence of Work-Related and Personal Characteristics on the Burnout Risk among Full- and Part-Time Teachers // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 4. Article ID 1535. 17 p. DOI:10.3390/ijerph18041535
- Smetackova I. Self-Efficacy and Burnout Syndrome Among Teachers // The European Journal of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. 20. № 3. Р. 228—241. DOI:10.15405/ejsbs.219
- Sokal L., Trudel L.E., Babb J. I've had it! Factors associated with burnout and low organizational commitment in Canadian teachers during the second wave of the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. Article ID 100023. 9 p. DOI:10.1016/j.ijedro.2020.100023
- Teacher burnout and coping strategies to remain in teaching job in Malaysia: An interpretative phenomenological analysis / I.H. Amzat, A. Kaur, W. Al-Ani, S. Mun, T.S. Ahmadu // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10. № 3. Р. 1075—1088. DOI:10.12973/eu-jer.10.3.1075
- Teacher stress and burnout in Australia: examining the role of intrapersonal and environmental factors / A. Carroll, K. Forrest, E. Sanders-O’Connor, L. Flynn, M.B. Julie, S. Fynes-Clinton, A. York, M. Ziaei // Social Psychology of Education. 2022. Vol. 25. P. 441—469. DOI:10.1007/s11218-022-09686-7
- Teachers’ Burnout during COVID-19 Pandemic in Spain: Trait Emotional Intelligence and Socioemotional Competencies / L. Sánchez-Pujalte, D.N. Mateu, E. Etchezahar, T.G. Yepes // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 13. Article ID 7259. 11 p. DOI:10.3390/su13137259
- The impact of an online stress intervention on burnout and teacher efficacy / B.M. Ansley, D.E. Houchins, Kr. Varjas, A. Roach, D. Patterson, R. Hendrick // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 98. Article ID103251. 1 p. DOI:10.1016/j.tate.2020.103251
- The prevalence and correlates of burnout among Chinese preschool teachers / S. Li, Y. Li, H. Lv, R. Jiang, P. Zhao, X. Zheng, L. Wang, J. Li, F. Mao // BMC Public Health. 2020. Vol. 20. № 1. Article ID 160. 10 p. DOI:10.1186/s12889-020-8287-7
- The Relationship Between Teacher Job Stress and Burnout: A Moderated Mediation Model / W. Zhao, X. Liao, Q. Li, W. Jiang, W. Ding // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. Article ID 784243. 9 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.784243
- The experience of work-related stress across occupations / S. Johnson, C. Cooper, S. Cartwright, I. Donald, P. Taylor, C. Millet // Journal of Managerial Psychology. 2005. Vol. 20. № 2. P. 178—187. DOI:10.1108/02683940510579803
- Work stress, poor recovery and burnout in teachers / K. Gluschkoff, M. Elovainio, U. Kinnunen, S. Mullola, M. Hintsanen, L. Keltikangas-Järvinen, T. Hintsa // Occupational Medicine (London). 2016. Vol. 66. № 7. Р. 564—570. DOI:10.1093/occmed/kqw086
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1447
В прошлом месяце: 144
В текущем месяце: 39
Скачиваний
Всего: 319
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 3