Введение
Изучение психологами профессионального выгорания в России активно началось с начала нулевых годов. За это время на русском языке, исходя из статистики портала elibrary, было опубликовано свыше 6000 статей, при этом обзорных работ насчитывается на два порядка меньше, а статей, посвященных обзору иностранных источников — считанные единицы. Именно отсутствие достаточного количества подобного рода публикаций и обусловливает актуальность настоящего теоретического исследования.
За последний десяток лет на Западе было проведено больше 2000 крупных исследований, большая часть которых издана в США, а пик публикационной активности пришелся на 2021 год.
Начало исследованию феномена выгорания было положено в 1974 г. работой Г. Фрейденбергера, который определил его как истощение в результате чрезмерных требований на рабочем месте и перечислил возникающие в результате симптомы: усталость, частые головные боли, бессонница, импульсивность и др.
Спустя 7 лет двое американских психологов — К. Маслак и С. Джексон — сконструировали методику (Maslach Burnout Inventory — MBI), которая стала самым часто используемым во всем мире средством диагностики профессионального выгорания. Она включает в себя три шкалы — эмоциональное истощение, цинизм и редукцию своих профессиональных достижений.
Такое видение выгорания К. Маслак в 2019 году легло в основу определения этого феномена в новом пересмотре Международной классификации болезней (МКБ-11) под кодом QD85. В ней выгорание определяется как синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно справиться. При этом отмечается, что выгорание относится только к профессиональной сфере.
Какие факторы влияют на формирование выгорания? Это чрезмерная нагрузка, отсутствие социальной поддержки, отсутствие единых и понятных работникам ценностей организации, отсутствие чувства контроля процессов, происходящих на работе, недостаток справедливости и различного рода поощрений
[Maslach, 2001].
Проблематика профессионального выгорания включена в раздел психологии гигиены труда, в рамках которого можно выделить 4 основных теоретических модели.
- Модель соответствия человека и окружающей среды (person-environment fit model). В ее рамках считается, что способности личности должны соответствовать выполняемым профессиональным задачам, что обеспечит физическое и психическое здоровье человека.
- Модель дисбаланса усилий и вознаграждения (effort-reward imbalance model) — предполагает, что неблагоприятное воздействие на человека создают высокие рабочие требования в сочетании с низким вознаграждением [Work stress, poor, 2016].
- Модель контроля спроса и поддержки (demand-control-support model) — подразумевает возможность принятия решений работником, что может снизить негативное влияние высоких рабочих нагрузок [Karasek, 1979].
- Теории социального обмена основывается на том, что выгорание возникает из-за отсутствия социального обмена, как на межличностном, так и на организационном уровнях [Buunk, 1993].
- Одной из наиболее популярных теорий выгорания является теория рабочих требований и ресурсов (job demands-resources model), которая опирается на представления о том, что благополучие работников связано с соответствием наличествующих у них ресурсов предъявляемым работой требованиям [см., например: 5]. Ресурсы могут быть как организационные, так и личностные, к которым, в первую очередь, относят самоэффективность.
Несмотря на динамичный рост интереса к феномену выгорания, в его изучении осталось много проблемных мест, вокруг которых ведется научная дискуссия. Так, например, одним из ключевых моментов является взаимосвязь выгорания и депрессии. Метаанализ, включавший в себя 69 исследований с общим числом респондентов свыше 45000 человек, показал, что общий размер эффекта между оценками по показателям выгорания и депрессии равен 0,49, но при этом сама связь многоаспектна и должна учитывать множество переменных
[Meier, 2021].
По таким показателям, как физическое здоровье, психологическое благополучие и удовлетворенность работой, у учителей результаты хуже средних, наравне с работниками служб скорой помощи, социальных служб, сотрудниками полиции и тюрем
[The experience of, 2005], а более половины исследуемых педагогов демонстрируют высокий уровень выгорания и подумывают о том, чтобы оставить профессию
[Teacher stress and, 2022]; поэтому фокус нашего внимания будет направлен на обзор иностранной литературы по теме не просто профессионального выгорания, а профессионального выгорания школьных учителей, причем акцент будет сделан на исследованиях нескольких последних лет.
Оценивая эти показатели у учителей в различных странах, мы можем увидеть, что выгорание охватывает примерно четвертую или пятую часть учителей — 24,5% в Ираке, 26% на Тайване, 11,6% на Шри-Ланке
[Burnout among primary, 2018]. В Германии о симптомах выгорания сообщают 47% учителей
[Seibt, 2021]. Оценка работников дошкольных образовательных учреждений в Китае показала, что распространенность выгорания среди этой группы респондентов составляет 53,2%
[The prevalence and, 2020].
Если говорить не о выгорании, а об удовлетворенности учителей своей работой, то самый высокий уровень наблюдается в Австрии, Испании, Канаде, Аргентине и Чили, а самый низкий — в Англии, Болгарии, Португалии, Саудовской Аравии
[Assessment of job, 2022].
Основные направления работы, которые прослеживаются у зарубежных авторов в интересуемой нами области в последние несколько лет, следующие:
- определение общего уровня выгорания у учителей;
- изучение факторов, которые приводят к выгоранию;
- работа по предотвращению и снижению уровня выгорания;
- метаанализы;
- выгорание учителей в период пандемии COVID-19.
Факторы, приводящие к выгоранию
В зарубежной литературе, впрочем, как и в отечественной, можно встретить большое количество работ, посвященных различным коррелятам профессионального выгорания, факторам, влияющих на его появление и развитие. Так, например, было обнаружено, что учителя из государственных школ подвержены б
ольшему риску выгорания, чем из частных
[Floricica, 2022], и некоторым артефактом явился факт того, что у учителей коррекционных школ и ресурсных классов выгорание находится на относительно низком уровне, что является неожиданным результатом, так как считается, что психические нагрузки в коррекционной педагогике очень велики
[Saloviita, 2021].
Один из самых интересных вопросов — вопрос связи удовлетворенности доходом и выгорания, ведь на избыток денежных средств не жалуются педагоги ни одной стран мира. Логичное предположение об обратной связи между этими двумя переменными доказали китайские ученые, попутно выявив, что избыточный вес коррелирует с более низкой вероятностью выгорания
[The prevalence and, 2020].
Несмотря на очевидность кажущейся для обыденного сознания положительной роли социальной поддержки, в реальности она может усилить эмоциональное истощение. Такой контринтуитивный факт может быть объяснен тем, что те, у кого есть социальная поддержка, больше включены в жизнедеятельность группы, что делает людей более уязвимыми для социального стресса
[Determinants of Burnout, 2022].
Отдельно выделяются работы, в которых говорится о поддержке со стороны администрации, вклад которой в этот процесс очень весом. Отсутствие такой поддержки или даже моббинг учителей
[Inandi1 Y.,, 2022] однозначно приводят к выгоранию
[Burke, 1996]. Говоря об администрации, можно констатировать, что уверенные стили руководства уменьшают выгорание
[Sokal, 2021], а у самих ее представителей выгорание меньше, чем у учителей, за счет того, что последние выполняют более многообразные рабочие функции
[Burke, 1996].
Также к уменьшению выгорания приводит положительная обратная связь от субъектов образовательного процесса, тогда как отрицательная — увеличивает выгорание
[Kermanshahi, 2022].
В качестве одной из предпосылок выгорания называют эмоциональный труд. Это процесс выражения социально ожидаемых эмоций в межличностном взаимодействии. Именно сокрытие своих чувств или же демонстрация неискренних эмоций коррелирует с выгоранием. Однако не ясно, что является причиной, а что следствием
[Emotional Labor and, 2021].
Из
организационных факторов, приводящих к выгоранию, на первом месте стоит бюрократизм
[Burke, 1996; Mota, 2021].
Перечислим оставшиеся факторы: отсутствие возможности обучаться и самостоятельно принимать решения
[Floricica, 2022], неблагоприятный организационный климат
[The Relationship Between, 2022] (однако на эмпирическом уровне этот факт не всегда находит свое подтверждение
[Lim, 2014]).
Выгорание повышают такие стратегии межличностного взаимодействия, как избегание или те, которые основаны на агрессивности, а понижают — стратегии, предполагающие совещательность и подчинение
[Profiles of Teachers’, 2022], а также возможность восстановления после работы
[Seibt, 2021; Work stress, poor, 2016], чему могут помешать высокие рабочие требования
[A systematic review, 2017].
В некоторых исследованиях мы можем найти противоречивые данные насчет взаимосвязи выгорания с количеством рабочего времени и размером класса, с которым приходится работать учителю. Так, несмотря на то, что в большинстве публикаций отмечается, что рабочее время влияет на выгорание
[Burnout among primary, 2018; Floricica, 2022; Mota, 2021], исследование более 11 тысяч учителей продемонстрировало отсутствие этого влияния
[Seibt, 2021].
Также противоречива зависимость от размера класса: португальские ученые говорят о ее наличии
[Mota, 2021], в то время как финские — об отсутствии
[Saloviita, 2021].
Объяснение таким противоречиям находится в том, что индивидуальные факторы более важны для объяснения риска выгорания у учителей, чем организационные
[Seibt, 2021], а к намерению учителей сменить сферу деятельности приводит не выгорание, а факторы, которые носят более широкий социальный контекст
[Sokal, 2021]. Кроме этого, различия в степени выгорания в результате высокой рабочей нагрузки в подавляющем большинстве случаев объясняются различиями между учителями в школах (97%), а не различиями между школами, что говорит о том, что личностные черты (в первую очередь такие, как устойчивость, регуляция эмоций, чувство субъективного благополучия), могут играть значительную роль в преодолении выгорания
[Teacher stress and, 2022].
Теперь перейдем к блоку
индивидуальных факторов. К ним, в первую очередь, можно отнести пол и возраст. Пол мало связан с выгоранием, однако есть данные, что мужчины демонстрируют более высокий уровень отдельных составляющих выгорания
[Burnout among primary, 2018; Saloviita, 2021; The prevalence and, 2020], а старшие учителя выгорают больше, чем молодые
[Dias, 2021; Teachers’ Burnout during, 2021].
Существует связь между удовлетворенностью работой и выгоранием у учителей, однако учителя, которые не удовлетворены работой, не обязательно демонстрируют выгорание, а те, кто удовлетворен, не «застрахованы» от него
[Madigan, 2021].
Одно из метаисследований показало, что существует связь между чертами «большой пятерки» и выгоранием — при наличие такой черты, как невротизм, эта связь прямая, тогда как при наличие остальных черт — обратная
[How Strongly Is, 2022].
Среди индивидуальных факторов, связанных с выгоранием, отдельно следует выделить самоэффективность, которой посвящено большое количество публикаций. Концепция самоэффективности была разработана А. Бандурой и понимается как вера человека в свою способность действовать способами, необходимыми для достижения конкретных целей. Соответственно, люди с высокой самоэффективностью рассматривают проблему как ресурс и быстрее восстанавливаются после неудач. Действительно, исследования показали, что неуверенность в себе в профессиональном плане может явиться предиктором выгорания
[Burke, 1996], а положительная оценка своего благополучия и нагрузки может уменьшить его уровень
[Teacher stress and, 2022].
Самоэффективность связана с чертами «большой пятерки», а взаимосвязь между самоэффективностью школьных учителей и их выгоранием можно проследить во многих публикациях (см., например,
[Aydogmus, 2021; Burnout among school, 2019; Smetackova, 2017], однако китайскими психологами было показано, что у учителей с высокой самоэффективностью конфликт «работа—семья» оказывал большее влияние на возникновение выгорания, что говорит о том, что самоэффективность играет в нем более сложную роль
[The Relationship Between, 2022].
Кроме понятия самоэффективности есть понятие коллективной самоэффективности. Она не складывается механически из суммы самоэффективностей каждого члена группы, а является групповым атрибутом. В отношении учителей ее можно определить как восприятие ими своих усилий, оказывающих положительное влияние на учащихся. На этот вид самоэффективности сильно влияют лидеры, а также следующие факторы: позитивная среда, четкое видение цели, высокие ожидания, профессиональное развитие и т. д.
[Aydogmus, 2021]. Коллективная самоэффективность может быть обратно связана с выгоранием, что показано на корейской выборке, и не связана с ним, что выявлено на норвежской выборке; это объясняется различиями в коллективистической/индивидуалистической направленности представителей этих двух культур
[Aydogmus, 2021; Lim, 2014].
Говоря об исследованиях последних двух лет нельзя не выделить отдельно блок исследований, посвященных выгоранию в период пандемии COVID-19. Было показано, что в отсутствие реального взаимодействия уровень выгорания был более высок
[Teachers’ Burnout during, 2021], особенно это прослеживается у представителей женского пола. Последнее связывается с тем, что женщинам, в большинстве своем, приходится выполнять обязанности не только учительницы, но и домохозяйки
[Assessment of burnout, 2021]. Основными факторами стресса были: перегруженность работой, непривычные условия труда и неопределенность будущего
[Rubilar, 2021].
Во время пандемии учителя имели более низкую самоэффективность, которая, как уже было показано, может играть решающую роль в формировании выгорания
[Assessment of job, 2022].
Методы снижения профессионального выгорания и его профилактика
Среди методов, доказавших свою эффективность при работе с выгоранием, можно перечислить следующие:
Б.М. Энсли (Ansley B.M.) с соавторами предлагают четырехнедельную программу работы с выгоранием со следующими модулями: информирование о выгорании учителя; базовый уход за собой, когнитивная реструктуризация, проработка отношений на работе и некоторые другие
[The impact of, 2021].
Один из самых интересных подходов можно встретить у А.Б. Беккер и Е. Демерути (A.B. Bakker, E. Demerouti). Основываясь на теории рабочих требований и ресурсов (РТ-Р), они предлагают ввести «РТ-Р-монитор» — онлайн-анкету, с помощью которой можно количественно оценить все факторы, заложенные в эту теорию и получить обратную связь. Кроме этого, сотрудникам предлагаются деловые игры, построенные на модели РТ-Р, которые бы продемонстрировали всем участникам рабочего процесса закономерности взаимодействия различных компонентов модели
[Bakker, 2017].
Заключение
Одной из доминирующих теорий, объясняющих процесс выгорания, является теория рабочих требований и ресурсов (job demands-resources model), а наиболее популярной психодиагностической методикой — методика К. Маслак (Maslach Burnout Inventory).
Несмотря на продолжительное изучение профессионального выгорания учителей и большое количество эмпирических данных, можно констатировать факт того, что почти все они неоднозначны и констатируют противоречивые результаты
[Burnout among primary, 2018; Mota, 2021]. Такая ситуация складывается из-за отсутствия единой методологии, различий в применяемых методах диагностики и методических проблем исследований
[Determinants of Burnout, 2022]. Сложность в изучении выгорания вызвана и тем фактом, что оно может быть цикличным явлением
[Burnout among school, 2019].
Наиболее часто встречаемыми факторами, которые анализируются в связи с выгоранием у учителей, являются бюрократизм, самоэффективность, рабочая нагрузка, социальная поддержка, возраст, пол и ряд других. При этом важным является то, что сам процесс преподавания способствует эмоциональному благополучию и уменьшает выгорание
[Mota, 2021].
Перспективой изучения процесса выгорания у учителей можно считать унификацию методов исследования, опору на единый теоретический фундамент, которым может стать в том числе и отечественная методология в русле деятельностного подхода.