Опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков в зарубежных исследованиях

1

Аннотация

В статье представлен опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков исследователями западных и восточных стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Китая и др. Это позволило представить более обширную географию стран, которые в своей психиатрической практике и психологической науке применяют диагностическую парадигму, опираясь на трансдиагностическую модель классификации психических расстройств. Автором предпринята попытка рассмотреть различные подходы к изучению вопросов, связанных с интернализированными расстройствами зарубежными исследователями. В статье представлены понятие «интернализированные расстройства», его противопоставление понятию «экстернализированные расстройства». Особое внимание уделено симптомам, диагностике, интервенции интернализированных расстройств именно в детском и подростковом возрасте. Представлены данные об эпидемиологии и этиологии интернализированных расстройств у детей и подростков. Проведен анализ превалентности интернализированных расстройств среди детей и подростков, который варьируется в зависимости от возрастной группы, пола и региона проживания. Описываются некоторые исследования, касающиеся коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков. Материалы статьи позволяют получить более полное представление о сути феномена «интернализированные расстройства» и его ключевых характеристиках. Данные, представленные в статье, могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.

Общая информация

Ключевые слова: интернализированные расстройства, экстернализированные расстройства, факторы риска, дети, подростки, коморбидность

Рубрика издания: Медицинская психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130209

Финансирование. Статья написана при финансовой поддержке Автономной некоммерческой организации высшего образования «Научно-технологический университет «Сириус». Адрес: Россия, 354340, Краснодарский край, пгт Сириус, проспект Олимпийский, д. 1.

Получена: 03.05.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Карпова Н.В. Опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 92–101. DOI: 10.17759/jmfp.2024130209

Полный текст

Введение

Особое внимание зарубежных исследователей тема интернализированных и экстернализированных расстройств привлекла еще в конце ХХ столетия. Актуальность выбора проблемы для изучения обусловлена рядом причин: в последние годы наблюдается широкая распространенность ментальных заболеваний, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 11% населения всей планеты страдают от психических заболеваний [22]; аффективные расстройства часто остаются незамеченными или трудно различимыми из-за того, что симптомы не очевидны для окружающих [14] или схожи с другими расстройствами; особую угрозу данные расстройства представляют для подрастающего поколения, что приводит к долгосрочным негативным последствиям для развития и благополучия в течение всей жизни; развитие психических расстройств в детском и подростковом возрасте ставит под угрозу не только здоровье ребенка и его семьи, но и образовательные, медицинские и экономические системы страны.
Интернализированные расстройства представляют собой группу психических нарушений, характеризующихся преимущественно внутренними переживаниями и эмоциональным дистрессом, в отличие от экстернализированных расстройств, которые проявляются в нарушениях поведения и конфликтах с окружающими. В зарубежных исследованиях такой подход к классификации расстройств является традиционным [6]. Объединение интернализированных расстройств в единый спектр нарушений помогает лучше понять их природу и причины возникновения в связи с общностью симптомов, нейробиологических механизмов, факторов риска заболевания и высокой коморбидностью. Такой взгляд способствует более точной диагностике и прогнозированию течения заболевания, выработке общей стратегии по работе с классом расстройств и, как следствие, позволяет разработать эффективные способы вмешательства [29].
Несмотря на достаточно широкое распространение понятия «интернализированные расстройства» в зарубежных источниках, в русскоязычной литературе данный термин практически не используется. Вероятно, это связано с тем, что используются более традиционные термины, такие как «невротические расстройства», «аффективные расстройства» или «тревожно-депрессивные расстройства», которые частично перекрывают понятие интернализированных расстройств. Советская психиатрия в значительной степени опиралась на собственную диагностическую систему, которая отличалась от западных классификаций, таких как DSM и МКБ. Эти различия сохраняются и в современной российской психиатрии, хотя постепенно происходит сближение с международными стандартами.
В данной статье представлен опыт зарубежных исследователей в изучении интернализированных расстройств у детей и подростков с акцентом на эпидемиологию, этиологию, диагностику и коморбидность.

Понятие «интернализированные расстройства» у детей и подростков

Термин «интернализированные расстройства» был введен в научный оборот в 1960-х годах американским психологом Т. Ахенбахом, который разработал систему эмпирически обоснованной классификации психических расстройств у детей и подростков [3]. В этой системе интернализированные расстройства противопоставлялись экстернализированным расстройствам. В современных зарубежных исследованиях такая трансдиагностическая модель классификаций психических расстройств нашла широкое распространение. В отличие от традиционной модели, предполагающей точечную диагностику и лечение, трансдиагностическая модель фокусируется на общих механизмах, лежащих в основе различных психических расстройств, и предлагает универсальные методы лечения, которые могут быть эффективны для различных диагнозов. В данном случае особенности модели заключаются в том, что психические расстройста широкого спектра объединены в две категории, по общности и направленности симптомов [28].
Первая категория — интернализированные расстройства — группа психических нарушений, которые проявляются внутренне, на самого себя и затрудняют эмоциональное и психологическое благополучие человека. Эти расстройства включают в себя депрессию, тревожные и панические расстройства, соматоформные расстройства, биполярное расстройство, посттравматическое расстройство и др.
Вторая категория, экстернализированные расстройства, напротив, характеризуется направленностью проблемного поведения и негативных эмоций вовне, на окружающих людей и внешний мир. Люди с этими расстройствами часто вступают в конфликты, проявляют агрессию, импульсивность и нарушают социальные нормы [4; 35]. Таким образом, к экстернализированным расстройствам относятся поведенческие нарушения, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения, эксплозивное расстройство личности и др.
Все определения интернализированных расстройств, существующие в зарубежной научной литературе, условно можно объединить на основании нескольких подходов. Вызвано это, в первую очередь, многообразием существующих точек зрения относительно того, что является ключевым фактором в развитии и поддержании этих расстройств [24]. С точки зрения симптоматического подхода, который фокусируется на симптомах и признаках, характерных для интернализированных расстройств; критерием для включения является наличие специфических симптомов интернализированных расстройств, которые проявляются преимущественно внутренними переживаниями. Примерами такого рода расстройств являются депрессия, тревожные расстройства, синдром хронической усталости и др. Согласно этиологическому подходу интернализированные расстройства рассматриваются с точки зрения их причин и факторов развития, критерием объединения в этом подходе является акцент на механизмах формирования расстройств. Примерами таких расстройств могут быть следующие: посттравматический стрессовый синдром, диссоциативные расстройства, соматоформные расстройства и др. Функциональный подход рассматривает интернализированные расстройства с точки зрения их влияния на функционирование человека в различных сферах жизни. Критерием объединения в данном подходе является фокус на последствиях интернализированных расстройств для адаптации и функционирования человека в различных контекстах. Примерами таких расстройств могут быть психосоматические расстройства, эмоционально-неустойчивые расстройства личности и др.
Однако одно из наиболее часто цитируемых определений было предложено американскими исследователями, которые определили интернализированные расстройства как «…группу расстройств, характеризующихся внутренне направленными эмоциональными и когнитивными проблемами, такими как депрессия, тревога, соматические жалобы и социальная замкнутость» [9, с. 980].
Особое внимание развитию интернализированных расстройств следует уделить именно в детском и подростковом возрасте; это связано с тем, что симптомы заболевания, диагностика и интервенция имеют значительные отличия от взрослых.
У детей и подростков интернализированные расстройства могут проявляться через физические симптомы (например, боли в животе или головные боли), а также через нервозность, плохое настроение, внутренние переживания, грусть, чувство вины и стыда, напряженность или избегание определенных ситуаций [18]. У взрослых симптомы могут быть более выраженными и проявляться в виде депрессии, тревожности, панических атак и других психических расстройств [17].
Причины возникновения интернализированных расстройств у детей и взрослых также могут отличаться. У детей это часто связано с травмами, стрессом в семье или в школе, проблемами взаимоотношений с родителями или сверстниками [14]. У взрослых причины могут быть более сложными и связаны с прошлыми психотравмами, работой, отношениями, хроническими заболеваниями, употреблением химических веществ и другими факторами.
В детском и подростковом возрасте диагностика интернализированных расстройств достаточно затруднена. Основные трудности связаны с тем, что симптомы этих расстройств могут быть менее явными и не привлекать внимания у окружающих. Например, депрессия или тревожность могут проявляться внутренними конфликтами и эмоциональной неустойчивостью, которые не всегда легко отследить. Дети и подростки могут скрывать свои проблемы по разным причинам, в том числе из-за страха быть осужденными или отвергнутыми окружающими. Детский и подростковый возраст сам по себе характеризуется эмоциональной нестабильностью, специфическими поведенческими реакциями и поиском собственной идентичности, что может усложнять распознавание патологических проявлений. Часто симптомы не соответствуют общепринятым стандартам диагностики психических расстройств [31]. Для диагностики интернализированных расстройств у детей и подростков симптомокомплекс должен присутствовать в течение определенного периода времени (обычно не менее 2 недель для депрессивных расстройств и не менее 6 месяцев для тревожных расстройств) [21]. Диагностировать интернализированные расстройства у взрослых легче, чем у детей. Взрослые способны анализировать и описывать свои эмоциональные состояния и симптомы более точно и четко, проявляют большую открытость, а симптомы расстройств являются более длительными и стабильными.
Подход к лечению интернализированных расстройств у детей и взрослых также имеет ряд отличий. В детском возрасте в лечение включены близкие взрослые, чаще всего используется терапия в соответствии с возрастными особенностями, редко применяется фармакотерапия. У взрослых чаще всего терапия ориентирована на самого пациента и есть большая вероятность назначения медикаментозного лечения [17; 37].

Эпидемиология интернализированных расстройств у детей и подростков

Исследования показывают, что превалентность интернализированных расстройств среди детей и подростков варьируется в зависимости от конкретного расстройства, возрастной группы, пола и региона проживания.
По данным ВОЗ «…каждый седьмой подросток в возрасте 10—19 лет страдает каким-либо психическим расстройством (14%), при этом тревожное расстройство развивается у 3,6% детей 10—14 лет и у 4,6% подростков 15—19 лет. Депрессия встречается у 1,1% детей в возрасте 10—14 лет и у 2,8% подростков в возрасте 15—19 лет. Кроме того, распространенность интернализированных расстройств увеличивается с возрастом, достигая пика в подростковом периоде. При этом девочки (15,8—22,2%) демонстрируют более высокие показатели тревожных и депрессивных симптомов по сравнению с мальчиками (12,0—19,4)» [22]. Главным объяснением этого является то, что подростковый возраст характеризуется гормональными изменениями, что влечет за собой биологические различия между полами. Возрастные изменения в организме девочек чаще приводят к тревожным и депрессивным состояниям. Кроме этого, девочки проявляют более высокую чувствительность к стрессу и склонны переживать его более интенсивно, чем мальчики [14; 32; 33; 35].
Распространенность интернализированных расстройств может варьироваться в зависимости от региона проживания.
Например, по данным крупного кросс-национального исследования, 12-месячная распространенность тревожных расстройств варьировалась от 2,4% в Китае [11] до 18,2% в США [20]. Такие особенности могут быть связаны с культурными особенностями и социокультурным контекстом. Чем чаще в стране возникают социальные и экономические кризисы, чем ниже доступность к медицинским и психологическим услугам, тем более наличие социальной стигматизации психических заболеваний повышает риск возникновения интернализированных расстройств. Кроме этого, имеет значение способ выражения и проявления симптомов интернализированных расстройств. В странах востока люди склонны скрывать свои эмоции и чувства, а психические расстройства могут рассматриваться как позор для семьи, что делает людей склонными скрывать свои проблемы или обращаться за помощью только в крайних случаях. В западных странах, напротив, часто наблюдается тенденция к демонстрации эмоций и выражению чувств.
Критический анализ показывает, что существуют различия в диагностике интернализированных расстройств в разных странах. Например, врачи и психологи могут использовать разные стандартизированные опросники и вопросники для оценки симптомов и проведения точной диагностики, могут коллективно работать над постановкой диагноза, а могут применяться более индивидуализированные подходы к диагностике, основанные на культурных особенностях и традициях [15; 21; 34].

Этиология интернализированных расстройств у детей и подростков

Этиология интернализированных расстройств у детей и подростков широко представлена в зарубежной научной литературе. Приводится множество факторов риска, связанных с развитием интернализированных расстройств у детей и подростков, которые могут влиять на появление расстройства, как в совокупности, так и изолированно. Понимание сложных взаимодействий между факторами риска может иметь решающее значение для разработки персонализированных стратегий профилактики и лечения интернализированных расстройств.
Причины возникновения интернализированных расстройств можно условно разделить на три группы: биологические, психологические и социальные.
В исследованиях [1] подчеркивается роль генетических факторов в развитии интернализированных расстройств. Данному фактору отводится 55—65% риска возникновения заболевания и лишь 30—35% влияния составляет социальная адаптация и социальное функционирование. Кроме того, эпигенетические модификации, вызванные стрессом и травматическим опытом, могут влиять на генетическом уровне и быть связанными с риском возникновения интернализированных расстройств. Нейробиологические исследования также выявили структурные и функциональные изменения в мозге, особенно в областях, связанных с эмоциональной регуляцией и обработкой травматического стресса, у людей с интернализированными расстройствами [12; 13; 36].
Таким образом, генетическая предрасположенность может повышать уязвимость к эмоциональным потрясениям, которые, в свою очередь, могут активировать эпигенетические изменения и нейробиологические нарушения.
Психологические факторы повышают уязвимость детей и подростков к развитию интернализированных расстройств, особенно при столкновении с трудными жизненными ситуациями, но для каждого расстройства есть свои специфические психологические факторы риска. А. Бек в когнитивной модели депрессии обозначил, что именно депрессивные симптомы представляют собой результат дисфункционального мышления и искаженных убеждений. Он считает, что катастрофизация ситуаций и обесценивание себя являются первичными факторами, способствующими развитию этого расстройства [8].
Такие характеристики, как низкая самооценка, неуверенность в себе и чрезмерная требовательность, играют важную роль в увеличении вероятности развития интернализированных расстройств, связанных с депрессией, тревожными расстройствами и социальной фобией [7]. Стремление к совершенству, завышенные требования к себе также могут провоцировать возникновение интернализированных расстройств из-за постоянного ощущения несоответствия своим стандартам, самокритики, страха неудачи и неспособности получать удовольствие от достижений [3]. Кроме того, факторами риска интернализированных расстройств являются нарушения эмоциональной регуляции и неспособность распознать свои собственные эмоции и чувства, которые приводят к накоплению негативных переживаний и трудностям в адаптации к травмирующим ситуациям [23]. Другими факторами риска являются дефицит навыков совладания со стрессом и использование неадаптивных копинг-стратегий, которые приводят к накоплению негативных эмоций, снижению самооценки и ухудшению психологического благополучия. Наконец, такие факторы, как нарушение идентичности и ролевая неопределенность, вызывающие чувство потерянности, неуверенности, снижающие самооценку и провоцирующие эмоциональный дистресс, также увеличивают риск развития интернализированных расстройств [19; 27].
Социальные факторы риска интернализированных расстройств у детей и подростков исследователи делят на микросоциальные и макросоциальные. К микросоциальным относится непосредственнное окружение человека: его семья, друзья, коллеги. К макросоциальным факторам относятся социально-экономический статус, культуральные особенности, геополитическая обстановка и др. К социальным факторам относятся неблагоприятные жизненные события, такие как буллинг и психотравма. По результатам исследования, дети, которые не были вовлечены в травлю, реже страдали интернализированными расстройствами, чем дети, которые сообщили, что были жертвами буллинга [25]. Другие исследования подтверждают наличие взаимосвязи между насилием и интернализацией симптомов психического здоровья у подростков [9]. Кроме этого, особая роль в появлении интернализированных расстройств отводится семейным факторам [15]. Также приводятся данные лонгитюдных исследований о том, что интернализированные симптомы и расстройства родителей предсказывают ухудшение функционирования семейной системы, а также провоцируют возникновение интернализированных симптомов и расстройств у подростков. Школьная дезадаптация также может приводить к интернализированным растройствам. Эти данные подтверждаются исследованиями, в которых симптомы интернализации, предоставляемые учителями, и депрессивные симптомы, сообщаемые детьми, были связаны с плохой успеваемостью и школьной адаптацией [30; 32].

Коморбидность интернализированных расстройств у детей и подростков

Наличие двух и более заболеваний в ситуации с интернализированными расстройствами является достаточно частым явлением. Коморбидность может быть внутри класса интернализированных расстройств и между классами с экстернализированными расстройствами.
В детском и подростковом возрасте коморбидность внутри одного класса расстройства может быть связана с тем, что механизмы, лежащие в основе этих заболеваний, могут перекрываться или взаимодействовать друг с другом. Признаком этого является тот фактор, что у человека одновременно наблюдаются несколько различных психических расстройств, которые относятся к интернализированным расстройствам. Например, подросток одновременно может страдать от депрессии и тревожного расстройства — все это является интернализированными расстройствами [10].
Анализ литературы показал, что существует высокая частота встречаемости коморбидности между интернализированными и экстернализированными расстройствами. У человека одновременно проявляются симптомы как внутренних психических расстройств, таких как депрессия, тревожное расстройство, паническое расстройство, так и внешних, психических расстройств, таких как расстройство поведения, нарушение личности, агрессия. Это усложняет процесс диагностики и лечения, поскольку симптомы обоих типов расстройств могут взаимно усиливаться и маскировать друг друга. Также коморбидность между этими классами расстройств может усугублять течение заболевания, что подчеркивает необходимость в более тщательном подходе к интервенции [26].
Превалентность коморбидности между интернализированными и экстернализированными расстройствами может варьироваться в зависимости от популяции, возраста, пола и других факторов. Ее точную степень оценить достаточно сложно в связи со сложными взаимосвязями между различными типами психических расстройств [10].
Развитие коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков может происходить по следующим причинам: генетическая предрасположенность, которая заключается в том, что некоторые гены могут быть связаны с развитием нескольких заболеваний одновременно [12]; работа биологических систем организма, например, нерегулярный уровень нейротрансмиттеров или нарушения в нейрохимических процессах; психологические проблемы, среди которых проблемы с адаптацией, низкая самооценка, недостаток механизмов регуляции эмоций и др. Неблагоприятные социальные условия, включая буллинг, одиночество, бедность и др [25]. Наличие вредных привычек, таких как злоупотребление химическими веществами [2; 5; 16].
Существует множество других факторов, которые могут оказывать влияние на появление коморбидности, и в некоторых случаях причина может быть неочевидна или не одна.

Заключение

Анализ зарубежных исследований в изучении интернализированных расстройств показал, что в основе классификации психических расстройств лежит трансдиагностичекая модель, которая в отличие от традиционных моделей, сфокусированных на конкретных симптомах и признаках, подразумевает существование общих механизмов, лежащих в основе различных психических расстройств. Таким образом, вместо того чтобы классифицировать расстройства по конкретным симптомам или диагнозам, они классифицируются по общим механизмам, которые лежат в их основе. Эта модель позволяет более эффективно определять и лечить пациентов, у которых уникальные комбинации симптомов не соответствуют традиционным диагнозам. Она также открывает новые пути в диагностике и лечении для пациентов с вполне различными симптомами и диагнозами, но с общими корнями и причинами расстройств. Особую актуальность такая модель приобретает, если речь идет о детях и подростках, а связано это со спецификой причин возникновения заболевания, симптомами, подходами к диагностике и интервенции, а также возрастными особенностями.
Приведенный в статье опыт изучения интернализированных расстройств, отраженный в современных зарубежных исследованиях у детей и подростков, указывает на наличие различий симптоматического, этиологического и функционального подходов к рассмотрению понятия интернализированных расстройств, что позволило получить более полное представление о сути этого феномена и его ключевых характеристиках. Среди множества определений данного понятия в науку и практику оно вошло как группа расстройств, характеризующихся внутренне направленными эмоциональными и когнитивными проблемами, такими как депрессия, тревога, соматические жалобы и социальная замкнутость. Согласно трансдиагностическому подходу, который предполагает использование общих принципов и стратегий в диагностике и лечении независимо от конкретного диагноза, интернализированные расстройства противопоставлялись экстернализированным расстройствам.
Термин «интернализированные расстройства» стал широко применяться за рубежом в середине ХХ века.
Представленные данные об эпидемиологии расстройств у детей и подростков подчеркивают актуальность и значимость этой проблемы. Согласно исследованиям, распространенность психических расстройств, направленных на себя, у детей и подростков различается в зависимости от типа расстройства, возраста, гендерной принадлежности и места жительства.
Этиология интернализированных расстройств, является многофакторной и включает в себя сложное взаимодействие биологических, психологических и социальных причин. Высокая распространенность и множественные факторы риска могут являться как предикторами возникновения интернализированных расстройств в детском и подростковом возрасте, так и факторами защиты от возникновения таких расстройств.
Коморбидность интернализированных расстройств относится к одновременному наличию двух или более психических расстройств, которые характеризуются преимущественно внутренними переживаниями и эмоциональным дистрессом. Кроме того, коморбидность интернализированных расстройств у детей и подростков является довольно распространенным явлением. Симптомы одного расстройства могут маскировать или усугублять симптомы другого.
Таким образом, представленный зарубежный опыт вносит вклад в понимание проблемы интернализированных расстройств у детей и подростков, обобщая современные зарубежные исследования по этой теме. Полученные данные могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.
Дальнейшие исследования по данной проблеме могут быть направлены на изучение экстернализированных расстройств у детей и подростков. Более детальное изучение категорий интернализированных и экстернализированных расстройств позволит лучше понимать симптоматику и причины заболевания, что поможет специалистам более точно диагностировать и эффективно лечить пациентов уже на ранних стадиях развития расстройства.

Литература

  1. Касьянов Е.Д., Мазо Г.Э., Кибитов А.О. В поисках «наследственных» форм депрессии: клинические, генетические и биологические подходы [Электронный ресурс] // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Том 28. № 1. С. 74—82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35411959 (дата обращения: 27.06.2024).
  2. A trait-like propensity to experience internalizing symptoms is associated with problem alcohol involvement across adulthood, but not adolescence / K. King, M. Feil, M. Halvorson, R. Kosterman, J. Bailey, J. Hawkins // Psychology of addictive behaviors: journal of the Society of Psychologists in Addictive Behaviors. 2020. Vol. 34. № 7. P. 756—771. DOI:10.1037/adb0000589
  3. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist/4—18 and 1991 Profile. Vermont: University of Vermont, Department of Psychiatry, 1991. 288 p.
  4. Affective Dynamics Across Internalizing and Externalizing Dimensions of Psychopathology / L. Scott, S. Victor, E. Kaufman, J. Beeney, A. Byrd, V. Vine, P. Pilkonis, S. Stepp // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 8. № 3. P. 412—427. DOI:10.1177/2167702619898802
  5. Alcohol consumption and internalising disorders in young adults of ALSPAC: a population-based study / G.S. Fernandes, G. Lewis, G. Hammerton, K. Abeysekera, L. Mahedy, A. Edwards, G. Lewis, M. Hickman, J. Heron // Journal of Epidemiology and Community Health. 2020. Vol. 74. № 12. P. 1023—1027. DOI:10.1136/jech-2020-213922
  6. Andrews G. Internalizing disorders: The whole is greater than the sum of the parts // World Psychiatry. 2018. Vol. 17. № 3. P. 302—303. DOI:10.1002/wps.20564
  7. Colmsee I.-S. O., Hank P., Bošnjak M. Low self-esteem as a risk factor for eating disorders: A meta-analysis // Zeitschrift für Psychologie. 2021. Vol. 229. № 1. P. 48—69. DOI:10.1027/2151-2604/a000433
  8. Common and disorder-specific cortical thickness alterations in internalizing, externalizing and thought disorders during early adolescence: an Adolescent Brain and Cognitive Development study / G. Yu, Z. Liu, X. Wu [et al.] // Journal of Psychiatry & Neuroscience. 2023. Vol. 48. № 5. P. E345—E356. DOI:10.1503/jpn.220202
  9. Community violence and internalizing mental health symptoms in adolescents: A systematic review / C.R. Miliauskas, D.P. Faus, V.L. da Cruz, J.G.R. do Nascimento Vallaperde, W. Junger, C.S. Lopes // BMC Psychiatry. 2022. Vol. 22. Article ID 253. 23 p. DOI:10.1186/s12888-022-03873-8
  10. Dol M., Reed M., Ferro M. Internalizing—Externalizing Comorbidity and Impaired Functioning in Children // Children. 2022. Vol. 9(10). Article ID 1547. 9 p. DOI:10.3390/children9101547
  11. Generalized anxiety disorder in China: prevalence, sociodemographic correlates, comorbidity, and suicide attempts / X. Ma, Y.-T. Xiang, Z.-J. Cai [et al.] // Perspectives in Psychiatric Care. 2009. Vol. 45. № 2. P. 119—127. DOI:10.1111/j.1744-6163.2009.00212.x
  12. Genetic and environmental contributions to the relationship between internalizing disorders and sick leave granted for mental and somatic disorders / F.A. Torvik, L.C. Gjerde, E. Røysamb, K. Tambs, K.S. Kendler, N.O. Czajkowski, G.P. Knudsen, T. Reichborn-Kjennerud, R.E. Ørstavik // Twin Research and Human Genetics: The Official Journal of the International Society for Twin Studies. 2014. Vol. 17. № 4. P. 225—235. DOI:10.1017/thg.2014.27
  13. Genetic and environmental risk structure of internalizing psychopathology in youth / J. Hettema, J. Bourdon, C. Sawyers, B. Verhulst, M. Brotman, E. Leibenluft, D. Pine, R. Roberson-Nay // Depression and Anxiety. 2020. Vol. 37. № 6. P. 540—548. DOI:10.1002/da.23024
  14. Hughes E.K., Gullone E. Internalizing symptoms and disorders in families of adolescents: a review of family systems literature // Clinical Psychology Review. 2008. Vol. 28. № 1. P. 92—117. DOI:10.1016/j.cpr.2007.04.002
  15. Internalizing and Externalizing Disorder Levels among Adolescents: Data from Poland / A. Babicka-Wirkus, P. Kozłowski, Ł. Wirkus, K. Stasiak // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 3. Article ID 2752. 17 p. DOI:10.3390/ijerph20032752
  16. Internalizing and externalizing subtypes in female patients with co-occurring post-traumatic stress disorder and substance use disorders / N. Raj, U. Verthein, J. Grundmann [et al.] // Journal of substance abuse treatment. 2021. Vol. 121. Article ID 108198. 8 p. DOI:10.1016/j.jsat.2020.108198
  17. Internalizing Mental Health Disorders and Emotion Regulation: A Comparative and Mediational Study of Older Adults With and Without a History of Complex Trauma Exposure / V. Pfluger, S. Rohner, C. Eising, A. Maercker, M. Thoma // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 820345. 13 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.820345
  18. Internalizing symptoms in adolescence are modestly affected by symptoms of anxiety, depression, and neurodevelopmental disorders in childhood / S. Doering, H. Larsson, L. Halldner, C. Gillberg, R. Kuja‑Halkola, S. Lundström // BMC psychiatry. 2022. Vol. 22. Article ID 233. 8 p. DOI:10.1186/s12888-022-03875-6
  19. Kuhn M. Attachment and Internalizing and Externalizing Problems in Adolescence: Exploring the Mediating Role of Physiological Self-Regulation Capacity [Электронный ресурс]: Doctor philosophy dissertation. Seattle, 2019. 77 p. URL: https://digitalcommons.spu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1041&context=cpy_etd (дата обращения: 26.06.2024).
  20. Lifetime prevalence of mental disorders in U.S. adolescents: results from the National Comorbidity Survey Replication—Adolescent Supplement (NCS-A) / K.R. Merikangas, J.-P. He, M. Burstein, S.A. Swanson, S. Avenevoli, L. Cui, C. Benjet, K. Georgiades, J. Swendsen // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2010. Vol. 49. № 10. P. 980—989. DOI:10.1016/j.jaac.2010.05.017
  21. McElroy E., Patalay P. In search of disorders: internalizing symptom networks in a large clinical sample // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. 2019. Vol. 60. № 8. P. 897—906. DOI:10.1111/jcpp.13044
  22. Mental health of adolescents [Электронный ресурс] // World Health Organization. 2021. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 25.06.2024).
  23. Nemattavousi M. The mediating role of experiential avoidance in the relationship between Alexithymia and emotion regulation in patients with major depression disorder after traumatic brain injury // Shenakht Journal of Psychology and Psychiatry. 2020. Vol. 7. № 2. P. 140—152. DOI:10.52547/shenakht.7.2.140
  24. Neurostructural Heterogeneity in Youths With Internalizing Symptoms / A. Kaczkurkin, A. Sotiras, E. Baller [et al.] // Biological Psychiatry. 2020. Vol. 87. № 5. P. 473—482. DOI:10.1016/j.biopsych.2019.09.005
  25. Ogłodek E.A. Alexithymia and Emotional Deficits Related to Posttraumatic Stress Disorder: An Investigation of Content and Process Disturbances // Case Reports in Psychiatry. 2022. Vol. 2022. № 1. Article ID 7760988. 5 p. DOI:10.1155/2022/7760988
  26. Pasion R., Barbosa F. ERN as a transdiagnostic marker of the internalizing-externalizing spectrum: A dissociable meta-analytic effect // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2019. Vol. 103. P. 133—149. DOI:10.1016/j.neubiorev.2019.06.013
  27. Perfectionism, worry, rumination, and distress: A meta-analysis of the evidence for the perfectionism cognition theory / Y. Xie, Y. Kong, J. Yang, F. Chen // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. P. 301—312. DOI:10.1016/j.paid.2018.11.028
  28. Pinquart M., Shen Y. Behavior problems in children and adolescents with chronic physical illness: a meta-analysis // Journal of Pediatric Psychology. 2011. Vol. 36. № 9. P. 1003—1016. DOI:10.1093/jpepsy/jsr042
  29. Prevalence of internalizing disorders, symptoms, and traits across age using advanced nonlinear models / H. Loo, L. Beijers, M. Wieling, T. Jong, R. Schoevers, K. Kendler // Psychological Medicine. 2021. Vol. 53. № 1. P. 78—87. DOI:10.1017/S0033291721001148
  30. Research Review: Language and specific learning disorders in children and their co-occurrence with internalizing and externalizing problems: a systematic review and meta-analysis / E. Donolato, R. Cardillo, I. Mammarella, M. Melby-Lervåg // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2021. Vol. 63. № 5. P. 507—518. DOI:10.1111/jcpp.13536
  31. Scale development and psychometric properties of internalizing symptoms: The interRAI Child and Youth Mental Health internalizing subscale / C. Lau, S. Stewart, D. Saklofske, J. Hirdes // Psychiatry Research. 2019. Vol. 278. P. 235—241. DOI:10.1016/j.psychres.2019.06.013
  32. School functioning and internalizing problems in young schoolchildren / M.L. Pedersen, S. Holen, S. Lydersen, K. Martinsen, S.P. Neumer, F. Adolfsen, A.M. Sund // BMC Psychology. 2019. Vol. 7. Article ID 88. 13 p. DOI:10.1186/s40359-019-0365-1
  33. Teenagers’ mental health problems predict probable mental diagnosis 3 years later among girls, but what about the boys? / K. Carlen, S. Suominen, L. Augustine, M.M. Saarinen, M. Aromaa, P. Rautava, A. Sourander, M. Sillanpää // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2022. Vol. 16. Article ID 41. 10 p. DOI:10.1186/s13034-022-00473-y
  34. The Dimensional Structure of Internalizing Psychopathology: Relation to Diagnostic Categories / H. Snyder, R. Silton, B. Hankin, H. Smolker, R. Kaiser, M. Banich, G. Miller, W. Heller // Clinical Psychological Science. 2022. Vol. 11. № 6. P. 1044—1063. DOI:10.1177/21677026221119483
  35. The relationship between bullying behaviours in childhood and physician-diagnosed internalizing disorders / J.C.H. Kontak, S.F.L. Kirk, L. Robinson, A. Ohinmaa, P.J. Veugelers // Canadian Journal of Public Health, Revue Canadienne De Sante Publique. 2019. Vol. 110. P. 497—505. DOI:10.17269/s41997-019-00179-3
  36. The relationship between the genetic and environmental influences on common internalizing psychiatric disorders and mental well-being/ K.S. Kendler, J.M. Myers, H.H. Maes, C.L. Keyes // Behavior Genetics. 2011. Vol. 41. № 5. P. 641—650. DOI:10.1007/s10519-011-9466-1
  37. Wergeland G., Riise E., Öst L. Cognitive behavior therapy for internalizing disorders in children and adolescents in routine clinical care: A systematic review and meta-analysis // Clinical psychology review. 2020. Vol. 83. Article ID 101918. 15 p. DOI:10.1016/J.CPR.2020.101918

Информация об авторах

Карпова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5505-4530, e-mail: karpova.nv@talantiuspeh.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1