Язык и текст
2018. Том 5. № 4. С. 89–95
doi:10.17759/langt.2018050410
ISSN: 2312-2757 (online)
Патриотическое воспитание как фактор противостояния экстремистской деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экстремизм, радикализм, сепаратизм, патриотическое воспитание молодежи и обучающихся
Рубрика издания: Хроники научной жизни
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2018050410
Для цитаты: Кирсанов А.И. Патриотическое воспитание как фактор противостояния экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2018. Том 5. № 4. С. 89–95. DOI: 10.17759/langt.2018050410
Полный текст
Деятельность экстремистских и террористических организаций в современных условиях имеет разрушительную функцию. Своей целью они не просто обостряют и дестабилизируют обстановку, но и, в конечном счете, ставят задачи захвата или передела власти, насильственного изменения конституционного строя в целых странах. Это делается во имя достижения их определенных целей. И, чтобы достичь их, они все более втягивают в эту противоправную деятельность молодежь [1, С. 91-202].
На нынешнем этапе возрастает многообразие террористической деятельности, которая увязывается с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, сепаратистскими и т.н. освободительными движениями, а также с деятельностью различных подпольных синдикатов, действующих в наркоторговле [6, С. 193-202], нелегальном оружейном бизнесе и в других сферах.
Для понимания ранее названных процессов необходимо определиться в дефинициях их соотношениях и различиях.
Под «радикализм» (от латинского — «корень») понимаются идеи социально-политического характера, а также действия, направленные на наиболее решительное («кардинальное», «коренное») изменение существующих институтов государственной власти и гражданского общества. Это предусматривает разрыв с имеющимися традициями и ее полное изменение.
В современном понимании термин «радикализм» означает выраженное стремление к решительным, «корневым» идеям, а затем и к методам их достижения и действиям по достижению поставленных целей.
Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Это не вполне точное словоупотребление: между данными понятиями существует определенная разница. В отличие от экстремизма, радикализм фиксируется, прежде всего, на содержательной стороне тех или иных, «корневых», крайних, возможно и не обязательно «экстремальных», идеях и во вторую очередь на методах их реализации. Радикализм может быть исключительно «идейным» и не носить действенный характер, в отличие от экстремизма, всегда отличающийся действием, но не всегда идейным.
Экстремизм в первую очередь акцентирует внимание на методах и средствах борьбы, оттесняя идеи и их содержание на второй план. О радикализме, как правило, говорят применительно к идеологическим, политическим и социальным крайне векторно-ориентированным организациям, партиям, политическим движениям, группам и группировкам, отдельным лидерам и т. д., оценивая, прежде всего, их идейную направленность и степень выраженности такого стремления [2, С.109-112]. Экстремизм оценивают по степени крайности методов реализации таких стремлений.
Экстремизм имеет свою сложную типологию. К одному из них отнесен националистический экстремизм, который может предусматривать сепаратизмом (фр. separatisme - отдельный) - стремление к отделению, обособлению, самостоятельности. Сепаратизм имеет цель развалить многонациональные государства, утвердить господство коренной нации. Он отражает стремление титульных наций в национальных субъектах (республиках) получить преимущества перед некоренными жителями в политической и социальных сферах.
Этимология термина "терроризм" свидетельствует о том, что корни этого понятия происходят из латинского (страх, ужас). Террорист - лицо, внушающие ужас.
Понятие террора ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре [3, С. 170].
Необходимым элементом, присутствующим в любой террористической акции, является устрашение противника либо тех людей, которые выступают в роли непосредственных жертв террористов. Однако, подавление психики людей не является самоцелью терроризма. Нагнетание страха играет роль вспомогательного средства для достижения определенной цели: получить материальные или политические выгоды, заставить представителей власти выполнить требования террористов, изменить политический курс и т.д. При этом субъекты террористической деятельности, как правило, не ограничиваются только угрозами. Зачастую они не останавливаются и перед применением насилия в самых жестоких формах.
Из краткого анализа вытекает, что терроризм вытекает из экстремизма. По сути, терроризм - это наиболее острая часть экстремизма. Он, из разновидностей его проявлений (мятеж, создание незаконных «параллельных» структур власти, акции гражданского неповиновения, вооруженное сопротивление конституционным органам и т.д.), вобрал в себя наиболее жесткие пути и методы достижения целей, которые предусматривают как физическое устранение государственных, политических, общественных деятелей, так и убийства рядовых граждан, уничтожение важных объектов [4, С. 124].
Террор - это открытые, демонстративные действия, а терроризм реализуется в конспиративных, нелегальных действиях.
Возвращаясь к проблеме противодействия экстремизма и терроризму, стоит отметить, что ей обеспокоено все международное сообщество и, конечно же, сотрудники органов безопасности, правоохранительных органов, осуществляющие непосредственную борьбу с экстремизмом и терроризмом. Так как же бороться с этим?
Конечно, полностью предотвратить деятельность террористических организаций невозможно, однако можно попытаться свести ее к минимальным показателям. И главную роль в этом играет патриотическое воспитание.
Патриотизм – это важнейший базовый принцип строительства государства, гражданского общества, каждого человека, считающего себя порядочным и честным, живущего по принципам добра и уважения. По мнению некоторых ученых патриотические чувства необходимо формировать в основном у молодежи. Однако извилистый и иногда тернистый путь развития стран показывает, что работу по воспитанию патриотизма необходимо проводить со всеми категориями граждан, не зависимо от возраста. Патриотизм – это, в первую очередь, стержень любви к семье, месту, где родился. Поэтому воспитание патриота – это задача политическая для каждого государства.
Но все же, государственная политика по патриотическому воспитанию в большей степени направлена на молодежь. В этом контексте государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни общества. Таким образом, молодежь, развивая индивидуальные качества, смогла бы проявлять высокий уровень социальной активности [7].
Что же такое патриотизм с научной точки зрения? Патриотизм – это общественно-политический и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в сложном комплексе человеческих чувств, как правило, называемых любовью к Родине.
Формирование необходимого комплекса качеств и чувств возможно, в том числе, через реализацию государственной молодежной политики, которая должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы [7].
Как человек может проявить патриотизм к своей Родине?
Гражданское поведение, гражданское самосознание – это яркие проявления патриотизма, осознанного понимания суверенитета своей Родины, и ее душевное признание.
Как и каждое явление, патриотизм имеет свою структуру. По мнению автора, патриотизм имеет следующие структурные элементы: идея, убеждения, черты, воля, чувства, патриотические действия, особенности. Рассмотрим сущность каждого из указанных элементов.
Идея – долг перед Родиной, верность национальным идеалам и традициям, служение своему народу и Отечеству, ответственное отношение к судьбам Родины.
Убеждения – внутренняя осознанная необходимость заботы о могуществе и процветании Родины, необходимость подчинить личные интересы общественным.
Воля – проявление личных усилий по отстаиванию интересов Отечества. Высшим проявлением патриотизма является личный и массовый героизм.
Чувства – любовь к Родине, уважение к народам, проживающим на ее территории, их истории, языку, природе, гордость за принадлежность к гражданству своей страны, ненависть к смертельным врагам и недругам Отечества. Осознание огромных жизненных пространств, природных богатств, красоту родного края, чувство причастности к территории, представление о «доме», «Родине», «родном крае».
Патриотические действия – проявляются в ратных и трудовых делах, в борьбе со злом, негативными проявлении в общественном сознании.
Особенности – заключаются в направленности постоянного процесса совершенствования единого многонационального менталитета народов России, готовности защищать и отстаивать интересы Отечества, не зависимо от национальной принадлежности вплоть до самопожертвования.
Как граждане Российской Федерации, мы не можем, освещая данную тему, не обратиться к своей стране. Сразу же отметим, что патриотизм и на современном этапе развития современной России – это категория политическая. Хоть в России с патриотического воспитания снят политический градус идеологической краски, нанесенной коммунистической идеологией, все же, идеи гуманизма, любви и преданности своей Родины – это традиционные ценности и идейная основа, которые продолжают характеризовать патриотов и в современной России. Эти ценности проходят через века, ярко характеризуя многие поколения наших дедов и отцов.
Каковы же причины возрастания роли и значения патриотического воспитания в современной России? По мнению автора на современном этапе необходимо выделить следующие особо острые причины.
1. Важной причиной является военно-политическое, экономическое, социально-политическое развитие современной России. Наша страна продолжает развиваться, несмотря на попытки ведущих западных государств различными санкциями затормозить процесс ее развития. Сильная Россия им не нужна. Они приемлю видеть нас только в ослабленном состоянии. Это побуждает усилить патриотическое воспитание, чтобы не позволить недругам нашей страны развалить страну различными силами как изнутри, так и извне.
2. Продолжающая угроза развязывания против России войны США и их союзниками по блоку НАТО. Это многолетняя не ослабевающая и устойчивая угроза. Ранее она инициировалась в связи с различиями в социально-экономическом и политическом строе, а также противостоянии идеологических систем между Советским Союзом - США и Западной Европой. В настоящее время, различия в идеологических, социально-политических сферах между Россией и США, Западной Европой отсутствуют. Однако, Россия по прежнему во всех военных доктринах, планах боевых действий для США и блока НАТО – противник номер один.
3. Расширение задач по многопрофильной поддержке государств – бывших республик СССР. Ранее Советский Союз в союзе со странами Варшавского Договора противостоял США и блоку НАТО. Это фактически все страны Восточной Европы. Теперь Россия, а не Советский Союз противостоит тем же силам, только усиленным странами Восточной Европы, вошедшими в блок НАТО. А бывшие республики СССР в настоящее время далеко не однородны в союзнических по отношению к России обязательствах в обеспечении коллективной обороны и безопасности.
4. Усиление идеологической и пропагандистской войны. США, Великобритания и другие стран блока НАТО перевели идеологическую войну против России в активную фазу. В этом процессе они ни чем не брезгуют: от дезинформации до откровенной лжи. В эту войну включились многие, даже очень авторитетные, радио и телестанции и каналы, спецслужбы и армия, газетчики и публицисты. Подключили даже науку. В этой войне организуется влияние на изменение у наших сограждан мировоззрения, нравственности, отношения к национальным и религиозным традициям и устоям, здоровому образу жизни и наркотизации населения. И как всегда, основной удар делается по молодежи. Вот почему руководство России приоритетной задачей в работе с молодежью определяет - формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений [7].
Несколько десятилетий России навязывали либеральные ценности, маскируя их под привлекательное название «общегуманитарные ценности». Давайте зададимся вопросом: может ли либерал быть патриотом? В этом контексте произошел очень интересный диалог между кандидатом политических наук, секретарем экспертного совета по политическим наукам ВАК А.В. Абрамовым и кандидатом исторических наук Ю.А. Никифоровым на телепрограмме Витязи. На эту передачу они были приглашены как оппоненты. Давайте и мы, уважаемый читатель, разберемся в этом вопросе.
Либерализм – теория и практика, которые во главу угла приоритетно ставят интересы личности, ее права, свободы в экономической сфере (вопросы частной собственности и т.д.), политической сфере (права на собрания, митинги, манифестации) и социальной сфере (право вероисповедания, перемещения, и др.). Особенности современного либерализма заключаются в том, что крупные капиталистические монополии и синдикаты на фоне геополитических изменений приобрели транснациональные, космополитичные характер и цели, размывающие национальные границы, национальные интересы и государственные границы. Это скорректировало необходимость наличия национальных валют у многих государств. Т.е. часть независимых государств потеряли некоторые классические признаки своей государственности (независимое национальное правовое пространство, национальные границы, национальную валюту), по которым в политологии, международном праве, геополитике и в ряде других наук мы идентифицируем страну как государство. В такой абсолютной форме упрощения национальных интересов детерминантной у людей становится потребительство [2 с.109-112]. У либералов права личности выше, чем права общества и государства. Если у тебя нет собственности, то какой же ты либерал? Если ты такой умный, то почему такой бедный! Наличие «кошелька» определяет твое положение в обществе. Возможность перемещаться по всему миру и жить в различных государствах, создают у человека ложное чувство: где он живет (там, где ему комфортно), там его дом, там его «Родина». Однако, это иллюзия, т.к. в западном мире все продумано: вся мебель – стандарт (Икея), продукты питания – все одинаковы, во Франции, Голландии, Германии. Везде твой дом…. Везде тебе хорошо. В этом плане все сделано так, чтобы понятие комфорт заменило понятие Отечество. Это упрощает личность до животного состояния слепого потребителя. А вот русскому человеку, хочется и русской души… простора…русской культуры. А там этого нет. Значит для тех россиян, которые там живут, необходимо приспосабливаться, тем самым теряя свою национальную идентичность и самобытность. А все это урезает его права. Т.е., расплата за либерализм (потребительский образ жизни) – это потеря своего национального, религиозного, духовного.
Сегодня в России либерализм пытается мутировать и приобретать различные более замаскированные формы, лишь бы зацепиться в российском самосознании.
Необходимо отметить, что сегодня соотношения либерализма и патриотизма в России можно отождествить с соотношением смерти и выживания страны. Если мы хотим сохранить себя как страну, как уникальную общность, и государство - Россию, то мы должны вернуться к патриотическим началам. В противном случае мы становимся частью большой системы, где наше место там, где нам определят. Но это будет далеко не самое «чистое» место… И тогда о патриотизме необходимо забыть.
И последнее. Будет ли либерал защищать Родину (если это потребуется) с оружием в руках, если он ставит личные ценности выше общественных и государственных? Ответ очевиден. Это подтверждает результаты опроса, проведенного в странах с либеральными ценностями. Были заданы всего два вопроса:
1. Гордитесь ли Вы принадлежностью в гражданству своей страны?
2. Готовы ли Вы ее защищать с оружием в руках?
На первый вопрос все опрошенные дали положительный ответ, а на второй вопрос положительный ответ дало одна пятая часть опрошенных.
Т.е. можно сделать вывод: либерал не может мыть патриотом по своим убеждениям.
Исходя из всего вышесказанного, сделаем следующий вывод: террористическая деятельность с каждым годом набирает обороты. Полностью предотвратить ее нельзя, однако можно избежать проблем, которые нанесут урон тем или иным государствам. На примере Российской Федерации мы показали, что для действенной борьбы с терроризмом ключевой задачей нашей страны является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.
Литература
- А.И. Кирсанов. Особенности формирования у российской молодежи экстремистских взглядов и агрессивных форм политического участия. В сборнике: Политические процессы на постсоветстском пространстве». Материалы IV Международной конференции. 2015. С. 193-202
- А.И. Кирсанов, А.В. Литвинова. Теоретические основания и подходы к исследованию социокультурных детерминант становления молодежных субкультур. Власть. 2013 № 12 с.109-112
- См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.С.170
- Кофман Б.И.. Миронов С.Н., Сафиуллин Н.Х. Правовое обеспечение противодействия терроризму. Казань. 2003. С. 124
- Замкова В.. Ильчиков М. Терроризм - глобальная проблема современности. М., 1996. С. 9; Горбунов Ю. С. К вопросу о классификации терроризма II Московский журнал международного права. 1993, № 1. С. 54; Терроризм: психологические корни и правовые оценки: Круглый стол//Государство и право.1995. № 4. С. 21.
- А.И.Кирсанов, Д.Г. Давыдов. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса). Психологическая наука и образование. www.psyedu.ru. 2014. № 1 С. 85 -99
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждено Распоряжением Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2810
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 341
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2