Язык и текст
2021. Том 8. № 4. С. 65–70
doi:10.17759/langt.2021080409
ISSN: 2312-2757 (online)
Использование приемов смыслового чтения при изучении творчества Н.А. Некрасова
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: чтение, смысловое чтение, ФГОС
Рубрика издания: Межкультурная коммуникация и проблемы глобализации: психо-, социо- и этнолингвистика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080409
Получена: 01.12.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Текучева И.В., Горнякова Т.А. Использование приемов смыслового чтения при изучении творчества Н.А. Некрасова [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 4. С. 65–70. DOI: 10.17759/langt.2021080409
Полный текст
«Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних» [1, 224]. «Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, прочитываю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать», – писал Ф.М. Достоевский [4].
Н.А. Некрасов о пользе чтения, о важности книг по большому счету ничего не писал. Он делал. И поступки его, в первую очередь издание «Красных книжек», целой серии книг для народа, свидетельствуют о том, что Николай Алексеевич видел в чтении и, что главное, процесс, направленный на решение прикладной задачи, практическое осмысление полученной информации, и достижение понимания информационной, смысловой и идейной сторон текста, и – в той или иной степени – диалог между писателем и читателем. Такое понимание сущности чтения в полной мере соответствует одному из актуальнейших терминов современной методики – процессу смыслового чтения.
Смысловое чтение является «восприятием графически оформленной текстовой информации и ее переработкой в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [5, 47]. Определение, данное А.А. Леонтьевым еще в 70-е годы XX века, полностью соотносится с требованиями, выдвигаемыми современным ФГОС к процессу чтения в рамках школьного образования. Кроме того, подобный подход к чтению в целом и смысловому чтению в частности «тесно связан с еще одним важнейшим в современной педагогике понятием – функциональной грамотностью» [3, 36], предполагающей «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [8, 35].
Особенно значимой практическая направленность процесса чтения, переводящего полученную информацию в те или иные мотивационные установки, становится в период возрастающей роли цифровизации процесса обучения. И, несмотря на то, что «гипертекстовая форма учебных материалов в силу близости ее структуры структуре человеческого мышления признается в настоящее время эффективным средством обучения» [2, 31], работа с цифровым текстом должна строиться на базе сформированных навыков работы с текстом печатным. В связи с этим актуальность формирования навыков смыслового чтения, обеспечивающих глубину и полноту понимания прочитанного, в современной школе все возрастает.
При вышеобозначенном подходе обучение смысловому чтению начинает сближаться с обучением функциональному чтению и «предполагает овладевание учащимися навыков поиска информации, понимания прочитанного, различной работы с полученной информацией (ее интерпретацией, анализом, оценкой), применения полученной информации для решения своей задачи» [3, 37]. В связи с чем целесообразно применять традиционные приемы формирования навыков смыслового чтения на всех этапах обучения: предтекстовом («знакомство с иллюстрациями и предположение, о чем пойдет речь в тексте; составление словаря незнакомых слов; поиск новых понятий и их определение путем моделирования; работа с заголовком»); текстовом («работа со структурой текста, которая может выражаться в «анализе его графического оформления», выделении главной и второстепенной информации (с помощью метода ключевых слов), постановке к тексту вопросов, комментировании иллюстративного материала (подведение под определение)»; послетекстовом («составление синквейна, «Ромашка Блума», «Дерево желаний», приемы графической организации текста («Фишбоун», создание ментальной карты)») [3, 37].
Раскрывая некоторые перечисленные приемы более подробно, в качестве примера можно привести сопоставление текста с прекрасными иллюстрациями А.И. Лебедева к произведениям Н.А. Некрасова. Результаты лексической работы можно представлять в разнообразной форме: облако слов «Размышлений у парадного подъезда», расположение устаревших слов из стихотворения «Железная дорога» в вагончиках и т.д. Кроме того, отличные образовательные результаты показывает прием антиципации на предтекстовом этапе, в частности при изучении поэмы «Кому на Руси жить хорошо», когда учащиеся стараются сами ответить на поставленный вопрос. При анализе на уроках стихотворений Некрасова может применяться прием «Ассоциативного куста», поскольку, как считает А.В. Марунов, назначение символа как художественного средства у Николая Алексеевича заключается в «лепке человеческого характера» [6, 7]. К подобным символам (дороги, цепи великой, особенно к образам-символам, созданным на основе народнопоэтического творчества, например «скатерти самобраной») учащиеся могут высказывать свои ассоциации. Этот прием позволяет не только активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, но и актуализировать уже имеющиеся знания.
Приемы смыслового изучающего чтения могут продуктивно применяться при изучении уже названной поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в старших классах. Сама композиция произведения способствует целесообразности применения таких приемов трансформации текста, как преобразование прочитанного в таблицу или схему, а также определение микротем, вычитывание подтекста.
В качестве приемов рефлексивного чтения может быть предложено составление предсказаний во время чтения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» или стихотворения «Железная дорога» (найдут ли мужики по-настоящему счастливого человека, чем закончится разговор Вани с папашей). Это также может быть чтение строфами с целью передачи главной мысли одним предложением. Интересен и прием ведения дневника двойных записей, куда учащиеся записывают наиболее значимые для них эпизоды, те, которые обратили на себя особое внимание, вызвали яркую ассоциацию, и лаконичные комментарии к ним. Данный прием способствует формированию умения задавать вопросы в процессе чтения, критически оценивать информацию, а также соотносить прочитанное с собственным жизненным опытом.
Согласно ФГОС, один из основных результатов смыслового чтения заключается в формировании личности читателя. Именно на осознании ценности русского слова, его смысла строится воспитание российской гражданской идентичности, знание истории, языка, культуры своего народа; осуществляется формирование коммуникативной компетентности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес. [7]
На наш взгляд, одной из основной задач современной школы является учить школьников читать так, чтобы волны книжных строк не бесцельно бились об утес сердца и души, а проникали в него, наполняли живительной влагой истинного смысла.
Литература
- Гоголь Н.В. Письмо Шевыреву С. П., 6 октября н. ст. 1843 г. Дюссельдорф // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 12. 1952. М., Ленинград: Изд-во АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), С. 223–226.
- Горнякова Т.А. Влияние лингвистических особенностей гипертекста на специфику обучения чтению // Материалы Международной научной конференции молодых учёных «Наука на благо человечества – 2021» (г. Москва, 19–28 апреля 2021 г.). М.: МГОУ, 2021. С. 23–31.
- Горнякова Т.А. Смысловое чтение печатного и цифрового текста как способ формирования функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Вопросы педагогики. 2021. № 9-1. С. 33-38. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46553094_41454903.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том двадцать восьмой. Книга первая. Письма 1832-1859 [Электронный ресурс]. 1985. Ленинград: Наука. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_1859_pisma.shtml (дата обращения: 21.11.2021)
- Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. 2003. М.: Баласс, 545 с.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). 1976. М.: Наука, 153 с.
- Марунов А.В. Символ как элемент художественной системы в поэзии Н.А. Некрасова: дис. … канд. филол. наук. Новокузнецк, 2000. 251 с.
- Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. Т.2. Стихотворения 1855–1866 гг. [Электронный ресурс]. 1981. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%B8!_%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5_(%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2) (дата обращения: 21.11.2021)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 301
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 99
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4