Онтология психических явлений: механизмы переработки информации или ориентировочно-исследовательская активность?

Аннотация

Противопоставляются способы описания и объяснения психических явлений, принятые: а) в рамках когнитивной психологии при использовании информационного подхода; б) в отечественном деятельностном подходе. Делается вывод о недостаточной онтологической определенности психических явлений в исследованиях, опирающихся на информационный подход в когнитивной психологии. В результате такой неопределенности становится недостаточно ясным предмет исследования. Исследование психических функций подменяется построением моделей-аналогий, описывающих возможные способы переработки и организации информации.

Общая информация

Ключевые слова: онтология психических явлений, информационный подход к анализу психических явлений, деятельностный подход к анализу психических явлений, психика как ориентировочная основа деятельности

Рубрика издания: Многообразие подходов к определению предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Маланов С.В. Онтология психических явлений: механизмы переработки информации или ориентировочно-исследовательская активность? // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 147–159.

Литература

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. – М., 1978.
  3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. – М. – Воронеж, 1997.
  4. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983.
  8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М. – Воронеж, 1998.
  9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
  10. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб.: Речь, 2001.
  11. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1997.
  12. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – Москва – Воронеж, 1997.
  13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: УРАО, 1998.
  14. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
  15. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
  16. Линдсей Н.,Норманн Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974.
  17. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). – М.: Смысл, 2001.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
  19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М., 1983.
  20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.
  21. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1979.
  22. Маланов С.В. К вопросу о составе и структуре теоретического мышления // Мир психологии. – 2001. № 1.
  23. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: Институт психологии РАН, 1998.
  24. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  25. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989.
  27. Рузавин Г.И. Научная теория. – М., 1978.
  28. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М.,1988.
  29. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
  30. Хофман И. Активная память. – М.: Прогресс, 1986.
  31. Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. – СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993.
  32. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.

Информация об авторах

Маланов Сергей Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1234-077X, e-mail: MalanovSV@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1181
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2