Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии?

Аннотация

Статья посвящена представлению и анализу принципов диалектико-монистического подхода, которые часто неверно понимаются его оппонентами, а также обоснованию его необходимости и применимости в современной психологии. Показано, что диалектическая методология обнаружила свою эвристичность в ходе «методологического эксперимента», которым выступила история психологической науки. На конкретных примерах доказываются преимущества программы интеграции психологии, предложенной в диалектической психологии культурно-деятельностной школы, по сравнению с программой методологического либерализма.

Общая информация

Ключевые слова: методология психологии, диалектика, монизм, плюрализм, методологический либерализм, история психологии, культурно-деятельностная психология, диалектический синтез, система, сеть, идеалы рациональности, практика

Рубрика издания: Как я понимаю методологию психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Соколова Е.Е. Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии? // Методология и история психологии. 2008. № 3. С. 25–42.

Литература

  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 291–436.
  2. Выготский Л.С. [Конкретная психология человека] // А.А. Пузырей. Психология. Психотехника. Психагогика. М., 2005. С. 189–209.
  3. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М., 2007.
  4. Гусельцева М.С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 107–119.
  5. Гусельцева М.С. Постмодернистские перспективы развития психологии // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 45–73.
  6. Диалектическая психология / под ред. Е.Е. Крашенниникова. Уфа, 2005.
  7. Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 18–28.
  8. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
  9. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.; Воронеж, 2002.
  10. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.
  11. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М., 2001.
  12. Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. М., 2006. С. 134–147.
  13. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач–Выготский–Ильенков. М., 2008.
  14. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. С. 1–4.
  15. Марцинковская Т.Д. Психология в современном мире // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2007. С. 33–44.
  16. Мироненко И.А. Монизм, плюрализм и реальность // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 145–148.
  17. Мясоед П.А. О психологическом знании и познании, или Что мы хотим от психологии? // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 139–145.
  18. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
  19. Режабек Е.Я. В поисках рациональности: статьи разных лет. М., 2007.
  20. Смит Н. Психология. Современные системы. СПб., 2007.
  21. Соколова Е.Е. К проблеме непротиворечивого определения предмета психологии в школе А.Н. Леонтьева // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. № 2. С. 32–49.
  22. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. М., 1957.
  23. Степин В.С. Философия науки: Общие проблемы. М., 2008.
  24. Стеценко А.П. Культурно-историческая теория деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к «неклассической» теории // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. М., 2006. С. 16–38.
  25. Сурмава А.В. Психологический смысл исторического кризиса: Опыт исторического психоанализа // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 71–85.
  26. Сурмава А.В. Диалектическая психология: драма становления // Методология и история психологии. 2007. Вып. 4. С. 25–39.
  27. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.
  28. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М., 2004.
  29. Эпштейн М., Савчук В. Светлой памяти постмодерна посвящается... // Художественный журнал. 2007. № 64. [http://xz.gif.ru/numbers/64/epshtein-savchuk].
  30. Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 3–17.
  31. Bakhurst David. Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy. From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991.

Информация об авторах

Соколова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2239-0858, e-mail: ees-msu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1540
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6