Проблема генезиса психических процессов в теории поэтапного формирования умственных действий

Аннотация

В статье рассматриваются общепсихологические аспекты концепции интериоризации, составляющей ядро теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Показано, что основной теоретической задачей концепции интериоризации П.Я. Гальперина было решение проблемы природы и происхождения психических процессов. Исходя из этого, анализируются основные моменты этой концепции: понятия умственного, материального, материализованного действия, содержание преобразований действия на разных этапах формирования, проблема необходимости отдельных этапов, – с тем, чтобы определить, в какой мере теория решает поставленную задачу.

Общая информация

Ключевые слова: теория планомерного и поэтапного формирования умственных действий и понятий, интериоризация, материальная форма действия, материализованная форма действия, умственное действие

Рубрика издания: История отечественной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сенющенков С.П. Проблема генезиса психических процессов в теории поэтапного формирования умственных действий // Методология и история психологии. 2009. № 2. С. 59–75.

Литература

  1. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Элементы общей психологии: Основные механизмы человеческого поведения. Под ред. К.Н. Корнилова. М., 1930. С. 48–61.
  3. Гальперин П.Я. [Выступление на прениях] // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 93–99.
  4. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии (3–8 июля 1953 г.). М., 1954. С. 188–201.
  5. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Вестник МГУ. Серия экономики, философии, права, 1957a. № 4. С. 111–118.
  6. Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы Совещания по психологии (1–6 июля 1955 г.). М., 1957б. С. 417–425.
  7. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 33–38.
  8. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 441–469.
  9. Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 141–148.
  10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  13. Гальперин П.Я., Обухова Л.Ф. Процесс решения задач и проблема формирования полноценного объекта действия в уме // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2. С. 73–77.
  14. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 28–44.
  15. Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей // Вопросы психологии. 1957. № 2. С. 82–96.
  16. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Э.В. Ильенков. Философия и культура. М., 1991. С. 229–270.
  17. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  18. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М., 1989.
  19. Леонтьев А.Н. О материалистическом, рефлекторном и субъективно-идеалистическом понимании психики // Советская педагогика, 1952. № 7. С. 50–65.
  20. Ольшанникова А.Е. Формирование обобщенного умственного действия звукоразличения // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 59–62.
  21. Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
  22. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  24. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
  25. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  26. Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И.П. Павлова // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 9–45.
  27. Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 28–41.
  28. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  29. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987.
  30. Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 6. С. 27–30.
  31. Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Роль внешнеречевого этапа при разной форме исходного действия в процессе формирования понятий // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 1. С. 67–70.
  32. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 49–74.
  33. Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.
  34. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3. С. 39–42.

Информация об авторах

Сенющенков Сенющенков Петрович, аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: ssen@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1391
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3