Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Принципы и формы организации совместной учебной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: кооперация, интериоризация, совместная учебная деятельность
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.
Фрагмент статьи
Согласно концепции Л. С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальными формами общения. Высшие психические функции ребенка имеют свой генез в совместной деятельности, в процессе взаимодействия участников кооперации. Таким образом, общее направление развития заключается в движении от социального к индивидуальному. С этой точки зрения, совместная деятельность рассматривается как необходимый этап и внутренний механизм индивидуально осуществляемой деятельности. Коллективное действие, по сравнению с индивидуальным, обнаруживает существенно иные возможности, обладает особым содержанием и характерной формой. Л. С. Выготский придавал большое значение взаимодействию ребенка со взрослым как носителем социальных и культурных образцов поведения. В психологических исследованиях, продолжающих традиции культурно-исторической теории, также изучается специфика форм кооперации ребенка со сверстниками, которая не просто усиливает эффект кооперации со взрослым, а воздействует на процесс интериоризации иначе. Так, показано, что помощи взрослого недостаточно для интериоризации некоторых учебных действий (например, контроля и оценки). Для их формирования необходимо также совместное действие со сверстниками, относительно автономное от взаимодействия со взрослыми и как бы «уравнивающие» права субъектов в процессе совместной работы.
В настоящее время накоплена огромная литература, посвященная проблемам совместной деятельности. Исследования, которые проводятся в рамках общей и социальной психологии, ориентированы прежде всего на взаимодействие взрослых в процессе групповой работы, а совместная деятельность рассматривается в основном как фактор эффективности при решении задач.
В педагогической психологии акцент делается на представлении о происхождении внутренних форм учебной деятельности из развернуты; форм совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся. В эти; работах ставится задача специальной организации совместной деятельности детей с целью формирования когнитивных и личностных структур, а также усвоения учебных действий. Е совместной деятельности достигается усвоение понятий различны; школьных предметов, отрабатываются такие учебные действия, как моделирование, контроль, оценка. Установлено, что только специальная организация совместной деятельности детей со взрослым и друг с другом приводит к перестройке мотивационной сферы участников, формированию рефлексивного компонента овладению учащимися новыми способами действия.
Литература
- Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
- Крицкий А. Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера // Вопросы психологии. 1989. № 1.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
- Мартин Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей // Познание и общение. М., 1988.
- Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.
- Обозов Н. Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии. М., 1991.
- Перре-Клермо А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
- Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
- Поливанова Н. И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Гл. в кн.: Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
- Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Ривина И. В. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности // Гл. в кн.: Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
- Рубцов В. В. Кооперация как характеристика групповых способов решения учебной задачи // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
- Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1983.
- Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Цукерман Г. А. Коллективно-распределенная форма решения учебных задач // Новые исследования в психологии. Вып. 2. М., 1983.
- Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. докт. дис. М., 1992.
- Polivanova N. Particularites de la solution d'un probleme combinatoire par des eleves en situation de cooperation// Aprees Vigotski et Piaget. DeBoeck Universite, Bruxelles, 1991.
- Rivina I. L'Organisation des activites. De Boek Universite, Bruxelles, 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5470
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 2726
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 27