Принципы и формы организации совместной учебной деятельности

2726

Аннотация

Проблема организации совместной деятельности рассматривается в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Указывается, что важной составляющей интериоризации учебных действий является совместное действие со сверстниками. Дается анализ наиболее эффективных подходов к организации совместной деятельно-сти, среди которых выделяются: 1) принцип «индивидуальных вкладов»; 2) «позиционный» принцип; 3) содержательный принцип. Показано, что организованная таким образом совместная деятельность приводит к перестройке мотивационной сферы, формированию рефлексивного компонента, овладению учащимися новыми способами действия.

Общая информация

Ключевые слова: кооперация, интериоризация, совместная учебная деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

Согласно концепции Л. С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальными формами общения. Высшие психические функции ребенка имеют свой генез в совместной деятельности, в процессе взаимодействия участников кооперации. Таким образом, общее направление развития заключается в движении от социального к индивидуальному. С этой точки зрения, совместная деятельность рассматривается как необходимый этап и внутренний механизм индивидуально осуществляемой деятельности. Коллективное действие, по сравнению с индивидуальным, обнаруживает существенно иные возможности, обладает особым содержанием и характерной формой. Л. С. Выготский придавал большое значение взаимодействию ребенка со взрослым как носителем социальных и культурных образцов поведения. В психологических исследованиях, продолжающих традиции культурно-исторической теории, также изучается специфика форм кооперации ребенка со сверстниками, которая не просто усиливает эффект кооперации со взрослым, а воздействует на процесс интериоризации иначе. Так, показано, что помощи взрослого недостаточно для интериоризации некоторых учебных действий (например, контроля и оценки). Для их формирования необходимо также совместное действие со сверстниками, относительно автономное от взаимодействия со взрослыми и как бы «уравнивающие» права субъектов в процессе совместной работы.

В настоящее время накоплена огромная литература, посвященная проблемам совместной деятельности. Исследования, которые проводятся в рамках общей и социальной психологии, ориентированы прежде всего на взаимодействие взрослых в процессе групповой работы, а совместная деятельность рассматривается в основном как фактор эффективности при решении задач.

В педагогической психологии акцент делается на представлении о происхождении внутренних форм учебной деятельности из развернуты; форм совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся. В эти; работах ставится задача специальной организации совместной деятельности детей с целью формирования когнитивных и личностных структур, а также усвоения учебных действий. Е совместной деятельности достигается усвоение понятий различны; школьных предметов, отрабатываются такие учебные действия, как моделирование, контроль, оценка. Установлено, что только специальная организация совместной деятельности детей со взрослым и друг с другом приводит к перестройке мотивационной сферы участников, формированию рефлексивного компонента овладению учащимися новыми способами действия.

Литература

  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4.
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1980.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  4. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.
  5. Крицкий А. Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  6. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
  7. Мартин Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей // Познание и общение. М., 1988.
  8. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  9. Обозов Н. Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии. М., 1991.
  10. Перре-Клермо А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  11. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  12. Поливанова Н. И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Гл. в кн.: Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
  13. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  14. Ривина И. В. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности // Гл. в кн.: Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
  15. Рубцов В. В. Кооперация как характеристика групповых способов решения учебной задачи // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  16. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1983.
  17. Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
  18. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  19. Цукерман Г. А. Коллективно-распределенная форма решения учебных задач // Новые исследования в психологии. Вып. 2. М., 1983.
  20. Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  21. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. докт. дис. М., 1992.
  22. Polivanova N. Particularites de la solution d'un probleme combinatoire par des eleves en situation de cooperation// Aprees Vigotski et Piaget. DeBoeck Universite, Bruxelles, 1991.
  23. Rivina I. L'Organisation des activites. De Boek Universite, Bruxelles, 1991.

Информация об авторах

Поливанова Нина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО, Москва, Россия, e-mail: irinarivina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5470
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 2726
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 27