Работа понимания

1048

Аннотация

Автором выделяется работа понимания как особое явление. Оно имеет место в двух противоположных ситуациях. В первом случае знаково-символические значения переводятся на язык смысла. Во втором, когда требуется передать осмысленное знание партнеру по коммуникации, происходит обратная процедура — означения смысла. Автор различает следующие виды понимания: естественное и творческое. В статье также рассматривается тесное взаимодействие понимания, запоминания и обучения.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, символ, смысл, значение слова, понимание, запоминание

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 3.

Фрагмент статьи

Живое знание «описано» или существует на многих языках. Их число значительно больше числа языков, на которых описано институционализированное знание, и, видимо, оно больше числа известных нам языков. Воспользуемся ставшей уже привычной метафорой, согласно которой мир — это текст. На первых порах нас не должна смущать натуралистичность и тавтологичность такого определения текста. Наряду с ним бытуют и другие: «культура — это совокупность всех текстов» или «все тексты (или текст вообще) — это то, что составляет культуру». Культура пользуется словом «текст» для описания самой себя. А. М. Пятигорский, напротив, делает акцент на феноменологических аспектах текста. По его мнению, текст выступает как факт объективации сознания, как намерение (интенция) быть посланным, наконец, как нечто существующее только в восприятии, чтении, понимании тех, кто уже принял его. A. M. Пятигорский особенно настаивает на последнем пункте, «так как простой факт бытия текста или его послания и принятия не имеет никакого отношения к тому, как, в каком качестве и кем он читается, слушается, понимается и т. д. Иными словами, содержание текста в феноменологическом смысле есть то, что порождается внутри и в процессе его восприятия, чтения, понимания и интерпретации» [18, с. 59 — 60].

Сказанное в полной мере относится и к словам О. Мандельштама: «Среди кузнечиков беспамятствует слово». Беспамятствует и текст.

Для прочтения текста нужно владеть языком, которым он написан, Точно так же (т. е. как текст) можно представить себе и человека. Полностью прочесть эти тексты может только тот, кто их написал. Человек не владеет языком Бога и создает множество языков, с помощью которых пытается прочесть и, что много труднее, понять тексты. При этом он часто путается в обозначениях, искажает их, не понимает смысла или конструирует превратные смыслы. Это очень трудная работа. Производя ее, человек перестает различать, путает, меняет местами текст и язык, который он создал для его прочтения. Он принимает язык за текст, погружается в него, перестает соотносить его с текстом. Так продолжается до тех пор, пока текст не напомнит о своем независимом от языка (и интерпретации) существовании. Тогда человек вновь обращается к тексту-оригиналу, понимает недостаточность языка для его прочтения, совершенствует язык или создает новый.

Литература

  1. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
  2. Брудный А. А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Гадамер X. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.
  5. Давыдов Б. Б. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  6. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1.
  7. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. Москва — Воронеж, 1996.
  8. Зинченко В. П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования. 1996. № 3, 4.
  9. Ионин А. Г. Понимающая социология. М., 1979.
  10. Лобок A. M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
  11. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М, 1968.
  12. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  13. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  14. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
  15. Мерлин В. В. Пушкинский домик. Алма-Ата, 1992.
  16. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
  17. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1995.
  18. Пятигорский A. M. Мифологические размышления. М., 1996.
  19. Рабинович В. Л. Авангард — черновик культуры? (Вместо послесловия — Манифест). Рукопись, 1997.
  20. Эмерсон К. Интервью // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994. № 2.
  21. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ействительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактором научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология»., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1485
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1048
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0