Психологическая наука и образование
1997. Том 2. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: национальный язык, обучение иностранному языку
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 4.
Фрагмент статьи
В современных условиях усиления региональной и национальной самостоятельности активизировался процесс поиска форм организации образования, связанных с удовлетворением местных потребностей населения. В этой связи возросла роль национально-региональных концепций образования.
В школах Татарстана (русских и татарских) накоплен богатый опыт формирования национального согласия и взаимопонимания. Однако сейчас должна быть создана четкая, надежная система взаимодействия и взаимопонимания представителей всех наций.
Национально-региональная концепция исходит из понимания этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, а национального образования как процесса, на который воздействуют различные факторы внешней среды, порождающие межкультурную интеграцию. Поэтому двуязычие (русско-татарское, татарско-русское) должно рассматриваться как культурное взаимообогащение двух народов, как коммуникативный мост межнационального общения, так как знание другого языка — общее благо, помогающее понять душу народа.
Школьная система образования должна использовать основные ценности национальной культуры для более полного познания мира, в ее рамках должны воспитываться любовь и уважение к людям другой национальности, их культуре. Обучение следует проводить на основе знания учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры.
Система образования стремится к удовлетворению требований населения. Этому способствует и принятый в 1992 г. закон о двух государственных языках в Татарстане: татарском и русском, В соответствии с этим законом необходимо создать региональную систему начального образования и, в частности, подготовить программы и методики обучения русскоязычных школьников татарскому языку. Необходимо, чтобы региональная модель обучения татарскому языку русскоязычных детей исходила из единства технологических (система методов, приемов и средств) и ценностных (система ценностей обслуживающих педагогическую технологию) установок.
Литература
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Коул М. Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1989.