Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах

788

Аннотация

В статье обсуждаются наиболее актуальные трудности, возникающие при подготовке студентов психологов к профессиональной деятельности, такие как недостаточная психологическая практика, преимущественно в одной области, по сравнению с солидной теоретической базой; проблема ограниченности знаний и трудности применения этих знаний в конкретной профессиональной среде и т. д. Даются рекомендации по решению этих проблем в процессе подготовки квалифицированных психологов, а так же перечисляются качества, необходимые для успешной адаптации специалиста к различным профессиональным средам.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная среда, личностные качества, практическая ориентация знаний, профессиональное самоутверждение

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

В настоящее время подготовкой практических психологов занимаются многие вузы страны. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные негосударственные учреждения высшего образования. Практика показывает, что обеспечить четкую направленность подготовки психологов для работы в той или иной сфере профессиональной деятельности удается с большим трудом. Чем это вызвано?

Традиционно сложилась ситуация, при которой содержание обучения практических психологов включает в себя достаточно фундаментальную психологическую подготовку, аналогичную той, которая осуществляется в рамках классического университета. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая к тому же редко выходит за рамки одной — двух сфер профессиональной деятельности. В результате возникает практическая неприспособленность выпускников-психологов к условиям конкретной профессиональной деятельности и потеря ими как авторитета в глазах окружающих, так и уверенности в собственной значимости.

Возможно, причиной этого является поточный характер подготовки практических психологов, предполагающий равное усвоение ими одних и тех же знаний, формирование одних и тех же умений, навыков и рассчитанный, видимо, на то, что сами по себе глубокие теоретические знания способны по мере необходимости реконструироваться и применяться к реальным условиям конкретной сферы деятельности. При этом не принимается во внимание то, что специфика практически любой профессиональной деятельности раскрывается (или скрывается) в том числе и в свойственной ей терминологии, специфических способах действия и поведения, своеобразном характере участников того или иного производственного (в широком смысле слова) процесса.

Информация об авторах

Балашов М.М., кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский педагогический институт, Ульяновск, Россия

Лукьянова М.И., кандидат психологических наук, заведующая НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики, Институт повышения квалификации при УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1328
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 788
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1