Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игра, карты развития, развитие двигательной сферы, психомоторика, старший дошкольный возраст
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.
Полный текст
Проблема возможностей оценки развития детей в образовательных учреждениях самими педагогами стоит достаточно остро. Естественно, что полностью охарактеризовать развитие ребенка может только специалист-психолог после проведенного обследования. Однако практически невозможно провести полное психологическое обследование каждого ребенка, воспитывающегося в дошкольном образовательном учреждении. В то же время потребность в такой оценке чрезвычайно велика, особенно по отношению к детям старшего дошкольного возраста.
С одной стороны, эта потребность определяется вопросами подготовки каждого конкретного ребенка к обучению в школе. С другой — возникает из самой ситуации образовательной практики, когда в условиях различных образовательных программ необходимо выделить и отметить продвижение детей по наиболее значимым для дошкольника направлениям развития. Подобный анализ развития детей самими педагогами дает возможность отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
На практике потребность педагогов в целенаправленном анализе развития дошкольников находит свое отражение в составленных самими педагогами картах развития детей. Однако изучение подобных карт показывает, что педагогам не всегда удается отметить главные стороны развития, выделить в нем самые важные показатели. Предлагаемые в данной статье карты развития детей старшего дошкольного возраста могут помочь воспитателям выделить наиболее существенные для анализа развития ребенка-дошкольника критерии. Данные критерии были разработаны в Лаборатории способностей и творчества ИЦ семьи и детства РАО и легли в основу составления карт развития детей старшего дошкольного возраста.
Цели составления карт развития
Основной целью составления карт развития детей старшего дошкольного возраста является углубление и расширение знаний педагога о детях. Эти знания могут использоваться, с одной стороны, для оказания помощи и поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, а с другой — для определения уровня его готовности к обучению в школе.
Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психологом. Однако педагог, работающий с детьми дошкольного возраста и анализирующий их поведение, может судить о соответствии или несоответствии их развития возрасту.
Подобный анализ может осуществляться путем наблюдения за детьми, изучения продуктов их деятельности (рисунки, аппликации), с помощью несложных экспериментов (отдельные поручения ребенку, проведение дидактических игр и пр.), бесед, ознакомления с условиями их жизни и воспитания в семье. При этом принципиально важно собирать те данные о ребенке, которые раскрывают наиболее существенные стороны его развития.
Основное содержание карты развития
Важнейшим показателем развития дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, является источником и движущей силой развития дошкольника, а с другой — областью проявления его достижений.
Уровень развития любого вида детской деятельности оценивается двумя важнейшими характеристиками.
Первая — это степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности и отношения к ней. Выполнение любой деятельности предполагает использование различных существующих в культуре средств, специфичных для данной деятельности (цвет, форма, композиция и пр.). Так, конструируя, ребенок передает свое представление об устройстве дома, машины, гаража, рисуя, создает эмоционально насыщенные образы прекрасной принцессы, Бабы Яги, волшебного царства. Иногда это делается не очень умело, но степень сложности произведения, проработанности его деталей, умение использовать различные средства — важнейшие показатели развития детской деятельности.
Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т. е. овладение необходимыми навыками. К примеру, в рисовании это может быть владение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью, в аппликации — действиями с клеем, ножницами и бумагой.
Эти особенности деятельности обнаруживаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. В детской психологии и педагогике проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетноролевая игра выявляет и интегрирует наиболее существенные стороны развития ребенка.
Притом, что игра является центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные виды деятельности, и прежде всего изобразительная деятельность, конструирование и аппликация. Если игра допускает условные действия («как будто построили»), то эти деятельности требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти виды деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном детстве, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.
Кроме выявления достижений ребенка через анализ освоения им различных деятельностей можно найти такие характеристики развития, в которых отразятся наиболее существенные его стороны. Безусловно, эти характеристики должны, с одной стороны, наиболее полно соответствовать специфике именно дошкольного возраста, а с другой — сохранять свое значение для развития ребенка в целом.
В качестве одной из таких основных характеристик выступает развитие двигательной сферы ребенка. В этой характеристике можно выделить две стороны, одной из которых является овладение двигательными навыками. Уровень такого овладения чрезвычайно показателен для оценки общего развития ребенка. Двигательная неловкость, недостаточная координация движений могут свидетельствовать о серьезных нарушениях. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч — в этом проявляются не просто его физические достижения, но и уровень общего развития. Поэтому овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам — необходимые характеристики развития ребенка.
Однако существует и другая сторона развития двигательной сферы. Ее можно назвать экспрессивной, т. е. выразительной. Движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных событий. В мимике, позе, отдельных жестах находят свое отражение как наиболее присущие малышу внутренние состояния (спокойствие, печаль, подавленность, радость), так и способность адекватно (или неадекватно) реагировать на окружающее. Понимание «языка движений» позволяет увидеть переживания ребенка, особенности их проявлений, т. е. проникнуть в его эмоциональную сферу.
Наиболее объемным, информативным и сложным показателем, на наш взгляд, является умственное развитие. Под умственным развитием в широком смысле слова понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи. Операциональная сторона познавательных процессов характеризует те действия, те преобразования, которые ребенок способен выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать специальные приемы для запоминания слов (например, связывать их между собой по смыслу); определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений и т. п. Содержательная сторона представляет собой те знания о действительности, которыми ребенок владеет и которыми он может оперировать в процессе решения различных задач.
При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
1) знания, включающие представления ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение;
2) освоение способов получения знаний, т. е. развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, задавать вопросы, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами, наряду с самой освоенной ребенком информацией, характеризует содержательную сторону его умственного развития.
Кроме уровня развития познавательных процессов к характеристике умственного развития в широком смысле слова относится и развитие речи, в котором можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это и виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее развернутости и связанности, и овладение различными средствами речевой деятельности и т. д. Для характеристики речевого развития ребенка наиболее информативными являются такие показатели освоения речевой культуры, как уровень овладения фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), лексикой (богатство словаря) и грамматикой (правильность речи). Данные показатели присутствуют во всех видах речи и могут по-разному проявляться в зависимости от возраста ребенка и стоящей перед ним задачи.
И, наконец, последней, важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми, детьми и взрослыми.
Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. Ребенок постепенно учится действовать вилкой и ложкой, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговки. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Они учатся выслушивать собеседника, не перебивая его, уступать место взрослым, мальчики пропускают девочек вперед.
Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
Естественно, что процесс освоения норм и правил ребенком, развитие его взаимодействий с окружающими не носит формальный характер. За ним всегда стоят детские переживания, интересы и склонности детей, возникающие смыслы его поведения. Это подобно тому, как за любым нарушением поведения ребенка могут стоять самые разные причины. Так, у него могут возникать серьезные проблемы в общении с другими детьми в силу недостаточной регуляции поведения (нарушения правил игры), из-за его повышенной эмоциональности (выраженная обидчивость) или низкой самооценки (отсутствие игровой инициативы) и пр. Детально разобраться в подобных внутренних причинах одного и того же внешнего нарушения поведения ребенка способен, как уже говорилось, специалист- психолог. Воспитателю лишь достаточно зафиксировать подобную проблему, если она проявляется устойчиво, а не ситуативно, и порекомендовать обратиться к специалисту. Важно отметить лишь общее эмоциональное состояние ребенка (на основе наблюдений за его внешними проявлениями) и особенности его поведения (нарушено оно или соответствует возрастной норме).
Данное пособие ориентирует воспитателя на некоторую очень приблизительную среднюю норму развития ребенка. Известно, что стандартных детей не существует, и карты развития могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребенка, его индивидуальности.
Способы работы с картой развития
На основе достаточно длительного сбора информации о ребенке воспитатель может заполнить карту его развития. Карты развития детей 5—6 лет (старшая группа детского сада) и 6—7 лет (подготовительная к школе группа) состоят из пунктов, характеризующих присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями, развития деятельностей и пр.). Если педагог считает, что данный способ или умение сформированы у ребенка, он ставит в карте «галочку», если же данные неопределенные, то вопросительный знак. Если были предприняты специальные меры (индивидуальная работа, иной способ предъявления материала и т. п.), а результат
оказался ниже возрастных возможностей, ставится флажок. Флажок следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях.
Представленные в карте данные не должны рассматриваться как диагноз, поставленный ребенку. Педагог может сделать лишь вывод об общем соответствии или несоответствии уровня развития ребенка возможностям возраста и отметить те пункты, которые вызывают особую тревогу. В случаях явного несоответствия развития ребенка возрасту при определении готовности к школьному обучению следует порекомендовать обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (старшая группа)
I. Развитие детских деятельностей.
• ребенок выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
• участвует в распределении ролей до начала игры.
• ребенок изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета.
• ребенок создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей);
• осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора).
• ребенок самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);
• наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение.
II. Развитие двигательной сферы.
• ребенок может стоять на одной ноге с закрытыми глазами (до 15 с), бегать, преодолевая препятствия (обегать кегли, пролезать в обруч и т.п.), одной рукой отбивать мяч о землю несколько раз подряд.
2. Проявление эмоциональных состояний в движении (отметить общее преобладание признаков психомоторного благополучия или неблагополучия):
• признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность, походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся; позы застывшие, скованные, однообразные;
• бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или их заторможенность;
• жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная, гримасничание, неподвижное лицо;
• признаки психомоторного благополучия: естественность, свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.
III. Умственное развитие и развитие речи.
• ребенок расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;
• на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;
• способен запомнить по просьбе взрослого 5 - 6 названий предметов;
• действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает
• фигурки);
• дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями.
2. Развитие представлений об окружающем мире:
• ребенок достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
• самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
• ребенок правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизно- шении;
• грамотно использует все части речи;
• применяет обобщающие слова, синонимы, антонимы.
• ребенок избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
2. Усвоение социальных норм и правил:
• ребенок может регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.).
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (подготовительная группа)
I. Развитие детских деятельностей.
• ребенок отображает отношения между людьми (подчинение, сотрудничество) в игровых действиях;
• участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.
• ребенок изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции;
• замысел опережает изображение.
• ребенок из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу создает предметные и сюжетные композиции (8 - 10 деталей);
• осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах.
• ребенок владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
• наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметную композицию (сюжет).
II. Развитие двигательной сферы.
• ребенок в состоянии стоять на цыпочках с открытыми глазами (10 с);
• может бегать, преодолевая препятствия (обегать кегли, пролезать в обруч и т.п.);
• подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком.
2. Проявление эмоциональных состояний в движении (отметить общее преобладание признаков психомоторного благополучия или неблагополучия):
• признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность, походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся; позы застывшие, скованные, однообразные;
• бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или их заторможенность; жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная, гримасничание, неподвижное лицо;
• признаки психомоторного благополучия: естественность, свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.
III. Умственное развитие и развитие речи.
• ребенок расставляет по величине 10 и более предметов одинаковой формы;
• для ориентировки в пространственной ситуации использует схему;
• может распределять предметы по группам на основе не наглядного признака (одежда, обувь, посуда);
• способен по просьбе взрослого запомнить 6-7 названий предметов;
• осуществляет деятельность по правилу на словесном материале и по двум правилам одновременно на наглядном материале (например, отбирает картинки, где есть изображения красного цвета и изображения домика);
• использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции;
• может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по заданной теме.
2. Развитие представлений об окружающем мире:
• ребенок достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
• самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
• ребенок правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизно- шении;
• грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;
• применяет обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия;
• может объяснить значение знакомых многозначных слов.
• ребенок избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
• участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
• передает как можно более точно сообщение другому, внимателен к собеседнику.
2. Усвоение социальных норм и правил:
• ребенок регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
• отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Литература
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2. М., 1996.
- Дьяченко О. М. Программа «Развитие» // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Дьяченко О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Кравцов Г. Г., Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Михайленко Н. Я. Проектирование образовательного процесса // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.
- Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. М., 1996.
- Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л.А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
- Якобсон С. Г. Программа «Радуга»// Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
- Klausmeier H. J. Educational Psychology. 5-th edition. N.Y., 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2495
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 930
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2