Представления одаренных старших дошкольников о том, какими их воспринимают педагоги

0

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы самосознания одаренных детей с учетом взаимодействия с педагогами. Приводятся результаты исследования, нацеленного на выявление специфики представлений одаренных старших дошкольников о том, как их воспринимают педагоги. Теоретическую базу исследования составили положения концепции А.М. Матюшкина «Творческая одаренность». Выборка: I этап — 290 старших дошкольников (Mage = 6,6; SD = 0,54); II этап — 52 творчески одаренных ребенка и 52 их сверстника. Использовались: Фигурный тест творческого мышления Торренса; наблюдения, беседы с детьми; др. Выявлено, что в группе одаренных детей совокупный количественный диапазон предполагаемых ими характеристик со стороны педагогов шире, чем в группе сверстников с менее выраженными творческими способностями. Индивидуальные диапазоны характеристик отличались вариативностью. Анализ содержательного аспекта характеристик выявил их разнообразие: большая часть характеристик в группе одаренных детей относилась к категориям «личностные качества, особенности характера» и «способности, умения». Преобладали эмоционально положительные характеристики, свидетельствовавшие о положительно воспринимаемом отношении со стороны педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: одаренные дети, старший дошкольный возраст, самосознание, педагоги

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210301

Финансирование. работа выполнена по научной теме госзадания Минобрнауки «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности» (FNRE-2024-0017).

Получена: 11.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Белова Е.С. Представления одаренных старших дошкольников о том, какими их воспринимают педагоги [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 7–13. DOI: 10.17759/bppe.2024210301

Полный текст

Введение

Одной из актуальных задач современной психологии является поддержка и раскрытие детской одаренности, в частности, уже на этапе дошкольного детства. Решение этой задачи обусловливает необходимость создания качественно новой саморазвивающейся субъектной общности «педагог — ребенок», обеспечивающей психологическое благополучие и личностное развитие участников. Определяющим фактором при этом является ценностное отношение педагога к формирующейся личности ребенка, особенностям развития его самосознания [6; 7; 8].

Осознание себя, понимание ребенком своих возможностей и трудностей способствует раскрытию его дарований [5; 13; 14; 15]. В старшем дошкольном возрасте сфера общения со взрослыми определяет отношение ребенка к себе и его самооценку [1; 2; 3; 4; 10; 11]. Вместе с тем отмечается недостаточная изученность проблемы развития самосознания у современных одаренных дошкольников в контексте проблемы взаимодействия с педагогом. В связи с этим целью исследования являлось выявление особенностей представлений одаренных старших дошкольников о том, какими их считают педагоги.

Теоретическая основа исследования: концепция А.М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности [5].

В задачи исследования входило: 1) выделение старших дошкольников с высоким творческим потенциалом; 2) анализ мнений детей о том, какими их считают педагоги.

Исследование включало два этапа.

Методы

Участники этапа I: 290 детей старшего дошкольного возраста (M = 6,6 SD = 0,54), из них 147 девочек и 143 мальчика. Они посещали дошкольные образовательные учреждения Москвы (не менее полугода). Для диагностики творческих возможностей использовались: Фигурный тест творческого мышления Э.П. Торренса, форма А (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой, Е.И. Щеблановой); наблюдение за детьми; опрос педагогов; экспертная оценка творческих работ детей.

Участники этапа II: две сформированные группы, равные по количеству (N = 52, 26 девочек и 26 мальчиков), но отличающиеся творческими возможностями участников; в группу I вошли дети с высоким творческим потенциалом, в группу II — сверстники с менее выраженными творческими способностями (при формировании этой группы также применялась случайная стратегия).

С каждым ребенком проводилась беседа, построенная на основе методики О.А. Белобрыкиной «Изучение системы детских самохарактеристик» [1]; главное внимание уделялось выявлению представлений ребенка о том, каким его считают воспитатели (педагоги).

Полученные характеристики подвергались качественному и количественному анализу (статистический пакет SPSS Statistics 26: описательная статистика; t-критерий Стьюдента; U-критерий Манна — Уитни, χ2 — тест хи-квадрат).

Результаты

Сравнительный анализ результатов по тесту Торренса (группа I: M = 62,19, SD = 5,17; группа II: M = 49,04, SD = 4,86) подтвердил значимость различий между группами (t-критерий Стьюдента, р = 0,000).

В процессе индивидуальной беседы значительное большинство старших дошкольников (98,1% группы I и 92,3% группы II) смогли ответить на вопрос «Каким/какой тебя считают воспитатели?». Общее количество ответов-характеристик в группе I — 118, в группе II — 69 (p = 0,000, U-критерий Манна — Уитни). Большая часть ответов была выражена отдельными словами («хороший», «умный»), но встречались и ответы в форме словосочетаний («хорошо рисую», «добрая девочка»). Подсчет индивидуальных диапазонов ответов показал, что в группе I дети предлагали до шести характеристик, в то время как в группе сверстников — не более трех.

Проводился контент-анализ ответов. Предполагаемые одаренными детьми характеристики их со стороны педагогов отражали различные аспекты социально-личностного, физического, эмоционального развития дошкольников: было выделено 8 категорий характеристик (табл. 1). У сверстников из группы II ответы были разделены на 6 категорий: отсутствовали характеристики эмоциональной сферы и области интересов. Большая часть характеристик (около 2/3 ответов) в группе I относилась к категориям «личностные качества, особенности характера» и «способности, умения», в группе II преобладали категории «личностные качества, особенности характера», «общая оценка». При этом у одаренных было значимо больше (U-критерий Манна — Уитни) характеристик, описывающих личностные качества, особенности характера (p = 0,031), способности и умения (p = 0,000), по сравнению со сверстниками.

Отметим, что характеристика «умный» встречалась среди ответов детей обеих групп (I — 33 ответа, II — 11), но у одаренных таких ответов было втрое больше (p = 0,000).

Табл. 1. Предполагаемые одаренными старшими дошкольниками (группа I) и их сверстниками (группа II) характеристики со стороны педагогов

Характеристики (категории)

Примеры ответов

Кол-во ответов

Группа I

Группа II

Внешность (субъективное описание)

Красивая, милая

4

3

Физические качества

Ловкий, быстрый

2

1

Личностные качества, особенности характера

Добрая, вежливый, послушный,
упрямый, старательная, смелый

40*

23

Эмоциональные характеристики

Веселый, грустный, радостная 

4

0

Общение, дружба, отношения 

Дружелюбный, любимая

6

6

Интересы, предпочтения

Люблю рисовать, увлекаюсь химией

5

0

Способности, умения

Умный, любознательная, умею читать

38**

13

Общая оценка 

Хороший, талантливый, обычный

19

23

Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,001

Одна из важных для определения и развития одаренности характеристик — «любознательность» — встречалась нечасто: только 4 одаренных ребенка предполагали, что педагоги воспринимают их как любознательных. Этот факт настораживает и, возможно, связан с проблемой недостаточности знаний у педагогов о развитии и проявлении детской одаренности [9; 12].

При анализе характера содержания и формы ответов проявились особенности воспринимаемого детьми эмоционального отношения к ним со стороны педагогов. На рис. 1 представлено количественное соотношение разных по эмоциональной направленности ответов. Положительно эмоционально окрашенные характеристики (например, «вежливый», «старательный»), отражающие положительно воспринимаемое детьми отношение педагогов, преобладали как в группе I (97,45%), так и в группе II (85,5%), но у одаренных встречались чаще (p = 0,005, χ2 — тест хи-квадрат). Отрицательное эмоциональное отношение, проявляющееся в отрицательных характеристиках («злой», «упрямый»), встречалось редко (0,85% группы I и 7,25% группы II).

Рис.1. Эмоциональная направленность предполагаемых одаренными старшими дошкольниками (группа I) и их сверстниками (группа II) характеристик со стороны педагогов

Заключение

Проведенное исследование показало, что в группе одаренных детей совокупный количественный диапазон предполагаемых ими характеристик со стороны педагогов шире, чем в группе сверстников с менее выраженными творческими способностями. Индивидуальные диапазоны характеристик отличались вариативностью: у одаренных колебались в пределах от 1 до 6, у их сверстников — от 1 до 3. Анализ содержательно-смыслового аспекта характеристик выявил их разнообразие: ответы детей отражали различные аспекты социально-личностного, физического, эмоционального развития дошкольников. Большая часть характеристик (около 2/3 ответов) в группе одаренных детей относилась к категориям «личностные качества, особенности характера» и «способности, умения». По направленности преобладали эмоционально положительные характеристики, свидетельствовавшие о положительно воспринимаемом отношении со стороны педагогов.

Перспективным направлением дальнейших исследований может быть сопоставительный анализ самохарактеристик детей с их предполагаемыми и реальными характеристиками со стороны педагогов.

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб: Речь, 2006. 320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
  3. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко М.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 50–59.
  4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 720 с.
  6. Митина Л.М. Введение // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО; Самара: Бахрах-М, 2022. С. 5–9.
  7. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе «учитель — одаренный ученик» // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества. Самара: Офорт; Самарская государственная областная академия (Наяновой), 2014. С. 199–214.
  8. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М.; СПб: Нестор-История, 2018. 456 с.
  9. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 7–21. doi:10.17759/bppe.2019160401
  10. Смирнова Е.О. Детская психология. 3-е изд. СПб: Питер, 2015. 304 с.
  11. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. 4-е изд. М.: Академия, 2017. 272 с.
  12. Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 97–105. doi:10.17759/bppe.2020170209 
  13. Щебланова Е.И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 23–38.
  14. Papadopoulos D. Psycho-Pedagogical and Educational Aspects of Gifted Students, Starting from the Preschool Age; How Can Their Needs Be Best Met? // Journal of Psychological Abnormalities. 2016. Vol. 5(2). doi:10.4172/2471-9900.1000153
  15. The social and emotional development of gifted children: what do we know? / M. Neihart, S. Pfeiffer, T.L. Cross (eds.). 2nd edition. Waco: Prufrock Press, 2015. 312 p.

Информация об авторах

Белова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6956-8214, e-mail: elenasbelova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0