Причины, профилактика и преодоление тревожности

6349

Аннотация

В статье рассматривается понятие тревожность, причины её возникновения, а так же возрастные особенности появления тревожности. Даётся развёрнутая характеристика понятия «тревожность». Рассматривается влияние тревожности на деятельность и поведение подростков. Представлены программы по психокоррекции и психопрофилактики тревожности с использованием комплексного подхода. Достаточно подробно рассматриваются программы психологического просвещения родителей и педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: возрастные пики тревожности, психологическое просвещение, психопрофилактика, психокоррекция, тревожность, подростковый возраст

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

Прежде всего изложим наше представление о природе и генезе тревожности, полученное в ходе длительного эмпирического изучения того, как она возникает, закрепляется, проявляется у детей и подростков.

Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность — устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональной аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер [7]. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Литература

  1. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  3. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
  4. Прихожан A. M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию
    у детей 10—12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 1995.
  5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986.
  6. Хелус 3. Понимаете ли Вы ученика? М., 1987.
  7. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1997.
  8. Phillips B. N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978.

Информация об авторах

Прихожан Анна Михайловна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия