Введение
Повышенная тревожность школьников — очень острая и актуальная проблема современности, которая требует особого внимания. Большое количество факторов в настоящее время способствуют формированию повышенной тревожности, например: семейное воспитание, личностные особенности, эмоциональный опыт, школьная среда [Бартош, 2024]. Не так давно появился термин «психологическая безопасность образовательной среды», который подразумевает создание безопасных условий труда и обучения субъектов образовательной среды. Уровень тревожности школьников зачастую зависит от атмосферы в школе и классе. Детская психика неустойчива к буллингу, дискриминации. Очень важно создать для ребенка необходимые условия обучения и взаимодействия в образовательной среде. Ощущение тревоги со временем переходит в устойчивое образование и становится свойством личности — тревожностью. Снижение уровня психологического и физического насилия становится приоритетом в создании комфортной, психологически безопасной образовательной среды. Обеспечение учителем необходимых условий для развития личности ребенка способствует получению опыта положительных эмоций, актуализации его резервных возможностей, повышению самооценки и уверенности в себе. Данная проблема широко исследуется в современном мире, однако развитие информационных технологий вносит свои коррективы в образовательный процесс, появляются новые факторы, способствующие снижению уровня психологической безопасности и повышению уровня тревожности школьников, поэтому данная проблема остается актуальной по сей день.
Обзор литературы
Организация исследования
Методы исследования
- Методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса направлена на оценку уровня тревожности и характера ее происхождения в рамках образовательной среды у обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Методика содержит восемь шкал, по каждой из которых в отдельности учитывается количество несовпадений. Факторы тревожности по методике Филлипса включают в себя общую тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с педагогами.
- «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А.М. Прихожан. Данная методика была разработана на основе «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Методика показывает уровень общей тревожности, школьной тревожности, самооценочной тревожности, межличностной тревожности, магической тревожности.
- Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)». Он разработан Г.С. Кожухарь и В.В. Ковровым для изучения психологической безопасности подростков в школьной среде. Опросник включает в себя ряд вопросов, направленных на выявление уровня комфортности и безопасности учащихся в школе, их отношения к учителям, одноклассникам, а также общей атмосферы в учебном заведении. Опросник ПБОС имеет три блока по шесть вопросов и шкалы: психологическая защищенность, психологическая комфортность, психологическая удовлетворенность образовательной средой.
- Вычисление статистического U-критерия Манна-Уитни для двух групп.
- Корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Эмпирическая база. Были взяты две группы обучающихся: мальчики и девочки, давшие добровольное и осознанное согласие на участие в исследовании.
Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет.
Исследование проводилось в апреле 2024 года.
Результаты исследования
Мы провели сравнительный анализ факторов тревожности по методике школьной тревожности Филлипса обучающихся двух групп.
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели уровня тревожности у девочек и мальчиков
|
Шкалы |
Среднее значение |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости, р |
|
|
Группа мальчиков |
Группа девочек |
|||
|
Общая тревожность в школе |
13,9±3,46 |
14,2±2,60 |
189 |
- |
|
Переживание социального стресса |
6,6±3,59 |
9±2,54 |
110 |
0,01 |
|
Фрустрация потребности в достижении успеха |
6,1±3,93 |
6,2±3,19 |
186,5 |
- |
|
Страх самовыражения |
3,5±2,32 |
3,2±2,01 |
181 |
- |
|
Страх ситуации проверки знаний |
3,5±1,76 |
3,3±1,98 |
195 |
- |
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3,3±1,44 |
3,9±1,71 |
147 |
- |
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
3±1,44 |
2,9±1,37 |
199 |
- |
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
4±1,90 |
4,2±1,92 |
197 |
- |
Как видно из табл. 1, существует достоверное различие по показателю «Переживание социального стресса». По остальным компонентам (общая тревожность в школе, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями) различий не обнаружено.
|
Шкалы |
Среднее значение |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости, р |
|
|
Группа мальчиков |
Группа девочек |
|||
|
Шкала личностной тревожности |
6,3±1,51 |
5,7±1,49 |
156 |
- |
|
Школьная |
6,5±1,14 |
6,9±1,03 |
159,5 |
- |
|
Самооценочная |
6,3±0,97 |
7±0,94 |
118,5 |
0,02 |
|
Межличностная |
5,2±1,39 |
4,8±1,49 |
165 |
- |
|
Магическая |
5,3±1,29 |
5,9±1,63 |
184 |
- |
Согласно показателям в табл. 2, существуют достоверные различия по показателю «Самооценочная тревожность». По остальным компонентам (шкала личностной тревожности, школьная тревожность, межличностная тревожность, магическая тревожность) различий не обнаружено.
В табл. 3 мы представили сравнительный анализ показателей психологической безопасности образовательной среды (опросник Г.С. Кожухарь и В.В. Коврова).
Таблица 3. Показатели психологической безопасности образовательной среды с точки зрения подростков у девочек и мальчиков
|
Шкалы |
Среднее значение |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости, р |
|
|
Группа мальчиков |
Группа девочек |
|||
|
Психологическая защищенность |
8,5±2,91 |
7,7±2,60 |
163,5 |
- |
|
Психологическая комфортность |
16,2±2,92 |
16,1±3,28 |
192,5 |
- |
|
Психологическая удовлетворенность образовательной средой |
19,2±2,03 |
19±2,77 |
199 |
- |
Как видно из табл. 3, достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды.
В табл. 4 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков.
Таблица 4. Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе мальчиков
|
Связанные пары показателей |
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости, р |
|
Школьная тревожность и психологическая защищенность |
-0,54 |
0,05 |
|
Межличностная тревожность и психологическая защищенность |
-0,48 |
0,05 |
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями и психологическая комфортность |
-0,67 |
0,01 |
|
Страх самовыражения и психологическая удовлетворенность образовательной средой |
-0,49 |
0,05 |
|
Самооценочная тревожность и психологическая удовлетворенность образовательной средой |
-0,48 |
0,05 |
Как видно из табл. 4, существует пять достоверных корреляционных связей в группе мальчиков:
- между школьной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,54 (р<0,05);
- между межличностной тревожностью и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05);
- между проблемами и страхами в отношениях с учителями и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,67 (р<0,01);
- между страхом самовыражения и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05);
- между самооценочной тревожностью и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,48 (р<0,05).
В табл. 5 мы представили значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек.
Таблица 5. Значимые корреляционные связи между тревожностью и ее факторами и психологической безопасностью в группе девочек
|
Связанные пары показателей |
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости, р |
|
Переживание социального стресса и психологическая защищенность |
-0,60 |
0,01 |
|
Самооценочная тревожность и психологическая комфортность |
-0,50 |
0,05 |
|
Переживание социального стресса и психологическая удовлетворенность образовательной средой |
-0,53 |
0,05 |
|
Страх проверки знаний и психологическая удовлетворенность образовательной средой |
-0,49 |
0,05 |
Как явствует из табл. 5, существует четыре достоверные корреляционные связи в группе девочек:
- между переживанием социального стресса и психологической защищенностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,60 (р<0,01);
- между самооценочной тревожностью и психологической комфортностью, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,50 (р<0,05);
- между переживанием социального стресса и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,53 (р<0,05);
- между страхом проверки знаний и психологической удовлетворенностью образовательной средой, отрицательная взаимосвязь, коэффициент корреляции равен -0,49 (р<0,05).
Обсуждение результатов
- Психологическое насилие, что включает в себя буллинг со стороны одноклассников или предвзятое отношение со стороны педагога (занижение оценок, унижение перед классом).
- Неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, а именно отсутствие дружеской коммуникации, которая приводит к формированию высокого уровня тревожности.
- Отсутствие референтной значимости образовательной среды [Дёмина, 2019].
А.Е. Попкова в своем исследовании делает вывод, что уровень личностной тревожности у подростков женского пола превышает уровень ситуативной тревоги, в то время как у подростков мужского пола наблюдается противоположная тенденция. Это указывает на то, что девочки склонны рассматривать множество обычных ситуаций как потенциально опасные, в то время как мальчики чаще переживают стресс, нервозность и волнение как эмоциональные реакции на стрессовые явления [Попкова, 2023].
Проблема школьной тревожности является актуальной во всем мире. Так, ученые турецкого университета описывают большую значимость образовательной среды в вопросе школьной тревожности. Крепкие дружеские связи, поддержка друзей и семьи в подростковом возрасте помогают учащимся социализироваться, раскрывать свои таланты, чувствовать себя защищено и уверенно. Также исследование показало, что уровень тревожности у подростков женского пола выше, чем у подростков мужского пола [Celikkaleli, 2022].
Обеспечение благоприятной образовательной среды для школьника — это основа его успешного развития. Взаимодействие с преподавателями и одноклассниками и образовательный процесс в целом должны проходить в комфортных условиях, способствующих раскрытию возможностей обучающихся. Постоянная тревога, испытываемая ребенком, со временем может перерасти в устойчивую черту характера — тревожность [Изотова, 2022]. Поэтому создание безопасной и комфортной атмосферы в образовательной среде, свободной от насилия, как физического, так и психологического, становится первостепенной задачей.
Заключение
За последние десять лет наблюдается повышенный интерес к исследованию тревожности у школьников. Это обусловлено тем, что повышенный уровень тревожности негативно сказывается на различных аспектах психического состояния детей, включая когнитивные функции, социальные взаимодействия, морально-волевые качества и эмоционально-аффективные реакции.
Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. У девочек преобладает корреляция между характеристиками социального стресса и удовлетворенностью образовательной средой, при этом с ростом социального стресса удовлетворенность образовательной средой и оценка безопасности снижаются. Для мальчиков преобладает корреляция между показателями проблем и страхов в отношениях с учителями и психологическим комфортом; чем более выражены проблемы и страхи в отношениях с учителями, тем ниже ощущение спокойствия и безопасности.
Перспективы исследования. Существенным становится создание системы психологической поддержки и педагогического сопровождения для обучающихся всех возрастных категорий. Ключевым аспектом в решении данной проблемы является не только коррекция тревожных состояний, но и предотвращение факторов, способствующих их возникновению. Учитывая, что проблема тревожности среди школьников имеет множество причин, система мер должна быть комплексной: включать изменения в государственной политике, оптимизацию работы образовательных учреждений, а также индивидуальные подходы к каждому ребенку и его семье. Таким образом, целенаправленный и многосторонний подход поможет создать более комфортные условия для эмоционального развития школьников. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, особенно важным является психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса для обеспечения должного уровня безопасности образовательной среды.