Физика. Тема «Мера и измерение времени»

399

Аннотация

Автор описывает свой опыт преподавания физики детям 12 лет. Основным содержанием занятий является сравнительный разбор двух способов измерения времени (в календаре и посредством часов). В ходе занятий дети получали обширные сведения из области истории, истории культуры, литературы и географии.

Общая информация

Ключевые слова: обучение физике, христианский календарь, измерение времени

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Сапрыкин Д.Л. Физика. Тема «Мера и измерение времени» // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 1.

Фрагмент статьи

Относительно названия и содержания наших занятий по физике следует сделать несколько предварительных замечаний, без которых наша работа рискует остаться непонятой.

Как сказано, наши занятия именуются физикой. Однако смысл, который мы придаем этому названию, не укладывается в рамки обычного понимания физики — как современной науки или же как обслуживающего ее учебного предмета. Наше видение шире. Отчасти наше называние восходит к античному смыслу слова jusiz, которое «подразумевает небо и землю, растения и животных, а также известным образом и человека. Это слово означает некоторую особую область сущего, которая у Аристотеля, как и в школе Платона, остается отграниченной, собственно говоря, от hqoz и logoz» [1, с. 30].

Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что традиционный научный и школьный предмет «Физика» имеет свою сложившуюся веками и в то же время весьма разумную логику усвоения, всякая попытка кардинального и необоснованного изменения которой выглядит весьма рискованной. Мы в своей работе далеки как от того, чтобы игнорировать эту логику, так и от того, чтобы произвольно менять ее. Наша цель иная — мы стремимся к тому, чтобы, осмысляя физику, определить ее место в нашем образовании.

Необычность нашего курса, как и его структура и содержание, определяется еще тремя дополнительными соображениями. Во-первых, это возраст детей (в среднем 12 лет), в таком возрасте физика в обычном смысле в качестве отдельного предмета традиционно не изучается (что имеет свои основания). Во-вторых, это тематический принцип организации образования, принятый в школе (при этом наибольшие затруднения возникают именно в дисциплинах естественного цикла). В-третьих, это общее понимание проблематичности естественнонаучного образования, как оно сложилось в наше время.

Литература

  1. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.,1991.
  2. Зелинский А. Н. Литургический круг христианского календаря // Календарь в культуре народов мира. М., 1993.
  3. Никулин Д. В. Основоположения новоевропейской рациональности и проблема времени // Исторические типы рациональности. Т.2. М.,1996.
  4. Георгиевский А. И. О церковном календаре. М.,1996.
  5. Православный месяцеслов. Церковный календарь на 1997-2006 гг. / Автор-составитель В. Губанов.
  6. Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,1991.
  7. Гайденко П. П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея // Исторические типы рациональности. Т.2. М.,1996.

Информация об авторах

Сапрыкин Д.Л., преподаватель негосударственной школы, РИСК, аспирант МФТИ

Метрики

Просмотров

Всего: 1079
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 399
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2